Автор: Кочеткова Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 1 "Мечта" г. Ртищево Саратовской области"
Населённый пункт: Ртищево Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Занятие по развитию речи в младшей группе тема «Играем пальчиками и развиваем речь».
Раздел: дошкольное образование
Занятие по развитию речи в младшей группе
тема «Играем пальчиками и развиваем речь».
Цель:
Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи,
способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-
пространственное восприятие, воображение; закрепить четкое произношение звуков «ж»,
«х», «т» с помощью чистоговорок.
Материал к занятию:
Настольно-плоскостной театр: домик, дедушка, бабушка,
внучек, внучка; разноцветные палочки (по 4 каждому ребёнку); «картинки-говорилки» для
фланелеграфа.
Ход занятия:
Эмоциональный настрой «Тучка и солнышко».
- Тучки прибежали, (кулачками стучим друг о друга)
Солнышко прогнали,
Солнышко проснулось, (расправили пальцы кисти рук)
Ребяткам улыбнулось.
Дети садятся полукругом на стульчики, перед ними стол с настольно-плоскостным
театром (домик, бабушка, дедушка, внучек и внучек).
Воспитатель начинает занятие:
— Ребята, сейчас я вам покажу и расскажу сказку, а вы будете мне помогать, потому что
некоторые стихотворения и «говорилки» из этой сказки вам знакомы.
«Однажды, Маша и Петя пошли в гости к своим бабушке и дедушке. Они постучали в
дверь. Бабушка и дедушка были уже старенькие и плохо слышали, и плохо видели.
Внучата постучали ещё раз. Бабушка с дедушкой посмотрели в окошечко и никак не могли
разглядеть, кто же там стучится к ним».
— Ребята, что надо сделать бабушке и дедушке, чтобы разглядеть своих внучаток?
Ответы детей: «Надеть очки».
— Конечно же, им нужны очки. А давайте мы с вами тоже поможем бабушке и дедушке
разглядеть своих внучат. Мы представим, что мы бабушки и дедушки. Ну-ка покажите,
какие у вас очки.
Дети рассказывают и с помощью пальцев рук показывают «очки».
«Бабушка и дедушка очки надели и внучаток разглядели».
/Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки
подносят к глазам./
— Молодцы дети! А теперь слушайте сказку дальше.
«Внучата, Петя и Маша, попросили у дедушки лодку, чтобы покататься по речке. А
лодочка была вот такая».
Воспитатель показывает лодочку из ладошек: обе ладошки поставлены на ребро, большие
пальцы прижаты к ладоням.
— Малыши, покажите свои лодочки. Дети показывают и рассказывают, а в конце
изображают колечки с помощью соединения большого и указательного пальцев правой и
левой руки.
«Лодка»
Маленькая лодочка по волнам плывет,
Маленькая лодочка малышей везет
— Слушайте сказку дальше, малыши.
«А ещё решили Маша и Петя приделать к лодке флажок. Вот такой». Показывает
воспитатель: четыре пальца вместе, а большой опущен вниз, тыльная сторона ладони к
себе.
— А теперь и вы приделайте к своим лодкам флажки.
«Флажок»
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
— Сказка продолжается.
«Приплыли ребята на лодке к берегу и вышли погулять на полянку. А на полянке гуляла
козочка, да не простая, а коза-дереза».
— Давайте покажем её.
Дети вместе с воспитателем с помощью пальцев рук показывают козу: указательный и
мизинец выставлены вперёд, средний и безымянный прижаты к ладони и охвачены
большим.
«Коза»
Идёт коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашу не ест,
Молоко не пьёт?
Забодаю, забодаю…
— Малыши, а давайте-ка отдохнём и поиграем. Вставайте друг за другом. Воспитатель
встаёт первой, а за ней все дети, проводится физкультминутка.
Физкультминутка «По кочкам…»
По кочкам, по кочкам,
(прыжки с поочерёдным выбрасыванием вперёд то правой, то левой ноги)
В ямку – бух! Раздавили сорок мух!!!
(присесть и сказать)
Воспитатель приглашает детей к себе, в руках держит палочки.
— Посмотрите, малыши, какие у меня красивые, разноцветные палочки. Сейчас я вам
тоже дам несколько штук, и мы вспомним, как мы выкладывали из них фигуры.
Воспитатель разделяет по 4 палочки каждому. Спрашивает у детей, сколько палочек у них
в руке. Выслушать индивидуальные ответы детей. Предложить вспомнить стишок про
квадрат и выложить его.
«Квадрат»
(дети выкладывают на коврике)
Четыре палочки сложу
И вот квадратик получу.
— Молодцы, ребятки, а сейчас идите-ка ко мне. Здесь нас ждут картинки-говорилки. Дети
идут за воспитателем к мольберту. Встают полукругом. Воспитатель показывает
поочерёдно на картинки и предлагает вспомнить про них говорилки-чистоговорки.
«Ёж»
Жа-жа-жа – в лесу видели ежа.
Жу-жу-жу – молока дадим ежу.
«Петух»
Ха-ха-ха – не поймать нам петуха.
«Котик»
Та-та-та – хвост пушистый у кота.
Воспитатель в случае затруднений помогает детям вспомнить говорилки, напоминая им
первые слоги.
— Молодцы, малыши, вы хорошо позанимались. Язычок ваш сегодня много говорил. А
теперь можете пойти поиграть со своими игрушками.