Автор: Трофимова Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель интерната
Учебное заведение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: с. Ербогачён
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интеллектуальный турнир «Своя игра» по теме «Великая Отечественная…»
Раздел: среднее образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Ербогачён»
Интеллектуальный турнир
«Своя игра»
по теме
«Великая Отечественная…»
Разработала
Трофимова О. Н.,
Воспитатель интерната
при МКОУ СОШ
с. Ербогачён
2019 год
Цели:
1.
Воспитание чувства патриотизма и гордости за свой народ.
2.
Расширение представлений о героизме советского народа в годы
войны;
3.
Способствование развитию интереса к истории Великой Победы.
Оборудование : таблички с названиями команд, схема викторины
( может быть в виде плаката или изображена на доске).
Правила игры.
1.
В
игре
принимают
участие
две
(возможно
три)
команды
произвольной
численности. Возраст детей – 15-17 лет.
2.
Игра проводится в два раунда.
В
первом
раунде
вопросы
делятся
по
секторам:
«Полководцы
Великой
Отечественной…»; «Оружие Победы»; «Советские лётчики»; «Великие битвы
и сражения»; «Подвиг солдата».
Во втором раунде – «Песни военных лет»; «Военная лирика»; «Писатели –
фронтовики»; «Исторические места»; «Кот в мешке».
3.
Сложность вопроса увеличивается по возрастающей, т. е. вопрос №1 менее
сложен, чем вопрос №2.
4.
Право первого хода разыгрывается по жребию, затем команда называет
вопрос, на который хочет ответить, и команда так же получает право выбора
следующего вопроса.
5.
Если дается неправильный ответ – такая же сумма должна быть снята со
счета
команды
и
право
ответить
на
этот
вопрос
переходит
к
другим
командам.
6.
При правильном ответе на вопрос карточка с номером вопроса снимается со
схемы и передаётся счётной комиссии, которая зачисляет баллы на счёт
команды.
7.
На обдумывание ответа каждого вопроса даётся 15 – 20 секунд.
8.
Побеждает та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов.
Первый раунд.
Полководцы Великой Отечественной…
10. Этот полководец, по словам немецкого исследователя Кайдена, «нанёс немцам
больше
потерь,
чем
любой
другой
военачальник
или
группа
их,
во
второй
Мировой войне. В каждой битве он командовал более чем миллионом людей. Он
вводил в дело фантастическое количество танков. Немцы были более чем знакомы
с именем и сокрушающим мастерством, … ибо перед ними был военный гений». О
ком речь?
(Георгий Константинович Жуков)
20. Этого военачальника отличала тяга к нестандартным решениям и смелому
манёвру. Не случайно войска под его командованием совершили в последние дни
войны молниеносный марш-бросок к Праге. Он был беспощаден к воюющему
противнику, он умел оценить его мужество. В дни Корсунь – Шевченковского
сражения
пал
в
бою
командир
окружённой
немецкой
группировки
генерал
Штеммерман.
Он
дал
разрешение
пленным
похоронить
своего
генерала
с
воинскими почестями. Назовите его.
(Иван Степанович Конев).
30. Как и Жуков, этот полководец не имел специального образования. Москва,
Сталинград, Курск, Белоруссия – во всех крупнейших победах войны есть его
вклад.
Сильный,
волевой
и
одновременно
спокойный,
он
создал
вокруг
себя
атмосферу порядочности, взаимоуважения. Среди солдат ходили легенды о его
«заговорённости». Командовал парадом Победы в Москве. Назовите имя этого
полководца.
(Константин Константинович Рокоссовский).
40.
Этот
военный
деятель
был
сыном
священника,
мечтал
стать
агрономом,
закончил духовную семинарию. Участвовал в Первой мировой войне.
Работал
сельским учителем. Был призван в Красную Армию. Когда стали увольнять из
армии офицеров с неподходящим социальным происхождением, он отрёкся от
отца – священника. И только спустя 14 лет по приказу Сталина восстановил связь
с родными. В историю Второй мировой войны он вошёл как один из главных
авторов основных стратегических операций. В 1945 командовал 3-м Белорусским
фронтом, затем - Главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке
при разгроме Квантунской армии. Назовите этого полководца.
(Александр Михайлович Василевский)
50. Советский военачальник, маршал Советского Союза, Герой Советского Союза.
Во время войны командовал армией в Московской битве, с июня 1942 года –
войсками
Ленинградского
фронта.
После
войны
командовал
войсками
Ленинградского военного округа.
(Леонид Александрович Говоров).
Оружие Победы
10. Этот станковый пулемёт изобрёл ещё в 1883 году американский инженер. Но
оно пригодилось и во время Великой Отечественной войны. Заправленный лентой
на 250 патронов, пулемёт бил на 2,5 километра, делая в минуту до 300 выстрелов.
(Станковый пулемёт «Максим»)
20. «Русские москиты в море! Спасайся, кто может!» - такую команду передавали
фашисты, когда замечали эти суда. Назовите их.
(Торпедные катера).
30. Тяжёлый танк КВ – 1, названный в честь Климента Ворошилова, конструктора
Ж. Я. Котина называли крепостью на гусеницах. Немцы называли его «танк –
убийца», «танк – призрак», «танк – чудовище». Он двигался со скоростью 35 км/ч
и мог пройти без дозаправки 250 километров, сметая всё на своём пути. Сколько
человек составляло экипаж данного танка?
(5 человек).
40. В фильме «На войне как на войне» экипаж САУ под прикрытием дымовой
завесы проникает в деревню, занятую фашистами и производит разведку. Могло ли
так быть на самом деле или это вымысел кинематографистов?
(Да, это правда. На войне такое случалось не раз: самоходки были специально
созданы для мощной огневой поддержки наступающих войск).
50. Весной 1944 года немецкое командование вынуждено было разослать своим
лётчикам
приказ:
при
встрече
с
этим
новым
советским
истребителем
от
боя
уклоняться. Назовите этот самолёт.
(Истребитель ЯК – 3)
Советские лётчики
10.
Беспримерный
подвиг
лётчика
положен
в
основу
художественного
произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Лишившись
после
ранения
ног,
этот
пилот
вернулся
в
строй
и
сбил
ещё
11
вражеских
самолетов.
(Алексей Петрович Мересьев).
20. Одним из первых героев Великой Отечественной войны стал бесстрашный
лётчик,
совершивший
«огненный
таран».
Он
направил
горящий
самолёт
на
вражескую автоколонну. Произошло это на 5-й день войны.
(Николай Гастелло)
30. Советский лётчик – истребитель, Герой Советского Союза, 7 апреля 1941 года
одним из первых совершил ночной таран, сбив бомбардировщик врага.
(Виктор Талалихин).
40. Советский лётчик – истребитель, маршал авиации, трижды Герой советского
Союза.
На
фронте
с
1943
года,
командир
эскадрильи.
Совершил
330
боевых
вылетов, 120 воздушных боёв, сбил 62 немецких самолёта.
(Иван Никитович Кожедуб).
50. В августе 1943 года на Курской дуге лётчик провёл невиданный в истории
воздушный бой: один против двадцати. Он сбил 9 вражеских самолётов и сам был
сбит четвёркой немецких истребителей при возвращении на базу.
(Гвардии лейтенант Александр Константинович Горовец).
Великие битвы и сражения.
10. Свыше трёх месяцев продолжалась героическая оборона города на великой
русской реке. Контрнаступление советских войск, начатое 19 ноября 1942 года,
закончилось
2
февраля
1943
года
окружением
и
разгромом
33-тысячной
группировки
гитлеровских
армий.
Под
каким
названием
вошла
эта
битва
в
историю Великой отечественной войны?
(Сталинградская битва).
20.
В
каком
сражении
впервые
немецкие
войска
использовали
в
больших
масштабах танки «Тигр», «Пантера» и новые истребители «Фоке-Вульф-190»?
(Курская битва).
30. В результате этой операции армия Паулюса была расчленена и капитулировала.
Какое кодовое название носила эта операция, происходившая на заключительном
этапе Сталинградской битвы с 10 января 1943 года по 2 февраля 1943 года?
(«Кольцо»)
40. 2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза за героизм,
проявленный
при
форсировании
неприступной,
по
мнению
немцев,
системы
укреплении («восточный вал»). Эта битва происходила во второй половине 1943
года и продлилась практически четыре месяца. О какой битве идёт речь?
(Форсирование Днепра. Битва за Днепр).
50. Большой урон немецким захватчикам на оккупированной территории СССР
нанесли действия партизан, особенно в период Курской битвы и битвы за Днепр,
когда успешно были проведены две крупные партизанские операции. В одной из
них участвовало 193 партизанских формирования (свыше 120 тысяч человек). О
какой операции идёт речь?
(Операция «Концерт»).
Подвиг солдата.
10. В бою за деревню Чернушки 23 февраля 1943 года рядовой солдат своим телом
закрыл амбразуру вражеского дзота. О ком идёт речь?
(Александр Матросов).
20. «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Эти
чеховские
слова
внесла
в
свою
записную
книжку
героиня
Великой
Отечественной войны. Попав в руки фашистов, юная партизанка назвалась именем
Татьяна. Казнили её 29 ноября 1941 года.
(Зоя Космодемьянская).
30.
Советский
разведчик,
Герой
Советского
Союза,
в
совершенстве
владел
немецким
языком.
Под
видом
немецкого
обер-лейтенанта
выполнял
сложные
диверсионные задания на Украине. Уничтожил несколько видных гитлеровцев.
(Николай Кузнецов).
40. Российский разведчик, Герой Советского Союза. В 30-40-х годах, находясь в
качестве немецкого журналиста в Германии, Китае и Японии, добывал ценную
информацию. Сообщил дату
вторжения немецких войск в СССР, количество
дивизий и общую схему их плана военных действий. Казнён в 1944 году.
(Рихард Зорге).
50.
Москвичка,
боец-снайпер,
Герой
Советского
Союза
(посмертно).
В
рядах
Советской Армии с 1941 года. Будучи окружена фашистами вместе со своей
подругой Машей Поливановой, подорвала себя гранатой. Её имя носит одна из
улиц Западного округа Москвы.
(Наталья Ковшова).
Второй раунд.
Песни военных лет.
10.
Уже
24
июня
1941
года
в
газетах
«Красная
звезда,
«Известия»
было
опубликовано стихотворение В. Лебедева – Кумача, которое сразу стало главной
песней Великой Отечественной войны. Кто написал музыку на слова песни и как
она называлась?
(А. В. Александров, «Священная война»).
20. В 1942 году на Ташкентской киностудии Леонид Луков снимал фильм "Два
бойца" – рассказ о фронтовой дружбе двух солдат. Первоначально в этом фильме
песни не планировалось.
Никита Богословский позже вспоминал, что в один из вечеров к нему пришёл
Луков со словами: «Понимаешь, никак у меня не получается сцена в землянке без
песни». И так ярко, по-актёрски, рассказал режиссёр об этой песне, так ярко
передал чувства героев, их внутреннее состояние, что Богословский сел к роялю и
сыграл всю мелодию ещё не существующей песни. О какой песне идёт речь?
(«Тёмная ночь»)
30. В самые тяжёлые дни блокады Ленинграда создана гениальная 7 симфония. Её
первая прямая трансляция из осаждённого города была воспринята во всём мире,
как проявление гражданского мужества. Назовите её автора.
(Дмитрий Шостакович).
40. Поэт А.Сурков в конце ноября 1941 года после одного трудного фронтового
дня
под
Истрой
написал
письмо
жене,
шестнадцать
строчек
которого
впоследствии стали любимой песней фронтовиков. О какой песне идёт речь?
(«Землянка»)
50. Эта песня о военных моряках Северного флота, которые защищали полуостров
Рыбачий в годы войны. Рыбачий, с трёх сторон окружённый водой, а с четвёртой –
гитлеровцами,
почти
полностью
оторванный
от
Большой
земли,
стал
неприступной крепостью для врага. Моряки прозвали его «Гранитным линкором».
Ни разу на этот участок земли не ступала нога гитлеровского солдата.
(«Прощайте, скалистые горы»).
Исторические места
10.
«Дорога
жизни»
-
единственная
военно-стратегическая
транспортная
магистраль,
которая
соединяла
блокадный
Ленинград
с
Большой
Землёй.
По
какому озеру она проходила?
(Ладожское озеро).
20. Крепость, построенная в 1833-38 годах, героически оборонялась в 1941 году с
22 июня по конец июля. Назовите эту крепость.
(Брестская крепость).
30. 12 июня 1943 года в ходе Курской битвы произошло самое крупное танковое
сражение (с обеих сторон участвовало до 1200 танков). Около какой деревни оно
произошло?
(д. Прохоровка).
40. Осенью, 1942 года группа солдат во главе с гвардии сержантом 58 суток
обороняла один из домов Сталинграда, превратив его в неприступный опорный
пункт. Дом сохранён как музей и назван именем сержанта. Назовите его.
(Дом Павлова).
50. Город, основанный в 1255 году Тевтонским орденом, являющийся с 18 века
резиденцией прусских королей, 9 апреля 1945 года был взят штурмом советскими
войсками. По решению Постдамской конференции с 1945 года вошёл в состав
СССР. Как назывался этот город до 1946 года и как называется сейчас?.
(Кенигсберг, ныне Калининград).
Военная лирика.
Кому принадлежат эти строки из стихотворений.
10. Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
(Константин Симонов.)
20. Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
(Михаил Исаковский).
30. Мама! Тебе эти строки пишу,
Тебе посылаю сыновий привет.
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!
(Эдуард Асадов).
40. Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных…
(Ольга Бергольц).
50. Зловещим заревом объятий,
Грохочет дымный небосвод.
Мои товарищи – солдаты
Идут вперёд за взводом взвод.
(Николай Старшинов).
Писатели – фронтовики.
10. Советский поэт, бард, кумир многих поколений россиян. Ушёл добровольцем
на фронт из 9-го класса. Воевал в миномётной батарее, был ранен. Одна из
главных тем в его творчестве – тема войны. В автобиографической повести «Будь
здоров, школяр!» писатель рассказал о переживаниях на войне – о страхе смерти, о
боли, слезах, ненависти к фашистам, к войне. В 1967 году по этой повести был
снят фильм «Женя, Женечка и «Катюша».
(Булат Окуджава).
20. Русский писатель, родился в Смоленске в семье кадровых военных. Ушёл
добровольцем
на
фронт
в
1941
году.
Были
бои
за
родной
Смоленск,
три
окружения, ускоренный курс пулемётной школы. В составе воздушно-десантного
стрелкового полка участвовал в боях под Вязьмой, был тяжело ранен. Писал
сценарии художественных фильмов, самые известные из них- «Офицеры», «Аты-
баты, шли солдаты!». Автор повестей «Не стреляйте в белых лебедей», «А зори
здесь тихие».
(Борис Васильев).
30. Сибиряк, детдомовец, в 1942 году добровольцем ушёл на фронт. Воевал в
артиллерии,
был
связистом,
шофёром,
артразведчиком.
Участвовал
в
боях
на
курской дуге, освобождал Украину, был ранен, контужен. Свою правду о войне
писатель
поведал
в
повестях
«Весёлый
солдат»,
«Так
хочется
жить».
Автор
повести «Где-то гремит война», романа «Царь-рыба».
(Виктор Астафьев).
40.
Русский
писатель,
родился
на
Урале
в
крестьянской
семье.
В
1941
году,
окончив ускоренный курс артиллерийского училища, командир артиллерийского
орудия уже в 1942 году воевал под Сталинградом, был ранен. Автор романа
«Горячий снег», повести «Батальоны просят огня».
(Юрий Бондарев).
50. Девочка из московской учительской семьи. Пришла в военкомат 22 июня 1941
года, где ей сказали - подрасти. Стала работать санитаркой в госпитале. С отрядом
ополченцев под непрерывными бомбёжками рыла окопы, строила оборонительные
укрепления
под
Москвой.
Воевала
в
пехоте,
в
артиллерии,
была
ранена.
Награждена медалью «За отвагу», орденом Красного знамени. Войну закончила в
Прибалтике в 1944 году. С детства писала стихи. Русская поэтесса. В лирических
стихах – память о Великой Отечественной войне.
(Юлия Друнина).
Кот в мешке.
10. Что во время Великой Отечественной войны фронтовики называли «карманной
артиллерией»? Что лежит в мешке?
(Ручная граната).
20.
В
блокадном
Ленинграде
фуражное
зерно,
предназначенное
для
корма
животных, было предложено перевезти на мельницы, перемолоть и использовать в
качестве добавки к ржаной муке в хлебопечении. В «блокадный» хлеб также
добавляли целлюлозу и…. Что ещё добавляли в хлеб?
(Опилки).
30. После Гражданской войны Георгий Жуков учился на кавалерийских курсах
усовершенствования
командного
состава.
Константин
Роко ссовский,
занимавшийся с ним в одной группе, вспоминал: «Жуков, как никто, отдавался
изучению военной науки. Заглянешь к нему в комнату, а он всё изучает…».
Что изучал Жуков?
(Карту. Рокоссовский говорил: «Заглянешь к нему в комнату, а он всё ползает по
карте, разложенной на полу…»).
40.
В
книге
«Василий
Тёркин»
автор
А.
Твардовский
описывает
различные
предметы, принадлежавшие бойцам, которые помогают в повседневной жизни. О
каком предмете говорится в этих строках:
«Тот, в котором жизнь проводишь
Не снимая, - так хорош! –
И когда ко сну отходишь.
И когда на смерть идёшь…»?
Что в мешке?
(Головной убор бойца - шапка – ушанка).
50. В фильме режиссёра Григория Чухрая «Баллада о солдате» бойца Скворцова
просят передать подарок на станцию Узловая. Какой подарок должен был передать
боец Скворцов по адресу: улица Чехова,7, станция Узловая? Что в мешке?
(Два куска мыла).
Приложение
Полководцы Великой Отечественной
10
20
30
40
50
Оружие Победы
10
20
30
40
50
Советские лётчики
10
20
30
40
50
Великие битвы и сражения
10
20
30
40
50
Подвиг солдата
10
20
30
40
50
Песни военных лет
10
20
30
40
50
Военная лирика
10
20
30
40
50
Писатели – фронтовики
10
20
30
40
50
Исторические места
10
20
30
40
50
«Кот в мешке»
10
20
30
40
50