Напоминание

"Ознакомление дошкольников с географией"


Автор: Королева Ирина Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ 105
Населённый пункт: Вологда
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Ознакомление дошкольников с географией"
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Занимательная география"

Перспективное планирование

по проблеме развития элементарных географических представлений у

дошкольников

Необходимость

курса вызваны темпами развития современных детей – объем

информации, вызывающей интерес, очень возрос.

Главные задачи курса «Занимательная география» – расширение познавательной

сферы,

пробуждение

интереса

к

миру,

формирование

кругозора

ребенка.

Занятия

географией формируют стремление познавать окружающий мир, а познание – функция не

только интеллекта, но и личности. Познание способствует формированию таких качеств,

как активность и самостоятельность, уверенность в своих способностях и силах. Также

происходит развитие мыслительных процессов – внимания, памяти, мышления. Дети

учатся сравнивать, обобщать, анализировать. Например, вопросы “Почему Антарктида на

глобусе и карте белого цвета? Почему там живет так мало животных?” заставляют детей

сравнивать континенты, искать причинно-следственные связи.

Занятия построены в определенной последовательности, и каждая часть несет свою

смысловую

нагрузку.

Организационный

момент

необходим

(как

и

в

любом

другом

занятии), чтобы привлечь внимание детей, заинтересовать их, вызвать желание узнать

что–то новое. Игра с глобусом помогает войти в тематику занятия, ненавязчиво закрепить

знакомый материал, помогает создать картину целостности мира. Дети учатся различать

сушу

и

воду,

ищут

разные

континенты.

Этому

же

способствует

работа

с

картой.

Рассматривая

карту,

дети

получают

научные

знания

в

доступной

форме

(например,

коричневый цвет на карте обозначает горы). Использование стихов помогает образному

восприятию

материала.

Игровые

методы

создают

условия

для

быстрого

и

прочного

усвоения

знаний.

Подвижные

игры

используются

на

занятиях

для

смены

видов

деятельности, их особенность – в тесной связи с изучаемой темой.

Для знакомства с животным миром континента используются различные пособия –

атласы,

карточки,

иллюстрации,

книги.

Чтобы

дети

лучше

запоминали

животных,

используются наиболее яркие представители фауны, которые обитают только на данном

континенте (Австралия – кенгуру, коалы, Африка – жирафы, бегемоты, Антарктида –

пингвины,

и

т.

д.).

Закрепление

знаний

о

животных

происходит

здесь

же,

в

игре:

выставляется ряд различных животных, из которых нужно выбрать обитателей только

данного

континента.

Мы

обращаемся

к

интересу

ребенка,

к

его

умению

сравнивать

(например, коала – сумчатый медведь в Австралии, бурый – в Евразии, гризли – в

Северной Америке).

В

занятиях

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста

включается

тема

ознакомления с коренными жителями континентов, что дает возможность понять все

разнообразие мира, его особенности, приобщиться к мировой культуре. Мы изготавливаем

головные уборы индейцев, африканские маски. А рисование карты континента – это не

только развитие мелкой моторики, но и интеллектуальная задача – попытаться правдиво

передать рельеф местности. Карта – это точное контурное изображение материка. Детская

работа может быть закончена на занятии и вывешена в зоне достижений, или ребенок

продолжит работу над ней в другое время, пока поместив ее в свой индивидуальный

шкафчик. Прикладные виды деятельности создают атмосферу творчества на занятиях,

помогают детям практически вжиться в образ обитателя материка. Этому же способствуют

элементы

театрализации

на

занятиях,

перевоплощения.

В

конце

занятия

дети

могут

попросить в дальнейшем продолжить изучение интересной для них темы или предложить

новую.

Познавательный процесс не ограничивается только занятием. В группе есть зона

проб,

где

ребенок

всегда

может

нарисовать

что–то

по

интересующей

его

теме,

использовать тематические раскраски, покрутить глобус,

поизучать карту мира, карты

материков. В группе также есть специальная зона развития, где выставляются книги,

пособия, альбомы по географии для свободного пользования в любое время. Дети могут

периодически к ним возвращаться по мере необходимости. Это может происходить до тех

пор, пока ребенок не “насытиться” интересующей его информацией.

Лейтмотивом познавательного развития детей в программе «Радуга» выступает

формирование отношения к миру. Необходимо, чтобы это отношение было:

- познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок – я хочу их узнать и

разгадать;

- бережным – мир хрупок и нежен, требует разумного подхода и даже охраны – я

хочу защитить мир, ему нельзя вредить;

- созидательным – мир прекрасен – я хочу сохранить и приумножить эту красоту.

Перспективное планирование

по проблеме развития элементарных географических представлений у

дошкольников

Младшая

группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

группа

Раздел «Земной шар»

1.

Познакомить

детей с моделью

Земли –

глобусом

(показывают

моря, реки).

Продолжать

знакомить с

моделью Земли –

глобусом

(показывают и

сравнивают

изображение суши

и водного

пространства).

Продолжать

знакомить с

моделью Земли –

глобусом

(показывают

северный и южный

полюс, океаны,

моря).

Познакомить с

картой мира.

Познакомить с

картой Вологодской

области

(населённые

пункты: города,

сёла).

Продолжать знакомить с

моделью Земли –

глобусом (показывают и

сравнивают континенты,

океаны, моря).

Продолжать знакомить с

картой мира. Продолжать

знакомить с картой

Вологодской области

(растительный и

животный мир, полезные

ископаемые).

Раздел «Природные явления»

2.

Знакомить с

природными

явлениями: снег,

дождь, ветер,

лёд, облака.

Продолжать

знакомить с

природными

явлениями: снег,

дождь, ветер, лёд,

облака, капель,

восход и заход

солнца, радуга,

гроза, иней, роса.

Продолжать

знакомить с

природными

явлениями: снег,

дождь, ветер, лёд,

облака, капель,

восход и заход

солнца, радуга,

гроза, иней, роса,

туман, заморозок.

Продолжать знакомить с

природными явлениями:

снег, дождь, град, ветер,

лёд, облака, капель,

восход и заход солнца,

радуга, гроза, иней, роса,

туман, заморозок.

Раздел «Природно-климатические зоны»

3.

Познакомить

детей с

природной зоной

– лес.

Познакомить детей

с природными

зонами – лес,

степь, горы.

Знакомить с

природными

зонами:

севера – тундра;

юга – джунгли.

Знакомить с природными

зонами:

севера (тундра, тайга);

средней полосы (лес,

степь, горы);

юга (пустыни, джунгли).

Раздел «Стихийные бедствия»

4.

Дать детям

понятие о

пожаре, как

стихийном

бедствии.

Дать детям

понятие о пожаре,

засухе и

извержении

вулкана, как

стихийном

бедствии.

Познакомить детей

со стихийными

бедствиями:

наводнение,

землетрясение.

Продолжать знакомить

детей со стихийными

бедствиями: наводнение,

землетрясение, лесной

пожар, оползень, смерч,

ураган.

Раздел «Виды ландшафта»

5.

Знакомить с

различными

видами

ландшафта:

равнины.

Продолжать

знакомить с

различными

видами

ландшафта: горы,

равнины.

Продолжать

знакомить с

различными видами

ландшафта: горы,

равнины, овраг.

Продолжать знакомить с

различными видами

ландшафта: горы,

равнины, овраг, плато.

Раздел «Природные богатства недр земли»

6.

Развивать

представление

детей о

природных

богатствах недр

Земли: глина,

песок.

Продолжать

развивать

представление

детей о природных

богатствах недр

Земли: глина,

песок, гравий,

известняк.

Продолжать

развивать

представление

детей о природных

богатствах недр

Земли: глина,

песок, гравий,

известняк,

каменный уголь,

нефть, газ.

Продолжать развивать

представление детей о

природных богатствах

недр Земли: глина, песок,

гравий, известняк,

каменный уголь, нефть,

газ, золото, железная руда,

поваренная соль,

минеральные воды.

Раздел «Страны и населяющие их народы»

7.

Дать понятие о

расах (белая,

желтая, черная).

Познакомить детей

с некоторыми

странами мира.

Закреплять понятие о

расах (белая, желтая,

черная).

Познакомить с

национальностями

народов, населяющих

страны мира.

Раздел «Поселения людей»

6.

Познакомить

детей с городом,

как одним из

видов поселения

людей.

Дать детям

представления о

городе и селе, как

видах поселения

людей.

Продолжать

знакомить детей с

видами поселения

людей: городом,

селом, деревней.

Закреплять знания детей о

видах поселения людей:

город, село, деревня,

поселок, хутор.

Тематическое планирование

по проблеме развития элементарных географических представлений

у дошкольников. II младшая группа

Раздел

Содержание образовательной деятельности

1.

«Земной шар».

Рассматривание глобуса.

Дидактическое упражнение «Назови и покажи» (вода –

суша).

Рисование по шаблону «Глобус».

Лепка «Глобус».

Аппликация «Глобус».

2.

«Природные явления».

Наблюдения за природными явлениями: снег, дождь, ветер,

лёд, облака.

Элементарные опыты «Таяние снега», «Замерзание воды».

3.

«Природно-климатические

зоны».

Прогулки и экскурсии в лес.

Рассматривание иллюстраций, картин.

Рисование «Лес».

4.

«Стихийные бедствия».

Дидактическая игра «Берегись пожара».

5.

«Виды ландшафта».

Равнины.

6.

«Природные богатства недр

земли».

Создание коллекций природных ископаемых.

Опыты с песком и глиной.

7.

«Страны и населяющие их

народы».

Знакомство с русским национальным костюмом.

8.

«Поселения людей».

Рассматривание фотографий и иллюстраций г.Вологда.

Беседа «Мой город».

Экскурсии по улицам города.

Тематическое планирование

по проблеме развития элементарных географических представлений

у дошкольников. Средняя группа

.

Раздел

Содержание образовательной деятельности

1.

«Земной шар».

Д/и «Найди на глобусе то, что назову» (суша, вода).

Д/и «Составь из частей».

Аппликация «Глобус».

Рассматривание иллюстраций (энциклопедия «Мир вокруг

нас»).

Дидактическое упражнение «Найди город на карте».

Дидактическое упражнение «Обведи по контуру границу

Вологодской области».

2.

«Природные явления».

Д/и «Почему так бывает».

Д/и «Загадки и отгадки».

Элементарные опыты:

«Цветные льдинки»

«Ледяные узоры»

«Снежные фигуры».

3.

«Природно-климатические

зоны».

Дидактическое упражнение «Путешествие Незнайки» (лес,

степи, горы).

Лото «Кто пришел».

4.

«Стихийные бедствия».

Создание макета действующего вулкана.

Д/и «Наводнение – засуха».

5.

«Виды ландшафта».

Прогулки и экскурсии в лес, к реке.

Рассматривание иллюстраций, картин.

Д/и «Где спряталась матрешка».

Создание коллажа «На морском дне».

С/р игра «Моряки».

6.

«Природные богатства недр

земли».

Создание коллекций природных ископаемых.

Опыты с песком:

-песчаный конус,

-свойства рассеянного песка,

-свойства мокрого песка,

-своды и тоннели,

-песочные часы.

Создание коллекции «Удивительные камни».

Экскурсия в краеведческий музей.

7.

«Страны и населяющие их

народы».

Д/и «Одень куклу в национальный костюм».

Д/и «Найди флаг».

Беседа «Мы живем в России».

8.

«Поселения людей».

Рассматривание иллюстраций, картин «Города и села

Вологодчины».

Рисование «Улицы нашего города».

Аппликация «Село», «Город» (коллективная работа).

Д/и «Памятники нашего города».

Беседа «Труд людей в селе и в городе».

Общение «Чтобы я сделал, чтобы наш город стал красивее».

Тематическое планирование

по проблеме развития элементарных географических представлений у

дошкольников. Старшая группа.

Раздел

Содержание образовательной деятельности

1.

«Земной шар».

Беседа «Земля – наш дом».

Беседа «Моя маленькая Родина – Вологодчина»

Д/и «Подбери правильно».

Дидактическое упражнение «Найди на карте Вологодской

области города и села».

2.

«Природные явления».

Опыты:

«Лед – твердая вода»

«Лед легче воды».

Наблюдения за явлениями природы.

Схематическое изображение явлений природы в календаре

погоды.

3.

«Природно-климатические

зоны».

«Кругосветное путешествие».

Сказка-путешествие «С севера – на юг».

Д/и «Кто где живет».

4.

«Стихийные бедствия».

Моделирование извержения вулкана.

5.

«Виды ландшафта».

Создание макета «Лес».

Д/и «Назови правильно»

С/р игра «Мы плывем по р.Вологда».

6.

«Природные богатства недр

земли».

Создание коллекций природных ископаемых.

С/р игра «Золотоискатели».

Проблемно-поисковая ситуация «Найди и назови».

Экспериментирование «Выращиваем кристаллы» (из соли).

7.

«Страны и населяющие их

народы».

Беседа «Такие разные люди на планете Земля».

8.

«Поселения людей».

Беседа «Мы – горожане».

Игра – путешествие «Главная улица города».

Создание макета «Село».

Д/и «Где город – где село».

Д/и «Узнай поселение».

Тематическое планирование

по проблеме развития элементарных географических представлений у

дошкольников. Подготовительная группа

.

Раздел

Содержание образовательной деятельности

1.

«Земной шар».

Беседа «Мы любим нашу планету».

Беседа «Планета Земля в опасности».

Коллективная работа, создание модели Земли (папье – маше).

Мини-викторина «Путешествие капитана Немо».

С/р. игра «Экскурсоводы».

Д/и «Найди на карте (Вологодской области, мира) то, что

назову».

Аппликация «На льдине».

2.

«Природные явления».

Экспериментирование:

«Тонет – не тонет» (лед)

«Рассматривание снежинок под лупой».

Проблемная ситуация «Откуда появляется радуга».

Импровизация:

-восход и заход солнца

-гроза.

3.

«Природно-климатические

зоны».

«Сказка - путешествие капитана Немо».

Составление рассказа «Мое путешествие по Северу».

Коллективная работа «Охраняйте животных тайги».

Игра-путешествие «По пустыням и степям».

С/р игра «Зов джунглей».

4.

«Стихийные бедствия».

Коллективная работа, создание плаката «Пожар в лесу».

Д/и «Что опасно для человека и живой природы».

КВН «Помоги себе сам».

5.

«Виды ландшафта».

Рисование «Холмы, овраги».

С/р игра «Путешествие на батискафе».

Д/и «Экспедиция «Чистая река».

6.

«Природные богатства недр

земли».

Создание коллекций природных ископаемых.

Экспериментирование: свойства соли, каменного угля,

известняка, глины, песка.

Беседа «О пользе и вреде природного газа».

7.

«Страны и населяющие их

народы».

Беседа «Путешествие по миру».

Рисование «Девочка в национальном костюме».

Рисование «Герб Вологодской области».

Беседы:

«Жизнь детей разных стран»

«Народы, населяющие Евразию».

Игра-путешествие «Народы Американского континента».

С/р игра «Карнавал в Африке».

8.

«Поселения людей».

Беседы:

«Жизнь людей в большом городе»

«В деревню к любимой бабушке».

Конструирование «Сельская и городская улицы».

Создание макета городской улицы.

Д/и «Разные дома».



В раздел образования