Автор: Маринкина Юлия Руслановна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ФГКОУ
Населённый пункт: город Кронштадт
Наименование материала: статья
Тема: Создание банка заданий для подготовке к ОГЭ
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Данная методическая разработка соответствует разделу программы «Квадратные
уравнения» для учебника Алгебра 8 авторы: Ю. М. Колягин, М. В. Ткачёва, Н. Е Фёдорова,
М. И. Шабунин.
В разработке подобраны задачи по темам: «Неполные квадратные уравнения»,
«Решение квадратных уравнений», «Приведённое квадратное уравнение. Теорема Виета»,
«Уравнения, сводящиеся к квадратным». Представлен теоретический материал с
примерами решения уравнений данных видов.
Данная подборка задач способствует расширению и углублению знаний обучающихся
по теме: «Квадратные уравнения», обеспечению прочного и сознательного овладения
кадетами системой математических знаний и умений, будет полезна кадетам 9 и 11
классов при подготовке к Государственной аттестации.
Автор-составитель представила подборку задач с решениями и е претендует на
единственность и рациональность способа решения. Автор надеется, что данная
разработка поможет реализовать следующие виды деятельности на занятиях: обсуждения,
исследовательскую деятельность, мини-лекции, практикумы и семинары по решению
уравнений.
Цель работы: обобщить теоретический материал по данной теме, разобрать решение
уравнений, создать банк уравнений, позволяющий преподавателям упростить подготовку к
урокам.
Квадратные уравнения.
Квадратное уравнение — это уравнение вида ax
2
+ bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c —
произвольные числа, причем a ≠ 0.
Прежде, чем изучать конкретные методы решения, заметим, что все квадратные уравнения
можно условно разделить на три класса:
1.Не имеют корней;
2.Имеют ровно один корень;
3.Имеют два различных корня.
В этом состоит важное отличие квадратных уравнений от линейных, где корень всегда
существует и единственен. Как определить, сколько корней имеет уравнение? Для этого
существует замечательная вещь — дискриминант.
Дискриминант
Пусть дано квадратное уравнение ax
2
+ bx + c = 0. Тогда дискриминант — это просто
число D = b
2
− 4ac.
Эту формулу надо знать наизусть. Откуда она берется — сейчас неважно. Важно другое:
по знаку дискриминанта можно определить, сколько корней имеет квадратное уравнение.
А именно:
1.Если D < 0, корней нет;
2.Если D = 0, есть ровно один корень;
3.Если D > 0, корней будет два.
Обратите внимание: дискриминант указывает на количество корней, а вовсе не на их
знаки, как почему-то многие считают. Взгляните на примеры — и сами все поймете:
Задача. Сколько корней имеют квадратные уравнения:
1.
x
2
− 8x + 12 = 0;
2.
5x
2
+ 3x + 7 = 0;
3.
x
2
− 6x + 9 = 0.
Выпишем коэффициенты для первого уравнения и найдем дискриминант:
a = 1, b = −8, c = 12;
D = (−8)
2
− 4 · 1 · 12 = 64 − 48 = 16
Итак, дискриминант положительный, поэтому уравнение имеет два различных корня.
Аналогично разбираем второе уравнение:
a = 5; b = 3; c = 7;
D = 3
2
− 4 · 5 · 7 = 9 − 140 = −131.
Дискриминант отрицательный, корней нет. Осталось последнее уравнение:
a = 1; b = −6; c = 9;
D = (−6)
2
− 4 · 1 · 9 = 36 − 36 = 0.
Дискриминант равен нулю — корень будет один.
Обратите внимание, что для каждого уравнения были выписаны коэффициенты. Да, это
долго, да, это нудно — зато вы не перепутаете коэффициенты и не допустите глупых
ошибок. Выбирайте сами: скорость или качество.
Кстати, если «набить руку», через некоторое время уже не потребуется выписывать все
коэффициенты. Такие операции вы будете выполнять в голове. Большинство людей
начинают делать так где-то после 50-70 решенных уравнений — в общем, не так и много.
Корни квадратного уравнения
Теперь перейдем, собственно, к решению. Если дискриминант D > 0, корни можно найти
по формулам:
Основная формула корней квадратного уравнения
Когда D = 0, можно использовать любую из этих формул — получится одно и то же число,
которое и будет ответом. Наконец, если D < 0, корней нет — ничего считать не надо.
Задача. Решить квадратные уравнения:
1.
x
2
− 2x − 3 = 0;
2.
15 − 2x − x
2
= 0;
3.
x
2
+ 12x + 36 = 0.
Первое уравнение:
x
2
− 2x − 3 = 0
⇒
a = 1; b = −2; c = −3;
D = (−2)
2
− 4 · 1 · (−3) = 16.
D > 0
⇒
уравнение имеет два корня. Найдем их:
Второе уравнение:
15 − 2x − x
2
= 0
⇒
a = −1; b = −2; c = 15;
D = (−2)
2
− 4 · (−1) · 15 = 64.
D > 0
⇒
уравнение снова имеет два корня. Найдем их
x1=2+64−−√2
⋅
(−1)=−5;x2=2−64−−√2
⋅
(−1)=3.x1=2+642
⋅
(−1)=−5;x2=2−642
⋅
(−1)=3.
Наконец, третье уравнение:
x
2
+ 12x + 36 = 0
⇒
a = 1; b = 12; c = 36;
D = 12
2
− 4 · 1 · 36 = 0.
D = 0
⇒
уравнение имеет один корень. Можно использовать любую формулу. Например,
первую:
x=−12+0–√2
⋅
1=−6x=−12+02
⋅
1=−6
Как видно из примеров, все очень просто. Если знать формулы и уметь считать, проблем
не будет. Чаще всего ошибки возникают при подстановке в формулу отрицательных
коэффициентов. Здесь опять же поможет прием, описанный выше: смотрите на формулу
буквально, расписывайте каждый шаг — и очень скоро избавитесь от ошибок.
Неполные квадратные уравнения.
Бывает, что квадратное уравнение несколько отличается от того, что дано в определении.
Например:
1. x
2
+ 9x = 0;
2. x
2
− 16 = 0.
Несложно заметить, что в этих уравнениях отсутствует одно из слагаемых. Такие
квадратные уравнения решаются даже легче, чем стандартные: в них даже не потребуется
считать дискриминант. Итак, введем новое понятие:
Уравнение ax
2
+ bx + c = 0 называется неполным квадратным уравнением, если b = 0
или c = 0, т.е. коэффициент при переменной x или свободный элемент равен нулю.
Разумеется, возможен совсем тяжелый случай, когда оба этих коэффициента равны
нулю: b = c = 0. В этом случае уравнение принимает вид ax
2
= 0. Очевидно, такое
уравнение имеет единственный корень: x = 0.
Рассмотрим остальные случаи. Пусть b = 0, тогда получим неполное квадратное уравнение
вида ax
2
+ c = 0. Немного преобразуем его:
Решение неполного квадратного уравнения
Поскольку арифметический квадратный корень существует только из неотрицательного
числа, последнее равенство имеет смысл исключительно при (−c/a) ≥ 0. Вывод:
1.Если в неполном квадратном уравнении вида ax
2
+ c = 0 выполнено неравенство
(−c/a) ≥ 0, корней будет два. Формула дана выше;
2.Если же (−c/a) < 0, корней нет.
Как видите, дискриминант не потребовался — в неполных квадратных уравнениях вообще
нет сложных вычислений. На самом деле даже необязательно помнить неравенство (−c/a)
≥ 0. Достаточно выразить величину x
2
и посмотреть, что стоит с другой стороны от знака
равенства. Если там положительное число — корней будет два. Если отрицательное —
корней не будет вообще.
Теперь разберемся с уравнениями вида ax
2
+ bx = 0, в которых свободный элемент равен
нулю. Тут все просто: корней всегда будет два. Достаточно разложить многочлен на
множители:
Вынесение общего
множителя за скобку
Произведение равно нулю, когда хотя бы один из множителей равен нулю. Отсюда
находятся корни. В заключение разберем несколько таких уравнений:
Задача. Решить квадратные уравнения:
1.
x
2
− 7x = 0;
2.
5x
2
+ 30 = 0;
3.
4x
2
− 9 = 0.
x
2
− 7x = 0
⇒
x · (x − 7) = 0
⇒
x
1
= 0; x
2
= −(−7)/1 = 7.
5x
2
+ 30 = 0
⇒
5x
2
= −30
⇒
x
2
= −6. Корней нет, т.к. квадрат не может быть равен
отрицательному числу.
4x
2
− 9 = 0
⇒
4x
2
= 9
⇒
x
2
= 9/4
⇒
x
1
= 3/2 = 1,5; x
2
= −1,5.
Приведённые квадратные уравнения.
В математике существуют специальные приемы, с которыми многие квадратные
уравнения решаются очень быстро и без всяких дискриминантов. Более того, при
надлежащей тренировке многие начинают решать квадратные уравнения устно, буквально
«с первого взгляда».
Рассмотрим один из приемов — теорему Виета. Для начала введем новое определение.
Квадратное уравнение вида x
2
+ bx + c = 0 называется приведенным. Обратите внимание:
коэффициент при x
2
равен 1. Никаких других ограничений на коэффициенты не
накладывается.
Примеры:
1. x
2
+ 7x + 12 = 0 — это приведенное квадратное уравнение;
2. x
2
− 5x + 6 = 0 — тоже приведенное;
3. 2x
2
− 6x + 8 = 0 — а вот это нифига не приведенное, поскольку
коэффициент при x
2
равен 2.
Разумеется, любое квадратное уравнение вида ax
2
+ bx + c = 0 можно сделать приведенным
— достаточно разделить все коэффициенты на число a. Мы всегда можем так поступить,
поскольку из определения квадратного уравнения следует, что a ≠ 0.
Правда, далеко не всегда эти преобразования будут полезны для отыскания корней. Чуть
ниже мы убедимся, что делать это надо лишь тогда, когда в итоговом приведенном
квадратом уравнении все коэффициенты будут целочисленными. А пока рассмотрим
простейшие примеры:
Задача. Преобразовать квадратное уравнение в приведенное:
1.
3x
2
− 12x + 18 = 0;
2.
−4x
2
+ 32x + 16 = 0;
3.
1,5x
2
+ 7,5x + 3 = 0;
4.
2x
2
+ 7x − 11 = 0.
Разделим каждое уравнение на коэффициент при переменной x
2
. Получим:
1. 3x
2
− 12x + 18 = 0
⇒
x
2
− 4x + 6 = 0 — разделили все на 3;
2. −4x
2
+ 32x + 16 = 0
⇒
x
2
− 8x − 4 = 0 — разделили на −4;
3. 1,5x
2
+ 7,5x + 3 = 0
⇒
x
2
+ 5x + 2 = 0 — разделили на 1,5, все коэффициенты стали
целочисленными;
4. 2x
2
+ 7x − 11 = 0
⇒
x
2
+ 3,5x − 5,5 = 0 — разделили на 2. При этом возникли
дробные коэффициенты.
Как видите, приведенные квадратные уравнения могут иметь целые коэффициенты даже в
том случае, когда исходное уравнение содержало дроби.
Теперь сформулируем основную теорему, для которой, собственно, и вводилось понятие
приведенного квадратного уравнения:
Теорема Виета. Рассмотрим приведенное квадратное уравнение вида x
2
+ bx + c =
0. Предположим, что это уравнение имеет действительные корни x
1
и x
2
. В этом случае
верны следующие утверждения:
1.
x
1
+ x
2
= −b. Другими словами, сумма корней приведенного квадратного уравнения
равна коэффициенту при переменной x,взятому с противоположным знаком;
2.
x
1
· x
2
= c. Произведение корней квадратного уравнения равно свободному
коэффициенту.
Примеры. Для простоты будем рассматривать только приведенные квадратные уравнения,
не требующие дополнительных преобразований:
1. x
2
− 9x + 20 = 0
⇒
x
1
+ x
2
= − (−9) = 9; x
1
· x
2
= 20; корни: x
1
= 4; x
2
= 5;
2. x
2
+ 2x − 15 = 0
⇒
x
1
+ x
2
= −2; x
1
· x
2
= −15; корни: x
1
= 3; x
2
= −5;
3. x
2
+ 5x + 4 = 0
⇒
x
1
+ x
2
= −5; x
1
· x
2
= 4; корни: x
1
= −1; x
2
= −4.
Теорема Виета дает нам дополнительную информацию о корнях квадратного уравнения.
На первый взгляд это может показаться сложным, но даже при минимальной тренировке
вы научитесь «видеть» корни и буквально угадывать их за считанные секунды.
Задача. Решите квадратное уравнение:
1.
x
2
− 9x + 14 = 0;
2.
x
2
− 12x + 27 = 0;
3.
3x
2
+ 33x + 30 = 0;
4.
−7x
2
+ 77x − 210 = 0.
Попробуем выписать коэффициенты по теореме Виета и «угадать» корни:
1. x
2
− 9x + 14 = 0 — это приведенное квадратное уравнение.
По теореме Виета имеем: x
1
+ x
2
= −(−9) = 9; x
1
· x
2
= 14. Несложно заметить, что
корни — числа 2 и 7;
2. x
2
− 12x + 27 = 0 — тоже приведенное.
По теореме Виета: x
1
+ x
2
= −(−12) = 12; x
1
· x
2
= 27. Отсюда корни: 3 и 9;
3. 3x
2
+ 33x + 30 = 0 — это уравнение не является приведенным. Но мы это сейчас
исправим, разделив обе стороны уравнения на коэффициент a = 3. Получим: x
2
+
11x + 10 = 0.
Решаем по теореме Виета: x
1
+ x
2
= −11; x
1
· x
2
= 10
⇒
корни: −10 и −1;
4. −7x
2
+ 77x − 210 = 0 — снова коэффициент при x
2
не равен 1, т.е. уравнение не
приведенное. Делим все на число a = −7. Получим: x
2
− 11x + 30 = 0.
По теореме Виета: x
1
+ x
2
= −(−11) = 11; x
1
· x
2
= 30; из этих уравнений легко
угадать корни: 5 и 6.
Из приведенных рассуждений видно, как теорема Виета упрощает решение квадратных
уравнений. Никаких сложных вычислений, никаких арифметических корней и дробей.
Уравнения, сводящиеся к квадратным.
Уравнения, сводящиеся к квадратным, в алгебре встречаются практически в каждой теме.
При решение уравнений, сводящихся к квадратным, чаще всего применяют один и тот же
приём — введение новой переменной. Отличаются лишь выражения, которые заменяют на
новую переменную.
Рассмотрим, как решать уравнения, приводимые к квадратным, на конкретных примерах.
ОДЗ: x
∈
R.
Подстановка
приводит исходное уравнение к квадратному относительно переменной t:
По теореме, обратной теореме Виета
Обратная замена:
Ответ: -4; -1; 2.
ОДЗ: x≠0, то есть x
∈
(-∞; 0)U(0; ∞).
Уравнения, содержащие слагаемые с взаимно-обратными выражениями вида
и
решаются с помощью замены
причём t≠0, так как x≠0.
Выразим сумму их квадратов через t.
Чтобы привести выражение к квадрату суммы x и 1/x, прибавим и вычтем удвоенное
произведение их суммы:
В итоге приходим к квадратному уравнению
Возвращаемся к исходной переменной:
Уравнение не имеет действительных корней.
Ответ:
Вывод: если
Если
Аналогично решаем уравнения с суммой чисел, отличающихся от взаимно-обратных на
числовой множитель.
ОДЗ: x≠0, т.е. x
∈
(-∞; 0)U(0; ∞).
Замена переменной:
следовательно, выделяем квадрат разности этого выражения
Получили новое уравнение, которое является квадратным относительно переменной t:
Обратная замена:
Ответ: -6; -3; 1; 2.
Практические задания (задание №6)
Задание 6 № 137381
Решите уравнение
.
Если корней несколько, запишите их в ответ без пробелов в порядке возрастания.
2. Задание 6 № 137382
Решите уравнение
.
Если корней несколько, запишите их в ответ без пробелов в порядке возрастания.
3. Задание 6 № 137383
Решите уравнение
.
Если корней несколько, запишите их в ответ без пробелов в порядке возрастания.
4. Задание 6 № 311405
Найдите корни уравнения
.
Если корней несколько, запишите их в ответ без пробелов в порядке возрастания.
5. Задание 6 № 311446
Найдите корни уравнения
.
Если корней несколько, запишите их в ответ без пробелов в порядке возрастания.
6. Задание 6 № 311689
Найдите корни уравнения
Если корней несколько, запишите их в ответ без пробелов в порядке возрастания.
7. Задание 6 № 314495
Найдите корни уравнения
Если корней несколько, запишите их в ответ без пробелов в порядке возрастания.
8. Задание 6 № 320540
Две
прямые
пересекаются
в
точке C (см. рис.).
Найдите абсциссу точки C.
9. Задание 6 № 320541
На рисунке изображены графики функ-
ций
и
Вычислите координаты точки B.
Запишите координаты в ответ без пробелов и знаков препинания.
10. Задание 6 № 338180
Уравнение
имеет корни −6; 4. Найдите
11. Задание 6 № 338202
Квадратный трёхчлен разложен на множители:
Най-
дите
12. Задание 6 № 338494
Решите уравнение
13. Задание 6 № 338518
Решите уравнение
14. Задание 6 № 338526
Решите уравнение
15. Задание 6 № 338915
Решите уравнение
Если корней несколько, запишите их в ответ без пробелов в порядке возрастания.
16. Задание 6 № 353508
Уравнение
имеет корни −5; 7. Найдите
Практические задания (задание №21)
1. Задание 21 № 311546
Один из корней уравнения
равен
. Найдите второй корень.
2. Задание 21 № 311586
Решите уравнение:
3. Задание 21 № 311587
Решите уравнение:
4. Задание 21 № 311589
Решите уравнение:
5. Задание 21 № 311591
Решите уравнение:
6. Задание 21 № 311618
Решите уравнение
.
7. Задание 21 № 338053
Решите уравнение
8. Задание 21 № 338070
Решите уравнение
9. Задание 21 № 338079
Решите уравнение
10. Задание 21 № 338086
Решите уравнение
11. Задание 21 № 338179
Решите уравнение
12. Задание 21 № 338498
Решите уравнение
13. Задание 21 № 338529
Решите уравнение
14. Задание 21 № 338598
Решите уравнение
15. Задание 21 № 338632
Решите уравнение
16. Задание 21 № 338662
Решите уравнение
17. Задание 21 № 338757
Решите уравнение
18. Задание 21 № 338851
Решите уравнение
19. Задание 21 № 338860
Решите уравнение
20. Задание 21 № 338951
Решите уравнение
21. Задание 21 № 338991
Решите уравнение
22. Задание 21 № 339026
Решите уравнение
23. Задание 21 № 340902
Решите уравнение
24. Задание 21 № 341507
Решите уравнение x
6
= (6x − 8)
3
.
25. Задание 21 № 353542
Решите уравнение