Автор: Пантелеева Светлана Сергеевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: детский сад ВДЦ
Населённый пункт: Краснодарский край , Туапсинский район, пгт Новомихайловский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: народные подвижные игры для развития речи
Раздел: дошкольное образование
Народные подвижные игры для развития речи.
Народные подвижные игры для развития - вызывают активную работу мысли,
способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем
мире.
В
народных
играх
много
юмора,
шуток,
соревновательного
задора;
движения
точны
и
образны.
Каждая
народная
игра
начинается
считалкой,
напевно-забавной певалкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро
запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает
память и речь. Народный фольклор устно перелаётся от поколения к поколению и
никогда не стареет.
«Фанты»
Цель:
активизация
словаря
существительных,
прилагательных
по
заданной
теме;
развитие слухового внимания, памяти.
Ведущий говорит: - Вам прислали 100 рублей. Что хотите, то купите, чёрный,
белый не берите, «да» и «нет» не говорите! После этих слов приводится такой
диалог:
-
Что
продаётся
в
булочной?
(дети
по
кругу,
говорят,
что
может
продаваться в булочной) - Хлеб, батон, булки. - Какой хлеб продаётся в булочной?
- Мягкий, свежий, душистый, хрустящий, поджаренный. Для того, чтобы было
видно кто из детей отвечает можно использовать мяч, палочку. Подобную игру
можно проводить по теме «Продукты питания», «Одежда», «Овощи-фрукты»
«Краски»
Цель:
активизация
словаря
существительных,
прилагательных
по
заданной
теме;
согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе;
развитие высших психических функций.
Дети
придумывают
себе
цвет
определённой
краски
(можно
придумать
определённый материал, вкус, в зависимости от темы, цели, которую поставил
перед собой педагог). Среди детей выбирается покупатель, он приходит и говорит:
- Тук, тук! - Кто там? - Покупатель. - Зачем пришёл? - За краской. - За какой? - За
голубой. Если покупатель отгадывает цвет краски, то краска выходит к нему, но
она может себя выкупить, если назовёт (в зависимости от темы) 5 названий
одежды голубого цвета или 5 блюд, приготовленных из картошки.
«Почта»
Цель:
активизация словаря - глаголов по теме;
развитие высших психических функций.
Игра начинается с переклички водящего с игроками: - Динь-динь-динь. - Кто там?
- Почта! - Откуда? - Из города. Что в городе делают? (из школы, сада, огорода)
Дети по кругу должны сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают… Тот
ребёнок, который долго подбирает слово становиться почтальоном.
«Иголка, нитка, узелок»
Цель:
активизировать словарь существительных по теме;
развитие высших психических функций.
Играющие дети становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают среди
детей иголку, нитку и узелок. Нитка, иголка, узелок встают в круг, остальные дети
берут друг друга за руки и проходят через круг нитки, иголки, узелка, называя
разные виды одежды ( зимнюю, летнюю, одежду для мальчика или девочки), тот
ребёнок, который не смог назвать нужную одежду становиться в круг.
«Достань шапку»
Цель:
развивать словарь детей;
дифференцировать предметы по определённым признакам;
развитие высших психических функций, общей моторики.
Дети делятся на две команды. На столе лежат предметы разных категорий,
например, головные уборы и одежда. Дети должны собрать каждая команда свои
предметы.
Играющие
дети,
парами
двигаются
к
столу,
либо
прыгают,
либо
шагают, либо идут на носочках.
«Молчанка»
Цель:
развитие слухового восприятия,
образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Дети встают в круг и произносят закличку:
Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики,
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок - Молчок!
Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий кружиться по кругу
с закрытыми глазами, перед кем остановился, этот ребёнок должен его позвать.
Ведущий должен догадаться, кто его позвал, и назвать его ласково.
«Челнок»
Цель:
развивает словарь детей по заданной теме.
Дети делятся на две стенки, они двигаются навстречу друг другу, пропевая слова:
Челнок бежит Земля дрожит,
Шьёт пошивает, нас потешает.
Остальные дети стараются пробежать между челноком, называя слова по теме, о
которой заранее договорились.
«Невод»
Цель:
активизировать словарь прилагательных,
уметь описывать предмет, по определённым признакам.
Дети выбирают «рыбу», этот игрок помещается в круг. Дети встают по кругу,
педагог показывает картинку овоща, игрушки, но так, чтобы «рыба» картинку не
видел. К кому «рыба» подплывает, тот ребёнок, начинает описывать предмет не
называя его. Если рыба отгадает предмет, то она вплывает в круг.
«Жмурки-носильщики»
Цель:
развитие сенсорики, развитие восприятия.
На столе разложены предметы-игрушки по определённой теме. Детям завязывают
глаза, ребёнок должен с закрытыми глазами на ощупь описать предмет и отгадать
его.
«Гаккарис»
Цель:
развитие словаря, развитие общей моторики;
образовывать множественное число существительных.
Дети
садятся
на
корточки
в
круги,
вырезанные
и
расположенные
по
кругу.
Водящий
игрок
скачет
на
одной
ноге
по
кругу,
тот
игрок
около,
которого
остановился водящий, должен назвать вместо одного предмета — много. Если
сидящий ошибается, то он становиться ведущим.
«Угадай и догони»
Цель:
развитие слухового внимания.
Играющие садятся на скамейку. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза.
Один из игроков подходит к водящему и называет его по имени. Водящий должен
отгадать,
кто
это.
Если
он
отгадал,
то
быстро
снимает
повязку
и
догоняет
убегающего.
Если
водящий
назвал
имя
игрока
неправильно,
тогда
подходит
другой играющий.
«Утушка»
Цель:
активизировать словарь по теме, уметь образовывать предложения по
теме.
Два ребёнка садятся друг напротив друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед,
носками вверх. Выбирается утка, остальные дети-утята. Утушка зовёт своих утят :
Быстрей, быстрей, утятки,
Быстрей, быстрей, дикие пёрышки.
Утята встают друг за другом и проходят перешагивая через мостик, составляя
предложения про время года или по определённой теме.
«Большой мяч»
Цель:
активизировать словарь глаголов,
развитие общей моторики и высших психических функций.
Дети встают в круг, в кругу ведущий у него в руках мяч. Ведущий называет слово
и кидает мяч кому-либо из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия ,
которые может совершать предмет , названный ведущим (снег-идёт, падает, тает,
хрустит, сверкает).
«Мяч бросай – животных называй»
Цель:
активизировать словарь по данной теме.
Можно
выбрать
любое
другое
обобщающее
понятие.
Ведущий
загадывает
выбранную
им
категорию,
дети
должны
перебрасывая
мяч
называть
слова,
соответствующие обобщающему понятию.
«Мяч»
Цель:
активизировать словарь по теме,
подбирать антонимы к словам.
Играющие делятся на две команды. Одни называют слово – признак: высокий, а
другая команда называют противоположный признак: низкий.
«Катание мяча»
Цель:
активизация словаря по теме.
Воспитатель задаёт задание: например, назвать как можно больше красивых слов
о
маме
(Мама
какая?).
Дети
по
очереди
катают
мяч
в
обруч,
называя
прилагательные.
«Мяч по кругу»
Цель:
активизация словаря по теме.
Дети встают в круг, а водящий становится за кругом и держит мяч. Водящий
называет
обобщающее
понятие(
одежда,
обувь…_
и
кидает
мяч
одному
из
сидящих, игроков. Дети должны как можно быстрее назвать слова, подходящие
для
данного
обобщающего
понятия.
Тот
играющий,
кто
задержит
мяч,
становиться ведущим.
«Я знаю пять названий»
Цель:
активизация словаря по заданной теме.
Ход игры: Дети встают по кругу у воспитателя мяч, он начинает задание «Я знаю
пять названий фруктов» после этого мяч передаётся по кругу, каждый ребёнок
должен назвать по пять фруктов.
«Перепрыгни через ров»
Цель:
развитие глагольного словаря;
развитие общей моторики;
учить подбирать антонимы.
На полу выложены две скакалки параллельно друг другу. Дети делятся на две
команды. Первый ребенок перепрыгивает через ров, называя глагол, а следующий
ребёнок называет противоположный глагол: стоит- идёт, бреет-кладёт.
«Карусель»
Цель:
закреплять
умение
детей
составлять
короткий
рассказ-описание,
используя в речи простые и сложные предложения.
Ход
игры:
Дети
встают
в
два
круга.
Во
внешнем
круге
два-три
человека.
Остальные — во внутреннем. Один круг движется по часовой стрелке, другой —
против. Внешний круг проговаривает:
Карусель, закружись,
А потом остановись.
Кто словечко угадает,
В дружный круг к нам попадает.
Затем
ребёнок
из
внешнего
круга
загадывает
короткую
загадку
—
описание
предмета. Дети из внешнего круга отгадывает загадку, если отгадал, то встаёт во
внутренний круг.
«Покажи, отгадай и повтори»
Цель:
активизировать словарь по заданной теме;
развитие общей моторики, уметь согласовывать движения и речь.
Ход игры: Дети встают в круг, выбирается ведущий он загадывает профессию
(либо какой-либо фрукт, посуду) , но её не называет, а только показывает жестами.
Дети должны отгадать загаданный предмет и показать, тот ребёнок, кто первый
отгадал, становиться ведущим.
«Продавец обуви»
Цель:
активизировать словарь по теме;
согласовывать существительные с прилагательными и числительными;
уметь описывать предмет по основным признакам.
Ход игры: Выбирается продавец обуви, у него разная обувь, которая выставляется
перед детьми. Ребята запоминают, какая обувь продаётся в магазине, потом обувь
убирается под прилавок. Продавец спрашивает, сколько сандалий, валенок, сапог
было у него в магазине. Затем каждый ребёнок описывает обувь, которую он хочет
купить. По описанию продавец должен правильно продать обувь.
«Летаю, еду, плыву»
Цель:
развивать общую моторику;
активизировать словарь по теме.
Ход игры: Дети встают в круг. Логопед называет транспорт, а дети должны
назвать, как передвигается транспорт.
«Мы в гости пойдём»
Цель:
активизировать словарь по теме.
Ход
игры:
Дети
выстраиваются
в
длинную
цепочку
и
идут
за
педагогом,
проговаривая слова: « Мы в гости пойдем и друзей собой возьмём. Кто в домике
живёт — узнаем. Тук-тук, тук-тук.» Кто в домике живет? В домике живёт человек,
который работает на экскаваторе. (дети должны назвать профессию).