Автор: Ившина Елена Владимировна
Должность: учитель биологии и технологии
Учебное заведение: ННОУ Троицкая Православная школа
Населённый пункт: Москва, Троицк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Вышивка крестом. Иcпользование вышивки крестом в русском народном костюме.»
Раздел: полное образование
План-конспект открытого урока
по дисциплине «Технология»
в 5 классе
Троицкая православная школа, г. Троицк
на тему «Вышивка крестом. Иcпользование вышивки крестом в русском
народном костюме.»
Разработала:
____Ившина Елена Владимировна_учитель первой категории_____
Троицк - 2019
Тема урока
:
«Вышивка крестом. Иcпользование вышивки крестом в
русском народном костюме.»
1. Дата проведения – 01.04.2019 г.
2. Тип урока – Ознакомление с новым материалом. Практическая работа.
( Время урока урок спаренный 90 минут с переменой после первого урока и 2
физкульт минутками по одной на каждом из уроков)
3. Технология урока – сотрудничество и личностно-ориентированное обучение,
практическая работа.
4.
Цель
урока
–
ознакомить
детей
с
историей
вышивки,
технологией
выполнения простого шва крестиком и болгарским крестиком. Способствовать
развитию
познавательного
интереса
учащихся
к
истории
вышивки
разных
народов.
Воспитать
эстетический
вкус,
умение
применить
вышивку
в
современном интерьере, а так же внимательность и аккуратность.
5. Задачи –
а) дидактические: знакомство учащихся с основными приемами вышивки,
сформировать знания об использовании вышивки в быту в России.
б) развивающие: формирование и совершенствование навыков вышивки,
координацию движения рук, исполнительские умения;
в) воспитательные: формирование любви к одному из древнейших видов
искусства
-
вышивке,
усидчивость,
терпение,
аккуратность
в
выполнении
работы.
6.
Планируемые
образовательные
результаты
–
знание
истории
развития
вышивки
в
России
на
разных
этапах
развития
культуры,
как
используется
вышивка в украшении одежды, и в современном интерьере. Умение выполнять
простой
стежок,
читать
простые
схемы
для
вышивки
крестом,
умение
подбирать материалы и оборудование для вышивки.
7.
Основные
термины,
понятия
–
счетная
вышивка,
канва,
нитки
мулине,
пяльца, игла для вышивки, вышивальные ножницы, схема для вышивки.
8. Оборудование (перечень приборов, ТСО, наглядных пособий, раздаточного
материала и т.д.) –
1) Слайд- презентация по теме урока
2) Проектор, экран для демонстрации слайдов
3) Схемы вышивки для каждого ученика
4) Канва, нитки мулине, пяльца,игла для вышивки, вышивальные ножницы
5)Иллюстрации и готовые вышивки.
6 жетоны трех цветов красный, желтый, синий. ( для проведения голосования на
этапе рефлексии)
9. План урока:
а) организационный момент:
-Приветствие учащихся
- объявляется тема урока, его цель и основные задачи;
-Проверка готовности учащихся
б) основная часть:
Демонстрация Слайд-шоу по теме
Ребята, какие виды декоративно- прикладного творчества вам известны?
( Вышивка, вязание, резьба по дереву, аппликация, роспись, макраме)
Сегодня мы с вами познакомимся с одним из них. Сейчас вы послушаете
стихотворение и попробуете назвать, с каким именно.
Стежок, стежок, еще стежок
Что проще может быть,
Когда в кресте наискосок
Укладываешь нить.
Но расцветают под иглой
Волшебные цветы!
Секрет у чуда есть? Какой?
О нем расскажешь ты...
автор Евгения Краснова
- Какой же вид декоративно — прикладного искусства мы с вами будем
изучать сегодня на уроке?
Сегодня
мы
изучаем
новый
раздел
«
Вышивка
крестом».
Открываем
тетради и записываем тему урока .
Слайды 1,2,3,4,5,6.
Рассказ
с
демонстрацией
слайдов
об
истории
вышивки
крестом,
ее
применении в украшении одежды, ее месте в русской обрядовой культуре и
развитии этого искусства.
Физкульт минутка: проводит учитель
-Ребята, давайте все встанем
Бабочка
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавли-
вая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Мы отдохнули, ладитесь, пожалуйста и продолжим нашу тему.
- Ребята, давайте повторим правила ТБ при работе с иглой и ножницами
Работу выполнять только исправными инструментами
Передавать ножницы , держась за сомкнутые лезвия, кольцами от себя
Хранить ножницы на столе сомкнутыми лезвиями от работающего
Хранить иглы в игольнице
Шить с наперстком
Сломанные иглы сдать учителю.
- организация индивидуальной работы учеников:
Слайд 7 знакомство с техникой вышивки крестом. И оборудованием для
вышивки. Начинаем выполнять стежки после объяснения и просмотра слайдов.
Слайд 8 начало работы с вышивкой
- формулировки заданий ученикам на каждом этапе в соответствии со
слайдами
Слайд 9 Выполнение одиночных стежков
Слайд 10 Выполнение вышивки горизонтальными рядами
Слайд 11 Выполнение крестиков со смещением
Слайд 12 Вышивка вертикальных рядов
Слайд 13 Ознакомление с « Болгарским крестом. ( ребята этот шов не
выполняют
Самостоятельная работа с учебником Стр 151-153.
Самостоятельное выполнение образцов швов по 5 сантиметров каждого.
Перемена 10 мин
Продолжение 2 урок
Теоретическая часть урока:
Рассказ учителя
Сайд
14,15,
рассказывают
о
современном
состоянии
вышивки.
Программируемых вышивальных машинах.
Применение ручной работы для украшения интерьера дома. 8 мин
Физкульт минутка
Выполняем сидя
Глазки у ребят устали (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
- творческая работа: Подобрать из предложенных или составить свою
схему для выполнея вышивки крестом на последующих уроках;
-
самостоятельная
работа
учащихся
в
группах
знакомство
с
предложенными схемами и журналами «Вышивка»
- выступление групп по изученному материалу с предложением схем для
выполнения с обоснованием, почему они ее выбрали
в) заключительная часть урока ( подведение итогов)
Ребята,
с
каким
видом
декоративно
прикладного
искусства
мы
познакомились?
Где в жизни это может пригодиться?
Как вы оцениваете сегодняшний урок? На партах детей лежат жетоны трех
цветов: красный, - понравился у меня все получилось, желтый — понравился,
но очень трудно, Синий- не понравился очень тяжело
Слайд 16 Домашнее задание:
Подобрать схему для своей вышивки на следующем уроке.
По желанию составить кроссворд на тему «Вышивка»
Уборка рабочего места
- предполагаемые результаты выполнения этих заданий:
Ребята научатся вышивать прямыми стежками, простым крестом, рядами
со смещением и вертикальными рядами. Подбирать схемы для своей работы
исходя из сложности .Узнают историю вышивки как декоративно прикладного
искусства.
Могут научиться составлять схемы самостоятельно.
10. Список использованной литературы
-Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
организаций / Н.В. Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко.- М.: Вента-
Граф , 2015.
- Мария Диас. Золотая коллекция вышивки крестом. Бордюры и окантовки. 300
дизайнов/ Москва: Эксмо, 2019 год — 128 с.
- Мейхью Джейню Времена года вышивка крестом. Ниола 21 век, 2005 год , 128
с.
-Соцкова А. Вышиваем крестиком милых зверюшек. Клуб семейного досуга ,
2014 год, 48 с.