Напоминание

народные подвижные игры для развития речи


Автор: Пантелеева Светлана Сергеевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: детский сад ВДЦ
Населённый пункт: Краснодарский край , Туапсинский район, пгт Новомихайловский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: народные подвижные игры для развития речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Народные подвижные игры для развития речи.

Народные подвижные игры для развития - вызывают активную работу мысли,

способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем

мире.

В

народных

играх

много

юмора,

шуток,

соревновательного

задора;

движения

точны

и

образны.

Каждая

народная

игра

начинается

считалкой,

напевно-забавной певалкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро

запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает

память и речь. Народный фольклор устно перелаётся от поколения к поколению и

никогда не стареет.

«Фанты»

Цель:

активизация

словаря

существительных,

прилагательных

по

заданной

теме;

развитие слухового внимания, памяти.

Ведущий говорит: - Вам прислали 100 рублей. Что хотите, то купите, чёрный,

белый не берите, «да» и «нет» не говорите! После этих слов приводится такой

диалог:

-

Что

продаётся

в

булочной?

(дети

по

кругу,

говорят,

что

может

продаваться в булочной) - Хлеб, батон, булки. - Какой хлеб продаётся в булочной?

- Мягкий, свежий, душистый, хрустящий, поджаренный. Для того, чтобы было

видно кто из детей отвечает можно использовать мяч, палочку. Подобную игру

можно проводить по теме «Продукты питания», «Одежда», «Овощи-фрукты»

«Краски»

Цель:

активизация

словаря

существительных,

прилагательных

по

заданной

теме;

согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе;

развитие высших психических функций.

Дети

придумывают

себе

цвет

определённой

краски

(можно

придумать

определённый материал, вкус, в зависимости от темы, цели, которую поставил

перед собой педагог). Среди детей выбирается покупатель, он приходит и говорит:

- Тук, тук! - Кто там? - Покупатель. - Зачем пришёл? - За краской. - За какой? - За

голубой. Если покупатель отгадывает цвет краски, то краска выходит к нему, но

она может себя выкупить, если назовёт (в зависимости от темы) 5 названий

одежды голубого цвета или 5 блюд, приготовленных из картошки.

«Почта»

Цель:

активизация словаря - глаголов по теме;

развитие высших психических функций.

Игра начинается с переклички водящего с игроками: - Динь-динь-динь. - Кто там?

- Почта! - Откуда? - Из города. Что в городе делают? (из школы, сада, огорода)

Дети по кругу должны сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают… Тот

ребёнок, который долго подбирает слово становиться почтальоном.

«Иголка, нитка, узелок»

Цель:

активизировать словарь существительных по теме;

развитие высших психических функций.

Играющие дети становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают среди

детей иголку, нитку и узелок. Нитка, иголка, узелок встают в круг, остальные дети

берут друг друга за руки и проходят через круг нитки, иголки, узелка, называя

разные виды одежды ( зимнюю, летнюю, одежду для мальчика или девочки), тот

ребёнок, который не смог назвать нужную одежду становиться в круг.

«Достань шапку»

Цель:

развивать словарь детей;

дифференцировать предметы по определённым признакам;

развитие высших психических функций, общей моторики.

Дети делятся на две команды. На столе лежат предметы разных категорий,

например, головные уборы и одежда. Дети должны собрать каждая команда свои

предметы.

Играющие

дети,

парами

двигаются

к

столу,

либо

прыгают,

либо

шагают, либо идут на носочках.

«Молчанка»

Цель:

развитие слухового восприятия,

образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Дети встают в круг и произносят закличку:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики,

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок - Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий кружиться по кругу

с закрытыми глазами, перед кем остановился, этот ребёнок должен его позвать.

Ведущий должен догадаться, кто его позвал, и назвать его ласково.

«Челнок»

Цель:

развивает словарь детей по заданной теме.

Дети делятся на две стенки, они двигаются навстречу друг другу, пропевая слова:

Челнок бежит Земля дрожит,

Шьёт пошивает, нас потешает.

Остальные дети стараются пробежать между челноком, называя слова по теме, о

которой заранее договорились.

«Невод»

Цель:

активизировать словарь прилагательных,

уметь описывать предмет, по определённым признакам.

Дети выбирают «рыбу», этот игрок помещается в круг. Дети встают по кругу,

педагог показывает картинку овоща, игрушки, но так, чтобы «рыба» картинку не

видел. К кому «рыба» подплывает, тот ребёнок, начинает описывать предмет не

называя его. Если рыба отгадает предмет, то она вплывает в круг.

«Жмурки-носильщики»

Цель:

развитие сенсорики, развитие восприятия.

На столе разложены предметы-игрушки по определённой теме. Детям завязывают

глаза, ребёнок должен с закрытыми глазами на ощупь описать предмет и отгадать

его.

«Гаккарис»

Цель:

развитие словаря, развитие общей моторики;

образовывать множественное число существительных.

Дети

садятся

на

корточки

в

круги,

вырезанные

и

расположенные

по

кругу.

Водящий

игрок

скачет

на

одной

ноге

по

кругу,

тот

игрок

около,

которого

остановился водящий, должен назвать вместо одного предмета — много. Если

сидящий ошибается, то он становиться ведущим.

«Угадай и догони»

Цель:

развитие слухового внимания.

Играющие садятся на скамейку. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза.

Один из игроков подходит к водящему и называет его по имени. Водящий должен

отгадать,

кто

это.

Если

он

отгадал,

то

быстро

снимает

повязку

и

догоняет

убегающего.

Если

водящий

назвал

имя

игрока

неправильно,

тогда

подходит

другой играющий.

«Утушка»

Цель:

активизировать словарь по теме, уметь образовывать предложения по

теме.

Два ребёнка садятся друг напротив друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед,

носками вверх. Выбирается утка, остальные дети-утята. Утушка зовёт своих утят :

Быстрей, быстрей, утятки,

Быстрей, быстрей, дикие пёрышки.

Утята встают друг за другом и проходят перешагивая через мостик, составляя

предложения про время года или по определённой теме.

«Большой мяч»

Цель:

активизировать словарь глаголов,

развитие общей моторики и высших психических функций.

Дети встают в круг, в кругу ведущий у него в руках мяч. Ведущий называет слово

и кидает мяч кому-либо из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия ,

которые может совершать предмет , названный ведущим (снег-идёт, падает, тает,

хрустит, сверкает).

«Мяч бросай – животных называй»

Цель:

активизировать словарь по данной теме.

Можно

выбрать

любое

другое

обобщающее

понятие.

Ведущий

загадывает

выбранную

им

категорию,

дети

должны

перебрасывая

мяч

называть

слова,

соответствующие обобщающему понятию.

«Мяч»

Цель:

активизировать словарь по теме,

подбирать антонимы к словам.

Играющие делятся на две команды. Одни называют слово – признак: высокий, а

другая команда называют противоположный признак: низкий.

«Катание мяча»

Цель:

активизация словаря по теме.

Воспитатель задаёт задание: например, назвать как можно больше красивых слов

о

маме

(Мама

какая?).

Дети

по

очереди

катают

мяч

в

обруч,

называя

прилагательные.

«Мяч по кругу»

Цель:

активизация словаря по теме.

Дети встают в круг, а водящий становится за кругом и держит мяч. Водящий

называет

обобщающее

понятие(

одежда,

обувь…_

и

кидает

мяч

одному

из

сидящих, игроков. Дети должны как можно быстрее назвать слова, подходящие

для

данного

обобщающего

понятия.

Тот

играющий,

кто

задержит

мяч,

становиться ведущим.

«Я знаю пять названий»

Цель:

активизация словаря по заданной теме.

Ход игры: Дети встают по кругу у воспитателя мяч, он начинает задание «Я знаю

пять названий фруктов» после этого мяч передаётся по кругу, каждый ребёнок

должен назвать по пять фруктов.

«Перепрыгни через ров»

Цель:

развитие глагольного словаря;

развитие общей моторики;

учить подбирать антонимы.

На полу выложены две скакалки параллельно друг другу. Дети делятся на две

команды. Первый ребенок перепрыгивает через ров, называя глагол, а следующий

ребёнок называет противоположный глагол: стоит- идёт, бреет-кладёт.

«Карусель»

Цель:

закреплять

умение

детей

составлять

короткий

рассказ-описание,

используя в речи простые и сложные предложения.

Ход

игры:

Дети

встают

в

два

круга.

Во

внешнем

круге

два-три

человека.

Остальные — во внутреннем. Один круг движется по часовой стрелке, другой —

против. Внешний круг проговаривает:

Карусель, закружись,

А потом остановись.

Кто словечко угадает,

В дружный круг к нам попадает.

Затем

ребёнок

из

внешнего

круга

загадывает

короткую

загадку

описание

предмета. Дети из внешнего круга отгадывает загадку, если отгадал, то встаёт во

внутренний круг.

«Покажи, отгадай и повтори»

Цель:

активизировать словарь по заданной теме;

развитие общей моторики, уметь согласовывать движения и речь.

Ход игры: Дети встают в круг, выбирается ведущий он загадывает профессию

(либо какой-либо фрукт, посуду) , но её не называет, а только показывает жестами.

Дети должны отгадать загаданный предмет и показать, тот ребёнок, кто первый

отгадал, становиться ведущим.

«Продавец обуви»

Цель:

активизировать словарь по теме;

согласовывать существительные с прилагательными и числительными;

уметь описывать предмет по основным признакам.

Ход игры: Выбирается продавец обуви, у него разная обувь, которая выставляется

перед детьми. Ребята запоминают, какая обувь продаётся в магазине, потом обувь

убирается под прилавок. Продавец спрашивает, сколько сандалий, валенок, сапог

было у него в магазине. Затем каждый ребёнок описывает обувь, которую он хочет

купить. По описанию продавец должен правильно продать обувь.

«Летаю, еду, плыву»

Цель:

развивать общую моторику;

активизировать словарь по теме.

Ход игры: Дети встают в круг. Логопед называет транспорт, а дети должны

назвать, как передвигается транспорт.

«Мы в гости пойдём»

Цель:

активизировать словарь по теме.

Ход

игры:

Дети

выстраиваются

в

длинную

цепочку

и

идут

за

педагогом,

проговаривая слова: « Мы в гости пойдем и друзей собой возьмём. Кто в домике

живёт — узнаем. Тук-тук, тук-тук.» Кто в домике живет? В домике живёт человек,

который работает на экскаваторе. (дети должны назвать профессию).



В раздел образования