Напоминание

Развитие речи у слабослышащих дошкольников в процессе игровой деятельности.


Автор: Жигайлова Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: ЯНАО. Тюменская обл, город Ноябрьск
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Развитие речи у слабослышащих дошкольников в процессе игровой деятельности.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов.

Развитие речи у слабослышащих дошкольников в процессе

игровой деятельности.

Жигайлова Е.Н. воспитатель МБДОУ « Снегурочка»

ЯНАО, Тюменская обл. г. Ноябрьск

Игра в дошкольном детстве выполняет особую, ничем невосполнимую роль. Для ребенка

с нарушением слуха игра является основой для речевого развития.

Эмоциональный фон, присущий детской игре, делает процесс усвоения речевого

материала более продуктивным по сравнению с другими видами

деятельности. Поведение ребенка в игре, его активность - показатель уровня речевого

развития. Обучая играм, ни в коем случае нельзя подчинять задачи игровой деятельности

требованиям формирования речи. Отношение к игре как к второстепенной деятельности

по сравнению с формированием речи, развитием слухового восприятия может привести к

обеднению детского развития, ограничению способов познания окружающей

действительности. Необходимо создать условия для проявления речевой активности у

детей, помочь им выразить в слове их игровой опыт.

Наблюдая за играми, мы обнаружили, что большинство детей не имеют навыков

самостоятельной игры. Наличие речевого барьера делает их возбудимыми,

неуравновешенными или наоборот, заторможенными. Развивая у детей навыки

совместной игры, умение развивать сюжет, умение использовать в игре предметы, которые

имеют в быту другое назначение, высказываться по ходу игры мы последовательно

решаем задачу по развитию речи детей с нарушенным слухом.

На начальном этапе проводим занятия, наблюдения, беседы, экскурсии, которые

способствуют обогащению знаний об окружающем, для дальнейшего отражения их в

играх. Например, знакомим детей с трудом взрослых (продавца, врача, шофера и др.) При

этом обращаем внимание на понятные им трудовые действия (шофер управляет машиной,

врач лечит – измеряет температуру, дает таблетки, микстуру и т. д.) полученные знания

закрепляем в процессе рисования, подвижной и дидактической игры.

Используем дидактические игры и упражнения: «Кому что нужно для работы?», «Для

чего нужна эта вещь?» и др., а также серии игр для закрепления обобщающих понятий:

«Назови одним словом», «Назови три предмета», «Кукла купила мебель».

Работа над речью проводится не только на занятиях, но и продолжается в игре. При

этом соблюдается принцип последовательности: от игр с готовым сюжетом (содержанием)

к самостоятельным играм.

Игра в дошкольном детстве выполняет особую, ничем невосполнимую роль. Для ребенка

с нарушением слуха игра является основой для речевого развития.

Эмоциональный фон, присущий детской игре, делает процесс усвоения речевого

материала более продуктивным по сравнению с другими видами

деятельности. Поведение ребенка в игре, его активность - показатель уровня речевого

развития.

Наблюдая за играми, мы обнаружили, что развивая у детей навыки совместной игры,

умение развивать сюжет, умение использовать в игре предметы, которые имеют в быту

другое назначение, высказываться по ходу игры, мы последовательно решаем задачу по

развитию речи детей с нарушенным слухом.

При организации игр стараемся создавать необходимые условия для повышения речевой

активности детей с учетом их возможностей. Во время игровой деятельности

расширяется словарь детей, обогащаются представления об окружающей

действительности, появляется интерес к игровой деятельности. В коллективных играх

дети стали действовать более согласованно, осмысленно выполнять правила, требования

воспитателя. Их игровые действия стали сопровождаться речью, причем не только в виде

отдельных слов, и несложных предложений.

Работа ведется в тесном контакте с родителями, для которых проводятся открытые

занятия, мастер классы по изготовлению игрушек, консультации «Ребенок играет», «Какие

игрушки нужны детям» и др. Родителям предлагаем вместе детьми дома

сделать игрушки, оформить фото альбомы «С мамой в магазине», «С родителями в

парке» и т. д.

Взрослый принимает непосредственное участие в играх, выполняет главные, а затем

второстепенные роли. К одному и тому же сюжету возвращаемся несколько раз, это дает

возможность закрепить обобщающие понятия (посуда, мебель, овощи, фрукты и т. д.)

Например, проводится сюжетно – ролевая игра в магазин «Овощи». Здесь продаются

картофель, капуста, огурцы, кабачки и т.д. Воспитатель выступает в роли продавца, он

учит детей – покупателей вежливо здороваться, говорить «спасибо», «пожалуйста»,

уточняет название и вкус овощей, обобщающее понятие «овощи».

При повторении игры воспитатель обращает внимание на то, что дети в основном

покупали огурцы, их осталось мало. Он уточняет, какие еще овощи есть в магазине. Таким

образом, участвуя в игре, взрослый направляет действия детей вопросом,

непосредственным показом, побуждает детей к высказываниям.

Проводим сюжетно-ролевую игру «Автобус». Воспитатель вместе с детьми намечает

содержание и ход игры. Вместе строят из стульчиков автобус. В игру вводиться

конструктивная деятельность. Взрослый берет на себя роль водителя, дети – пассажиров.

Водитель объявляет остановки (магазин, детский сад, парк и т. д.). Ребенок, который

правильно рассказывает, например, о том, что он будет делать, например, в парке, выходит

на данной остановке. Проиграв несколько вариантов вместе с воспитателем, дети затем

действуют самостоятельно: строят автобус, распределяют роли, договариваются

какие игрушки и предметы могут понадобиться во время игры, придумывают название

остановок (больница, магазин, парк и т. д.)

При организации игр стараемся создавать необходимые условия для повышения

речевой активности детей с учетом их возможностей. Во время игровой деятельности

расширяется словарь детей, обогащаются представления об окружающей

действительности, появляется интерес к игровой деятельности. В коллективных играх

дети стали действовать более согласованно, осмысленно выполнять правила, требования

воспитателя. Их игровые действия стали сопровождаться речью, причем не только в виде

отдельных слов, и несложных предложений. Работа ведется в тесном контакте с

родителями, для которых проводятся открытые занятия, мастер классы по изготовлению

игрушек, консультации «Ребенок играет», «Какие игрушки нужны детям» и др. Родителям

предлагаем вместе детьми дома сделать игрушки, оформить фото альбомы «С мамой в

магазине», «С родителями в парке» и т. д.

В результате проделанной работы расширяется словарь детей, обогащаются

представления об окружающей действительности, появляется интерес к игровой

деятельности. В коллективных играх дети стали действовать более согласованно,

осмысленно выполнять правила, требования воспитателя. Их игровые действия стали

сопровождаться речью, причем не только в виде отдельных слов, и несложных

предложений.

Теперь перед нами стоят более сложные задачи: добиваться перехода от вопросно –

ответной речи к монологической, учить использовать в играх речевой материал любой

сложности.

На следующих этапах обучения детей сюжетно-ролевой игре мы планируем

усложнение речевого материала за счет увеличения роли монологической речи,

использования диалогов различной сложности в зависимости от речевых возможностей

детей.



В раздел образования