Автор: Замальтдинова Розалия Менналиевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Школа №168 имени Героя Советского Союза Е. А. Никонова
Населённый пункт: г. Самара , Самарская область
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности для 9 класса
Тема: «Деловые коммуникации и деловой русский язык»
Раздел: среднее образование
Рабочая программа
элективного курса
«Деловые коммуникации и деловой русский язык»
для 9 класса
на 2018 – 2019 учебный год
Разработана Замальтдиновой Розалией Менналиевной
учителем русского языка и литературы
Пояснительная записка
В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке
труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависит от наличия грамотной
речи
(устной
и
письменной),
умения
эффективно
общаться,
от
знания
речевого
воздействия, убеждения. Именно сегодня интерес к родному языку становится осознанной
необходимостью для молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью
профессиональных знаний и навыков.
Цели курса:
-
научить
сознательному
выбору
языковых
средств,
которые
наилучшим
образом
выражают мысль и чувство говорящего или пишущего;
- научить школьников эффективному речевому поведению.
Задачи курса:
- дать представление о речи как инструменте эффективного общения;
-познакомить
учащихся
с
языком
официальных
и
деловых
документов,
с
его
лексическими, морфологическими и синтаксическими особенностями;
- познакомить учащихся с основами делового общения;
- сформировать навыки делового общения;
- научить пользоваться официально-деловым языком;
- подготовить учащихся к будущей трудовой деятельности.
Рабочая
программа элективного
курса для
9
класса «Деловые
коммуникации
и
деловой
русский
язык» составлена
в
соответствии
с
Федеральным
компонентом
государственного стандарта общего образования и Базисным учебным планом.
Данная программа ориентирована на предпрофильную подготовку учащихся 9 класса.
Значительное количество часов отводится изучению форм деловой коммуникации.
Подготовка учащихся к общественно-полезному труду, выбору профессии, развитие у
подростков
самостоятельности,
активности
и
творчества
предполагают
формирование
навыка владения деловой речью. Оканчивая школу, учащиеся идут в большую жизнь.
Всюду они сталкиваются с необходимостью оформления деловых бумаг.
Учащиеся, изучая курс, повторят и углубят знания об официально-деловом стиле речи, о
жанрах
деловой
речи,
познакомятся
с
нормами
делового
общения
(лексическими,
грамматическими, синтаксическими). Также в процессе изучения курса учащиеся имеют
возможность расширить свои представления о деловой сфере жизни.
Направленность курса – развивающая, практическая.
Особенности курса:
- практико-ориентированный подход в изложении содержания;
- опора на социальный опыт учащихся;
- обеспечение необходимого уровня деловой грамотности школьников;
- решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения школьников в
дальнейшем.
В соответствии с Учебным планом, Годовым календарным учебным графиком на курс
отводится 34 часа (1 час в неделю).
При изучении теоретического материала используются:
-методы обучения: объяснительно-иллюстративный, творческий, репродуктивный (беседа,
рассказ, лекция, семинар, применение новых знаний);
- дидактические принципы обучения: наглядность, системность и последовательность
знаний, доступность
и
посильность,
сознательность
и
активность,
связь
теории
с
практикой, обучения с жизнью, научность, прочность;
-
виды
учебной
деятельности
учащихся:
репродуктивный
(деятельность
по
образцу),
репродуктивно-поисковый, частично-поисковый, поисковый (творческий);
- виды учебной работы: слушание, ответы на вопросы;
- формы учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Планирование и организация занятий проводится таким образом, чтобы теоретический
материал осознавался и усваивался преимущественно на уроке в процессе практических
работ. Во время изучения программы осуществляется промежуточный контроль. После
прохождения большинства тем программы проводится одновременно рубежный контроль
по теории и выполнение практических работ.
Методы
контроля знаний, умений и навыков обучающихся: текущие наблюдения,
устный опрос, письменный опрос.
В конце изучения учебного курса проводится учебная игра «Я – деловой человек».
Итоговой
зачётной
работой
по
курсу
является
тест
«Официально-деловой
стиль»
и
анкетирование.
К концу учебного года выпускники должны знать основные понятия, с которыми
познакомились в ходе изучения курса, правила и нормы оформления деловых документов,
знать жанры деловых бумаг, уметь их применять и оформлять письменно.
Содержание рабочей программы
Тема 1. Стили русского языка. Официально-деловой стиль (4 часа)
Функциональные
стили
русского
языка.
Официально-деловой
стиль.
Языковые
особенности официально-делового стиля. Стилистические ошибки учащихся в текстах
официально-делового стиля.
В ходе изучения темы учащиеся должны
Знать:
- стили русского языка, их отличие друг от друга;
- языковые особенности официально-делового стиля.
Уметь:
- использовать в речи язык деловых бумаг;
- находить и исправлять стилистические ошибки в текстах официально-делового стиля.
Тема 2. Основные виды и жанры официально-делового текста (21 час)
Основные виды и жанры официально-делового стиля. Заявление. Резюме. Автобиография.
Апелляция.
Доверенность.
Расписка.
Объяснительная
записка.
Докладная
записка.
Справка. Объявление. Отчёт. Счёт. Счёт-фактура. Накладная. Протокол. Удостоверение.
Телеграмма. Факс. Телекс. Электронная почта. Письма. Виды писем. Деловое письмо.
Характеристика. Виды характеристик. Инструкция. Правила и памятки. Реферат. Тезисы.
Конспект. Телефонный разговор. Разговор по сотовому телефону. Инновационные формы
делового общения (презентация, брифинг, выставка, ярмарка).
В ходе изучения темы учащиеся должны
Знать:
- основные виды и жанры официально-делового стиля;
- правила деловой переписки;
- правила переговоров и разговора по телефону;
- инновационные формы делового общения.
Уметь:
- оформлять разные виды деловых бумаг в зависимости от ситуации;
- вести деловую переписку;
- вести разговор по телефону;
- применять инновационные формы делового общения.
Тема 3. Редактирование ошибок в языке деловых бумаг (9 часов)
Редактирование и устранение типичных ошибок в языке деловых бумаг. Клиширование.
Правописание
названий
организаций
и
учреждений.
Использование
сокращений.
Склонение
фамилий.
Элементы
административного
речевого
этикета.
Культура
официальной переписки. Типичные лексико-грамматические ошибки в языке деловых
бумаг. Учебная игра «Я – деловой человек». Тестирование. Анкетирование.
В ходе изучения темы учащиеся должны
Знать:
- правила редактирования текстов в деловых бумагах;
- правила правописания названий организаций и учреждений, фамилий;
- правила применения сокращений в деловой речи;
- элементы административного речевого этикета и культуру официальной переписки.
Уметь:
- находить и устранять ошибки в официально-деловой речи;
- склонять фамилии;
- правильно сокращать и писать названия организаций и учреждений.
Учебно-тематический план
№ темы
Наименование темы
Кол-во часов
1
Стили русского языка. Официально-деловой стиль.
4
2
Основные виды и жанры официально-делового текста.
21
3
Редактирование ошибок в языке деловых бумаг.
9
Итого учебных часов за год
34
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате выполнения данной программы учащиеся должны
Знать:
- основные изученные понятия;
- названия и особенности оформления документов официально-делового стиля;
- языковые особенности официально-делового стиля;
- основные виды и жанры официально-делового текста;
- правила правописания названий организаций и учреждений;
- элементы административного речевого этикета.
На основе полученных знаний учащиеся должны
Уметь:
- оформлять различные деловые документы и бумаги;
- вести деловую переписку;
- поддерживать разговор по телефону;
- использовать инновационные формы делового общения;
- правильно использовать в деловой речи сокращения;
- правильно склонять фамилии в документах;
-
находить
и
исправлять
стилистические
и
лексико-грамматические
ошибки
в
языке
деловых бумаг;
- анализировать и осмысливать деловой текст;
- интерпретировать и использовать знания в конкретных ситуациях.
Литература и средства обучения
1. Т.М. Новикова. Деловой русский язык. Программы факультативного и элективного
курсов. – Благовещенск, 2005.
2. Г.И. Иванина, Т.М. Новикова. Научный и деловой письменный текст. Учебно-
методическое пособие по русскому языку. – Благовещенск, 2002.
3. Т.И. Чижова. Основы методики обучения стилистики в средней школе. – М.:
Просвещение, 1987.
4. З.Н. Люстрова. О культуре речи. – М.: Знание, 1987.
5. О.П. Лошкова. Совершенствуйтесь в русском языке. М.: Высшая школа, 1991.
6. Журналы: Уроки русского языка.
Технические средства обучения
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления иллюстраций.