Напоминание

"Развитие познавательного потенциала обучающихся через организацию интеллектуальных соревнований"


Автор: Ключник Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ФГКОУ Краснодарское президентское кадетское училище
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие познавательного потенциала обучающихся через организацию интеллектуальных соревнований"
Раздел: полное образование





Назад




Развитие познавательного потенциала обучающихся через организацию

интеллектуальных соревнований

Представлена разработка внеклассного мероприятия для учащихся 9-10

классов «Математическая игра». Основными целями мероприятия являются

стимулирование интереса школьников к математике, повышения качества

знаний, развития творческой самостоятельности, завязывание и укрепление

дружественных контактов.

Сценарий математической игры.

Ведущий

1.

Уважаемые

гости,

члены

жюри,

участники

команд

и

болельщики.

Приветствуем

вас

на

необычном

турнире.

Сегодня

вам

предстоит

стать

свидетелями

и

участниками

необычного

б оя ,

математического боя.

Ведущий 2. Кто же станет достойным царицы наук? Сначала предоставим

возможность представиться нашим командам. (Представление команд)

Ведущий 1. Наш турнир, как и все интеллектуальные игры, имеет свои

правила. Ознакомит нас с ними член жюри.

Жюри.

Здравствуйте

участники

и

гости

нашего

математического

боя.

Сегодня вам предстоит сразиться друг с другом в математическом сражении.

Итак,

послушайте

правила

математического

боя.

В

игре

участвуют

две

команды.

Игра начинается с конкурса капитанов. Команда, выигравшая

конкурс, имеет право первого хода. На втором этапе нашей игры каждой

команды необходимо будет ответить на вопросы. Пожалуйста, внимание на

экран. Перед вами поле с 12 ячейками. 11 ячеек с вопросами, один – с

сюрпризом. На решение каждого задания у команд будет 2 минуты. Каждый

вопрос игры оценивается в 1 балл. Если команда дала верный ответ на

вопрос, она получает 1 балл. Если отвечающая команда дала неверный ответ,

их соперники имеет возможность ответить на этот же вопрос и тем самым

получить дополнительный балл. Право выбора вопроса в течении всей игры

определяется

очередностью.

В

игре

побеждает

команда,

которая

дала

наибольшее количество правильных ответов.

За ходом сражения будет

следит уважаемое жюри, которое в конце игры подведет итоги и назовет

команду-победителя. Желаю удачи!

Ведущий 1. Как же нам решить, какой команде предоставить право первого

хода? Пойдем традиционным путем - вынесем черный ящик. Чей капитан

раньше отгадает, что в нем, та команда получит право первого хода. Итак,

подсказки:

1.В 1974 одним архитектором была придумана игра, которая является

наглядным пособием по алгебре, комбинаторике, программированию.

2.Эту игру называют «игрой столетия».

3.Если играть без системы, то для достижения результата потребуются

миллионы лет.

4.Используя

определённую

систему,

можно

достичь

цели

за

23

секунды.

5.Эта игра - полезный спутник в дальней дороге.

6.Эта игра носит фамилию её создателя.

(Ответ: Кубик Рубика)

Ведущий 2. Выберите, пожалуйста, номер задания. Итак, внимание: (читает

текст задачи).

Задача 1. Два мальчика с восхищением наблюдали за четкой работой

кузнеца. Взглянув на часы, они заметили, что кузнец делает 4 удара за 12

секунд. «Как ты думаешь, – спросил один мальчик другого, – сколько нужно

времени, чтобы сделать 12 ударов?». Помогите мальчикам ответить на этот

вопрос.

(Ответ: 44 секунды.)

Ведущий 1. Это легкое для меня было задание.

Ведущий 2. Легкое? А ты знаешь первый закон математики?

Ведущий 1. Ну?

Ведущий 2.

Первое правило математики: если тебе кажется что-то простым,

значит, ты делаешь это неправильно!

Ведущий 1. Давай приступим ко второй задаче. Внимание на экран. Время

пошло!

Задача 2.

В только что расколотом арбузе содержалось 99% воды. После его

усыхания содержание воды стало составлять 98%. Во сколько раз усох арбуз?

(Ответ: доля сухого вещества в арбузе удвоилась, вдвое уменьшилась масса

самого арбуза.)

Ведущий 1. Задача несложная, но не для моего склада ума.

Ведущий 2. Громко сказал! Какой склад у тебя? Так, подсобка…

Ведущий 1. Посмотрим, как справятся наши команды с третьим заданием.

Задача 3. Джон и Джек – воришки, которые попались после совершения

ограбления. Их сажают в отдельные камеры и предлагают сознаться. У них

есть два варианта поведения – сознаться или все отрицать. Если признается

один, а другой молчит, то первого отпускают, а второй получает 10 лет

тюрьмы. Если они оба сознаются, то каждому из них придется отсидеть по

пять лет. Если оба молчат, то каждому грозит по 1 году тюрьмы за незаконное

ношение оружия. Важно, что ни один из них не знает, какой путь выбрал

другой. Как им поступить?

(Ответ: оба должны молчать, в таком случае каждый получит минимальный

срок.)

Ведущий 1. Хочешь, и я введу всех в математическое замешательство?

Ведущий 2. Попробуй.

Ведущий 1.

Утверждение

"2+2=7"

относительно

ближе

к

истине,

чем

утверждение

"2+2=10".

Можно

даже

сказать,

что

переход

к

первому

утверждению от второго есть победа мысли и фантастический успех науки,

если не знать, что 2+2=4.

Ведущий 2. Сам додумался? Или кто подсказал? Приступим к следующему

заданию

.

Задача 4.

Бизнесмен Иван Петров вывесил в своем супермаркете четыре

рекламных лозунга:

1) Всё дешёвое невкусно!

2) Всё невкусное дёшево!

3) Всё вкусное недёшево!

4) Не всё вкусное дёшево!

Борющийся за экономию коммерческий директор заметил, что два лозунга

утверждают одно и то же. Какие?

(Ответ: одно и то же утверждают плакаты 1 и 3)

Ведущий 1. Вот слушал я задачу про бизнесмена и думал… . Иногда ими

становятся троечники да второгодники. Почему?

Ведущий 2. Ну, правило черной бухгалтерии мы усваиваем ещё во 2м

классе.

Ведущий 1. Какое правило?

Ведущий 2. Один пишем, два в уме. Следующее задание!

Задача 5. Три страуса за три дня несут три яйца. Сколько яиц снесут девять

страусов за девять дней?

(Ответ: 27 яиц)

Ведущий 1. Слушай, сколько же белка в страусином яйце! Каждый день по

такой яичнице – и станешь бодибилдером.

Ведущий 2. Ага, и аллергиком тоже.

Ведущий 1. Не, у меня на математику была аллергия. От нее по всему

дневнику были двойки.

Ведущий 2. Тогда следующая задачка точно не для тебя. Команда выберите

номер.

Ведущий 1. (знак музыкальной паузы) О! Переключим наше математическое

внимание на музыкальную паузу.

Танец «Казачий перепляс»

Ведущий 2. Эх, какой зажигательный танец! Спасибо, хлопцы и девчата.

Настоящий кубанский колорит.

Ведущий 1. А мы продолжаем наш интеллектуальный бой.

Задача 6. С помощью ЭВМ подсчитано, что в среднем ребенок использует

практически 3600 слов, подросток в 14 лет уже 9000 слов, взрослый человек

свыше 11000, А.С. Пушкин в своих произведениях использовал 21200

различных слов. Во сколько раз словарный запас подростка больше, чем у

Эллочки-людоедки из известного сатирического романа Ильфа и Петрова

“Двенадцать стульев”?

(Ответ: в 300 раз)

Ведущий 1. Вот это задачка! В жизни бы не решил.

Ведущий 2. Конечно, ты ж сам говорил: «Если все просто, то и учить

незачем, а если все сложно то и учить бесполезно!»

Задача 7.

Доктор Ватсон стреляет так, что среди любых пяти сделанных

подряд

выстрелов в цель попадают ровно три. Ватсон сделал восемь

выстрелов подряд по важной цели. Известно, что первые два выстрела в цель

не попали. Попали или нет в цель седьмой и восьмой выстрелы Доктора

Ватсона?

(Ответ. Седьмой выстрел не попал в цель, восьмой выстрел попал в цель)

Ведущий 1. Знаю я про этих метких стрелков анекдоты. Генерал армии идёт

по техасскому городку. На каждых воротах нарисована мишень, и в каждой

присутствует пулевое отверстие точно в "яблочке". Генерал спрашивает у

старика, сидящего на скамейке:

— Папаша, а кто это у вас тут такой меткий стрелок?

— Это, сэр, Рыжий Билл в стрельбе упражнялся, — отвечает старик.

— Этому парню самое место в армии, в снайперском взводе.

— Нет, сэр, он вам не подойдёт.

— Почему? Он же такой меткий!

— Понимаете, сэр, он сначала стреляет в ворота, а потом рисует мишень.

Ведущий 2. Это не про наших, мы по меткости кому хочешь фору дадим, да и

по логике тоже. Команда ваш номер.

Задача 8.

Буквенные обозначения впервые были введены французским

математиком

Франсуа

Виетом

(1540-1603

гг.).

До

этого

пользовались

громоздкими

словесными

формулировками.

Попытайтесь

записать

в

современной символике такой пример: «Квадрат и число 21 равны 10 корням.

Найти корни».

(Ответ:

х

2

+

21

=

10 х

)

Ведущий 1. Как все-таки красиво сочетаются буквы и цифры.

Ведущий 2. О, так ты поэт…

Ведущий 1. Кстати, знаешь, что общего между поэтом и математиком?

Ведущий 2. Нет.

Ведущий 1. Поэт и математик должны видеть то, что не видят другие…

Ведущий 2. О, так ты философ!

Ведущий 1. Конечно, а ты сомневался. Посмотрим как философствуют наши

интеллектуалы, приближаясь к финишу игры.

Задача 9.

Путь от дома до школы Незнайка проделал пешком, обратно он

двигался той же дорогой, но первую половину пути он проехал на собаке, а

вторую половину пути – на черепахе. Известно, что скорость собаки в четыре

раза больше, а скорость черепахи – в два раза меньше, чем скорость, с

которой Незнайка шел в школу. На какой путь – из дома до школы, или из

школы до дома – затратил Незнайка больше времени?

(Ответ: больше времени на путь из школы до дома.)

Ведущий 1. Ты чего размечтался?

Ведущий 2. Помню, как бабушка мне в детстве на ночь про Незнайку

читала.

Ведущий 1. Давай, и я тебе расскажу сказку. В некотором царстве, в

некотором государстве, в единой системе координат…

Ведущий 2. (встрепенувшись) следующая задача!

Задача 10.

В рюкзаке лежат 4 банки: две со сгущенными сливками и две со

сгущенным молоком. Наугад достают две банки. Если это одинаковые банки,

то они идут на завтрак, а в рюкзак кладут банку с молоком. Если банки

разные, то они тоже идут на завтрак, а в рюкзак кладут банку со сливками. В

конце концов в рюкзаке осталась одна банка. Что в ней: молоко или сливки?

(Ответ: молоко)

Ведущий 1. Ну, в походе точно математика не пригодится, главное - еды

побольше.

Ведущий 2. Кстати, а если заблудишься, знаешь, как определить стороны

света?

Ведущий 1. Конечно, по деревьям, например. Если наткнулся на пальму,

значит, уже юг.

Ведущий 2. Команды, внимание, финальный вопрос!

Задача 11. Шестеро судей в париках вышли из здания суда. Внезапно

налетевший ветер сорвал с них парики. Все судьи были лысыми и стеснялись

этого. И каждый быстро схватил с земли первый попавшийся парик. Какова

вероятность того, что из шести судей пятеро наденут именно свои парики?

(Ответ: Вероятность того, что лишь пятеро судей наденут свои парики,

нулевая. В своих париках тогда будут шестеро судей)

Ведущий 2. Скажи, а в жизни тебе вообще математика пригодилась?

Ведущий 1. Конечно. Помню, мама кольцо в раковину уронила, так я, чтобы

достать его, из проволоки интеграл сделал!!!

Ведущий 2. Я уверен, нашим участникам математика, действительно,

понадобится в жизни и откроет для них новые горизонты. Просим жюри

подсчитать баллы.

Жюри подводит итоги игры, называет победителей.

Ведущий 1. Вот и закончилась наша игра. Пора подвести итоги.

Поздравляю всех участников и активных болельщиков с завершившейся

игрой. Спасибо командам за игру. До новых встреч!!



В раздел образования