Автор: Жигайлова Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: ЯНАО. Тюменская обл, город Ноябрьск
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Развитие речи у слабослышащих дошкольников в процессе игровой деятельности.
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов.
Развитие речи у слабослышащих дошкольников в процессе
игровой деятельности.
Жигайлова Е.Н. воспитатель МБДОУ « Снегурочка»
ЯНАО, Тюменская обл. г. Ноябрьск
Игра в дошкольном детстве выполняет особую, ничем невосполнимую роль. Для ребенка
с нарушением слуха игра является основой для речевого развития.
Эмоциональный фон, присущий детской игре, делает процесс усвоения речевого
материала более продуктивным по сравнению с другими видами
деятельности. Поведение ребенка в игре, его активность - показатель уровня речевого
развития. Обучая играм, ни в коем случае нельзя подчинять задачи игровой деятельности
требованиям формирования речи. Отношение к игре как к второстепенной деятельности
по сравнению с формированием речи, развитием слухового восприятия может привести к
обеднению детского развития, ограничению способов познания окружающей
действительности. Необходимо создать условия для проявления речевой активности у
детей, помочь им выразить в слове их игровой опыт.
Наблюдая за играми, мы обнаружили, что большинство детей не имеют навыков
самостоятельной игры. Наличие речевого барьера делает их возбудимыми,
неуравновешенными или наоборот, заторможенными. Развивая у детей навыки
совместной игры, умение развивать сюжет, умение использовать в игре предметы, которые
имеют в быту другое назначение, высказываться по ходу игры мы последовательно
решаем задачу по развитию речи детей с нарушенным слухом.
На начальном этапе проводим занятия, наблюдения, беседы, экскурсии, которые
способствуют обогащению знаний об окружающем, для дальнейшего отражения их в
играх. Например, знакомим детей с трудом взрослых (продавца, врача, шофера и др.) При
этом обращаем внимание на понятные им трудовые действия (шофер управляет машиной,
врач лечит – измеряет температуру, дает таблетки, микстуру и т. д.) полученные знания
закрепляем в процессе рисования, подвижной и дидактической игры.
Используем дидактические игры и упражнения: «Кому что нужно для работы?», «Для
чего нужна эта вещь?» и др., а также серии игр для закрепления обобщающих понятий:
«Назови одним словом», «Назови три предмета», «Кукла купила мебель».
Работа над речью проводится не только на занятиях, но и продолжается в игре. При
этом соблюдается принцип последовательности: от игр с готовым сюжетом (содержанием)
к самостоятельным играм.
Игра в дошкольном детстве выполняет особую, ничем невосполнимую роль. Для ребенка
с нарушением слуха игра является основой для речевого развития.
Эмоциональный фон, присущий детской игре, делает процесс усвоения речевого
материала более продуктивным по сравнению с другими видами
деятельности. Поведение ребенка в игре, его активность - показатель уровня речевого
развития.
Наблюдая за играми, мы обнаружили, что развивая у детей навыки совместной игры,
умение развивать сюжет, умение использовать в игре предметы, которые имеют в быту
другое назначение, высказываться по ходу игры, мы последовательно решаем задачу по
развитию речи детей с нарушенным слухом.
При организации игр стараемся создавать необходимые условия для повышения речевой
активности детей с учетом их возможностей. Во время игровой деятельности
расширяется словарь детей, обогащаются представления об окружающей
действительности, появляется интерес к игровой деятельности. В коллективных играх
дети стали действовать более согласованно, осмысленно выполнять правила, требования
воспитателя. Их игровые действия стали сопровождаться речью, причем не только в виде
отдельных слов, и несложных предложений.
Работа ведется в тесном контакте с родителями, для которых проводятся открытые
занятия, мастер классы по изготовлению игрушек, консультации «Ребенок играет», «Какие
игрушки нужны детям» и др. Родителям предлагаем вместе детьми дома
сделать игрушки, оформить фото альбомы «С мамой в магазине», «С родителями в
парке» и т. д.
Взрослый принимает непосредственное участие в играх, выполняет главные, а затем
второстепенные роли. К одному и тому же сюжету возвращаемся несколько раз, это дает
возможность закрепить обобщающие понятия (посуда, мебель, овощи, фрукты и т. д.)
Например, проводится сюжетно – ролевая игра в магазин «Овощи». Здесь продаются
картофель, капуста, огурцы, кабачки и т.д. Воспитатель выступает в роли продавца, он
учит детей – покупателей вежливо здороваться, говорить «спасибо», «пожалуйста»,
уточняет название и вкус овощей, обобщающее понятие «овощи».
При повторении игры воспитатель обращает внимание на то, что дети в основном
покупали огурцы, их осталось мало. Он уточняет, какие еще овощи есть в магазине. Таким
образом, участвуя в игре, взрослый направляет действия детей вопросом,
непосредственным показом, побуждает детей к высказываниям.
Проводим сюжетно-ролевую игру «Автобус». Воспитатель вместе с детьми намечает
содержание и ход игры. Вместе строят из стульчиков автобус. В игру вводиться
конструктивная деятельность. Взрослый берет на себя роль водителя, дети – пассажиров.
Водитель объявляет остановки (магазин, детский сад, парк и т. д.). Ребенок, который
правильно рассказывает, например, о том, что он будет делать, например, в парке, выходит
на данной остановке. Проиграв несколько вариантов вместе с воспитателем, дети затем
действуют самостоятельно: строят автобус, распределяют роли, договариваются
какие игрушки и предметы могут понадобиться во время игры, придумывают название
остановок (больница, магазин, парк и т. д.)
При организации игр стараемся создавать необходимые условия для повышения
речевой активности детей с учетом их возможностей. Во время игровой деятельности
расширяется словарь детей, обогащаются представления об окружающей
действительности, появляется интерес к игровой деятельности. В коллективных играх
дети стали действовать более согласованно, осмысленно выполнять правила, требования
воспитателя. Их игровые действия стали сопровождаться речью, причем не только в виде
отдельных слов, и несложных предложений. Работа ведется в тесном контакте с
родителями, для которых проводятся открытые занятия, мастер классы по изготовлению
игрушек, консультации «Ребенок играет», «Какие игрушки нужны детям» и др. Родителям
предлагаем вместе детьми дома сделать игрушки, оформить фото альбомы «С мамой в
магазине», «С родителями в парке» и т. д.
В результате проделанной работы расширяется словарь детей, обогащаются
представления об окружающей действительности, появляется интерес к игровой
деятельности. В коллективных играх дети стали действовать более согласованно,
осмысленно выполнять правила, требования воспитателя. Их игровые действия стали
сопровождаться речью, причем не только в виде отдельных слов, и несложных
предложений.
Теперь перед нами стоят более сложные задачи: добиваться перехода от вопросно –
ответной речи к монологической, учить использовать в играх речевой материал любой
сложности.
На следующих этапах обучения детей сюжетно-ролевой игре мы планируем
усложнение речевого материала за счет увеличения роли монологической речи,
использования диалогов различной сложности в зависимости от речевых возможностей
детей.