Напоминание

«Деловые коммуникации и деловой русский язык»


Автор: Замальтдинова Розалия Менналиевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Школа №168 имени Героя Советского Союза Е. А. Никонова
Населённый пункт: г. Самара , Самарская область
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности для 9 класса
Тема: «Деловые коммуникации и деловой русский язык»
Раздел: среднее образование





Назад




Рабочая программа

элективного курса

«Деловые коммуникации и деловой русский язык»

для 9 класса

на 2018 – 2019 учебный год

Разработана Замальтдиновой Розалией Менналиевной

учителем русского языка и литературы

Пояснительная записка

В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке

труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависит от наличия грамотной

речи

(устной

и

письменной),

умения

эффективно

общаться,

от

знания

речевого

воздействия, убеждения. Именно сегодня интерес к родному языку становится осознанной

необходимостью для молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью

профессиональных знаний и навыков.

Цели курса:

-

научить

сознательному

выбору

языковых

средств,

которые

наилучшим

образом

выражают мысль и чувство говорящего или пишущего;

- научить школьников эффективному речевому поведению.

Задачи курса:

- дать представление о речи как инструменте эффективного общения;

-познакомить

учащихся

с

языком

официальных

и

деловых

документов,

с

его

лексическими, морфологическими и синтаксическими особенностями;

- познакомить учащихся с основами делового общения;

- сформировать навыки делового общения;

- научить пользоваться официально-деловым языком;

- подготовить учащихся к будущей трудовой деятельности.

Рабочая

программа элективного

курса для

9

класса «Деловые

коммуникации

и

деловой

русский

язык» составлена

в

соответствии

с

Федеральным

компонентом

государственного стандарта общего образования и Базисным учебным планом.

Данная программа ориентирована на предпрофильную подготовку учащихся 9 класса.

Значительное количество часов отводится изучению форм деловой коммуникации.

Подготовка учащихся к общественно-полезному труду, выбору профессии, развитие у

подростков

самостоятельности,

активности

и

творчества

предполагают

формирование

навыка владения деловой речью. Оканчивая школу, учащиеся идут в большую жизнь.

Всюду они сталкиваются с необходимостью оформления деловых бумаг.

Учащиеся, изучая курс, повторят и углубят знания об официально-деловом стиле речи, о

жанрах

деловой

речи,

познакомятся

с

нормами

делового

общения

(лексическими,

грамматическими, синтаксическими). Также в процессе изучения курса учащиеся имеют

возможность расширить свои представления о деловой сфере жизни.

Направленность курса – развивающая, практическая.

Особенности курса:

- практико-ориентированный подход в изложении содержания;

- опора на социальный опыт учащихся;

- обеспечение необходимого уровня деловой грамотности школьников;

- решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения школьников в

дальнейшем.

В соответствии с Учебным планом, Годовым календарным учебным графиком на курс

отводится 34 часа (1 час в неделю).

При изучении теоретического материала используются:

-методы обучения: объяснительно-иллюстративный, творческий, репродуктивный (беседа,

рассказ, лекция, семинар, применение новых знаний);

- дидактические принципы обучения: наглядность, системность и последовательность

знаний, доступность

и

посильность,

сознательность

и

активность,

связь

теории

с

практикой, обучения с жизнью, научность, прочность;

-

виды

учебной

деятельности

учащихся:

репродуктивный

(деятельность

по

образцу),

репродуктивно-поисковый, частично-поисковый, поисковый (творческий);

- виды учебной работы: слушание, ответы на вопросы;

- формы учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Планирование и организация занятий проводится таким образом, чтобы теоретический

материал осознавался и усваивался преимущественно на уроке в процессе практических

работ. Во время изучения программы осуществляется промежуточный контроль. После

прохождения большинства тем программы проводится одновременно рубежный контроль

по теории и выполнение практических работ.

Методы

контроля знаний, умений и навыков обучающихся: текущие наблюдения,

устный опрос, письменный опрос.

В конце изучения учебного курса проводится учебная игра «Я – деловой человек».

Итоговой

зачётной

работой

по

курсу

является

тест

«Официально-деловой

стиль»

и

анкетирование.

К концу учебного года выпускники должны знать основные понятия, с которыми

познакомились в ходе изучения курса, правила и нормы оформления деловых документов,

знать жанры деловых бумаг, уметь их применять и оформлять письменно.

Содержание рабочей программы

Тема 1. Стили русского языка. Официально-деловой стиль (4 часа)

Функциональные

стили

русского

языка.

Официально-деловой

стиль.

Языковые

особенности официально-делового стиля. Стилистические ошибки учащихся в текстах

официально-делового стиля.

В ходе изучения темы учащиеся должны

Знать:

- стили русского языка, их отличие друг от друга;

- языковые особенности официально-делового стиля.

Уметь:

- использовать в речи язык деловых бумаг;

- находить и исправлять стилистические ошибки в текстах официально-делового стиля.

Тема 2. Основные виды и жанры официально-делового текста (21 час)

Основные виды и жанры официально-делового стиля. Заявление. Резюме. Автобиография.

Апелляция.

Доверенность.

Расписка.

Объяснительная

записка.

Докладная

записка.

Справка. Объявление. Отчёт. Счёт. Счёт-фактура. Накладная. Протокол. Удостоверение.

Телеграмма. Факс. Телекс. Электронная почта. Письма. Виды писем. Деловое письмо.

Характеристика. Виды характеристик. Инструкция. Правила и памятки. Реферат. Тезисы.

Конспект. Телефонный разговор. Разговор по сотовому телефону. Инновационные формы

делового общения (презентация, брифинг, выставка, ярмарка).

В ходе изучения темы учащиеся должны

Знать:

- основные виды и жанры официально-делового стиля;

- правила деловой переписки;

- правила переговоров и разговора по телефону;

- инновационные формы делового общения.

Уметь:

- оформлять разные виды деловых бумаг в зависимости от ситуации;

- вести деловую переписку;

- вести разговор по телефону;

- применять инновационные формы делового общения.

Тема 3. Редактирование ошибок в языке деловых бумаг (9 часов)

Редактирование и устранение типичных ошибок в языке деловых бумаг. Клиширование.

Правописание

названий

организаций

и

учреждений.

Использование

сокращений.

Склонение

фамилий.

Элементы

административного

речевого

этикета.

Культура

официальной переписки. Типичные лексико-грамматические ошибки в языке деловых

бумаг. Учебная игра «Я – деловой человек». Тестирование. Анкетирование.

В ходе изучения темы учащиеся должны

Знать:

- правила редактирования текстов в деловых бумагах;

- правила правописания названий организаций и учреждений, фамилий;

- правила применения сокращений в деловой речи;

- элементы административного речевого этикета и культуру официальной переписки.

Уметь:

- находить и устранять ошибки в официально-деловой речи;

- склонять фамилии;

- правильно сокращать и писать названия организаций и учреждений.

Учебно-тематический план

№ темы

Наименование темы

Кол-во часов

1

Стили русского языка. Официально-деловой стиль.

4

2

Основные виды и жанры официально-делового текста.

21

3

Редактирование ошибок в языке деловых бумаг.

9

Итого учебных часов за год

34

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате выполнения данной программы учащиеся должны

Знать:

- основные изученные понятия;

- названия и особенности оформления документов официально-делового стиля;

- языковые особенности официально-делового стиля;

- основные виды и жанры официально-делового текста;

- правила правописания названий организаций и учреждений;

- элементы административного речевого этикета.

На основе полученных знаний учащиеся должны

Уметь:

- оформлять различные деловые документы и бумаги;

- вести деловую переписку;

- поддерживать разговор по телефону;

- использовать инновационные формы делового общения;

- правильно использовать в деловой речи сокращения;

- правильно склонять фамилии в документах;

-

находить

и

исправлять

стилистические

и

лексико-грамматические

ошибки

в

языке

деловых бумаг;

- анализировать и осмысливать деловой текст;

- интерпретировать и использовать знания в конкретных ситуациях.

Литература и средства обучения

1. Т.М. Новикова. Деловой русский язык. Программы факультативного и элективного

курсов. – Благовещенск, 2005.

2. Г.И. Иванина, Т.М. Новикова. Научный и деловой письменный текст. Учебно-

методическое пособие по русскому языку. – Благовещенск, 2002.

3. Т.И. Чижова. Основы методики обучения стилистики в средней школе. – М.:

Просвещение, 1987.

4. З.Н. Люстрова. О культуре речи. – М.: Знание, 1987.

5. О.П. Лошкова. Совершенствуйтесь в русском языке. М.: Высшая школа, 1991.

6. Журналы: Уроки русского языка.

Технические средства обучения

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления иллюстраций.



В раздел образования