Автор: Григорьева Мария Александровна
Должность: Преподаватель по классу гитары, балалайки
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: Новочеркасск , Ростовская область
Наименование материала: Доклад
Тема: «Адаптация обучающихся в музыкальной школе»
Раздел: дополнительное образование
Управление культуры и искусства Администрации г. Новочеркасска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА
им. С.В.РАХМАНИНОВА»
г. Новочеркасска
ДОКЛАД
«Адаптация обучающихся в музыкальной школе»
преподавателя Григорьевой М.А.
2018-2019 уч. год
На сегодняшний день проблема адаптации обучающихся в музыкальной
школе не является достаточно изученной, гораздо шире рассмотрен этот
вопрос в рамках деятельности общеобразовательной школы. Общие
проблемы школьной дезадаптации в начальный период обучения достаточно
глубоко освещены в трудах отечественных психологов и педагогов
(Э.М.Александровская, М.Р.Битянова, Л.И.Божович, А.Л.Венгер,
Н.И.Гуткина, В.В.Давыдов, И.В.Дубровина, А.Г.Хрипкова).
Однако и в сфере дополнительного образования тема адаптации является
весьма актуальной: вхождение в учебный процесс музыкальной школы,
освоение навыков поведения в школе, смена режима жизнедеятельности
сказываются почти на всех учащихся. И, так же как и в общеобразовательной
школе, последствиями дезадаптации (т.е. невозможности быстро
приспособиться к условиям учебы в музыкальной школе) будут отклонения в
поведении ребенка, конфликтные отношения со сверстниками, потеря
интереса к изучаемым предметам, и, как следствие – уход из музыкальной
школы (от чего, кстати, общеобразовательные школы застрахованы).
Психологами рассматриваются противоположные точки зрения о роли
музыкального образования в школьной адаптации: так, существует мнение,
что приобщение к миру прекрасного, возможность выразить свои творческие
способности по своей сути и являются универсальным способом
стимулирования адаптационных возможностей ребенка.
Однако существуют экспериментальные исследования, указывающие на то,
что дети, занимающиеся по более насыщенной, чем в обычной школе
программе, отличаются творческой активностью, но часто ощущают
эмоциональный дискомфорт, проявляющийся в чувстве тревоги и даже
страха.
На адаптационные проблемы первоклассников, обучающихся в школах с
углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла,
указывают и учителя (С.Ю. Перова, И.М. Соломина и др.). По их мнению,
увеличение недельной нагрузки первоклассников в связи с введением
дополнительных музыкальных занятий отрицательно сказывается на их
эмоциональном самочувствии, на их отношениях со сверстниками, что
выражается в конфликтах между детьми.
Исходя из вышесказанного, считаем, что для успешной адаптации
учащихся к музыкальной школе можно выделить следующие
составляющие:
1. Положительное психофизиологическое состояние учащегося (и здесь
огромную роль играют здоровьесберегающие технологии в обучении);
2. Оптимальная включенность учащихся в учебную деятельность и создание
«ситуаций успеха»;
3. Позитивные межличностные отношения в образовательном процессе.
1. Положительное психофизиологическое состояние учащегося.
Ребенок, посещающий одновременно общеобразовательную и музыкальную
школу, без сомнения подвергается большой нагрузке – и физической и
психологической. По данным ряда исследователей , одной их главных
причин ухудшения состояния здоровья учащихся , одновременно
обучающихся в музыкальных школах, является их утомляемость,
проявляющаяся в головных болях, усталости, плохом сне, снижение аппетита
и др . Правильно организованные занятия в музыкальной школе позволяют
нивелировать данные проблемы , тем более что занятия в музыкальной
школе, как правило, индивидуальные, или мелокогрупповые, и педагог может
понять, что ребенок устал. На первый план здесь выступают следующие
моменты:
1. Организация занятий в соответствии с привычным режимом дня ребенка :
необходимо , чтобы ребенок , отучившийся день в общеобразовательной
школе, был накормленным , отдохнувшим , также после школы
первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки (после
детского сада) детский организм будет сильно уставать и вдумчивых уроков
все равно не получится ( речь, конечно, идет о семилетках ). Кстати, именно
поэтому многие психологи не рекомендуют отдавать ребенка в систему
дополнительного образования одновременно с обучением в первом классе
общеобразовательной школы.
2. Поддержание двигательной активности учащегося на уроке: не секрет, что
при занятии на любом инструменте ребенок долгое время находится в
статичном положении и его двигательная активность существенно снижена.
Избежать это помогут различные физкультминутки, дыхательные
гимнастики, упражнение для снятия зрительного напряжения, релаксации.
3. Знание преподавателем основ детской и педагогической психологии:
знание о том, каким образом ребенок ведет себя в разные возрастные
периоды, что свойственно для познавательных процессов в этот период
развития (прежде всего на физиологическом уровне) также существенно
облегчает задачу адаптации ученика.
2. Оптимальная включенность учащихся в учебную деятельность и создание
«ситуаций успеха»
Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных
переживаний, тогда адаптация проходит безболезненно. А обучение музыке,
исходя из своей гедонистической сущности, должно доставлять ребенку
наслаждение и радость. Также на это работает и разнообразие видов
музыкальной деятельности, позволяющих первокласснику реализовать свой
жизненный и музыкальный опыт в привычной познавательно-игровой
деятельности. Педагогу важно правильно выстроить свое взаимодействие
с учеником:
- эмоционально и морально поддерживать.
- создавать ситуации успеха при обучении;
- развивать и поддерживать интерес учащихся к музыкальной культуре
Эмоционально и морально поддерживать: ребенка надо не просто хвалить (и
поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда
он что-то делает. Но:
1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с
эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями
других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать
ребенка с другими детьми. В условиях индивидуального обучения подобрать
программу для ребенка, подходящую ему по способностям, возможностям не
только возможно, но и нужно.
2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно:
улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем
задании он выучил 2 фразы, а в сегодняшнем – уже 3, это нужно отметить как
реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии
родителями. Следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо,
то постепенно научится всему остальному.
Создавать ситуации успеха при обучении: создание ситуаций успеха в
музыкальной школе возможно и на уроках и при исполнении произведения на
сцене; это может быть и концертное выступление и проигрывание пьесы
перед родителями и другими учениками - главное, чтобы при этом
присутствовало одобрение действий ребенка, и его затраченные усилия
соответствовали полученному результату. Особо актуально здесь умения
педагога «правильно критиковать».
Психологи выделяют шесть правил грамотной критики:
1. Если уже ничего изменить нельзя, не стоит критиковать вообще.
2. Выберите подходящее место и время. Никто не любит публичной критики,
тем более дети.
3. Обязательно начните с хорошего (даже если это «хорошее» очень трудно
найти»).
4. Будьте конкретны. Если вы не можете сформулировать свою мысль ясно и
конкретно, лучше вообще не критикуйте.
5. Если выступление было не самым удачным, дайте понять, что верите в
возможность исправить ситуацию.
6. Одобрите исправления.
Развивать и поддерживать интерес учащихся к музыкальной культуре:
развитие и поддерживание детского интереса к музыке осуществляется путем
посещения и участия детьми творческих мероприятиях музыкальной
направленности – концертов, конкурсов, публичных выступлений,
посещений Детской филармонии и др.