Напоминание

Согласные звуки [р], [р’]. Буквы Р, р.


Автор: Стельмах Ирина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Лицей №2
Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область
Наименование материала: Урок обучения грамоте
Тема: Согласные звуки [р], [р’]. Буквы Р, р.
Раздел: начальное образование





Назад




1

УМК «Школа России»

Учебник «Азбука» часть 1 В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшин, Л.А. Виноградская, М.В.

Бойкина.

Тема: Согласные звуки [р], [р’]. Буквы Р, р.

Цель: Создать

условия

для

ознакомления

учащихся

с

согласными

звуками

[р],

[р’],

буквами Р, р, развития речи, памяти, логического мышления.

Тип урока: Получение нового знания.

Планируемые результаты.

Предметные: Владеют

навыками

плавного

слогового

чтения

с

буквой

Р,

чтения

предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками

препинания; имеют представление о звонких и глухих согласных; определяют значение

многозначных слов.

Метапредметные: Регулятивные: проговаривают последовательность своих действий на

уроке.

Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного с помощью

у ч и т е л я ; логические

делают

выводы

в

результате

совме стной

р а б о т ы .

Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной форме.

Личностные: Бережно относятся к окружающей природе, проявляют заботу о комнатных

растениях.

Оборудование. Презентация «Буквы Р. р. Звуки [р], [р’]. Аудиозапись сказки А. С.

Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»(отрывок).

Ход урока

I Организационный момент.

II Актуализация знаний.

На доске буквы: а,о, у, ы, и, с, к, н,л, т

-Разделите на 2 группы.(Дети называют, учитель делит на группы: гласные,

согласные).

-Назовите признаки гласных(Произносятся при помощи голоса, могут быть

ударными и безударными, образуют слог).

- Назовите признаки согласных(Произносятся при помощи голоса и шума

или только шума, могут быть звонкими или глухими, твёрдыми или

мягкими).

-Разделите гласные на группы(1 ученик у доски делит:и; у,а,о,ы)

-Почему так?

-Разделите согласные на группы (1 ученик у доски делит: н,л-звонкие; к,т,с-

глухие).

2

III Постановка учебной задачи.

-Сегодня мы познакомимся с новой буквой. Какой, вы скажите мне, когда

отгадаете загадки и построите схемы слов-отгадок.

-Ответ давайте хором.

Как огромная пила,

К небу зубья подняла.

Не залезет в дом к нам вор,

Охраняет нас…(забор).

На экране картинка забора.

(1 слайд)

-Поставьте руки на локти, произнесите слово, определите, сколько в нём

слогов..(Два).

-Соберите схему к этому слову.(Вызвать одного ученика для работы у доски,

с последующей проверкой).

-Проверьте.

-Назовите первый слог: -за. Сколько в нём звуков? (два, образуют слог-

слияние твёрдого согласного с гласным).

- Назовите второй слог:- бор. Сколько в нём звуков? (Три:перый и второй

образуют слияние твёрдого согласного с гласным и третий- твердый

согласный).

-На какой слог падает ударение? (На второй, на гласный о).

Обозначаю стрелочкой последний звук).

-Молодцы!

-Послушайте вторую загадку.

Меня снаружи, изнутри

Ты обязательно запри.

Жить без меня нельзя, поверь.

В квартире я-входная …(дверь).

На экране картинка двери. (2 слайд)

3

-Поставьте руки на локти, произнесите слово, определите, сколько в нём

слогов..(Один).

-Соберите схему к этому слову.(Вызвать одного ученика для работы у доски,

с последующей проверкой).

-Проверьте.

-Назовите слог: дверь(это всё слово)

--Сколько звуков?( Четыре).

-Какой первый звук? (Согласный твёрдый).

-Что образуют второй и третий звуки? (Слог- слияние мягкого согласного с

гласным).

-Какой последний звук? ( Он согласный мягкий).

Обозначаю стрелочкой последний звук).

-Молодцы!

IY Первичное усвоение новых знаний.

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [р] и [р’] (

-А теперь выделите голосом звуки, на которые указывают стрелочки.

(Произносят: р, рь).

-Какой буквой на письме мы обозначим эти звуки? (Буквой «Эр»).

Выставляю буквы на доску: Р,р

_-Почему их две?

-найдите эту букву в алфавите. Назовите её соседей. (Между буквами П и С).

-Возьмите палочки. Сложите с их помощью букву.

-На что похожа? ( На флажок, на топор).

-Дрожу от страха до сих пор!

Воскликнуло полено.

-Похожа буква на топор!

Расколет непременно!

4

-А теперь дайте характеристику звукам, которые буква «эр» обозначает на

письме.

Выставляю синий и зелёный квадратики.

-Звуки гласные или согласные?

-Глухие или звонкие?9Всегда звонкие).

-Твёрдые или мягкие? ( И твердые и мягкие).

-Молодцы!

Физкультминутка.

2. Чтение слогов-слияний (учебник стр. 65

-Откройте учебник на с. 65.Найдите слоги –слияния.

_Следим и читаем хором.

-А теперь будем эти слоги рифмовать. Для этого каждый слог будем

повторять трижды и добавлять фразу.

Ра.ра,ра- начинается…(игра)

Ро,ро,ро- принесу с водой… (ведро)

Ры.ры,ры- надуваем мы … (шары).

Ру,ру,ру- грибов много… (наберу).

Ри,ри,ри- мухоморы не… (бери).

-Молодцы! Попробуйте дома порифмовать слоги.

Обращаюсь к паровозику(вагоны со словами «речь», «предложение»,

«слово», «звук/буква»)

-Сейчас мы называли звуки, обозначали их буками, читали слоги.-

- Как вы думаете, что теперь на очереди? (Чтение слов).

3. Чтение слов (учебник стр. 65)

-Читать будете «цепочкой».

-Как это? (По-очереди ,громко, чётко, чтобы слышали все. Нужно

обязательно следить, чтобы не потерять своей очереди)

Вывожу на экран. (3 слайд)

5

а) Первичное чтение.

б) Повторное чтение столбиками.

-Прочитай слова 1 столбика.

-Чем они отличаются?

-Как человек может получить ранку или рану? (Можно уколоться чем

либо…).

- А кактус может быть причиной ?

в) Беседа о кактусах.

Вывожу картинку на экран. (4 слайд)

-Что вы знаете об этом растении?

-Ухаживать за кактусами нужно осторожно. Пыль удалять осторожно

кисточкой, поливать из лейки.

4.Чтение рассказа «Кактус». С. 65

а) Первичное чтение учителем.

-Послушайте, определите, сколько предложений. ( Их пять).

-Как опрелелить границу предложения?(Большая буква в начале

предложения, точка- в конце предложения.).

б) Чтение «цепочкой». Выборочное чтение.

-Читайте громко, не торопясь.

-Дайте ответ предложением из рассказа.

Что растёт у Иры?

Что сделала Ира?

Что случилось с девочкой?

Что появилось у Иры на месте укола?

в) Чтение слов с буквой «эр».

-Найдите и прочитайте слова с буквой «эр».

6

-Дайте характеристику звуку, который она обозначает.( Находят слова: Ира.

Растут, тронула, руку, ранка. Делают вывод. Что все звуки в словах,

обозначенные буквой «эр», твёрдые).

г) Беседа об оказании первой помощи. О важности профессии медицинского

работника.

Физкультминутка.

Y Первичное закрепление.

1.Нахождение слов с новыми звуками. Слушание отрывка из сказки А.

С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Включаю запись отрывка.

-Слушайте внимательно. Запомните как можно больше слов со звуками [р] и

[р’] в начале слова, в середине или в конце. После прослушивания вы их

назовёте.

Дети называют слова, определяют твёрдость или мягкость новых звуков.

старик

ровно

рыбу

старуха

тридцать

пряла

море

три

пряжу

-Найдите иллюстрацию к этой сказке на с. 64

-Как называется сказка, кто её автор?

2. Словарная работа.

землянка

невод

ветхая

пряжа

- У Пушкина 6 сказок. Если вы их любите, можете прочитать. В нашей

библиотеке есть книга со сказками А. С. Пушкина.

2. Работа с многозначными словами.

-В нашем мешочке лежат слова. Какие? (Многозначные).

7

-Назовите, какие многозначные слова вы собрали сюда?-( Косы. Кисти.

Каток)-Сегодня сюда добавим ещё одно слово.

-Переверните страницу. С. 66.

-Прочитайте слово.(Вывожу на экран. (5слайд)

Читают слово.

-Какая по счёту в слове буква «эр»? ( Вторая).

-Какой звук она обозначает?(Звонкий, твёрдый).

-Составьте предложения с этими словами, чтобы эти слова обозначали

разное.

На доске схемы.

_Нина _______ кран с _______ .

______ кран _______ ______ .

YI Обобщение.

-Соберите все сведения о букве «э».

-Какие звуки обозначает на письме?

YII Рефлексия.

-Что мы сегодня делали на уроке?

-Что вам понравилось больше всего?

-Оцените свою работу.

-Если вам легко было выполнять все задания, и вы сними справились,

покажите жёлтый смайлик, если кое- где потребовалась помощь-зелёный,

если самому было работать трудно- красный.

-Спасибо за работу, ребята.



В раздел образования