Автор: Калиберда Людмила Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад№41
Населённый пункт: город Нефтекамск, республики Башкоротостан
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности
Раздел: дошкольное образование
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ
общеразвивающей направленности.
Подготовила: учитель-логопед МАДОУ д/с №41
Калиберда Л.Н.
В
последнее
время
отмечается
тенденция
увеличения
детей
с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в связи с этим актуальным
является организация работы с воспитанниками данной категории в условиях
дошкольного образовательного учреждения.
Группа
дошкольников
с
ОВЗ
чрезвычайно
неоднородна.
Это
определяется,
прежде
всего,
тем,
что
в
нее
входят
дети
с
разными
нарушениями
развития:
нарушениями
слуха,
зрения,
речи,
опорно-
двигательного
аппарата,
интеллекта,
с
выраженными
расстройствами
эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями
развития.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная
расторможенность,
низкая
работоспособность,
что
требует
внесения
изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В
режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого
на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается
широкое
варьирование
организационных
форм
образовательной
работы:
групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Получение
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
детьми-инвалидами
образования
является
одним
из
основных
и
неотъемлемых
условий
их
успешной
социализации,
обеспечения
их
полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в
различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с
этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями
здоровья
на
образование
рассматривается
как
одна
из
важнейших
задач
государственной
политики
в
области
образования
и
социально-
экономического развития Российской Федерации.
Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей
с ОВЗ среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными
нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу,
но
при
этом
им
требуется
не
только
индивидуальный
подход,
но
и
специальное обучение.
Если
в
дошкольное
образовательное
учреждение
поступают
дети
с
ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-
логопед, а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
Задача педагогов и родителей (законных представителей) помочь детям
с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что
они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти,
развиваться
и
добиваться
новых
достижений,
не
отставая
от
своих
сверстников.
Необходимо
общаться
с
детьми,
учить
ребенка
думать,
размышлять, сопереживать.
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
беседа с родителями;
изучение медицинской карты ребенка;
обследование физического развития;
обследование психического развития: характеристика детских видов
деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее
под
руководством
психолога
в
дошкольном
учреждении
разрабатываются
индивидуальные
карты
развития
определенного
содержания.
Модель
профессиональной
взаимосвязи
всех
специалистов
ДОУ
(педагога-психолога,
учителя-логопеда,
воспитателя,
музыкального
руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с
ограниченными возможностями здоровья следующая:
Педагог-психолог:
• организует взаимодействие педагогов;
• разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития
ребенка;
• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с
детьми;
• организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими
в группу риска;
•
повышает
уровень
психологической
компетентности
педагогов
детского сада;
• проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
• составляет индивидуальные планы развития;
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого
дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в
само стоятельную
речь,
подгрупповые
занятия
( ф орм ирование
фонематических процессов, лексико-грамматических категорий);
• консультирует педагогических работников и родителей о применении
логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Музыкальный руководитель:
• осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при
подборе материала для занятий;
• использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
• осуществляет укрепление здоровья детей;
• совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование,
лепка,
конструирование)
по
подгруппам
и
индивидуально.
Организует
совместную и самостоятельную деятельность детей;
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и
общую моторику;
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом
рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный
микроклимат в группе;
• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических
навыков,
об
индивидуальных
особенностях
ребенка,
об
уровне
развития
мелкой моторики.
Медицинский персонал:
•
проводит
лечебно-профилактические
и
оздоровительные
мероприятия;
• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством
регулярных
осмотров,
за
соблюдением
требований
с анит арно-
эпидемиологических норм.
Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного
детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения
детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В
процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать
индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать
активному участию детей в жизни коллектива.
Одним
из
условий
повышения
эффективности
развивающей
педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка
предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих
полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших
психических функций и становление личности ребенка.
Детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация—это часть
приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности
при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не
отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период
воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное
состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с
ребенком и родителями.
Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо
знать
некоторые
особенности
дидактического
материала.
Например,
при
подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его
размеры,
контрастность
цветов;
для
детей
с
нарушениями
опорно-
двигательного
аппарата
подбирать
выраженную,
легко
ощутимую
тактильную поверхность.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы
обучения
и
технологии.
При
планировании
работы
важно
использовать
наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о
рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов,
технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.
В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести
физических,
психических
нарушений,
проектируются
индивидуальные
коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и
способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию
навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.
Необходимо
также
организовать
активную
работу
с
родителями
(законными представителями). Методы могут быть абсолютно разными по
форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу
семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной
работе
педагогов
и
семьи
будет
положительный
результат.
Можно
рассматривать следующие формы работы:
• Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье,
имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей
и были помощниками для педагогов.
• Дни открытых дверей – родители (законные представители) посещают
группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
•
Семинары-практикумы
–
где
родители
(законные
представители)
знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на
практике.
•
Проведение
совместных
праздников,
где
родители
могут
видеть
достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах,
соревнованиях и т. п.
Доступным
для
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
образовательное
учреждение
делают
педагоги,
способные
реализовать
особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание
психологической,
нравственной
атмосферы,
в
которой
особый
ребенок
перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое
детство. Именно педагоги совместно с родителями помогают таким детям
занять
достойное
место
в
обществе
и
наиболее
полно
реализовать
свои
личностные возможности.