Автор: Скоробогатова Светлана Николаевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: с.Вареновка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Автоматизация и дифференциация звука Ш
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия
Тема: «Автоматизация звука [Ш] в словах, слогах, предложениях»
Учитель-логопед Скоробогатова Светлана Николаевна
Цели:
1.
Коррекционно – образовательные:
-
Закрепить
произношение
звука
[Ш]
в
слогах,
с л о в а х ,
словосочетаниях, предложениях.
-
Совершенствовать
грамматический
строй
речи
(словообразование,
согласование слов в предложении).
- Упражнять в употреблении слов антонимов.
2. Коррекционно – развивающие:
-
Развивать
артикуляционную,
пальчиковую,
мимическую
моторику,
слоговую структуру слова, фонематическое восприятие, зрительную память,
фонематический анализ, речевое дыхание. Развитие чувства ритма.
3. Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать интерес к НОД через ИКТ.
- Инициативность, самостоятельность, ответственность.
Оборудование:
Ноутбук, презентация, картинки с артикуляционными упражнениями,
массажный мячик.
Этапы занятия
Ход занятия
Ответы ребёнка
I Орг. Момент
1.Приветствие
2.Создание хорошего
эмоционального
настроя.
3.Введение в тему.
-Лиза, поздоровайся с гостями.
- Лиза, какое у тебя настроение?
- Ты знаешь сказку «Маша и медведь»?
Вспомни, как Маша испугалась, когда увидела
медведя? Покажи.
- А как она обрадовалась, когда оказалась у
родителей?
- А мультфильм «Маша и медведь» смотрела?
-Давай отправимся в гости к Маше из
мультфильма, поиграем с ней. (слайд1)
Здравствуйте.
Хорошее.
Изображает мимику
испуга.
Изображает мимику
радости.
Да.
II Основная часть.
1. Определение
- В её имени есть звук [Ш]?
- Вот поэтому она любит этот звук.
Да.
местоположения звука
в слове.
2.Артикуляционная
гимнастика.
- А где ты его слышишь? В начале, в середине,
или в конце?
- Смотри, Маша тренирует свой язычок. Давай и
мы потренируем тоже. (слайд2) (Картотека)
В середине.
3. Артикуляционная и
акустическая
характеристика звука.
4. Изолированное
произнесение звука,
развитие речевого
дыхания
- Маша очень любит гулять по лесу. И у Маши
есть знакомая весёлая змейка. Она умеет
шипеть. А ты так умеешь? (слайд 3) Как
укладываем наш язычок, когда произносим звук
[Ш]?
Какой это звук-гласный или согласный?
- Но её змейка заблудилась и не может попасть
домой. Помоги ей добраться до домика. Надуй
правильно животик, и на выдохе шипи.
(Логопедическая тетрадь)
Да.
Язычок чашечкой
поднимаем к верхним
зубкам, слегка дуем,
воздух тёплый.
Это согласный звук.
Ш-Ш-Ш-Ш-Ш
5. Автоматизация
звука в слогах.
Смена интонации.
Ш-----аш-----ош-----уш(слайд 4)
Ша – шо – шу - ши (нормальным тоном)
Ши – шу – шо – ша (громко)
Шка – шко – шку – шки (Шепотом)
6.Самомассаж
пальчиков
Шарик Су-джок
У Маши много друзей в лесу, среди них есть и
зайчик и ежик. Маша вспомнила про друзей и
сочинила стишок для пальчиков.
Смотри, Маша играет пальчиками. Давай и мы
попробуем. (слайд 5)
Зайка шел-шел-шел
Морковку нашел
Сел, поел.
И дальше пошел…
Массаж с пружинкой пальчиков:
«Раз, два, три, четыре, пять…
Вышли пальчики гулять…
Этот пальчик гриб нашел
Этот пальчик гриб сорвал
Ну а этот пальчик жарить стал
А этот все съел потому и потолстел»
7. Фикультурная
разминка
Пока Маша гуляет по лесу, мы тоже сделаем
разминку.
По сухой лесной дорожке
Топ-топ-топ топочут ножки
Ходят – бродят вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик
Ищет ягодки-грибочки
Для сыночка и для дочки.
8. Упражнение
«Договори словечко»
Автоматизация в
словах
Помоги Маше добавить недостающие части слов
и проговори их целиком. Картинки помогут
справиться с заданием. (слайд 6)
Уши, камыши, бабушка,
мешок, карандаши.
9.Упражнение
Помоги Маше пройти домой. На пути находятся
Шар, кошка, ромашка,
«Помоги Маше
пройти домой»
Отстукивание
Поговорки.
предметы, тебе нужно их правильно назвать, и
определить место звука Ш с словах . И Маша
спокойно пройдет домой.
Маша дошла до мышки и вспомнила поговорку,
давай мы ее отстучим карандашом:
Тише мыши не шумите
Нашу Машу не будите.
- А теперь вспомни, какие картинки ты
называла?
(слайд 7)
лягушка, мышка,
кукушка.
10. Упражнение
«Положи в шкаф
Маше только одежду
со звуком [Ш]»
- Положи Маше в шкаф одежду только со звуком
[Ш]
(Слайд 8)
Шуба, шапка, варежки,
шарф, рубашка.
11. Упражнение
«Составь
предложения» .
- Одежду мы положили в шкаф. Теперь нужно
правильно составить предложения.
(слайд9)
Шуба висит в шкафу.
Рубашка висит в шкафу.
Варежки лежат в шкафу.
Шарф лежит в шкафу.
Шапка лежит в шкафу.
12. Упражнение
«Скажи ласково»
- Маша спрашивает тебя, умеешь ли ты называть
предметы ласково? (слайд 10)
Шуба – шубка, шапка –
шапочка, шорты –
шортики, шарф – шарфик.
12. Д /игра «Скажи
наоборот»
- Помоги Маше перейти мостик. Подбери слова
«наоборот»
Маленький – большой, Высокий – низкий,
узкий – широкий, плохой – хороший. (Слайд 11)
Большой, широкий,
низкий, хороший.
III. Итог. Рефлексия.
- Маша очень рада, что ты приходила к ней в
гости. (слайд 12)
- Скажи, пожалуйста, что ты делала в гостях?
- Маша тебе дарит сюрприз, и говорит спасибо.
- Попрощайся с гостями.
Играла с Машей,
называла картинки,
помогала Маше пройти по
мостику.