Автор: Зикеева Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Кунцевский"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья для воспитателей, работающих с детьми с ДЦП, ОВЗ и ТМНР.
Тема: «Формирование тактильных ощущений у детей с ТМНР»
Раздел: дополнительное образование
«Формирование тактильных ощущений у детей с ТМНР».
Статья для воспитателей, работающих с детьми с ДЦП, ОВЗ и ТМНР.
Зикеева Ольга Николаевна, воспитатель ГКУ ЦССВ “Кунцевский”
г. Москва
«У человека есть специфический орган осязания - рука, и притом, главным образом,
движущая рука»
Л.С. Выготский
Весь окружающий мир ребенок познает через взаимодействие с ним с помощью органов
чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. В связи с этим трудно переоценить значение
сенсорного развития ребенка.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о
внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе,
вкусе и т.п. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий,
представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Информация от них
анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдает целостную картину.
Сенсорная система - это датчик восприятия окружающего мира. Это система, которая
считывает информацию извне, опираясь на ранее сформированные сенсорные эталоны.
Именно сенсорное развитие служит базой для совершенствования деятельности органов
чувств и накопления представлений об окружающем мире.
Важно знать, что развитие положительной динамики сенсорной чувствительности является
залогом здорового развития человека.
Несмотря на наличие других жизненно важных навыков, без сенсорного развития ребенок не
может положительно развиваться.
По сравнению с другими чувствами, чувство прикосновения очень трудно изолировать, так
как тактильная сенсорная информация поступает в нервную систему от каждой части тела, и
мозг постоянно реагирует на касания.
В контексте нейробиологии сенсорная чувствительность определяется как «особый контакт с
телом, который воспринимается в сознании человека».
Благодаря тактильным ощущениям, человек может определить размер, форму, вес, фактуру и
температуру любого объекта, а также понять какие ощущения вызывает исследуемый объект
— болезненные или приятные. Также, получив информацию об внешних объектах, сенсорная
чувствительность позволяет узнать внутренние ощущения, а также понять форму своих
костей, мышц и других мягких тканей.
В связи с этим, развитие базовых сенсорных эталонов является важным в развитии и
воспитании детей со сложными и множественными нарушениями развития. Дети со
сложными нарушениями развития – это, как правило, дети с врожденной патологией, у
которых отмечаются аномалии развития органов чувств. А это значит, что они с первых дней
жизни воспитываются в условиях сенсорной и двигательной депривации.
Анализ научно-методической литературы, практика обучения и воспитания, педагогические
наблюдения за детьми данной категории позволяют выделить некоторое своеобразие
сенсорного развития и интеграции детей со сложными нарушениями развития. Очевидно, что
слабое развитие восприятия оказывается одной из основных причин замедленного овладения
деятельностью, а так же жизненно необходимыми двигательными и социально-бытовыми
умениями и навыками, что отрицательно сказывается на физическом и психическом развитии
данной категории детей.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития в еще большей мере, чем
нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии
взрослого. Спонтанное усвоение общественного опыта, особенно в раннем возрасте, у них
практически не происходит. Ученые, исследующие особенности развития детей с нарушением
интеллекта, в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, отсутствие
интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей
особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих
отклонений, активизацию их познавательной деятельности.
Конкретный участок головного мозга, в котором определяется сенсорный сигнал,
активизируется и человек усваивает полученную информацию. Поэтому если имеются
нарушения в нейронных связях или сами нейроны не активированы, то и информация не будет
усваиваться.
Сенсорному развитию детей с различными нарушениями в развитии уделяли большое
внимание такие известные ученые-исследователи, как И. М. Сеченов, П.Ф. Лесгафт, Л.С.
Выготский, И.А. Соколянский, Н. А. Бернштейн и др. В настоящее время эта проблема
освещена в работах Т.А. Басиловой, М.А. Боровской, Т.В. Лисовской. Все они сходятся в том,
что фундамент сенсорного развития и интеграции – это взаимодействие органов чувств
ребенка. А для полноценного развития мозгу необходимо постоянное поступление сенсорной
информации.
У многих детей с ТМНР может быть нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от
касания кончиками пальцев какого-либо предмета у них нечеткие, они сравнимы с
впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. С
помощью тактильных ощущений, наряду со зрительными, слуховыми и вкусовыми, ребенок
воспринимает окружающий мир. Существует множество игр и упражнений, помогающих
ребенку совершенствовать тактильную чувствительность всего тела и чувствительность
пальчиков.
Основными задачами игр-упражнений по развитию тактильных ощущений являются:
улучшение осознания ребенка самого себя через тактильные ощущения;
побуждение к высказыванию чувств (вербальный/не вербальный способ), которые
вызывает соприкосновение с различными материалами и поверхностями;
расширение опыта тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего умений
дифференцировать осязательные ощущения; развитие у детей умения выражать свое
эмоциональное состояние, чувства через соприкосновения;
развитие.
Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей с ограниченными
возможностями здоровья (со сложными и множественными психофизическими нарушениями)
проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным
усложнением, как самого процесса, так и словесного обозначения качества и свойства
предмета, его основного признака.
На первом этапе работа начинается с определения зон кожной чувствительности тела ребенка
и приучения детей к положительному реагированию на определенные раздражители. На
данном этапе целесообразно использовать следующие приемы стимулирования: засыпка тела
шариками; опутывание тела лентами; поглаживание различных частей тела; пожатие рук;
прикосновение теплой грелкой к различным частям тела; ритмичное похлопывание;
помещение ребенка в сенсорный бассейн.
На втором этапе педагог начинает прикасаться предметами различной фактуры к различным
частям тела ребенка: поглаживание ваткой или мягкой игрушкой доступных частей тела (щек,
шеи, ладоней, пальцев, рук, ног); поглаживание, используя гипотермию и гипертермию
(марлей, салфеткой, смоченной в холодной и теплой воде, резиновой грушей, игрушкой,
грелкой); поглаживание поролоном, щеткой, плотной тканью; прокатывание по рукам, ногам,
предплечьям войлочных, резиновых и пластмассовых мячей (шариков); обдувание
обнаженных частей тела феном, обмахивание веером; растирание (более глубокое и
интенсивное поглаживание) кистей рук, стоп, каждого пальца рук и ног. Выполняется тремя
пальцами: указательным средним и безымянным; массирование тела мехом, шерстяным
лоскутком, щеткой, звучащей игрушкой.
На третьем этапе педагог побуждает выполнять сопряженные (совместные) действия по
обследованию различных предметов. Руки педагога выполняют направляющие действия:
проведение руками ребенка по поверхности обследуемого предмета (в руке педагога рука
ребенка); упражнение в совместном сжимание поролоновых игрушек; упражнение в
совместном сжимание резиновых мячей, резиновых игрушек; используя вязаную перчатку с
нашитыми пуговицами различной величины и формы, побуждение ребенка ощупывать
пальцы с пуговицами (ребенок ощупывает каждый палец, здоровается с ним); упражнять
ребенка в удерживании небольшой игрушки одной рукой, упражнять в удерживании игрушки
двумя руками, манипулировать ею.
На четвертом этапе педагог побуждает ребенка выполнять полусопряженные, потом
самостоятельные действия с предметами: упражнение в ощупывание предметов одной, потом
двумя руками; обследование предметов с помощью рта; упражнение детей в удерживании
предметов руками: двумя, одной; формирование умения манипулирования
предметами: трясти, толкать, перекладывать из руки в руку; побуждать играть с бумагой: мять,
листать, сгибать, комкать; побуждать играть с лоскутками ткани; побуждать играть с
предметами различной фактуры; отбрасывать, толкать,
Игровые упражнения на развитие тактильно-двигательного восприятия положительно влияют
на развитие мелкой моторики рук, координацию движений пальцев рук, совершенствуют
зрительные и двигательные анализаторы детей, обогащают сенсорный опыт, способствуют
развитию концентрации внимания. Так же эти упражнения обладают колоссальным значением
для развития психики ребенка.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития ;
М.: Теревинф, 2009.
Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу. Пособие для сложным нарушением в развитии;
родителей, М. : Просвещение, 2008.
Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг;
под ред. Е. В. Клочковой; М.: Теревинф, 2010. распознать проблему,
Ростомашвили Л. Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития.
Учебное пособие /Л. Н. Ростомашвили. - М.: Советский спорт, 2009.