Автор: Наседкина Инна Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 6"
Населённый пункт: г. Назарово Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: Опыт работы «Создание условий для самостоятельной двигательной активности детей старшей группы»
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад № 26 «Теремок» комбинированного вида
г. Назарово Красноярского края
10.12.2014 года
Опыт работы
«Создание условий для
самостоятельной
двигательной активности
детей старшей группы»
.
Воспитатель высшей категории: Наседкина И.В.
Слайд 2:
Цель: удовлетворение потребности детей в двигательной активности.
Повысить интерес детей к различным видам двигательной
деятельности.
Увеличить объём двигательной активности детей.
Побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности.
Поднять эмоциональный настрой детей.
Слайд 3:
Условия:
Двигательная среда
Время в режиме.
Учет индивидуальных особенностей детей
Слайд 4:
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно
является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена
различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим
развитию игры.
В своей работе по созданию условий для двигательной активности в группе
мы обратили внимание на результаты исследований предметно-
пространственной среды в ДОУ, проведённые Н.А. Коротковой.
Анализируя, длительность пребывания детей в уголках, мы увидели, что %
пребывания детей в физкультурном уголке ничтожно мал всего 1,5%
В чём же причины? Неужели дети не хотят двигаться? Рассмотрим их.
· Статичность и однообразие материала.
( воспитатель не привлекает внимание детей к уголку и создаёт удобные для
себя правила по его использованию)
· Несоответствие оборудования и материала возрастным возможностям и
актуальным интересам детей ( в самостоятельной деятельности атрибуты
физ. уголка не используются)
· Прямой словесный или негласный запрет( за возможность использования
оборудования в свободной самостоятельной деятельности, необходимость
предварительного согласия с воспитателем)
· Эстетическая мало привлекательность материала.
· Отсутствие финансовых средств для приобретения физкультурного
оборудования.
Чтобы улучшить ситуацию, сделать центр физического развития более
востребованными, увеличить режим двигательной активности мы
предприняли следующие шаги:
Слайд 5:
1.
Мы придумали эмблему центра физического развития, вместе с
детьми придумали название и правила поведения в данном центре.
Слайд 6:
Играют одновременно не более 4 человек.
Говори тихо.
Подумай и возьми, что тебе нужно.
Соблюдай правила игры.
Играй дружно.
Обратись за помощью к взрослому.
Убери на место.
Слайд 7
Провели анализ оборудования и совместно с родителями пополнили его
новым оборудованием:
Различные массажеры: дорожки здоровья, мячи – ежики, деревянные
бигуди
Цель: Укрепление мышц рук и ног, нормализации кровообращения.
Слайд 8:
Различные тренажеры на Развитие ловкости, внимания, глазомера, быстроты
реакции, умение регулировать и координировать движения, формирования
навыков самоконтроля.: «Попади в цель»
Слайд 9:
«Шапка - ловишка»
Цель:
Развивать ловкость, координацию движений, ориентировка в
пространстве, меткость, сосредоточенность.
Развивает коммуникативные отношения при работе в паре.
Способ изготовления:
Изготавливается из любой корзиночки, которая оформляется и
прикрепляется к любому головному убору, или просто привязываются
тесёмочки.
Варианты:
Играет один ребёнок – забрасывает любые мелкие предметы в
корзину сам.
Игра в паре. Один с корзиной, другой забрасывает предметы.
Затем меняются местами.
Слайд 10:
«Варежки – хваталки»
рукавицы для горячих блюд, перчатки любые, липучка, мячик тканевый или
обклеенный липучкой .
Цель: Развитие ловкости и быстроты реакции, мелкой моторики
Слайд 11:
«Кольцебросы», «Кегельбанн»
Слайд 12:
«Ловушки»
Цель:
Развивать у детей координацию движений; ловкость, глазомер.
Способ изготовления:
Изготавливается из любых баночек, колечек, коробочек, украшается.
Книзу прикрепляется шнурок один или два, к концу которых крепятся
любые мелкие предметы: крышки, мячики, киндеры и т.д.
Варианты:
Шнурков может быть несколько для усложнения игры.
Если несколько шнурков, то прикрепить разные груза.
Слайд 13:
«Гамачок»
Цель:
Развитие зрительных функций, глазомера; ловкости, внимания,
быстроту реакции в занимательной форме.
Способ изготовления:
Состоит из плотной ткани с 2-мя вырезанными отверстиями любого
диаметра с прикреплённым мячиком (шариком) по середине. В
боковые стороны вшиты палочки для удобства.
Варианты:
Диаметр окружностей можно сделать разными.
На втором гамачке можно подбрасывать любой предмет, не
пришивая его к основанию – свободный полёт.
Условия победы:
выигрывает тот, у кого больше попаданий в отверстие противника.
Слайд 14 и 15:
«Моталочки»
Материал: Фломастеры, тесьма, мелкая игрушка или колокольчик.
Цель : Развитие мелкой моторики, развитие быстроты реакции, глазомера.
Слайд 16:
«Рыбалка»
Цель: развивать координацию, точность движений. Мышцы кисти.
Слайд 17:
«Рукоходы»
Материал: кубы из старого строителя, крепкие дверные ручки, затиры для
строительных работ.
Задача: Развитие координации движений, развитие мышц плечевого пояса,
позвоночника, мышц тазобедренного сустава.
Слайд 18:
«Ходунки»
Задачи:
Развивать у детей координацию движений; умение сохранять
устойчивое положение на ограниченной основе.
Профилактика плоскостопия.
Способ изготовления:
Изготавливается из банок с плотной структурой, чтобы они были
устойчивыми и не сгибались под тяжестью, например: из под майонеза
(1кг). Банки обматываются цветной изолентой, переворачиваются
крышками вниз (основа должна быть большей площадью), вверху, где
ставится стопа проделываются отверстия и вставляется верёвка или
старая резиновая скакалка с ручками и хорошо закрепляется внутри
банки.
Варианты:
1.
В баночки можно положить какое-либо утяжеление (мешочек с песком)
для развития силы рук и ног.
2.
Любые предметы со звуком: колокольчики, маленькие погремушки –
говорящие ходунки.
Слайд19и 20:
«Лыжи» и «Парные лыжи»
Задачи:
Развивать ловкость, координацию движений, чувство равновесия
при ходьбе на лыжах; согласованность движений при ходьбе в паре.
Воспитывать коммуникативные отношения при игре в паре.
Способ изготовления:
Используются куски линолеума, из которых вырезаются лыжи любого
размера и любой формы (на усмотрение воспитателя), одевается пара
резинок на каждой лыже.
Варианты:
1.
Ходьба на лыжах парами.
2.
Ходьба на лыжах по одному, резинка одна снимается.
3.
Используется в эстафетах, в свободной деятельности.
Слайд 21:
«Классики»
Цель: упражнять в прыжках, развивать точность движений, выносливость,
ловкость, умение соблюдать правила.
Слайд 22, 23,24:
«Балансир» и «Бруски - качалки»
Цель:
Развивать у детей координацию движений, умение сохранять
устойчивое положение на качающейся, ограниченной основе
(равновесие); силу ног; плечевого пояса, умение фиксировать своё тело
при любом положении на брусках: стоя на 2-х ногах, стоя на 1-ой ноге,
с движениями; с дополнительными нагрузками.
Воспитывать коммуникативные отношения детей при работе в паре.
Способ изготовления:
Маленькие деревянные чурочки делятся пополам, обрабатываются,
обтягиваются разным материалом: кожей, клеёнкой, дерматином и т.д. на
усмотрение воспитателя, на основу, где будут находиться ступни детей,
обязательно накладывается основа из резины или ткани, чтобы ножки не
скользили.
Варианты упражнений:
Выполнять задания при устойчивом положении на брусках:
1.
Перебрасывание мяча в паре.
2.
Подбрасывание мяча вверх и ловля его.
3.
Выполнение танцевальных движений под музыку, стоя на
брусках.
4.
Стоять попеременно то на левой ноге, то на правой ноге.
5.
Стоя на брусках пытаться повернуться кругом с прокручиванием
брусков или просто переступая на них.
Слайд 25 и 26:
«Атрибуты для подвижных игр»: маски, карточки, ленточки, платочки,
шнуры-трансформеры, удочка, картотеки –«Подвижных игр», «Хороводных
игр».
Самостоятельную двигательную деятельность детей мы организуем в
разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после
дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные
действия детей чередуем с более спокойной деятельностью.
Слайд 27,28,29,30,31:
Условия на прогулке, оборудование:
«Кочки»
«Горизонтальная цель»
«Мостик»
«Неваляшка»
«Лестница»
Выносной материал: элементы спортивных игр по сезону
«Жираф»
«Чудо - колеса»
Слайд 31:
При этом в своей работе мы учитываем индивидуальные особенности
каждого ребенка, его самочувствие.
Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным
поведением,
равномерной
подвижностью
на
протяжении
всего
дня.
Таких
детей
примерно
половина
или
чуть
больше
в
группе.
Они
самостоятельны
и
активны,
движения
их
уверенные,
чёткие,
целенаправленные.
При
руководстве
двигательной
активностью детей
средней
подвижности
достаточно
создать
необходимые
условия,
т. е .
предоставить
место
для
движений,
время,
игрушки-двигатели,
физкультурное оборудование и пособия.
Дети
большой
подвижности всегда заметны, хотя и составляют от
общего числа детей примерно четвёртую – пятую часть. Они находят
возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений
выбирают чаще бег, прыжки, избегают движений, требующих точности
и сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Из-за
высокой
интенсивности
двигательной
активности
они
как
бы
не
успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в
должной
степени
своими
движениями.
Чрезмерная
подвижность
является сильным раздражителем для нервной системы, поэтому эти
дети
отличаются
неуравновешенным
поведением,
чаще
других
попадают
в
конфликтные
ситуации,
они
с
трудом
засыпают,
спят
неспокойно.
Руководство
двигательной
активностью детей большой подвижности
направляется не на уменьшение
их двигательной активности, а на
регулирование
интенсивности
движений.
Пусть
по
времени
дети
двигаются как можно больше – важно запрограммировать такой состав
движений,
которые
требуют
сосредоточенности
внимания,
сдержанности, точности.
Наиболее
уязвим
организм детей
малой
подвижности.
И х
характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают.
В
противоположность
подвижным
детям,
умеющим
найти
для
игр
пространство, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать,
выбирают деятельность, не требующую интенсивных движений. Они
робки в общении, не уверены в себе, не любят игры с движениями.
Малая подвижность – фактор риска для ребёнка.
У малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям,
потребность
в
подвижных
видах
деятельности.
Особое
внимание
уделяется развитию всех основных движений, особенно интенсивных
(бег, прыжки – разные их способы). Малоподвижные дети вовлекаются
в активную двигательную деятельность на протяжении всего дня.
Особое внимание требуют к себе ослабленные и часто болеющие дети.
Индивидуальная работа с такими детьми должна состоять не столько в
ограничении нагрузок (интеллектуальных, двигательных, трудовых и
т.д.), сколько в создании условий для оптимизации деятельности при
обеспечении
соответствия
затрачиваемых
ребёнком
усилий
физиологическим
возможностям
организма.
Это
достигается
путём
рациональной регламентации длительности, объёма, интенсивности и
содержания
деятельности,
созданием
для
ребёнка
условий
психологического комфорта.
Слайд 32:
В целом, дети стали отдавать предпочтение активному
времяпрепровождению. Увеличились продолжительность и интенсивность
движений. Сами движения стали разнообразнее. При этом дети стали меньше
нарушать поведение, им стало интересно организовывать свои подвижные
игры с использованием новых пособий и атрибутов.