Напоминание

«Гигиена труда при обучении письму: современное состояние и ретроспектива»


Автор: Ившина Елена Владимировна
Должность: учитель биологии и технологии
Учебное заведение: ННОУ Троицкая Православная школа
Населённый пункт: Москва, Троицк
Наименование материала: Проект по биологии
Тема: «Гигиена труда при обучении письму: современное состояние и ретроспектива»
Раздел: полное образование





Назад




Проектная работа

Тема «Гигиена труда при обучении

письму: современное состояние и

ретроспектива»

Тематика: Анатомия, физиология и гигиена человека

Авторы: Пачина Элина, Пачина Виктория

Класс: 8 Б

Руководитель: Учитель биологии 1 категории

Ившина Елена Владимировна

Учреждение: ННОУ Троицкая Православная школа

Год: 2018 год

Содержание работы:

В

творческой

работе

по

Анатомии,

физиологии

и

гигиене

человека

на

тему

"Гигиена

труда

при

обучении

письму:

современное

состояние

и

ретроспектива"

раскрыта

тема

охраны

здоровья

при

обучении

письму,

краткая

история

р а з в и т и я

п и с ь м е н н о с т и ,

р а з в и т и я

п и с ь м е н н ы х

принадлежностей,

а

так

же

собраны

примеры

тетрадей,

прописей учителей школы, в которой обучаются авторы.

Обоснование проекта

Данная тема выбрана в связи со снижением интереса школьников к

письму, ухудшением зрения и осанки среди школьников.

Актуальность

Проблема защиты здоровья школьников - это приоритетное направление

развития образования.

Одной из задач курса «Анатомии, физиологии и гигиены человека» в 8

классе является формирование навыков и культуры заботы о здоровье.

Цели

- Обратить внимание школьников на правила гигиены при письме.

- Заинтересовать учеников вырабатывать и поддерживать красивый

почерк через демонстрацию тетрадей их учителей, работающих в

настоящее время в нашей школе.

Задачи

- Собрать историческую справку о возникновении письменности;

- Собрать тетради школьных лет учителей нашей школы;

- Ознакомиться с нормами и требованиями к освещению и мебели для

школьников;

- Ознакомиться с нормами Сан Пин по правилам расположения тела

при письме;

- Изучить закономерности связи почерка и характера человека;

- Организовать выставку из собранного материала;

- Провести экскурсию для учеников 5-6 классов.

Содержание проекта:

1. Возникновение письменности ( Шумер, Древний Египет, Южная

Америка, Финикия, Древняя Греция ).

2. Чем и на чем писали (Древний Китай, Древняя Русь).

3. Создание старославянской азбуки, разработка кириллицы.

4. Распространение письменности на Руси.

5. Краткая история развития письменных принадлежностей с 12 века и

до наших дней (гусиное перо, чернильная ручка, шариковая ручка).

6. Правила гигиены при письме

- как правильно сидеть и почему;

- освещенность;

- гигиенические нормы школьной мебели.

7. Демонстрация школьных и студенческих тетрадей, собранных у

учителей нашей школы.

8. Выводы.

Считается, что письменность

появилась в конце IV тысячелетия

до н.э. в Шумере. Шумеры писали

на глиняных дощечках

деревянными палочками. Такое

письмо называлось клинописью.

Возникновение письменности ШУМЕР

рисунок

пиктограмма

клинописный знак

Немногим

позже

письмо

стали

использовать египтяне. Загадочные

з н а к и ,

п о к р ы в а ю щ и е

с т е н ы

египетских

храмов,

г р о б н и ц ,

саркофагов

это

«священные

письма» - иероглифы.

Возникновение письменности ЕГИПЕТ

Развитие письменности происходило по

следующей схеме: в начале смысл

определенных понятий или процессов

передавался с помощью рисунка, потом

появились иероглифы

В

египетском

алфавите

было

более

700

иероглифов.

В

текстах

слова

не

отделялись

друг от друга, а потому начало

новой

фразы

писали

красной

краской. В Древнем Египте для

письма

использовали

папирус,

позднее - пергамент

Узелковое письмо.

Индейцы

Южной

Америки

придумали

узелковое

письмо.

Они брали толстую веревку, к ней

п р и в я з ы в а л и

к а к

б а х р о м у,

тоненькие

разноцветные

шнурки

разной длины. Каждый узелок или

узел имел свой цвет:

● -

смерть

● -

война

● -

хлеб

Прочитать это письмо было нелегко.

Южная Америка

Китайским иероглифам уже более 3 тысяч лет. Первые надписи

китайскими иероглифами были сделаны на костях животных ещё

в

эпоху

Шан,

до

появления

бумаги.

Т.е.

надписи

на

костях

являются самыми древними памятниками письменности в мире.

Кости использовали от ритуальных животных, в основном это был

крупный рогатый скот.

Финикия

В I тысячелетии до н.э. финикийцы

придумали алфавит.

Согласных звуков – 22. Гласных звуков

не

было.

Строчки

писали

не

слева

направо,

а

справа

налево,

Буквы

расставляли

в

определённом

порядке.

Первая буква «алеф» - голова,

вторая

«бет» - дом.

В

8

веке

до

н.

э.

греки

позаимствовали

финикийский

алфавит.

Впервые

в

истории

г р е к и

с т а л и

о б о з н а ч а т ь

буквами

гласные

звуки.

Это

позволило Грекам более точно

передавать звуковую речь при

письме.

Греческий алфавит состоит из

24 букв.

Слово «алфавит» происходит

от

греческих

букв

«альфа»

и

«бета».

Древняя Греция

Древний Китай

В Китае записи сначала делались на бамбуке, затем

для письма изобрели бумагу. Тонкой кисточкой или

палочкой наносили иероглифы сверху вниз.

Задолго до появления бумаги на территории Древней Руси XI-

XV веков использовали берестяные грамоты - письма и записи на

коре

берёзы

(бересте).

Буквы

на

бересте

выдавливали

заостренным инструментом (из кости, металла или дерева). В

Древней Руси его называли «ПИСАЛО».

Древняя Русь

Берестяные грамоты.

Годами

ученые

искали

письмена,

оставленные

нам

в

наследство

нашими предками.

В 1956 году в Новгороде были найдены первые берестяные грамоты,

которые явились ценным свидетельством далёкой эпохи.

Древняя Русь

Кирилл и Мефодий

Старославянская

азбука

была

со ставлена

ученым

Кириллом

и

его

братом

Мефодием.

Это

славянская азбука, в ней 43

буквы, (19 гласных). Каждая

и м е е т

с в о ё

н а з в а н и е ,

похожее на обычные слова:

А - аз, Б – буки, В - веди, Г –

глаголь,

Д

добро,

Ж

живете,

З

-

земля

и

так

д а л е е .

А з бу ка

с а м о

название

образовано

от

названия двух первых букв.

Алфавит.

Юго-Восточная Европа

Кириллица

На

Руси

кириллица

получила

р а с п р о с т р а н е н и е

п о с л е

принятия христианства (988г.)

Славянский

алфавит

оказался

прекрасно приспособленным к

т оч н о й

п е р е д ач е

з в у ко в

древнерусского

языка.

Эта

азбука

положена

в

основу

нашего алфавита.

Древняя Русь

Распространение письменности на Руси

В Древней Руси почитали грамоту и книги. Учёные-историки и

археологи считают, что общее количество рукописных книг до XIV

века

было

примерно

100

тысяч

экземпляров.

После

принятия

христианства

на

Руси

в

988

году

письменность

начала

распространяться быстрее.

Богослужебные книги были переведены

на

старославянский

язык.

Русские

переписчики

переписывали

эти

книги,

добавляя

в

них

черты

родного

языка.

Так

постепенно

создавался

древнерусский

литературный

язык,

появились

произведения древнерусских авторов.

Уже начиная с VII века для

письма

применяли

гусиное

перо. Для того, чтобы перо было

готово

к

использованию,

его

нужно тонко заточить.

Хорошее

перо

считалось

ц е н н ы м

п од а р ко м .

Г ё т е ,

известный

немецкий

поэт,

при

сла л

в

подарок

П у ш к и н у

прекрасно

отточенное

перо

в

богатом футляре. Оно и сейчас

хранится в музее-квартире поэта

в

Санкт-Петербурге.

Минусом

перьев

было

то,

что

о н и

скрипели.

Чем писали?

В старину учились дети,

их учил церковный дьяк,

приходили на рассвете

и твердили буквы так:

А и Б - Аз и Буки,

В как Веди, Г - Глаголь.

И учитель для науки

по субботам их порол.

Вот какой чудной вначале

наша грамота была.

Вот каким пером писали -

из гусиного пера.

Потом

стали

п и с ат ь

перьевыми

р у ч к а м и .

Перьевая

ручка

это

ручка

с

металлической

пластинкой-пером.

Перо

основной

элемент

пишущего узла перьевых

ручек, потому что у пера

есть

прорезь,по

которой

чернила поступают к его

к о н ч и к у ,

а

з а т е м

переносятся на бумагу.

Еще в гробнице египетского фараона

Тутанхамона

археологи

нашли

заостренную

медную

проволочку,

в н у т р и

к о т о р о й

н а х о д и л а с ь

тростинка.

В

нее

наливали

темную

жидкость — чернила.

Современная

перьевая

ручка

обычно

состоит

из

корпуса

с

заправочным

м ех а н и з м о м ,

ё м к о с т и

д л я

ч е р н и л ,

и

раздвоенного пера.

Шариковая ручка -

разновидность ручки (авторучки),

при письме которой чернила переносятся из резервуара

на

бумагу

вращающимся

шариком.

Принцип

действия

ручки был запатентован 30 октября 1888 года в США

Джоном Лаудом.

Современная

шариковая

ручка

изобретена

венгерским

журналистом

Ласло

Биро

в

1931

году.

Первые

шариковые ручки производились по заказу Королевских

военно-воздушных

сил

Великобритании,

поскольку

обычные перьевые авторучки протекали в самолётах от

снижения атмосферного давления при наборе высоты.

До

середины

70-х

годов

в

советских

школах

преподавали

чистописание.

До

1968

года

школьников

учили

писать

пером,

а

после

перо

заменяли

шариковой

ручкой.

Красивый

почерк

зависит не только от ученика, но и от

ручки,

которой

он

пишет.

Писать

красиво

шариковыми

ручками

очень

трудно, они быстро скользят. Хуже всего

гелиевые ручки, которые еще и портят

почерк.

Пером

трудно

писать

быстро,

но

проще

писать

красиво — перо дает время вывести букву. Некоторое

время в советских школах ученикам младших классов

не

разрешали

пользоваться

шариковыми

ручками,

считая,

что

с

ними

невозможно

выработать

правильный и красивый почерк (первые шариковые

ручки писали заметно хуже перьевых чернильных). С

улучшением качества шариковых ручек этого запрета

постепенно не стало.

Психологи утверждают, что по почерку

можно определить характер человека.

Например, если у Вас мелкий или

округлый почерк, то Вы очень хотите

обратить на себя внимание.

Круглый

почерк

пок азатель

самонадеянности, непринужденности в

общении, энергичности и честолюбия.

М е л к и й

п о ч е р к

г о в о р и т

о

сдержанности,

расчетливости

его

обладателя, а сжатое написание букв

у к а з ы в а ет

н а

б е р е ж л и в о с т ь

и

осмотрительность.

В

беглом

и

размашистом

почерке

проявляются

п р ед п р и и м ч и во с т ь ,

а к т и в н о с т ь ,

с п о с о б н о с т ь

л е г к о

о р и е н т и р о ват ь с я

в

н е з н а к о м о й

обстановке.

Если у Вас разборчивый, ясный и

аккуратный

почерк,

то

Вы

человек

уравновешенный,

с

постоянными

взглядами и привязанностями.

Как правильно сидеть за столом

У ребенка, который неправильно

сидит за столом нарушается

осанка и развивается

искривление позвоночника,

быстро устают мышцы и

появляются дискомфорт и боль

в позвоночнике.

ПРАВИЛО «ТРЕХ УГЛОВ»:

колени под столом образуют

один прямой угол, линия бедер и

спина - второй, а руки, согнутые

в локтевом суставе - третий.

Высоту стула необходимо

отрегулировать так, чтобы

сиденье приходилось на

уровень коленных складок.

1.Выполнение домашних заданий должно проходить в

специально оборудованном месте.

2.Свет должен падать с левой стороны.

3.Источник света должен освещать только рабочую поверхность,

а абажур должен скрывать от глаз нить накаливания.

4.Мощность лампочки в лампе должна быть не менее 60 ватт.

5.Расстояние от глаз до книги должно быть 40 см.

Правила гигиены при

выполнении домашних

заданий

Демонстрация школьных и студенческих тетрадей, собранных у учителей нашей школы.

Рассказ об экспонатах выставки вызвал

большой интерес у слушателей

В

ыставка школьных тетрадей

учителей нашей школы.

Выводы

В ходе выполнения проекта мы установили:

1. Имеется связь между правилами охраны труда и качеством

здоровья учеников.

2. При проведении экскурсии для учеников 5-6 классов большой

интерес вызвали тетради учителей.

Тем самым мы постарались повысить мотивацию учащихся к

каллиграфии, хорошей учебе и, в частности, к аккуратному письму.

Особый интерес вызвали тетради из архива нашего учителя

Ившиной Е.В 1965 года

3. В качестве рекомендации мы бы сказали, что не во всех классах

нашей школы высота парт соответствует возрастным особенностям

учеников. ( Каб ГПД)

и могли бы рекомендовать поставить парты с наклонной

поверхностью в начальной школе.

.



В раздел образования