Автор: Ившина Елена Владимировна
Должность: учитель биологии и технологии
Учебное заведение: ННОУ Троицкая Православная школа
Населённый пункт: Москва, Троицк
Наименование материала: Проект по биологии
Тема: «Гигиена труда при обучении письму: современное состояние и ретроспектива»
Раздел: полное образование
Проектная работа
Тема «Гигиена труда при обучении
письму: современное состояние и
ретроспектива»
Тематика: Анатомия, физиология и гигиена человека
Авторы: Пачина Элина, Пачина Виктория
Класс: 8 Б
Руководитель: Учитель биологии 1 категории
Ившина Елена Владимировна
Учреждение: ННОУ Троицкая Православная школа
Год: 2018 год
Содержание работы:
В
творческой
работе
по
Анатомии,
физиологии
и
гигиене
человека
на
тему
"Гигиена
труда
при
обучении
письму:
современное
состояние
и
ретроспектива"
раскрыта
тема
охраны
здоровья
при
обучении
письму,
краткая
история
р а з в и т и я
п и с ь м е н н о с т и ,
р а з в и т и я
п и с ь м е н н ы х
принадлежностей,
а
так
же
собраны
примеры
тетрадей,
прописей учителей школы, в которой обучаются авторы.
Обоснование проекта
Данная тема выбрана в связи со снижением интереса школьников к
письму, ухудшением зрения и осанки среди школьников.
Актуальность
Проблема защиты здоровья школьников - это приоритетное направление
развития образования.
Одной из задач курса «Анатомии, физиологии и гигиены человека» в 8
классе является формирование навыков и культуры заботы о здоровье.
Цели
- Обратить внимание школьников на правила гигиены при письме.
- Заинтересовать учеников вырабатывать и поддерживать красивый
почерк через демонстрацию тетрадей их учителей, работающих в
настоящее время в нашей школе.
Задачи
- Собрать историческую справку о возникновении письменности;
- Собрать тетради школьных лет учителей нашей школы;
- Ознакомиться с нормами и требованиями к освещению и мебели для
школьников;
- Ознакомиться с нормами Сан Пин по правилам расположения тела
при письме;
- Изучить закономерности связи почерка и характера человека;
- Организовать выставку из собранного материала;
- Провести экскурсию для учеников 5-6 классов.
Содержание проекта:
1. Возникновение письменности ( Шумер, Древний Египет, Южная
Америка, Финикия, Древняя Греция ).
2. Чем и на чем писали (Древний Китай, Древняя Русь).
3. Создание старославянской азбуки, разработка кириллицы.
4. Распространение письменности на Руси.
5. Краткая история развития письменных принадлежностей с 12 века и
до наших дней (гусиное перо, чернильная ручка, шариковая ручка).
6. Правила гигиены при письме
- как правильно сидеть и почему;
- освещенность;
- гигиенические нормы школьной мебели.
7. Демонстрация школьных и студенческих тетрадей, собранных у
учителей нашей школы.
8. Выводы.
Считается, что письменность
появилась в конце IV тысячелетия
до н.э. в Шумере. Шумеры писали
на глиняных дощечках
деревянными палочками. Такое
письмо называлось клинописью.
Возникновение письменности ШУМЕР
рисунок
пиктограмма
клинописный знак
Немногим
позже
письмо
стали
использовать египтяне. Загадочные
з н а к и ,
п о к р ы в а ю щ и е
с т е н ы
египетских
храмов,
г р о б н и ц ,
саркофагов
–
это
«священные
письма» - иероглифы.
Возникновение письменности ЕГИПЕТ
Развитие письменности происходило по
следующей схеме: в начале смысл
определенных понятий или процессов
передавался с помощью рисунка, потом
появились иероглифы
В
египетском
алфавите
было
более
700
иероглифов.
В
текстах
слова
не
отделялись
друг от друга, а потому начало
новой
фразы
писали
красной
краской. В Древнем Египте для
письма
использовали
папирус,
позднее - пергамент
Узелковое письмо.
Индейцы
Южной
Америки
придумали
узелковое
письмо.
Они брали толстую веревку, к ней
п р и в я з ы в а л и
к а к
б а х р о м у,
тоненькие
разноцветные
шнурки
разной длины. Каждый узелок или
узел имел свой цвет:
● -
смерть
● -
война
● -
хлеб
Прочитать это письмо было нелегко.
Южная Америка
Китайским иероглифам уже более 3 тысяч лет. Первые надписи
китайскими иероглифами были сделаны на костях животных ещё
в
эпоху
Шан,
до
появления
бумаги.
Т.е.
надписи
на
костях
являются самыми древними памятниками письменности в мире.
Кости использовали от ритуальных животных, в основном это был
крупный рогатый скот.
Финикия
В I тысячелетии до н.э. финикийцы
придумали алфавит.
Согласных звуков – 22. Гласных звуков
не
было.
Строчки
писали
не
слева
направо,
а
справа
налево,
Буквы
расставляли
в
определённом
порядке.
Первая буква «алеф» - голова,
вторая
«бет» - дом.
В
8
веке
до
н.
э.
греки
позаимствовали
финикийский
алфавит.
Впервые
в
истории
г р е к и
с т а л и
о б о з н а ч а т ь
буквами
гласные
звуки.
Это
позволило Грекам более точно
передавать звуковую речь при
письме.
Греческий алфавит состоит из
24 букв.
Слово «алфавит» происходит
от
греческих
букв
«альфа»
и
«бета».
Древняя Греция
Древний Китай
В Китае записи сначала делались на бамбуке, затем
для письма изобрели бумагу. Тонкой кисточкой или
палочкой наносили иероглифы сверху вниз.
Задолго до появления бумаги на территории Древней Руси XI-
XV веков использовали берестяные грамоты - письма и записи на
коре
берёзы
(бересте).
Буквы
на
бересте
выдавливали
заостренным инструментом (из кости, металла или дерева). В
Древней Руси его называли «ПИСАЛО».
Древняя Русь
Берестяные грамоты.
Годами
ученые
искали
письмена,
оставленные
нам
в
наследство
нашими предками.
В 1956 году в Новгороде были найдены первые берестяные грамоты,
которые явились ценным свидетельством далёкой эпохи.
Древняя Русь
Кирилл и Мефодий
Старославянская
азбука
была
со ставлена
ученым
Кириллом
и
его
братом
Мефодием.
Это
славянская азбука, в ней 43
буквы, (19 гласных). Каждая
и м е е т
с в о ё
н а з в а н и е ,
похожее на обычные слова:
А - аз, Б – буки, В - веди, Г –
глаголь,
Д
–
добро,
Ж
–
живете,
З
-
земля
и
так
д а л е е .
А з бу ка
–
с а м о
название
образовано
от
названия двух первых букв.
Алфавит.
Юго-Восточная Европа
Кириллица
На
Руси
кириллица
получила
р а с п р о с т р а н е н и е
п о с л е
принятия христианства (988г.)
Славянский
алфавит
оказался
прекрасно приспособленным к
т оч н о й
п е р е д ач е
з в у ко в
древнерусского
языка.
Эта
азбука
положена
в
основу
нашего алфавита.
Древняя Русь
Распространение письменности на Руси
В Древней Руси почитали грамоту и книги. Учёные-историки и
археологи считают, что общее количество рукописных книг до XIV
века
было
примерно
100
тысяч
экземпляров.
После
принятия
христианства
на
Руси
–
в
988
году
–
письменность
начала
распространяться быстрее.
Богослужебные книги были переведены
на
старославянский
язык.
Русские
переписчики
переписывали
эти
книги,
добавляя
в
них
черты
родного
языка.
Так
постепенно
создавался
древнерусский
литературный
язык,
появились
произведения древнерусских авторов.
Уже начиная с VII века для
письма
применяли
гусиное
перо. Для того, чтобы перо было
готово
к
использованию,
его
нужно тонко заточить.
Хорошее
перо
считалось
ц е н н ы м
п од а р ко м .
Г ё т е ,
известный
немецкий
поэт,
при
сла л
в
подарок
П у ш к и н у
прекрасно
отточенное
перо
в
богатом футляре. Оно и сейчас
хранится в музее-квартире поэта
в
Санкт-Петербурге.
Минусом
перьев
было
то,
что
о н и
скрипели.
Чем писали?
В старину учились дети,
их учил церковный дьяк,
приходили на рассвете
и твердили буквы так:
А и Б - Аз и Буки,
В как Веди, Г - Глаголь.
И учитель для науки
по субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
наша грамота была.
Вот каким пером писали -
из гусиного пера.
Потом
стали
п и с ат ь
перьевыми
р у ч к а м и .
Перьевая
ручка
—
это
ручка
с
металлической
пластинкой-пером.
Перо
—
основной
элемент
пишущего узла перьевых
ручек, потому что у пера
есть
прорезь,по
которой
чернила поступают к его
к о н ч и к у ,
а
з а т е м
переносятся на бумагу.
Еще в гробнице египетского фараона
Тутанхамона
археологи
нашли
заостренную
медную
проволочку,
в н у т р и
к о т о р о й
н а х о д и л а с ь
тростинка.
В
нее
наливали
темную
жидкость — чернила.
Современная
перьевая
ручка
обычно
состоит
из
корпуса
с
заправочным
м ех а н и з м о м ,
ё м к о с т и
д л я
ч е р н и л ,
и
раздвоенного пера.
Шариковая ручка -
разновидность ручки (авторучки),
при письме которой чернила переносятся из резервуара
на
бумагу
вращающимся
шариком.
Принцип
действия
ручки был запатентован 30 октября 1888 года в США
Джоном Лаудом.
Современная
шариковая
ручка
изобретена
венгерским
журналистом
Ласло
Биро
в
1931
году.
Первые
шариковые ручки производились по заказу Королевских
военно-воздушных
сил
Великобритании,
поскольку
обычные перьевые авторучки протекали в самолётах от
снижения атмосферного давления при наборе высоты.
До
середины
70-х
годов
в
советских
школах
преподавали
чистописание.
До
1968
года
школьников
учили
писать
пером,
а
после
—
перо
заменяли
шариковой
ручкой.
Красивый
почерк
зависит не только от ученика, но и от
ручки,
которой
он
пишет.
Писать
красиво
шариковыми
ручками
очень
трудно, они быстро скользят. Хуже всего
гелиевые ручки, которые еще и портят
почерк.
Пером
трудно
писать
быстро,
но
проще
писать
красиво — перо дает время вывести букву. Некоторое
время в советских школах ученикам младших классов
не
разрешали
пользоваться
шариковыми
ручками,
считая,
что
с
ними
невозможно
выработать
правильный и красивый почерк (первые шариковые
ручки писали заметно хуже перьевых чернильных). С
улучшением качества шариковых ручек этого запрета
постепенно не стало.
Психологи утверждают, что по почерку
можно определить характер человека.
Например, если у Вас мелкий или
округлый почерк, то Вы очень хотите
обратить на себя внимание.
Круглый
почерк
—
пок азатель
самонадеянности, непринужденности в
общении, энергичности и честолюбия.
М е л к и й
п о ч е р к
г о в о р и т
о
сдержанности,
расчетливости
его
обладателя, а сжатое написание букв
у к а з ы в а ет
н а
б е р е ж л и в о с т ь
и
осмотрительность.
В
беглом
и
размашистом
почерке
проявляются
п р ед п р и и м ч и во с т ь ,
а к т и в н о с т ь ,
с п о с о б н о с т ь
л е г к о
о р и е н т и р о ват ь с я
в
н е з н а к о м о й
обстановке.
Если у Вас разборчивый, ясный и
аккуратный
почерк,
то
Вы
человек
уравновешенный,
с
постоянными
взглядами и привязанностями.
Как правильно сидеть за столом
У ребенка, который неправильно
сидит за столом нарушается
осанка и развивается
искривление позвоночника,
быстро устают мышцы и
появляются дискомфорт и боль
в позвоночнике.
ПРАВИЛО «ТРЕХ УГЛОВ»:
колени под столом образуют
один прямой угол, линия бедер и
спина - второй, а руки, согнутые
в локтевом суставе - третий.
Высоту стула необходимо
отрегулировать так, чтобы
сиденье приходилось на
уровень коленных складок.
1.Выполнение домашних заданий должно проходить в
специально оборудованном месте.
2.Свет должен падать с левой стороны.
3.Источник света должен освещать только рабочую поверхность,
а абажур должен скрывать от глаз нить накаливания.
4.Мощность лампочки в лампе должна быть не менее 60 ватт.
5.Расстояние от глаз до книги должно быть 40 см.
Правила гигиены при
выполнении домашних
заданий
Демонстрация школьных и студенческих тетрадей, собранных у учителей нашей школы.
Рассказ об экспонатах выставки вызвал
большой интерес у слушателей
В
ыставка школьных тетрадей
учителей нашей школы.
Выводы
В ходе выполнения проекта мы установили:
1. Имеется связь между правилами охраны труда и качеством
здоровья учеников.
2. При проведении экскурсии для учеников 5-6 классов большой
интерес вызвали тетради учителей.
Тем самым мы постарались повысить мотивацию учащихся к
каллиграфии, хорошей учебе и, в частности, к аккуратному письму.
Особый интерес вызвали тетради из архива нашего учителя
Ившиной Е.В 1965 года
3. В качестве рекомендации мы бы сказали, что не во всех классах
нашей школы высота парт соответствует возрастным особенностям
учеников. ( Каб ГПД)
и могли бы рекомендовать поставить парты с наклонной
поверхностью в начальной школе.
.