Напоминание

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности


Автор: Калиберда Людмила Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад№41
Населённый пункт: город Нефтекамск, республики Башкоротостан
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ

общеразвивающей направленности.

Подготовила: учитель-логопед МАДОУ д/с №41

Калиберда Л.Н.

В

последнее

время

отмечается

тенденция

увеличения

детей

с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в связи с этим актуальным

является организация работы с воспитанниками данной категории в условиях

дошкольного образовательного учреждения.

Группа

дошкольников

с

ОВЗ

чрезвычайно

неоднородна.

Это

определяется,

прежде

всего,

тем,

что

в

нее

входят

дети

с

разными

нарушениями

развития:

нарушениями

слуха,

зрения,

речи,

опорно-

двигательного

аппарата,

интеллекта,

с

выраженными

расстройствами

эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями

развития.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная

расторможенность,

низкая

работоспособность,

что

требует

внесения

изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В

режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого

на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается

широкое

варьирование

организационных

форм

образовательной

работы:

групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Получение

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

детьми-инвалидами

образования

является

одним

из

основных

и

неотъемлемых

условий

их

успешной

социализации,

обеспечения

их

полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в

различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с

этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями

здоровья

на

образование

рассматривается

как

одна

из

важнейших

задач

государственной

политики

в

области

образования

и

социально-

экономического развития Российской Федерации.

Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей

с ОВЗ среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными

нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу,

но

при

этом

им

требуется

не

только

индивидуальный

подход,

но

и

специальное обучение.

Если

в

дошкольное

образовательное

учреждение

поступают

дети

с

ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-

логопед, а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

Задача педагогов и родителей (законных представителей) помочь детям

с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что

они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти,

развиваться

и

добиваться

новых

достижений,

не

отставая

от

своих

сверстников.

Необходимо

общаться

с

детьми,

учить

ребенка

думать,

размышлять, сопереживать.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

беседа с родителями;

изучение медицинской карты ребенка;

обследование физического развития;

обследование психического развития: характеристика детских видов

деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Далее

под

руководством

психолога

в

дошкольном

учреждении

разрабатываются

индивидуальные

карты

развития

определенного

содержания.

Модель

профессиональной

взаимосвязи

всех

специалистов

ДОУ

(педагога-психолога,

учителя-логопеда,

воспитателя,

музыкального

руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с

ограниченными возможностями здоровья следующая:

Педагог-психолог:

• организует взаимодействие педагогов;

• разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития

ребенка;

• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с

детьми;

• организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими

в группу риска;

повышает

уровень

психологической

компетентности

педагогов

детского сада;

• проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

• составляет индивидуальные планы развития;

• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого

дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в

само стоятельную

речь,

подгрупповые

занятия

( ф орм ирование

фонематических процессов, лексико-грамматических категорий);

• консультирует педагогических работников и родителей о применении

логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель:

• осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при

подборе материала для занятий;

• использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

• осуществляет укрепление здоровья детей;

• совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование,

лепка,

конструирование)

по

подгруппам

и

индивидуально.

Организует

совместную и самостоятельную деятельность детей;

• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и

общую моторику;

• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом

рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный

микроклимат в группе;

• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических

навыков,

об

индивидуальных

особенностях

ребенка,

об

уровне

развития

мелкой моторики.

Медицинский персонал:

проводит

лечебно-профилактические

и

оздоровительные

мероприятия;

• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством

регулярных

осмотров,

за

соблюдением

требований

с анит арно-

эпидемиологических норм.

Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного

детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения

детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В

процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать

индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать

активному участию детей в жизни коллектива.

Одним

из

условий

повышения

эффективности

развивающей

педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка

предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих

полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших

психических функций и становление личности ребенка.

Детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация—это часть

приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности

при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не

отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период

воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное

состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с

ребенком и родителями.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо

знать

некоторые

особенности

дидактического

материала.

Например,

при

подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его

размеры,

контрастность

цветов;

для

детей

с

нарушениями

опорно-

двигательного

аппарата

подбирать

выраженную,

легко

ощутимую

тактильную поверхность.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы

обучения

и

технологии.

При

планировании

работы

важно

использовать

наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о

рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов,

технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.

В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести

физических,

психических

нарушений,

проектируются

индивидуальные

коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и

способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию

навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.

Необходимо

также

организовать

активную

работу

с

родителями

(законными представителями). Методы могут быть абсолютно разными по

форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу

семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной

работе

педагогов

и

семьи

будет

положительный

результат.

Можно

рассматривать следующие формы работы:

• Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье,

имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей

и были помощниками для педагогов.

• Дни открытых дверей – родители (законные представители) посещают

группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

Семинары-практикумы

где

родители

(законные

представители)

знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на

практике.

Проведение

совместных

праздников,

где

родители

могут

видеть

достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах,

соревнованиях и т. п.

Доступным

для

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

образовательное

учреждение

делают

педагоги,

способные

реализовать

особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание

психологической,

нравственной

атмосферы,

в

которой

особый

ребенок

перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое

детство. Именно педагоги совместно с родителями помогают таким детям

занять

достойное

место

в

обществе

и

наиболее

полно

реализовать

свои

личностные возможности.



В раздел образования