Автор: Сарангова Татьяна Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Кунцевский"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья для воспитателей, работающих с детьми с ДЦП, ОВЗ и ТМНР.
Тема: «Использование нетрадиционных способов рисования в деятельности детей с ОВЗ»
Раздел: дополнительное образование
«Использование нетрадиционных способов рисования в деятельности детей
с ОВЗ».
Статья для воспитателей, работающих с детьми с ДЦП, ОВЗ и ТМНР.
Сарангова Татьяна Григорьевна, воспитатель ГКУ ЦССВ “Кунцевский”
г. Москва
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и
практики на современном этапе. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет
разностороннее развитие ребенка. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная
деятельность детей.
Изобразительная деятельность - специфическое образное познание действительности.
Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом
развитии ребенка. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-
образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления,
сравнения, обобщения и т. п. Работая над рисунком, дети учатся выделять особенности,
качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, передавать
пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой или образцом,
с работами товарищей. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы.
Происходит обогащение их словарного запаса.
Но детей с ОВЗ характеризует отставание в развитии психической деятельности, наблюдается
отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная
аналитико-синтетическая деятельность, исследователи отмечают, что у данной группы детей
снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным
операциям. На развитии мышления сказывается бедность накопленных знаний и
представлений, низкий уровень познавательной активности. Отмечается неравномерная
работоспособность. Развитию наблюдательности, сосредоточенности мешает повышенная
отвлекаемость, расторможенность, интерес к заданиям на творческое воображение зависит от
их сложности. У них отсутствуют живость воображения, легкость при возникновении новых
образов, которые не отличаются яркостью и оригинальностью. Для двигательной сферы таких
детей характерны нарушения произвольной регуляции движений, недостаточная
координированность и четкость непроизвольных движений. Их движения характеризуются
неловкостью, неуклюжестью. Ребенок не может длительное время удерживать карандаш, по
мере нарастания утомления движения становятся неточными, крупноразмашистыми или
мелкими.
Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, у них
отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе
отсутствует. Школьники с ОВЗ не умеют слушать инструкцию, которую дает педагог на
занятиях, им хочется быстрее начать действовать. И, приступив к деятельности, они не знают,
с чего начать. Кроме того доминирующими чертами остаются слабая эмоциональная
устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах детской деятельности, агрессивность
поведения, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена
настроений, неуверенность, чувство страха.
Все перечисленные нарушения в развитии детей с ОВЗ негативно сказываются на
формировании изобразительной деятельности, в том числе рисовании. Вместе с тем, эта
деятельность ребенка является движущей силой его психического развития. Поэтому
использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения приобретают
высокую коррекционную значимость.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений
детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними.
Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и
подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей. Они пробуют
рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать
изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек), с помощью
природного материала (листьев деревьев) и т. п. При непосредственном контакте пальцев рук
с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми
цветами, их оттенками при смешивании.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается
познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит
обогащение и активизация словарного запаса. Необычное рисование дает толчок к развитию
воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.
Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности
производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа
с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию
рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед
краской, боязнь не справиться с процессом рисования.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития
зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук. Занятия по рисованию с
использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют детей, у них сохраняется
высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на
выполнение задания.
Использование различных техник изображения позволяют учесть индивидуальные
возможности детей, вести индивидуальную, подгрупповую или коллективную работу.
Исследователи указывают на то, что нетрадиционные техники изображения могут
способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей Круг
внимания ребенка сужается и сосредотачивается на малой зоне. Неточные движения руками
постепенно становятся более тонкими и точными.
Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию
познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы
учеников с ОВЗ в целом.
На занятиях по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения решаются
общеобразовательные, коррекционные и воспитательные задачи:
1.
учить видеть связь между предметами, располагать их в определенном порядке, создавая
сюжет;
2.
ознакомить с нетрадиционными техниками изображения;
3.
учить самостоятельному использованию различных материалов для создания
выразительного сюжетного изображения;
4.
учить планировать свою деятельность, организовывать рабочее место, подбирать
необходимое оборудование, определять последовательность действий;
5.
учить формировать предварительный замысел и реализовывать его;
6.
развивать творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, мелкую
моторику рук, тактильную чувствительность, психические процессы: восприятие, память,
внимание, мышление, связную устную речь;
7.
воспитывать устойчивый интерес к рисованию, желание работать в коллективе;
8.
учиться адекватно оценивать свою работу и рисунки товарищей.
Таким образом, коррекционно-педагогическая работа направлена на постепенное увеличение
самостоятельности учеников, на повышение их умственной активности. Конечной целью
является снижение роли наглядности, обучение самостоятельному созданию замысла. Наряду
с решением главной задачи (формирование способности создавать сюжетное изображение
нетрадиционными техниками), происходит обучение и таким элементам творчества, как
определение темы рисунка, композиции, осуществление отбора предметов, персонажей
будущего рисунка. Необходимо поощрять стремление школьников дополнить замысел новыми
деталями, образами.
Усложнение обучения нетрадиционным техникам рисования детей с ЗПР происходит в
следующих направлениях:
1)
от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному
рисованию;
2)
от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более
сложным;
3)
от использования готового (традиционного) оборудования, материала к применению таких,
которые необходимо самим изготовить;
4)
от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
5)
от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник
изображения;
6)
от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов
нетрадиционными техниками.
Примеры нетрадиционных техник рисования:
рисование пальчиками,
рисование ладошкой
рисование цветным клейстером
тычок жесткой кистью
оттиск печатками
рисование поролоном
отпечатки листьев
рисование мятой бумагой
набрызг
воздушные фломастеры (блопены)
монотипия (предметная и пейзажная)
кляксография
раздувание краски
рисование свечой или восковыми мелками
рисование веревочкой
рисование ватной палочкой
рисование акварелью по туши
рисование сыпучими материалами (соль, песок, крупы)
Освоение элементарных приёмов нетрадиционных техник рисования - овладение элементами
самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить
цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в
деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений.
Использование нетрадиционных приёмов, где не требуется точного владения карандашом,
кистью, содействует развитию у детей интереса, как к самой деятельности, так и к ее
результату. В процессе работы активизируется развитие психических процессов,
совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти),
зрительно-двигательная координация, развивается ориентировочно-исследовательская
деятельность, эмоционально-волевая сфера, раскрывается творческий потенциал детей с
легкой степенью умственной отсталости.
Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает толчок к развитию
воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности,
способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании;
материалах, их свойствах, способов действий с ними. У детей развивается способность
переносить усвоенные знания в новые условия. Обучение учащихся с умственной
отсталостью изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник
изображения может рассматриваться как актуальное и перспективное направление
коррекционно-педагогической работы.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. Мн., 2008. 500 с.
Гареева Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с особыми образовательными
потребностями / Н. Гареева // Дошкольное воспитание, 2002. № 6. С. 75-79.
Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И.А.
Грошенков. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. 224 с.
Захарова Ю.В. Рисуем вместе необычными способами / Ю.В. Захарова // Дефектология, 2010. № 7. С. 11-17.
Мозговой В.М. Развитие и коррекция нарушений двигательных функций детей и подростков в процессе
физического воспитания / В.М. Мозговой // Дефектология, 1989. № 4. С. 14-18.
Дьякова Н.Н. Применение техник нетрадиционного рисования для развития изобразительных умений детей
// Молодой ученый, 2012. № 6. С. 386-389. [Электронный ресурс].