Напоминание

"Современные образовательные технологии в интегральной системе обучения при изучении темы : "Центральная симметрия"."


Авторы: Булдыженко Евгения Александровна, Шурупова Марина Владимировна
Должность: учитель изобразительного искусства, математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12
Населённый пункт: г. Лиски Воронежской области
Наименование материала: статья с методической разработкой
Тема: "Современные образовательные технологии в интегральной системе обучения при изучении темы : "Центральная симметрия"."
Раздел: среднее образование





Назад




Компетентностный подход в образовании как основа ФГОС

( конкурс)

Современные образовательные технологии в интегральной системе обучения при

изучении темы : «Центральная симметрия».

(статья)

Автор: Булдыженко Евгения Александровна учитель изобразительного искусства,

искусства МБОУ СОШ №12 г. Лиски Воронежской области

Шурупова Марина Владимировна учитель математики МБОУ СОШ №12 г. Лиски

Воронежской области

Компетентностный подход в образовании на основе Федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования. В Стандарте определены

следующие характеристики выпускника: любящий свой край и своё Отечество, знающий

русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского

общества, многонационального российского народа, человечества; активно и

заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеет

учиться, осознает важность образования и самообразования для жизни и

деятельности. Умеющий применять полученные знания на практике.

Для

того

чтобы

эти

характеристики

нашли

воплощение

в

выпускнике

основной

общеобразовательной

школы,

её

обучающийся

должен

овладеть

личностными,

предметными

и

метапредметными

результатами

усвоения

основной

образовательной

программы основного общего образования.

Личностные результаты включают в себя готовность и способность обучающихся

к

саморазвитию

и

личностному

самоопределению,

их

мотивации

к

обучению

и

целенаправленной познавательной деятельности,

Метапредметные результаты – это освоенные обучающимися межпредметные

понятия

и

универсальные

учебные

действия

(регулятивные,

познавательные,

коммуникативные).

способность

их

использования

в

учебной,

познавательной

и

социальной

практике,

самостоятельность

планирования

и

осуществления

учебной

деятельности

и

организации

учебного

сотрудничества

с

педагогами

и

сверстниками,

построение индивидуальной образовательной траектории.

К предметным

результатам

относятся

освоенные

в

ходе

изучения

учебного

предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по

получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению

в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного

типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,

владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и п

Компетенция

это

заранее

заданное

социальное

требование

(норма),

профессиональная или функциональная характеристика, ожидаемые результаты обучения.

В отличие от компетенции компетентность предполагает наличие опыта деятельности

человека

в

профессиональной,

социально

и

личностно

значимой

сфере,

который

основывается на личностных качествах человека (ценностно-смысловых ориентациях,

знаниях, умениях, навыках, способностях). Таким образом, компетентностный подход

возник

как

альтернатива

абстрактно-теоретическим

знаниям,

которые

обучающиеся

получают в школе, как обучение использованию полученных знаний в разных жизненных

ситуациях.

Наличие

реальной

действительности

и

умения

действовать

в

этой

действительности – необходимое условие развития компетентности.

Доктор педагогических наук, профессор Селевко Г.К. в школьной образовательной

практике выделяет такие ключевые суперкомпетентности:

математическую компетентность

уметь

работать

с

числовой

информацией

(владеть математическими умениями);

коммуникативную

(которая

тесно

соотносится

с

языковой)

компетентность

умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться;

информационную компетентность

владеть

информационными

технологиями,

работать со всеми видами информации;

автономизационную компетентность

быть

способным

к

саморазвитию,

способность к самоопределению, конкурентоспособности;

социальную – уметь жить и работать с людьми, с близкими, в трудовом коллективе,

в команде;

продуктивную

уметь

работать

и

зарабатывать,

быть

способным

создавать

собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них;

нравственную – готовность, способность и потребность жить по традиционным

нравственным законам.

Таким образом, результаты освоения программ общего образования соотносятся и

отражают сущность различных компетенций, что обуславливает построение современной

образовательной практики на компетентностной основе.

На основании выше изложенного был построен урок в 6 классе на тему:

«Центральная симметрия».

Ход урока.

Учитель. Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Ученики. Усердно будем мы трудиться,

чтобы чему-то научиться.

ПОВТОРЕНИЯ - МАТЬ УЧЕНИЯ

Учитель. Что такое симметрия?

Ученик. Это идея, с помощью которой, человек, веками пытается объяснить и создать

порядок, красоту и совершенство.

Ученик. Это соразмерность, постоянство, одинаковость в расположении частей

предмета по противоположным сторонам оси.

Ученик. Расположение частей предмета, позволяющие разделить на две равные

половины осью симметрии

Учитель. Назовите по иллюстрациям симметричные предметы относительно прямой

Ученик.

Гриб, бабочка, лист дерева, сосна. Если провести прямую ось симметрии по вертикали,

то получим две одинаковые половинки предмета.

Учитель.

Найдите предметы, которые посередине имеют точку

Ученик.

Снежинка, шар, солнце

Учитель.

Чем является точка для этих предметов?

Ученик.

Центром

Учитель.

Назовите тему урока

Ученик.

Центральная симметрия. Симметрия относительно точки.

Учитель. Заполните две первые колонки таблицы

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Что такое симметрия,

связана с красотой

окружающего мира.

Это закон, идея.

Зеркальная симметрия

Получить больше информации

о центральной симметрии

Учитель. О чем мы будем сегодня говорить и что делать?

Ученик. Познакомимся с центральной симметрией, узнаем ее характерные особенности.

Выясним отличие центральной симметрии от симметрии относительно прямой и

выполним проект, в котором подведем итоги.

Учитель. Следующий этап нашего урока познакомимся с новой темой. На партах

лежит дидактический материал с иллюстрациями, где вы найдете нужную

информацию к уроку. 2 минуты.

Смотрим видеофильм «Центральная и осевая симметрия»

Делимся информацией

Учитель. По изображению №1, которые вы видите на презентации, ответьте: «Какие

точки называются симметричными относительно данной точки? Дайте определение»

Ученик.

Две точки А и А1 называются симметричными относительно точки «О», если эта точка

является серединой отрезка АА1

Учитель.

Постройте отрезок А1Б1 симметричный отрезку АБ относительно точки «О». Рисунок

№2

Ученики. Выполняют практическую работу

1.

2. 3.

Учитель. Назовите геометрические фигуры, обладающие центральной симметрией.

Ученик. Самой простой фигурой, которая обладает центральной симметрией, является

окружность и параллелограмм. Центром симметрии окружности является центр

окружности, а центром симметрии параллелограмма точка пересечения его диагоналей.

Учитель. По изображениям дайте определение симметричным фигурам.

Ученик. Фигура называется симметричной относительно точки «О», если для каждой

точки фигуры симметричная ей точка относительно точки «О» также принадлежит

этой фигуре. Точка «О» называется центром симметрии фигуры. Говорят также, что

фигура обладает центральной симметрией. Фигуры, симметричные относительно какой

либо точки, называют центрально симметричными фигурами.

Учитель. По презентации назовите виды симметрии

Ученик. В геометрии существует:

1.

Симметрия относительно точки (центральная симметрия).

2.

Симметрия относительно прямой. (зеркальная симметрия)

3.

Симметрия относительно плоскости (симметрия вращения)

Учитель. Что вы еще знаете о симметрии?

Ученик. Симметричные предметы нельзя назвать равными в узком смысле этого слова.

Их называют зеркально равными. Хороший пример, левая и правая рука человека. Они

симметричны, но не равнозначны.

Учитель. Назовите симметрию в природе

Ученик. Симметрия воспринимается человеком, как проявление закономерности, порядка

царящего в природе. Различные виды симметрии определяют гармонию.

Почти все живые существа построены по законам симметрии, ведь недаром в переводе с

греческого слово «симметрия» означает «соразмерность»

Ученик. Центральная симметрия характерна для цветов и плодов растений. Разрез

голубики, черники, мандарина, вишни, и клюквы представляет собой окружность.

Окружность имеет центр симметрии.

Центральная симметрия наиболее характерна для животных подводной жизни.

Учитель. Человек подражая, природе использует закон центральной симметрии в

своем творчестве. Где?

Ученик. Центральная симметрия применяется во многих отраслях: в моделировании

автомобиля, архитектуре, инструментах (сверло и др.), стройматериалах, в

декоративно – прикладном искусстве, в шрифтах.

Учитель.

Зайдем в салон поэзии. Прочтите стихи и найдите в них фразы характеризующие

симметрию

Симметрия - синоним совершенства,

Гармонии высокой красоты.

Букашки, звери, человек, цветы

Во всем симметрия, все совершенство

Законы физики, Вселенная сама,

Вся наша жизнь симметрии полна,

А без нее все было б косо, криво,

Не эстетично, просто не красиво.

Симметрия очень важная вещь,

И часто различна она.

А точечка «О», симметрии центр,

Бывает же только одна.

Она красива и строга,

Точна и грациозна,

Всегда, везде, во всем нужна.

Соразмерна и серьезна.

Французский сад, дворец античный,

Снежинки зубчатый узор,

Кленовый лист, вокзал столичный –

Один у них у всех закон.

Вот центр, вот ось. Лучи прямые

Фигуры делят на куски,

Чтоб без ошибок, точно, ясно

Могли чертить ученики.

Учитель. Напишите синквейн

Ученик.

Симметрия

Центральная, осевая

Делит, уравновешивает, совершенствует

Различные виды симметрии определяют гармонию мира.

Закон

Учитель.

На партах у вас лежат карточки – задания. Нужно выполнить практическую работу по

группам, затем проверим правильность ее.

Ученики. Ответы первого задания.

1.

Отрезок имеет две оси. Прямая линия, на которой он лежит и перпендикуляр.

2.

Прямая линия имеет бесконечное множество осей симметрии. Это сама прямая и

множество перпендикуляров к ней.

3.

Луч имеет одну ось симметрии. Прямая линия на которой он лежит.

4.

Буква «М» имеет вертикальную симметрию. Буква « Е» имеет горизонтальную симметрию.

Буква «А» имеет вертикальную симметрию. Буква «Ю» имеет горизонтальную ось

симметрии.

Буква «Ы» не имеет никакой симметрии. Буква «О» и буква «Н» имеют вертикальную и

горизонтальную оси симметрии, а значит, имеют центральную ось симметрии.

5.

Прямая линия имеет бесконечное множество центров симметрии. Отрезок имеет центр

симметрии это его середина. Квадрат имеет центр симметрии – это пересечение

диагоналей.

1.

2.

Ученики. Работают со вторым заданием. Затем делятся мнением.

Учитель. Вы теперь знаете центральную симметрию, вспомнили осевую симметрию.

Получили определенные знания, которые необходимо будет применить.

Выполним

мини – проект: «Ювелирные украшения Древнего Египта». На партах у вас лежат иллюстрации

украшений Древнего Египта, контуры рисунка изделий, которые вам нужно будет украсить и

применить центральную и осевую симметрию. Ювелиры Древнего Египта использовали в своих

украшениях золото, серебро и Электрум.

Найдите в дидактическом материале, что означает слово электрум.

Ученик. Самый сложный сплав. Он похож на серебро, но блеском напоминает золото.

Это соединение серебра, золота и других металлов (в настоящее время наша цивилизация

не может получить этот сплав).

Учитель. Украшения были яркие, красивые. Приступим к работе.

Выполним рисунок своей руки в альбомах. Для этого каждый обводит кисть руки

карандашом, выполняет на рисунке маникюр и рисует перстни, браслеты. По

желанию можно выполнить подвески, кулоны, колье.

Учащиеся приступают к работе

Учитель. Заполним третью колонку в таблице.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Что такое симметрия,

связана с красотой

окружающего мира.

Это закон, идея. Знаю

осевую семметрию.

Получить больше информации

о центральной симметрии

Виды симметрии.

Определенные

геометрические фигуры

имеют центральную

симметрию.

Центральная симметрия

существует в природе и

применяется во многих

отраслях: в моделировании

автомобиля, архитектуре,

инструментах (сверло и др.),

стройматериалах, в

декоративно – прикладном

искусстве, в шрифтах.

Внимание, домашнее задание. Найдите информацию: «Ювелирные украшения Древнего

Египта (можно видео, презентацию или сообщение) и добавите письменно в коротком

изложении к своему мини - проекту

.

Прием рефлексии. Эмоциональное состояние школьников.

«Острова настроения». В классе 25 учеников. Они выбрали острова: «Воодушевления,

Просветления, Радости, Удовольствия, Наслаждения»

«Все наше достоинство – в способности мыслить. Постараемся же мыслить достойно

– в этом основа нравственности». Паскаль Блез.

Урок закончился друзья, до скорого свидания.



В раздел образования