Автор: Кротова Ольга Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦТР "Октябрьский"
Населённый пункт: УР, город Ижевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музыкально-театральная постановка "Мы военные"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования Центр творческого развития «Октябрьский»
Музыкально-театральная постановка
«Мы военные»
(по стихам Самуила Яковлевича Маршака)
Авторы:
Кротова О.Е.
педагог дополнительного образования по актерскому мастерству,
Гражданкина М.Б.
педагог дополнительного образования по вокалу,
Беляева И.А., Автор идеи, педагог группы
Чайникова Лариса Александровна, заместитель директора по УВР
Ижевск, 2019
Пояснительная записка
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
Пусть в сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина.
В. А. Сухомлинский
С чего начинается Родина?
С этих замечательных слов началась музыкальная постановка, которую подготовили дети
дошкольного возраста, обучающиеся подготовительной группы Музыкального театра- студии
«Камертон» Центра творческого развития «Октябрьский».
Когда - то эти замечательные стихи М. Матусовского знали все от мала до велика, и нас
переполняла гордость за свою страну, свою Родину. Но старые ценности и традиции разрушены, а
новые - не сформированы. Современное поколение дошкольников – это дети родителей, которые
выросли в эпоху нравственного кризиса, наиболее уязвимыми оказались такие сферы, как
культура, патриотизм, духовность.
Невозможно вырастить настоящего человека (_гражданина и патриота) без этих качеств.
Любовь к большому надо прививать с малого –«с той песни, что пела нам мать», «с картинки в
твоем букваре», «с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе», «и с клятвы
которую в юности ты ей (Родине) в своем сердце принес». Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему
человечеству.
И здесь очевидны огромные возможности музыкально-театральной деятельности, которая
позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных
примерах. Вовлекая детей в коллективную творческую деятельность через поэзию, музыку,
хореографию, мы можем влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления,
суждения, отношения к сверстникам, формировать у него начальное чувство Родины.
Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения С. Я.
Маршака, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют
развитию личности в духе патриотизма. Его наследие сыграли большую роль в воспитании многих
поколений. Он говорил: «Дети для нас – не предмет утомительных забот и невинных семейных
радостей. Это – люди, которым предстоит много сделать и которых для этого надо хорошо
подготовить…»
Процесс познания у детей дошкольного возраста происходит в предметно-наглядной,
активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это
создает у него более яркие, эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы.
Поэтому творческий коллектив педагогов, объединив педагогические усилия и соединив
различные виды деятельности (актерское мастерство, вокал, хореографию) воплотил идею
создания музыкально-театральной постановки «Мы военные» по одноименной книжке С. Я.
Маршака.
Цель: способствовать формированию у обучающихся дошкольного возраста нравственно-
патриотических качеств, средствами музыкально-театральной деятельности.
Задачи:
1.
Воспитывать патриотические чувства у детей дошкольного возраста
2.
Сохранять и развивать интерес к творчеству С. Я. Маршака
3.
Формировать творческое воображение посредством музыкально-театрализованных
постановок
4.
Развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к культуре, к стране, к обществу.
Необходимые условия для реализации поставленных задач:
поэтапность включения детей в музыкально-театрализованную деятельность с учетом
возрастных и индивидуальных способностей;
Использование игровых форм стимулирования интереса к музыкально-театрализованной
деятельности;
Обеспечение сотрудничества с родителями и их непосредственное участие в подготовке
мероприятия.
Участники музыкально – театральной постановки «Мы военные»: обучающиеся
подготовительной группы музыкального театра – студии «Камертон» в возрасте 4-6 лет.
Сценарий
Музыкально-театральная постановка «Мы военные», мероприятие сопровождается видео
презентацией иллюстраций к книге С.Я. Маршака «Мы военные», автор иллюстраций Лебедев.
Звучит фонограмма песни «Страна моя, Москва моя, ты самая любимая… »
(муз. Дм. и Дан. Покрасс, слова В.Лебедева-Кумача)
На сцене дети в костюмах агитбригад.
Исполняется «Танец с флажками»
Ребенок: Делай раз. Делай два. Делай три. На лево. От винта.
(ребята выполняют разные фигуры с флажками ).
Звучит фонограмма «Орлята учатся летать»
(муз. А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова)
На фоне песни на слова М. Матусовского, муз. В. Баснера звучит
стихотворение «С чего начинается Родина».
Исполняется песня «Наша армия сильна…»
(сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко)
На сцене остается – трубач. Звук трубы.
Стихотворение «Трубач».
На Красной площади трубач
Полкам играет сбор.
А конь под ним несется вскачь,
Летит во весь опор.
Звук трубы. Смена декораций.
Звучит фонограмма песни «Погоня» из к/фильма «Неуловимые мстители»
(сл. Р. Рождественского, муз. Я. Френкеля)
на сцене выкатывают тачанку, а затем мальчики изображают скачки на лошадях в образах –
джигитов - наездников.
Стихотворение «Тачанка»
Эх вы, кони удалые,
Гладкие, красивые!
Коренные - вороные,
Пристяжные - сивые!На тачанке мы поедем
По степям, по кочкам
Вместе с Мишкою-медведем,
Храбрым пулеметчиком!
Стихотворение «Джигит»
Конь мой черный, кареглазый,
Ешь весеннюю траву
С пастбищ горного Кавказа,
Я привез тебя в Москву.
В бой помчимся мы с тобою,
Если нас пошлет страна,
На тебе седло цветное,
Золотые стремена.
Звучит фонограмма песни «Первым делом самолеты» из к/фильма «Небесный тихоход»
(сл. А. Фатьянова, муз. В. Соловьева-Седого)
Смена декораций, выкатывается самолет, на сцене ребята в образе и костюмах летчика.
Стихотворение «Летчик»
Взгляните-ка
На малого,
Похожего
На Чкалова,
А может быть -
На Громова,
Всем гражданам
Знакомого!Сейчас машину он ведет
По гладкому паркету,
А поведет он самолет
На ближнюю планету.
На сцену выходят ребята и исполняют песню
«Пора в путь дорогу».
(сл. С. Фогельсона, муз. В. Соловьева-Седого)
(После песни ребята слышат гул самолета и смотрят в небо и расходятся со сцены)
Смена декораций, выкатывается танк. Под музыку выходят дети в образе и костюмах танкистов.
Стихотворение «Герой-танкист»
Герой – танкист несется в бой
Без страха и тревоги.
Он рушит все перед собой,
Что встретит по дороге.
Был на дороге табурет,
И табурета больше нет.
Был на пути футбольный мяч,
И отлетел куда-то вскачь.
Сейчас танкисту пятый год,
А танк еще моложе,
Танкист кудрявый подрастет,
Его машина – тоже.
Он поведет машину в бой,
Без страха и тревоги.
Сметая все перед собой,
Что встретит на дороге.
На сцену маршируя, выходят ребята.
Звучит песня «Бравые солдаты».
(сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко)
Звучит фонограмма песни «Севастопольский вальс».
(сл. Г. Рублева, муз. К. Листова)
На экране под музыку идут видео слайды по теме.
Смена декораций, выходит ребенок в образе и костюме моряка с кораблем.
Стихотворение «Капитан»
Наш капитан, прищурив глаз,
Глядит в свою трубу.
И если даст он нам приказ,
Откроем мы пальбу.
Мы наши воды сторожим
И не дадим врагам
Подкрасться в сумерки к родным,
Российским берегам.
На сцену выходят ребята и исполняют песню
«Бескозырка белая»
(сл. З. Александровой, муз. В. Моделя)
Звучит фонограмма песни «Катюша»
(сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера)
Смена декораций, на сцене ребята в образах и костюмах – парашютистки и санитарки.
Стихотворение «Парашютистки»
Мы,
Куклы,
Часто
Падаем
И бьем
Себе
Носы.
Учиться
Прыгать
Надо нам
В свободные
Часы.
Стихотворение «Санитарка»
Возьми санитарную сумку с крестом,
Давай мне защитную маску.
Мы куклу вдвоем в лазарет понесем
И сделаем ей перевязку.
Звучит фонограмма песни «Кто сказал, что надо бросить песни на войне».
(сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Лепина)
Смена декораций, на фоне песни на сцену выходит повар и выезжает полковая кухня.
Стихотворение «Полковая кухня»
По дороге, громыхая,
Едет кухня полковая.
Повар в белом колпаке,
С поварешкою в руке.
Он везет обед шикарный -
Суп с трубою самоварной.
Исполняется танец «Солдатская полька».
После танца звучит шум метели, свет на сцене гаснет, ребята в испуге расходятся.
Звучит фонограмма музыки «Три танкиста»
(муз. Дм. и Дан. Покрасс, слова В.Лебедева-Кумача)
Смена декораций, на сцену выходит ребята в образе и костюмах – пограничников с собакой.
Стихотворение "Пограничник"
Гудит на границе манчжурская вьюга,
По свежим сугробам шагают два друга.
Идут вдоль границы в метель и мороз
Герой-пограничник и друг его - пес.
Винтовку с плеча пограничник снимает,
Холодным прикладом к плечу прижимает,
Шагах в двадцати здоровенный бандит,
Как белый медведь, за сугробом сидит.
- Сдавайся, - кричит пограничник шпиону. -
Оружье бросай - и тебя я не трону.
Тебя на заставу доставлю живьем! -
Но выстрел в ответ прокатился, как гром...
Упал пограничник. В груди его рана.
Пред ним опустилась завеса тумана.
Он ловит затвор ослабевшей рукой,
Разносится выстрел - один и другой.
Бандит заметался, подстреленный в ногу,
Но тут ему пес перерезал дорогу.
Врага он за горло схватить норовит...
Качнулся - и рухнул подбитый бандит.
Бандиту - конец. Пограничнику - слава.
Героя с почетом встречала застава.
Теперь его лечат в Москве доктора...
Такая была у мальчишек игра!
На сцену выходят все участники постановки.
Звучит финальная песня «Пусть всегда будет солнце…»
(Сл. Л. Ошанина, муз. А. Островского)