Автор: Швецова Нина Андреевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО
Населённый пункт: п. Майкор , Пермского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа работы отряда по месту жительства "Цветик-семицветик"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Горизонт»
Утверждаю
директор МБОУДО «ЦДО «Горизонт»
_________Г.М.Мальцева
«____» ________________ 2019г.
Программа
отряда по месту жительства
«Светик-семицветик»
Сроки проведения
с 13 июня по 20 июня2019г.
Возраст 10-15 лет.
Составитель
педагог дополнительного образования
Iквалификационной категории
Швецова Н.А.
п. Майкор,2019
Пояснительная записка
Организованный отдых во время каникул является одной из форм
воспитания и занятости детей. Это «зона» особого внимания к ребенку,
его
социальная
защита,
время
оздоровления.
Происходит
создание
благоприятных
условий
для
общения
детей
между
собой,
обмена
духовными и эмоциональными ценностями, личностными интересами.
Воспитательная ценность такого вида организации отдыха состоит в
том,
что
создаются
условия
для
педагогически
целесообразного,
эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления
их
здоровья,
удовлетворения
потребностей
в
новизне
впечатлений,
творческой
самореализации,
общении
и
самодеятельности
в
разнообразных
формах,
включающих
труд,
познание,
искусство,
культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
С целью организации летнего отдыха детей на базе МБОУДО
«ЦДО «Горизонт» организуется детскиеотряды по месту жительства.
Предполагается за одну смену оздоровить 10 учащихся. Возраст детей
от 10 до 15 лет. Продолжительность смены 7 дней.
Проведение лагеря обусловлено необходимостью:
Продолжение учебного процесса в условиях лета;
Проблема летней занятости детей;
Укрепление здоровья учащимися.
При
написании
программы
педагогический
кол л е кт и в
руководствовался
принципами,
заложенными
в
воспитательной
системе школы:
Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему
миру;
Принцип творческого отношения к делу;
Принцип добровольности участия в делах;
Принцип учета возрастных особенностей детей;
Принцип доступности выбранных форм работы.
Анализ работы летнего лагеря прошедших годов показал, что очень
эффективной
является
работа,
построенная
в
форме
волонтерской
работы.
В
этом
году отряд
будет
работать
по
программе
«Светик-
семицветик».
Каждый
день
отрядной
работы
будет
посвящен
определенному виду волонтерской работы.
При
составлении
плана
работы
учитываются
возможности
разновозрастных детей (от 10 до 15 лет), интересы детей, педагогов,
родителей и пути реализации. В работе отряда планируется активно
задействовать социум поселка: Совет ветеранов, сельская библиотека,
музей Трудовой и боевой славы.
Цели и задачи программы
Цель программы – создание системы интересного, разнообразного по
форме и содержанию отдыха и оздоровления детей и условий для
раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка.
Задачи программы:
организовать интересный, полезный отдых детей и совместную
деятельность;
способствовать развитию творческих способностей и
расширению кругозора детей;
содействовать воспитанию культуры поведения, навыков
общения и толерантности;
воспитывать уважение к людям старшего поколения;
воспитывать чувство патриотизма и любви к малой родине;
прививать навыки здорового образа жизни;
создать условия для формирования бережного отношения к
природе.
Содержание и формы реализации программы
Реализация целей и задач смены осуществляется по программе
«Светик-семицветик».
В течение смены планируется реализация программы по 6
направлениям:
нравственное – день общения и добровольчества;
интеллектуальное – день работы с научной литературой,
документами,проектами;
волонтерское –помощь ветеранам;
творческое – день творческих работ;
экологическое – экскурсия по «Зеленой линии Майкора»;
патриотическое – «Памятникам культуры-нашу заботу»;
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда
условий:
1.
Чёткое представление целей и постановка задач.
2.
Конкретное планирование деятельности.
3.
Кадровое обеспечение программы.
4.
Методическое обеспечение программы.
5.
Педагогические условия.
6.
Материально-техническое обеспечение
Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют:
Педагог-организатор;
Педагоги дополнительного образования;
Совет ветеранов;
Библиотекари;
Совет музея.
Методическое обеспечение
1.Наличие программы и плана работы отряда, плана-сетки.
2.Должностные инструкции всех участников процесса.
3. Подбор методических разработок в соответствии с планом
работы.
4.Разработка системы отслеживания результатов и подведения
итогов.
Педагогические условия
1.
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей, способствующих успешной
самореализации детей.
2.
Организация различных видов деятельности.
3.
Добровольность включения детей в организацию жизни отряда.
4.
Создание ситуации успеха.
5.
Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
6.
Организация различных видов стимулирования.
Материально-техническое обеспечение
1.
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения
различных мероприятий.
2.
Материалы для оформления и творчества детей.
3.
Наличие канцелярских принадлежностей.
4.
Аудиоматериалы и видеотехника.
5.
Призы и награды для стимулирования.
Критерии эффективности программы
Для
того
чтобы
программа
заработала,
нужно
создать
такие
условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел
свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а
также
с
радостью
участвовал
в
предложенных
мероприятиях.
Для
выполнения
этих
условий
разработаны
следующие
критерии
эффективности:
Постановка
реальных
целей
и
планирование
результатов
программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы,
благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами
работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Предполагаемые результаты программы
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную
активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
Осуществление
экскурсий,
мероприятий
помогут
детям
в
обретении
новых
знаний
о
родном
крае
и
научат
их
бережно
и
с
любовью относиться к своей малой Родине.
Каждый
ребенок
отряда
должен
создать
т во рч е с ку ю
(исследовательскую) работу.
№
Предполагаемый результат
Методы отслеживания результата
1.
Дети должны знать:
основные способы укрепления и
сохранения здоровья;
правила поведения в природе;
лекарственные травы;
что такое экология и некоторые
экологические проблемы.
Создание фотостенда
«Красота вокруг нас».
Разведение цветника(или приведение в
порядок) вокруг памятников ВОв ,
гражданской войны.
Участие в экскурсиях.
2.
Дети должны уметь общаться с
людьми
старшего
поколения,
вести диалог, уважать
мнение
других.
Наблюдение в течение смены за
детьми.
Сбор и записи воспоминаний .
Реальная помощь ветеранам.
3.
Программа предполагает
развитие у детей
развитие творческого мышления
и воображения;
произвольного внимания,
памяти, речи.
Наблюдение за поведением детей в игре,
конкурсах, экскурсиях.
Создание творческих работ:
фотография, эссе, видеоролик, рисунок,
стихотворение, исследовательский
проект, поделка ДПИ.
4.
Реализация волонтерской
работы.
Помощь детской библиотеке,
приведение в порядок детской
площадки, побелка фундамента здания
музея.
План-сетка работы отряда «Светик-семицветик»
№
Дата
Мероприятие
Место
проведение
1.
13.06
1.Психологический тренинг «Знакомство».
2.Ремонт детских книг в детской библиотеке.
Музей
Детская библиотека
2.
14.06.
Волонтерская работа
Побелка фундамента здания музея
Библиотека
3.
15.06
Встреча с интересными людьми. Сбор
воспоминаний.
Запись воспоминаний.
Музей
4.
17.07
Экскурсия «Зеленая линия Майкора».Фото и
видеосъемка
Окрестности
поселка
5.
18.07
Волонтерская работа «Памятникам культуры –
нашу заботу»
Памятники ВОв и
гражданской войны
6.
19.07
День творчества. Создание видеоролика о
ПЧ №59
ЦДО «Горизонт»
7.
20.07
Психологический тренинг «Я расту».
Работа на детской площадке (приборка,
озеленение, дизайн).
Подведение итогов.
Музей
Детская площадка
Режим дня
11-00-11-15-встреча детей. Организационный
момент:планы,цель,задачи, мероприятия, экипировка детей на
день.
11-15 - 12-45 – мероприятие по плану
12-15- 12-30 отдых
12-30- 13-30-творческий час
13-30-14-00- психологический тренинг или упражнения на
релаксацию. Подведение итогов дня.
Литература
1. Аксенова Г.И. Уроки для души.- П.:ПОИПКРО,2009
2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. - М.:ГЕНЕЗИС,2004
3. Юсьвинскийй район,85лет,-Пермь, 2010
4.Чагин Г.Н.Города-заводы,-Екатеринбург,2014