Автор: Габдулгафарова Лариса Салаватовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ №21 Детский сад
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: статья
Тема: заучивание стихотворений с помощью картин и графических схем
Раздел: дополнительное образование
Заучивание стихов детьми дошкольного возраста
с помощью картинно - графических схем.
Дети
с
речевыми
нарушениями
отличаются
низким
уровнем
внимания,
сниженной
вербальной
памятью,
продуктивностью
запоминания,
все
это
сказывается на состоянии активного и пассивного словаря. Заучивание стихов
на основе картинок, графических схем актуально для детей данной категории.
Использование
иллюстраций
на
занятиях
позволяет
детям
эффективнее
воспринимать и перерабатывать вербальную информацию.
В
процессе
заучивания
стихов
следует
учитывать
индивидуальные
особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей
интереса к поэзии.
Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности,
когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и
запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, на занятиях,
когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности.
Методика
заучивания
стихов
на
основе
картинно-графических
схем
основывается
на
установлении
смысловой
связи
между
словом
или
предложением и картинкой.
Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые
рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Т. е.
содержание
одной,
двух
или
четырёх
строк
стихотворения
обозначается
определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.
Зрительный
же
образ,
сохранившийся
у
ребенка
после
прослушивания,
сопровождающегося
просмотром
рисунков,
позволяет
значительно
быстрее
запомнить текст.
Для
детей
среднего
дошкольного
возраста
рекомендуется
использовать
комбинированные изображения (предметы и символы одновременно).
При заучивании стихов с детьми старшего дошкольного возраста необходимо
подбирать
стихотворение,
кодируя
его
при
помощи
символов
совместно
с
взрослым.
Педагог
проговаривает
строчку
из
стихотворения
и
одновременно
рисует
картинку-символ. Затем текст воспроизводится педагогом и детьми с опорой на
схему, далее дети читают стихотворение.
Наполненность картинно-графической схемы стихотворения зависит от объема
стихотворных
строк
и
их
количества,
а
также
от
возраста
детей
и
их
способности к запоминанию по данной методике.
Такой подход помогает детям вспоминать сюжет и не перепутать в нём порядок
событий. В результате такого обучения дети с удовольствием используют в
самостоятельной
речи
отдельные
сравнения,
грамматические
обороты,
метафоры, синонимы из стихов.