Напоминание

«Адаптация обучающихся в музыкальной школе»


Автор: Григорьева Мария Александровна
Должность: Преподаватель по классу гитары, балалайки
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: Новочеркасск , Ростовская область
Наименование материала: Доклад
Тема: «Адаптация обучающихся в музыкальной школе»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление культуры и искусства Администрации г. Новочеркасска

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

им. С.В.РАХМАНИНОВА»

г. Новочеркасска

ДОКЛАД

«Адаптация обучающихся в музыкальной школе»

преподавателя Григорьевой М.А.

2018-2019 уч. год

На сегодняшний день проблема адаптации обучающихся в музыкальной

школе не является достаточно изученной, гораздо шире рассмотрен этот

вопрос в рамках деятельности общеобразовательной школы. Общие

проблемы школьной дезадаптации в начальный период обучения достаточно

глубоко освещены в трудах отечественных психологов и педагогов

(Э.М.Александровская, М.Р.Битянова, Л.И.Божович, А.Л.Венгер,

Н.И.Гуткина, В.В.Давыдов, И.В.Дубровина, А.Г.Хрипкова).

Однако и в сфере дополнительного образования тема адаптации является

весьма актуальной: вхождение в учебный процесс музыкальной школы,

освоение навыков поведения в школе, смена режима жизнедеятельности

сказываются почти на всех учащихся. И, так же как и в общеобразовательной

школе, последствиями дезадаптации (т.е. невозможности быстро

приспособиться к условиям учебы в музыкальной школе) будут отклонения в

поведении ребенка, конфликтные отношения со сверстниками, потеря

интереса к изучаемым предметам, и, как следствие – уход из музыкальной

школы (от чего, кстати, общеобразовательные школы застрахованы).

Психологами рассматриваются противоположные точки зрения о роли

музыкального образования в школьной адаптации: так, существует мнение,

что приобщение к миру прекрасного, возможность выразить свои творческие

способности по своей сути и являются универсальным способом

стимулирования адаптационных возможностей ребенка.

Однако существуют экспериментальные исследования, указывающие на то,

что дети, занимающиеся по более насыщенной, чем в обычной школе

программе, отличаются творческой активностью, но часто ощущают

эмоциональный дискомфорт, проявляющийся в чувстве тревоги и даже

страха.

На адаптационные проблемы первоклассников, обучающихся в школах с

углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла,

указывают и учителя (С.Ю. Перова, И.М. Соломина и др.). По их мнению,

увеличение недельной нагрузки первоклассников в связи с введением

дополнительных музыкальных занятий отрицательно сказывается на их

эмоциональном самочувствии, на их отношениях со сверстниками, что

выражается в конфликтах между детьми.

Исходя из вышесказанного, считаем, что для успешной адаптации

учащихся к музыкальной школе можно выделить следующие

составляющие:

1. Положительное психофизиологическое состояние учащегося (и здесь

огромную роль играют здоровьесберегающие технологии в обучении);

2. Оптимальная включенность учащихся в учебную деятельность и создание

«ситуаций успеха»;

3. Позитивные межличностные отношения в образовательном процессе.

1. Положительное психофизиологическое состояние учащегося.

Ребенок, посещающий одновременно общеобразовательную и музыкальную

школу, без сомнения подвергается большой нагрузке – и физической и

психологической. По данным ряда исследователей , одной их главных

причин ухудшения состояния здоровья учащихся , одновременно

обучающихся в музыкальных школах, является их утомляемость,

проявляющаяся в головных болях, усталости, плохом сне, снижение аппетита

и др . Правильно организованные занятия в музыкальной школе позволяют

нивелировать данные проблемы , тем более что занятия в музыкальной

школе, как правило, индивидуальные, или мелокогрупповые, и педагог может

понять, что ребенок устал. На первый план здесь выступают следующие

моменты:

1. Организация занятий в соответствии с привычным режимом дня ребенка :

необходимо , чтобы ребенок , отучившийся день в общеобразовательной

школе, был накормленным , отдохнувшим , также после школы

первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки (после

детского сада) детский организм будет сильно уставать и вдумчивых уроков

все равно не получится ( речь, конечно, идет о семилетках ). Кстати, именно

поэтому многие психологи не рекомендуют отдавать ребенка в систему

дополнительного образования одновременно с обучением в первом классе

общеобразовательной школы.

2. Поддержание двигательной активности учащегося на уроке: не секрет, что

при занятии на любом инструменте ребенок долгое время находится в

статичном положении и его двигательная активность существенно снижена.

Избежать это помогут различные физкультминутки, дыхательные

гимнастики, упражнение для снятия зрительного напряжения, релаксации.

3. Знание преподавателем основ детской и педагогической психологии:

знание о том, каким образом ребенок ведет себя в разные возрастные

периоды, что свойственно для познавательных процессов в этот период

развития (прежде всего на физиологическом уровне) также существенно

облегчает задачу адаптации ученика.

2. Оптимальная включенность учащихся в учебную деятельность и создание

«ситуаций успеха»

Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных

переживаний, тогда адаптация проходит безболезненно. А обучение музыке,

исходя из своей гедонистической сущности, должно доставлять ребенку

наслаждение и радость. Также на это работает и разнообразие видов

музыкальной деятельности, позволяющих первокласснику реализовать свой

жизненный и музыкальный опыт в привычной познавательно-игровой

деятельности. Педагогу важно правильно выстроить свое взаимодействие

с учеником:

- эмоционально и морально поддерживать.

- создавать ситуации успеха при обучении;

- развивать и поддерживать интерес учащихся к музыкальной культуре

Эмоционально и морально поддерживать: ребенка надо не просто хвалить (и

поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда

он что-то делает. Но:

1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с

эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями

других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать

ребенка с другими детьми. В условиях индивидуального обучения подобрать

программу для ребенка, подходящую ему по способностям, возможностям не

только возможно, но и нужно.

2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно:

улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем

задании он выучил 2 фразы, а в сегодняшнем – уже 3, это нужно отметить как

реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии

родителями. Следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо,

то постепенно научится всему остальному.

Создавать ситуации успеха при обучении: создание ситуаций успеха в

музыкальной школе возможно и на уроках и при исполнении произведения на

сцене; это может быть и концертное выступление и проигрывание пьесы

перед родителями и другими учениками - главное, чтобы при этом

присутствовало одобрение действий ребенка, и его затраченные усилия

соответствовали полученному результату. Особо актуально здесь умения

педагога «правильно критиковать».

Психологи выделяют шесть правил грамотной критики:

1. Если уже ничего изменить нельзя, не стоит критиковать вообще.

2. Выберите подходящее место и время. Никто не любит публичной критики,

тем более дети.

3. Обязательно начните с хорошего (даже если это «хорошее» очень трудно

найти»).

4. Будьте конкретны. Если вы не можете сформулировать свою мысль ясно и

конкретно, лучше вообще не критикуйте.

5. Если выступление было не самым удачным, дайте понять, что верите в

возможность исправить ситуацию.

6. Одобрите исправления.

Развивать и поддерживать интерес учащихся к музыкальной культуре:

развитие и поддерживание детского интереса к музыке осуществляется путем

посещения и участия детьми творческих мероприятиях музыкальной

направленности – концертов, конкурсов, публичных выступлений,

посещений Детской филармонии и др.



В раздел образования