Автор: Артеменко Светлана Иосифовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5"
Населённый пункт: город Инта Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Краткие прилагательные"
Раздел: среднее образование
Автор Артеменко Светлана Иосифовна, учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 5» г. Инты Республики Коми.
Предмет «Русский язык».
Класс 5 (5-9).
Тема «Краткие прилагательные».
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок объяснения нового материала.
Цель: ознакомление с правилами написания кратких прилагательных, формирование умений и
навыков написания кратких прилагательных.
Задачи.
1.
Образовательные:
- помочь учащимся различать краткие и полные формы прилагательных, образовывать краткие
формы прилагательных; грамотно писать краткие формы прилагательных.
- создать условия для формирования понятия о грамматических особенностях кратких
прилагательных, о нормах их образования и употребления.
2.
Развивающие:
- создать условия для развития устной монологической речи, умения сравнивать, делать выводы
и обобщения.
- создать условия для развития коммуникативной компетенции.
3.
Воспитательные:
- воспитание бережного, внимательного отношения к русскому языку.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык, 5 класс», Т.А. Ладыженская и др.
– М.: Просвещение, 2013;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с экраном, интерактивная доска.
Программное обеспечение: MS Power Point.
Ход урока.
I.
Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Мы с вами рады видеть друг друга и готовы к
совместной творческой работе. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту ваших
рук, доброту ваших сердец. Улыбнитесь друг другу. Пусть у каждого из вас
будет хорошее настроение. Надеюсь, что и к концу урока ваше настроение останется
хорошим или даже улучшится, ведь вы узнаете сегодня что-то новое, получите
новые знания.
- Садитесь, ребята. Для того чтобы начать работу, распределите роли в группе.
(Координатор, учитель, консультант
,
секретарь, ученик, ученик). Прикрепите бэйджики.
Напоминаю, что готовность
групп к ответу
вы будете
сигнализировать специальной
двухцветной карточкой. Синий цвет – группа готова отвечать, красный цвет – нужна помощь.
-
Откройте, пожалуйста,
тетради, запишите число, классная
работа.
II. Формирование положительной мотивации.
- Ребята, какие части речи вы без труда умеете различать?
(Существительное
,
прилагательное, глагол, наречие и т. д.)
– На доске и у вас на карточке № 1 даны слова. Используя сокращения, запишите, к
каким частям речи относятся эти слова.
Веселая
Повеселел
Веселье
Весело (прыгал)
Весела
- .. группа, сообщите о результатах работы. Зачитываете слово и часть речи, к которой
оно относится. Все остальные группы внимательно слушают и проверяют свои записи
по каждому слову.
Зачитывают: Наша группа считает, что слово веселая относится к имени
прилагательному.
Записываю ответы на доске. И так по каждому слову. Пока не дойдем до слова
весела.
- Слово весела – наречие. У всех групп та же информация? У кого по-другому?
( У нашей группы слово весела – краткое прилагательное)
Записываю два ответа на доске.
Веселая
прил.
Повеселел глаг.
Веселье сущ.
Весело (прыгал) нар.
Весела нар. ? крат. прил.
- Спорный вопрос: какая все же часть речи? Попробуем выяснить все вместе, к какой
части речи принадлежит слово весела.
1. Если неправильно определят.
Весела – наречие. Как вы определили? По какому признаку? По вопросу? Задайте
вопрос.
Какова? Это вопрос наречия? Нет. Значит, это слово не принадлежит к наречию
2.
Если правильно определят.
Весела – краткое прилагательное. Как вы определили? По какому признаку? По
вопросу какова? Тогда возникает вопрос: краткое прилагательное – это самостоятельная часть
речи? У вас есть прилагательное – веселая. Это две части речи? Нет, в русском языке
только одна часть речи – имя прилагательное. В чем разница? Это разные слова с разным
лексическим значением или формы одного и того же слова? (Формы).
- Как мы можем их назвать? (Краткие и …. ).
- Посмотрите на слова веселая и весела. Чем они отличаются по структуре?
(Окончаниями, в слове веселая окончание состоит из двух букв, а в слове весела – из
одной).
- Окончания в слове веселая называют полными, а в слове весела – краткими. Поэтому
формы прилагательного называют полными и краткими.
- Да, действительно, ребята, многие прилагательные (но не все) могут употребляться и
в полной, и в краткой форме, поэтому грамматика русского языка различает
прилагательные полные и краткие.
- О какой форме прилагательного и что вы знаете? (О полной).
- Расскажите правило.
- А о краткой форме прилагательного много знаете? (Мало).
- Хотите узнать больше? (Да).
- О чем будем говорить сегодня на уроке? (О кратких прилагательных).
- Сформулируйте тему урока. (Краткие прилагательные).
?
Переворачивается карточка
Краткие прилагательные
- Запишите тему в тетрадь.
III. Постановка и решение учебных задач.
- Какие учебные задачи вы перед собой поставите на сегодняшнем уроке?
(Я хочу научиться на уроке:
а) образовывать краткие прилагательные; Кто ставит перед собой такую же
задачу?
б) правильно писать краткие прилагательные;
в) правильно произносить краткие прилагательные;
г) определять грамматические признаки кратких прилагательных;
д) употреблять краткие прилагательные в речи)
- Могут ли названные вами задачи быть общими для всех? (Да).
Задачи вывешиваются на доску.
(Сегодня на уроке мы научимся:
а) образовывать краткие прилагательные;
б) правильно писать краткие прилагательные;
в) правильно произносить краткие прилагательные;
г) определять грамматические признаки кратких прилагательных;
д) употреблять краткие прилагательные в речи).
1.
- Каким путем будете решать все эти задачи? Проводить исследование или
прочитаете вывод в учебнике? (Мы выбираем исследование).
- Какую задачу будете решать сначала? (Как образуются краткие прилагательные).
- У кого-то уже есть догадки? Поделитесь с нами. (Наверное, образуются от полных)
- Кто еще так думает? Хорошо. Действительно, краткие прилагательные
о
бразуются от
полных прилагательных.
2. - Какую задачу будете решать сначала? (Как образуются краткие прилагательные).
- У кого-то уже есть догадки? Нет. Посмотрите, пожалуйста, на слова веселая и
весела.
Мы уже выяснили, что это не разные слова, а формы одного и того же слова. Что
происходит со словом веселая? Убегает одна буква окончания, а слово-то остается.
Какой сделаете вывод? (Краткие прилагательные образуются от полных).
- Есть необходимость закрепить это знание? (Да).
- Возьмите карточку № 2. Внимательно прочитайте задание и выполняйте его в
тетрадях.
При этом каждый участник группы комментирует образование кратких форм 1-го
прилагательного. Учитель в группе следит за правильностью ответов. Если
возникнут вопросы, не забывайте сигнализировать.
Образуйте, если возможно, от полных прилагательных краткие
прилагательные. Расставьте в словах ударение, прочтите их в
соответствии с расставленным ударением. Сделайте вывод, все ли
прилагательные могут иметь две формы – полную и краткую.
Образец: дорогой – дорог, дорога, дорого, дороги.
Молодой-
Мягкий-
Живой-
Бледный-
Осенний-
- Какой вывод вы можете сделать из проделанной работы? (Не все прилагательные
могут иметь две формы).
- Почему? (Нам не удалось образовать краткие формы от прилагательного осенний)
- Какая группа сделала другой вывод? Все согласны с выводом .. группы.
- Посмотрите на слова, которые вы образовали. Что интересного вы заметили?
(1.
В словах мягок, бледен появляются беглые гласные. Кстати, это лучший способ
проверки сомнительного согласного.
2. Ударение на окончании в кратких прилагательных ж. р., а в остальных словах – на
основе).
- Да, ребята, вы верно заметили. Краткие прилагательные в русском языке в основном
сохраняют то ударение, что и в полной форме (удивителен, удивительна,
удивительно, удивительны). Однако многие краткие прилагательные имеют ударение на основе
в форме мужского рода, среднего рода и множественного числа и на окончании в
форме женского рода, в чем вы сейчас и убедились.
- Какие задачи решали? (Учились образовывать краткие формы прилагательных и
правильно их произносить).
- Давайте отметим эти задачи знаком « + » как решенные.
- Какую задачу, на ваш взгляд наиболее важную, следует решать дальше?
(Научиться определять грамматические признаки краткой формы
прилагательного).
- Тогда продолжите ваши исследования. Послушайте задание и определитесь какая
группа будет исследовать, как изменяется краткая форма прилагательного по родам? ( ..)
- Какая группа будет исследовать, как изменяется краткая форма прилагательного по
падежам? ( ..)
- Какая группа будет исследовать, как изменяется краткая форма прилагательного по
числам и выяснять, на какие вопросы отвечают краткие формы прилагательных. ( ..)
- Какая группа будет выяснять синтаксическую роль кратких форм прилагательных. ( ..)
Карточка № 3.
Измените краткую форму прилагательного по родам. Окончания выделите
.
М. р. День ясен
Ж. р. Ночь ясн..
Ср.р. Утро ясн..
Сделайте вывод: краткая форма
прилагательного ____________________по родам.
Измените краткую форму прилагательного по падежам. Окончания выделите
.
И. п. День ( ) ясен
Р. п. Дня ( ) ясн..
Д. п. Дню ( ) ясн..
Т. п. Днем ( ) ясн..
Сделайте вывод: краткая форма
прилагательного __________________по падежам.
Измените краткую форму прилагательного по числам. Окончания выделите
.
Выясните, на какие вопросы отвечает
краткая форма прилагательного.
Ед. ч. День ясен Небосвод ( .. ) ясен.
Мн. ч. Дни ясн.. Ночь ( .. ) ясна.
Утро ( .. ) ясно.
Дни ( .. ) ясны.
Сделайте вывод: краткая форма
прилагательного __________________по числам.
Отвечает на вопросы ____________________________________________
Выясните
синтаксическую роль
краткой формы прилагательного.
Дни ранней осени ясны.
Небосвод ясен.
Ночь ясна.
Утро ясно.
Сделайте вывод: краткая форма
прилагательного в предложении
является__________________.
- Группы отчитайтесь. К каким выводам вы пришли? Все внимательно слушают, чтобы
сделать общий вывод.
( 1 группа. Наша группа пришла к выводу, что краткая форма прилагательного
изменяется по родам;
2 группа. Наша группа пришла к выводу, что краткая форма прилагательного не
изменяется по падежам;
3 группа. Наша группа пришла к выводу, что краткая форма прилагательного
изменяется по числам и отвечает на вопросы каков? какова? каково? каковы?;
4 группа. Наша группа пришла к выводу, что краткая форма прилагательного в
предложении является сказуемым).
- Кто готов сделать общий вывод по краткой форме прилагательного? Пожалуйста.
(Итак, краткие прилагательные отвечают на вопросы каков? какова? каково?
каковы?; изменяются по числам, по родам в ед. ч., но не изменяются по падежам. В
предложении являются сказуемым).
- Каким образом мы можем проверить правдивость вашего вывода? (Прочитать в
учебнике).
- Открываем учебник на стр. 223, читаем. Правильный вы сделали вывод? (Да).
- Можете себя похвалить.
- Какие задачи вы сейчас решали? ( Узнали, какие морфологические признаки имеет
или как изменяется краткая форма прилагательного; какую выполняет синтаксическую роль;
на какие вопросы отвечает).
- Отметим решенные задачи.
- А для чего вы изучаете краткие прилагательные? Зачем они нужны? (Изучаем,
чтобы уметь отличать от других частей речи, правильно употреблять их в речи, развивать
свою речь, делать ее красивой).
- Такая задача поставлена вами сегодня на уроке? (Да).
IV. Рефлексия.
- Надо ее решать. Эту задачу мы можем решить, используя разноуровневые задания.
Задание I уровня на зеленой карточке, II уровня на желтой карточке. III уровня
на розовой карточке.
I уровень.
Замените полные прилагательные в тексте краткими.
1. Сегодня ребенок (спокойный).
2. Он (злой) на меня.
3. Она (больная) гриппом.
4. Наша страна (богатая) нефтью
.
II уровень.
Запишите краткую форму прилагательного (м. р., ед.ч.) вместе с
подходящими по смыслу существительными.
1. Румяный (от чего?) -
2. Нужный (кому?) -
3. Похожий (на кого?) -
4. Способный (на что?) -
III уровень.
Вставьте в предложения свои краткие прилагательные.
Воздух …… и чист. Сквозь облака пробивается луч
солнца. Он ослепителен и …. . Детям мороз не страшен,
они …… и бодры.
- Каждая группа выберите себе то задание, с которым, как вам кажется, вы правитесь
хорошо.
Просигнализируйте, задание какого уровня выбрала группа. Выполняйте в тетрадях.
- По окончании оцените работу каждого участника группы на уроке по таблице.
Таблицы сдайте.
Ф. И. ученика
Роль
Сам ученик
оценивает
Группа
оценивает
- Какую задачу вы сейчас решали? (Учились правильно употреблять краткие
прилагательные в речи).
- Давайте подведем итоги сегодняшней работы. Ответьте, пожалуйста на вопрос: что
нового узнали? Чему учились? ( Узнали, как образуются краткие прилагательные, их
грамматические признаки, речевую роль; учились образовывать краткие прилагательные,
правильно их произносить)
- Все ли поставленные задачи вы решили? (Нет, не все).
- Продолжая такие же исследования на следующем уроке, вы решите остальные
задачи. А есть ли необходимость закрепить знания, полученные сегодня, на последующих
уроках или все хорошо поняли новый материал? (Надо закреплять. Все понятно).
- Хорошо. Кому сегодня все было понятно на уроке возьмите на парте красный плод.
- Кому была понятна большая часть урока возьмите желтый плод.
- А кому все было непонятно возьмите зеленый плод.
- Прикрепите свои плоды к «древу знаний» на доску.
- Посмотрите, пожалуйста, ребята, сколько спелых и созревающих плодов появилось на
«древе знаний» за сегодняшний урок. Это ваши хорошие знания. А зеленых плодов
совсем мало. Но и они со временем поспеют и станут красными, а ваши знания
крепкими.
(А зеленых совсем нет, потому что вы сегодня хорошо потрудились)
- Есть повод для радости? (Да).
- Давайте все вместе порадуемся за себя. Какие вы молодцы!
V. Домашнее задание.
- Выберите для себя одно из заданий и запишите его в дневник:
1. п. 104, упр. 593;
2. Выписать из сказки Пушкина «Сказка о мертвой царевне…» предложения с
краткими прилагательными.
- Спасибо. Урок окончен. До свидания.