Автор: Королева Ирина Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ 105
Населённый пункт: Вологда
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Ознакомление дошкольников с географией"
Раздел: дошкольное образование
"Занимательная география"
Перспективное планирование
по проблеме развития элементарных географических представлений у
дошкольников
Необходимость
курса вызваны темпами развития современных детей – объем
информации, вызывающей интерес, очень возрос.
Главные задачи курса «Занимательная география» – расширение познавательной
сферы,
пробуждение
интереса
к
миру,
формирование
кругозора
ребенка.
Занятия
географией формируют стремление познавать окружающий мир, а познание – функция не
только интеллекта, но и личности. Познание способствует формированию таких качеств,
как активность и самостоятельность, уверенность в своих способностях и силах. Также
происходит развитие мыслительных процессов – внимания, памяти, мышления. Дети
учатся сравнивать, обобщать, анализировать. Например, вопросы “Почему Антарктида на
глобусе и карте белого цвета? Почему там живет так мало животных?” заставляют детей
сравнивать континенты, искать причинно-следственные связи.
Занятия построены в определенной последовательности, и каждая часть несет свою
смысловую
нагрузку.
Организационный
момент
необходим
(как
и
в
любом
другом
занятии), чтобы привлечь внимание детей, заинтересовать их, вызвать желание узнать
что–то новое. Игра с глобусом помогает войти в тематику занятия, ненавязчиво закрепить
знакомый материал, помогает создать картину целостности мира. Дети учатся различать
сушу
и
воду,
ищут
разные
континенты.
Этому
же
способствует
работа
с
картой.
Рассматривая
карту,
дети
получают
научные
знания
в
доступной
форме
(например,
коричневый цвет на карте обозначает горы). Использование стихов помогает образному
восприятию
материала.
Игровые
методы
создают
условия
для
быстрого
и
прочного
усвоения
знаний.
Подвижные
игры
используются
на
занятиях
для
смены
видов
деятельности, их особенность – в тесной связи с изучаемой темой.
Для знакомства с животным миром континента используются различные пособия –
атласы,
карточки,
иллюстрации,
книги.
Чтобы
дети
лучше
запоминали
животных,
используются наиболее яркие представители фауны, которые обитают только на данном
континенте (Австралия – кенгуру, коалы, Африка – жирафы, бегемоты, Антарктида –
пингвины,
и
т.
д.).
Закрепление
знаний
о
животных
происходит
здесь
же,
в
игре:
выставляется ряд различных животных, из которых нужно выбрать обитателей только
данного
континента.
Мы
обращаемся
к
интересу
ребенка,
к
его
умению
сравнивать
(например, коала – сумчатый медведь в Австралии, бурый – в Евразии, гризли – в
Северной Америке).
В
занятиях
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
включается
тема
ознакомления с коренными жителями континентов, что дает возможность понять все
разнообразие мира, его особенности, приобщиться к мировой культуре. Мы изготавливаем
головные уборы индейцев, африканские маски. А рисование карты континента – это не
только развитие мелкой моторики, но и интеллектуальная задача – попытаться правдиво
передать рельеф местности. Карта – это точное контурное изображение материка. Детская
работа может быть закончена на занятии и вывешена в зоне достижений, или ребенок
продолжит работу над ней в другое время, пока поместив ее в свой индивидуальный
шкафчик. Прикладные виды деятельности создают атмосферу творчества на занятиях,
помогают детям практически вжиться в образ обитателя материка. Этому же способствуют
элементы
театрализации
на
занятиях,
перевоплощения.
В
конце
занятия
дети
могут
попросить в дальнейшем продолжить изучение интересной для них темы или предложить
новую.
Познавательный процесс не ограничивается только занятием. В группе есть зона
проб,
где
ребенок
всегда
может
нарисовать
что–то
по
интересующей
его
теме,
использовать тематические раскраски, покрутить глобус,
поизучать карту мира, карты
материков. В группе также есть специальная зона развития, где выставляются книги,
пособия, альбомы по географии для свободного пользования в любое время. Дети могут
периодически к ним возвращаться по мере необходимости. Это может происходить до тех
пор, пока ребенок не “насытиться” интересующей его информацией.
Лейтмотивом познавательного развития детей в программе «Радуга» выступает
формирование отношения к миру. Необходимо, чтобы это отношение было:
- познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок – я хочу их узнать и
разгадать;
- бережным – мир хрупок и нежен, требует разумного подхода и даже охраны – я
хочу защитить мир, ему нельзя вредить;
- созидательным – мир прекрасен – я хочу сохранить и приумножить эту красоту.
Перспективное планирование
по проблеме развития элементарных географических представлений у
дошкольников
№
Младшая
группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
группа
Раздел «Земной шар»
1.
Познакомить
детей с моделью
Земли –
глобусом
(показывают
моря, реки).
Продолжать
знакомить с
моделью Земли –
глобусом
(показывают и
сравнивают
изображение суши
и водного
пространства).
Продолжать
знакомить с
моделью Земли –
глобусом
(показывают
северный и южный
полюс, океаны,
моря).
Познакомить с
картой мира.
Познакомить с
картой Вологодской
области
(населённые
пункты: города,
сёла).
Продолжать знакомить с
моделью Земли –
глобусом (показывают и
сравнивают континенты,
океаны, моря).
Продолжать знакомить с
картой мира. Продолжать
знакомить с картой
Вологодской области
(растительный и
животный мир, полезные
ископаемые).
Раздел «Природные явления»
2.
Знакомить с
природными
явлениями: снег,
дождь, ветер,
лёд, облака.
Продолжать
знакомить с
природными
явлениями: снег,
дождь, ветер, лёд,
облака, капель,
восход и заход
солнца, радуга,
гроза, иней, роса.
Продолжать
знакомить с
природными
явлениями: снег,
дождь, ветер, лёд,
облака, капель,
восход и заход
солнца, радуга,
гроза, иней, роса,
туман, заморозок.
Продолжать знакомить с
природными явлениями:
снег, дождь, град, ветер,
лёд, облака, капель,
восход и заход солнца,
радуга, гроза, иней, роса,
туман, заморозок.
Раздел «Природно-климатические зоны»
3.
Познакомить
детей с
природной зоной
– лес.
Познакомить детей
с природными
зонами – лес,
степь, горы.
Знакомить с
природными
зонами:
севера – тундра;
юга – джунгли.
Знакомить с природными
зонами:
севера (тундра, тайга);
средней полосы (лес,
степь, горы);
юга (пустыни, джунгли).
Раздел «Стихийные бедствия»
4.
Дать детям
понятие о
пожаре, как
стихийном
бедствии.
Дать детям
понятие о пожаре,
засухе и
извержении
вулкана, как
стихийном
бедствии.
Познакомить детей
со стихийными
бедствиями:
наводнение,
землетрясение.
Продолжать знакомить
детей со стихийными
бедствиями: наводнение,
землетрясение, лесной
пожар, оползень, смерч,
ураган.
Раздел «Виды ландшафта»
5.
Знакомить с
различными
видами
ландшафта:
равнины.
Продолжать
знакомить с
различными
видами
ландшафта: горы,
равнины.
Продолжать
знакомить с
различными видами
ландшафта: горы,
равнины, овраг.
Продолжать знакомить с
различными видами
ландшафта: горы,
равнины, овраг, плато.
Раздел «Природные богатства недр земли»
6.
Развивать
представление
детей о
природных
богатствах недр
Земли: глина,
песок.
Продолжать
развивать
представление
детей о природных
богатствах недр
Земли: глина,
песок, гравий,
известняк.
Продолжать
развивать
представление
детей о природных
богатствах недр
Земли: глина,
песок, гравий,
известняк,
каменный уголь,
нефть, газ.
Продолжать развивать
представление детей о
природных богатствах
недр Земли: глина, песок,
гравий, известняк,
каменный уголь, нефть,
газ, золото, железная руда,
поваренная соль,
минеральные воды.
Раздел «Страны и населяющие их народы»
7.
Дать понятие о
расах (белая,
желтая, черная).
Познакомить детей
с некоторыми
странами мира.
Закреплять понятие о
расах (белая, желтая,
черная).
Познакомить с
национальностями
народов, населяющих
страны мира.
Раздел «Поселения людей»
6.
Познакомить
детей с городом,
как одним из
видов поселения
людей.
Дать детям
представления о
городе и селе, как
видах поселения
людей.
Продолжать
знакомить детей с
видами поселения
людей: городом,
селом, деревней.
Закреплять знания детей о
видах поселения людей:
город, село, деревня,
поселок, хутор.
Тематическое планирование
по проблеме развития элементарных географических представлений
у дошкольников. II младшая группа
№
Раздел
Содержание образовательной деятельности
1.
«Земной шар».
Рассматривание глобуса.
Дидактическое упражнение «Назови и покажи» (вода –
суша).
Рисование по шаблону «Глобус».
Лепка «Глобус».
Аппликация «Глобус».
2.
«Природные явления».
Наблюдения за природными явлениями: снег, дождь, ветер,
лёд, облака.
Элементарные опыты «Таяние снега», «Замерзание воды».
3.
«Природно-климатические
зоны».
Прогулки и экскурсии в лес.
Рассматривание иллюстраций, картин.
Рисование «Лес».
4.
«Стихийные бедствия».
Дидактическая игра «Берегись пожара».
5.
«Виды ландшафта».
Равнины.
6.
«Природные богатства недр
земли».
Создание коллекций природных ископаемых.
Опыты с песком и глиной.
7.
«Страны и населяющие их
народы».
Знакомство с русским национальным костюмом.
8.
«Поселения людей».
Рассматривание фотографий и иллюстраций г.Вологда.
Беседа «Мой город».
Экскурсии по улицам города.
Тематическое планирование
по проблеме развития элементарных географических представлений
у дошкольников. Средняя группа
.
№
Раздел
Содержание образовательной деятельности
1.
«Земной шар».
Д/и «Найди на глобусе то, что назову» (суша, вода).
Д/и «Составь из частей».
Аппликация «Глобус».
Рассматривание иллюстраций (энциклопедия «Мир вокруг
нас»).
Дидактическое упражнение «Найди город на карте».
Дидактическое упражнение «Обведи по контуру границу
Вологодской области».
2.
«Природные явления».
Д/и «Почему так бывает».
Д/и «Загадки и отгадки».
Элементарные опыты:
«Цветные льдинки»
«Ледяные узоры»
«Снежные фигуры».
3.
«Природно-климатические
зоны».
Дидактическое упражнение «Путешествие Незнайки» (лес,
степи, горы).
Лото «Кто пришел».
4.
«Стихийные бедствия».
Создание макета действующего вулкана.
Д/и «Наводнение – засуха».
5.
«Виды ландшафта».
Прогулки и экскурсии в лес, к реке.
Рассматривание иллюстраций, картин.
Д/и «Где спряталась матрешка».
Создание коллажа «На морском дне».
С/р игра «Моряки».
6.
«Природные богатства недр
земли».
Создание коллекций природных ископаемых.
Опыты с песком:
-песчаный конус,
-свойства рассеянного песка,
-свойства мокрого песка,
-своды и тоннели,
-песочные часы.
Создание коллекции «Удивительные камни».
Экскурсия в краеведческий музей.
7.
«Страны и населяющие их
народы».
Д/и «Одень куклу в национальный костюм».
Д/и «Найди флаг».
Беседа «Мы живем в России».
8.
«Поселения людей».
Рассматривание иллюстраций, картин «Города и села
Вологодчины».
Рисование «Улицы нашего города».
Аппликация «Село», «Город» (коллективная работа).
Д/и «Памятники нашего города».
Беседа «Труд людей в селе и в городе».
Общение «Чтобы я сделал, чтобы наш город стал красивее».
Тематическое планирование
по проблеме развития элементарных географических представлений у
дошкольников. Старшая группа.
№
Раздел
Содержание образовательной деятельности
1.
«Земной шар».
Беседа «Земля – наш дом».
Беседа «Моя маленькая Родина – Вологодчина»
Д/и «Подбери правильно».
Дидактическое упражнение «Найди на карте Вологодской
области города и села».
2.
«Природные явления».
Опыты:
«Лед – твердая вода»
«Лед легче воды».
Наблюдения за явлениями природы.
Схематическое изображение явлений природы в календаре
погоды.
3.
«Природно-климатические
зоны».
«Кругосветное путешествие».
Сказка-путешествие «С севера – на юг».
Д/и «Кто где живет».
4.
«Стихийные бедствия».
Моделирование извержения вулкана.
5.
«Виды ландшафта».
Создание макета «Лес».
Д/и «Назови правильно»
С/р игра «Мы плывем по р.Вологда».
6.
«Природные богатства недр
земли».
Создание коллекций природных ископаемых.
С/р игра «Золотоискатели».
Проблемно-поисковая ситуация «Найди и назови».
Экспериментирование «Выращиваем кристаллы» (из соли).
7.
«Страны и населяющие их
народы».
Беседа «Такие разные люди на планете Земля».
8.
«Поселения людей».
Беседа «Мы – горожане».
Игра – путешествие «Главная улица города».
Создание макета «Село».
Д/и «Где город – где село».
Д/и «Узнай поселение».
Тематическое планирование
по проблеме развития элементарных географических представлений у
дошкольников. Подготовительная группа
.
№
Раздел
Содержание образовательной деятельности
1.
«Земной шар».
Беседа «Мы любим нашу планету».
Беседа «Планета Земля в опасности».
Коллективная работа, создание модели Земли (папье – маше).
Мини-викторина «Путешествие капитана Немо».
С/р. игра «Экскурсоводы».
Д/и «Найди на карте (Вологодской области, мира) то, что
назову».
Аппликация «На льдине».
2.
«Природные явления».
Экспериментирование:
«Тонет – не тонет» (лед)
«Рассматривание снежинок под лупой».
Проблемная ситуация «Откуда появляется радуга».
Импровизация:
-восход и заход солнца
-гроза.
3.
«Природно-климатические
зоны».
«Сказка - путешествие капитана Немо».
Составление рассказа «Мое путешествие по Северу».
Коллективная работа «Охраняйте животных тайги».
Игра-путешествие «По пустыням и степям».
С/р игра «Зов джунглей».
4.
«Стихийные бедствия».
Коллективная работа, создание плаката «Пожар в лесу».
Д/и «Что опасно для человека и живой природы».
КВН «Помоги себе сам».
5.
«Виды ландшафта».
Рисование «Холмы, овраги».
С/р игра «Путешествие на батискафе».
Д/и «Экспедиция «Чистая река».
6.
«Природные богатства недр
земли».
Создание коллекций природных ископаемых.
Экспериментирование: свойства соли, каменного угля,
известняка, глины, песка.
Беседа «О пользе и вреде природного газа».
7.
«Страны и населяющие их
народы».
Беседа «Путешествие по миру».
Рисование «Девочка в национальном костюме».
Рисование «Герб Вологодской области».
Беседы:
«Жизнь детей разных стран»
«Народы, населяющие Евразию».
Игра-путешествие «Народы Американского континента».
С/р игра «Карнавал в Африке».
8.
«Поселения людей».
Беседы:
«Жизнь людей в большом городе»
«В деревню к любимой бабушке».
Конструирование «Сельская и городская улицы».
Создание макета городской улицы.
Д/и «Разные дома».