Напоминание

Опыт работы «Создание условий для самостоятельной двигательной активности детей старшей группы»


Автор: Наседкина Инна Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 6"
Населённый пункт: г. Назарово Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: Опыт работы «Создание условий для самостоятельной двигательной активности детей старшей группы»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Детский сад № 26 «Теремок» комбинированного вида

г. Назарово Красноярского края

10.12.2014 года

Опыт работы

«Создание условий для

самостоятельной

двигательной активности

детей старшей группы»

.

Воспитатель высшей категории: Наседкина И.В.

Слайд 2:

Цель: удовлетворение потребности детей в двигательной активности.

Повысить интерес детей к различным видам двигательной

деятельности.

Увеличить объём двигательной активности детей.

Побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности.

Поднять эмоциональный настрой детей.

Слайд 3:

Условия:

Двигательная среда

Время в режиме.

Учет индивидуальных особенностей детей

Слайд 4:

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно

является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена

различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим

развитию игры.

В своей работе по созданию условий для двигательной активности в группе

мы обратили внимание на результаты исследований предметно-

пространственной среды в ДОУ, проведённые Н.А. Коротковой.

Анализируя, длительность пребывания детей в уголках, мы увидели, что %

пребывания детей в физкультурном уголке ничтожно мал всего 1,5%

В чём же причины? Неужели дети не хотят двигаться? Рассмотрим их.

· Статичность и однообразие материала.

( воспитатель не привлекает внимание детей к уголку и создаёт удобные для

себя правила по его использованию)

· Несоответствие оборудования и материала возрастным возможностям и

актуальным интересам детей ( в самостоятельной деятельности атрибуты

физ. уголка не используются)

· Прямой словесный или негласный запрет( за возможность использования

оборудования в свободной самостоятельной деятельности, необходимость

предварительного согласия с воспитателем)

· Эстетическая мало привлекательность материала.

· Отсутствие финансовых средств для приобретения физкультурного

оборудования.

Чтобы улучшить ситуацию, сделать центр физического развития более

востребованными, увеличить режим двигательной активности мы

предприняли следующие шаги:

Слайд 5:

1.

Мы придумали эмблему центра физического развития, вместе с

детьми придумали название и правила поведения в данном центре.

Слайд 6:

Играют одновременно не более 4 человек.

Говори тихо.

Подумай и возьми, что тебе нужно.

Соблюдай правила игры.

Играй дружно.

Обратись за помощью к взрослому.

Убери на место.

Слайд 7

Провели анализ оборудования и совместно с родителями пополнили его

новым оборудованием:

Различные массажеры: дорожки здоровья, мячи – ежики, деревянные

бигуди

Цель: Укрепление мышц рук и ног, нормализации кровообращения.

Слайд 8:

Различные тренажеры на Развитие ловкости, внимания, глазомера, быстроты

реакции, умение регулировать и координировать движения, формирования

навыков самоконтроля.: «Попади в цель»

Слайд 9:

«Шапка - ловишка»

Цель:

Развивать ловкость, координацию движений, ориентировка в

пространстве, меткость, сосредоточенность.

Развивает коммуникативные отношения при работе в паре.

Способ изготовления:

Изготавливается из любой корзиночки, которая оформляется и

прикрепляется к любому головному убору, или просто привязываются

тесёмочки.

Варианты:

Играет один ребёнок – забрасывает любые мелкие предметы в

корзину сам.

Игра в паре. Один с корзиной, другой забрасывает предметы.

Затем меняются местами.

Слайд 10:

«Варежки – хваталки»

рукавицы для горячих блюд, перчатки любые, липучка, мячик тканевый или

обклеенный липучкой .

Цель: Развитие ловкости и быстроты реакции, мелкой моторики

Слайд 11:

«Кольцебросы», «Кегельбанн»

Слайд 12:

«Ловушки»

Цель:

Развивать у детей координацию движений; ловкость, глазомер.

Способ изготовления:

Изготавливается из любых баночек, колечек, коробочек, украшается.

Книзу прикрепляется шнурок один или два, к концу которых крепятся

любые мелкие предметы: крышки, мячики, киндеры и т.д.

Варианты:

Шнурков может быть несколько для усложнения игры.

Если несколько шнурков, то прикрепить разные груза.

Слайд 13:

«Гамачок»

Цель:

Развитие зрительных функций, глазомера; ловкости, внимания,

быстроту реакции в занимательной форме.

Способ изготовления:

Состоит из плотной ткани с 2-мя вырезанными отверстиями любого

диаметра с прикреплённым мячиком (шариком) по середине. В

боковые стороны вшиты палочки для удобства.

Варианты:

Диаметр окружностей можно сделать разными.

На втором гамачке можно подбрасывать любой предмет, не

пришивая его к основанию – свободный полёт.

Условия победы:

выигрывает тот, у кого больше попаданий в отверстие противника.

Слайд 14 и 15:

«Моталочки»

Материал: Фломастеры, тесьма, мелкая игрушка или колокольчик.

Цель : Развитие мелкой моторики, развитие быстроты реакции, глазомера.

Слайд 16:

«Рыбалка»

Цель: развивать координацию, точность движений. Мышцы кисти.

Слайд 17:

«Рукоходы»

Материал: кубы из старого строителя, крепкие дверные ручки, затиры для

строительных работ.

Задача: Развитие координации движений, развитие мышц плечевого пояса,

позвоночника, мышц тазобедренного сустава.

Слайд 18:

«Ходунки»

Задачи:

Развивать у детей координацию движений; умение сохранять

устойчивое положение на ограниченной основе.

Профилактика плоскостопия.

Способ изготовления:

Изготавливается из банок с плотной структурой, чтобы они были

устойчивыми и не сгибались под тяжестью, например: из под майонеза

(1кг). Банки обматываются цветной изолентой, переворачиваются

крышками вниз (основа должна быть большей площадью), вверху, где

ставится стопа проделываются отверстия и вставляется верёвка или

старая резиновая скакалка с ручками и хорошо закрепляется внутри

банки.

Варианты:

1.

В баночки можно положить какое-либо утяжеление (мешочек с песком)

для развития силы рук и ног.

2.

Любые предметы со звуком: колокольчики, маленькие погремушки –

говорящие ходунки.

Слайд19и 20:

«Лыжи» и «Парные лыжи»

Задачи:

Развивать ловкость, координацию движений, чувство равновесия

при ходьбе на лыжах; согласованность движений при ходьбе в паре.

Воспитывать коммуникативные отношения при игре в паре.

Способ изготовления:

Используются куски линолеума, из которых вырезаются лыжи любого

размера и любой формы (на усмотрение воспитателя), одевается пара

резинок на каждой лыже.

Варианты:

1.

Ходьба на лыжах парами.

2.

Ходьба на лыжах по одному, резинка одна снимается.

3.

Используется в эстафетах, в свободной деятельности.

Слайд 21:

«Классики»

Цель: упражнять в прыжках, развивать точность движений, выносливость,

ловкость, умение соблюдать правила.

Слайд 22, 23,24:

«Балансир» и «Бруски - качалки»

Цель:

Развивать у детей координацию движений, умение сохранять

устойчивое положение на качающейся, ограниченной основе

(равновесие); силу ног; плечевого пояса, умение фиксировать своё тело

при любом положении на брусках: стоя на 2-х ногах, стоя на 1-ой ноге,

с движениями; с дополнительными нагрузками.

Воспитывать коммуникативные отношения детей при работе в паре.

Способ изготовления:

Маленькие деревянные чурочки делятся пополам, обрабатываются,

обтягиваются разным материалом: кожей, клеёнкой, дерматином и т.д. на

усмотрение воспитателя, на основу, где будут находиться ступни детей,

обязательно накладывается основа из резины или ткани, чтобы ножки не

скользили.

Варианты упражнений:

Выполнять задания при устойчивом положении на брусках:

1.

Перебрасывание мяча в паре.

2.

Подбрасывание мяча вверх и ловля его.

3.

Выполнение танцевальных движений под музыку, стоя на

брусках.

4.

Стоять попеременно то на левой ноге, то на правой ноге.

5.

Стоя на брусках пытаться повернуться кругом с прокручиванием

брусков или просто переступая на них.

Слайд 25 и 26:

«Атрибуты для подвижных игр»: маски, карточки, ленточки, платочки,

шнуры-трансформеры, удочка, картотеки –«Подвижных игр», «Хороводных

игр».

Самостоятельную двигательную деятельность детей мы организуем в

разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после

дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные

действия детей чередуем с более спокойной деятельностью.

Слайд 27,28,29,30,31:

Условия на прогулке, оборудование:

«Кочки»

«Горизонтальная цель»

«Мостик»

«Неваляшка»

«Лестница»

Выносной материал: элементы спортивных игр по сезону

«Жираф»

«Чудо - колеса»

Слайд 31:

При этом в своей работе мы учитываем индивидуальные особенности

каждого ребенка, его самочувствие.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным

поведением,

равномерной

подвижностью

на

протяжении

всего

дня.

Таких

детей

примерно

половина

или

чуть

больше

в

группе.

Они

самостоятельны

и

активны,

движения

их

уверенные,

чёткие,

целенаправленные.

При

руководстве

двигательной

активностью детей

средней

подвижности

достаточно

создать

необходимые

условия,

т. е .

предоставить

место

для

движений,

время,

игрушки-двигатели,

физкультурное оборудование и пособия.

Дети

большой

подвижности всегда заметны, хотя и составляют от

общего числа детей примерно четвёртую – пятую часть. Они находят

возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений

выбирают чаще бег, прыжки, избегают движений, требующих точности

и сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Из-за

высокой

интенсивности

двигательной

активности

они

как

бы

не

успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в

должной

степени

своими

движениями.

Чрезмерная

подвижность

является сильным раздражителем для нервной системы, поэтому эти

дети

отличаются

неуравновешенным

поведением,

чаще

других

попадают

в

конфликтные

ситуации,

они

с

трудом

засыпают,

спят

неспокойно.

Руководство

двигательной

активностью детей большой подвижности

направляется не на уменьшение

их двигательной активности, а на

регулирование

интенсивности

движений.

Пусть

по

времени

дети

двигаются как можно больше – важно запрограммировать такой состав

движений,

которые

требуют

сосредоточенности

внимания,

сдержанности, точности.

Наиболее

уязвим

организм детей

малой

подвижности.

И х

характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают.

В

противоположность

подвижным

детям,

умеющим

найти

для

игр

пространство, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать,

выбирают деятельность, не требующую интенсивных движений. Они

робки в общении, не уверены в себе, не любят игры с движениями.

Малая подвижность – фактор риска для ребёнка.

У малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям,

потребность

в

подвижных

видах

деятельности.

Особое

внимание

уделяется развитию всех основных движений, особенно интенсивных

(бег, прыжки – разные их способы). Малоподвижные дети вовлекаются

в активную двигательную деятельность на протяжении всего дня.

Особое внимание требуют к себе ослабленные и часто болеющие дети.

Индивидуальная работа с такими детьми должна состоять не столько в

ограничении нагрузок (интеллектуальных, двигательных, трудовых и

т.д.), сколько в создании условий для оптимизации деятельности при

обеспечении

соответствия

затрачиваемых

ребёнком

усилий

физиологическим

возможностям

организма.

Это

достигается

путём

рациональной регламентации длительности, объёма, интенсивности и

содержания

деятельности,

созданием

для

ребёнка

условий

психологического комфорта.

Слайд 32:

В целом, дети стали отдавать предпочтение активному

времяпрепровождению. Увеличились продолжительность и интенсивность

движений. Сами движения стали разнообразнее. При этом дети стали меньше

нарушать поведение, им стало интересно организовывать свои подвижные

игры с использованием новых пособий и атрибутов.



В раздел образования