Автор: Шакмарева Тамара Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №36
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект занятия "Помощники осени"
Раздел: дошкольное образование
Занятие познавательное «Помощники осени»
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках
осени и осенних явлениях
Задачи: Расширять представления детей об осенних изменениях в
природе и умение отстаивать свою точку зрения.
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и
игровые упражнения.
Активизировать словарь, учить четко, проговаривать слова.
Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к
животным.
Материал: Листочки (клена, березы, рябины и дуба), костюм осени,
ожерелье из листьев, шапочки животных (заяц, белка, еж, медведь,
лиса и волк), д/ игра «Вершки и корешки».
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить….
А вот о чем сегодня пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете
загадку.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.» (осень)
Воспитатель: Действительно, это осень. И мы поговорим о
наступившим времени года
Ребята, а по вашему мнению- осень это хорошо или плохо?
Назовите, что хорошего в осени, а что плохого
Дети:
1. Осень хорошо, можно бегать по листьям, и они под ногами очень
смешно шуршат.
2. Осенью хорошо, все такое нарядное, жёлтое.
Дети:
1. Осенью плохо, потому что много грязи под ногами, когда идут
дожди.
2. Птицы улетают и больше не поют.
3. На улице нельзя много гулять, надо надевать теплую одежду.
Воспитатель: Значит осень - это хорошо и плохо одновременно.
А ведь, правда, без осени нам не прожить
Надо осень сюда поскорее впустить.
(Входит осень)
Осень:
Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Осень!
Воспитатель:
Какая вы осень красивая, но почему-то очень грустная.
Осень: Когда я наряжала деревья в осенний наряд, налетел ветер и
сорвал мое ожерелье из осенних листьев и они разлетелись в
разные стороны. Помогите мне собрать листья для ожерелья, ведь
на них были мои подсказки, что мне надо еще сделать.
Воспитатель: Ребята вы хотите помочь осени? А у вас получится?
Осень:Остался у меня только один листок.
А вы знаете с какого он дерева? (С рябины)
Что происходит с деревьями осенью?
А почему листья опадают?
(Дети рассказывают свои версии).
Воспитатель:
А как можно узнать точно?
Дети:
Спросить у того, кто знает; прочитать в книге; посмотреть в
интернете.
А как мы поступим сейчас?
Дети: Спросим у осени
(Осень рассказывает)
Утром на листьях деревьев были мелкие капельки влаги. А когда
мы пришли через какое-то время к этому же дереву, листочки были
сухими. Вот так мне наглядно объяснили, что с поверхности листьев
испаряется влага, которую корни дерева тянут из земли. А зимой
вся влага в земле замерзает, деревья не смогут "пить" и поить
листочки, и тогда оно погибнет. А еще зимой листочки превратятся
в ледышки и тоже погибнут. Поэтому умница-Природа
предусмотрела все так, чтобы спасти деревья ценой сбрасывания
листьев.
Настоящие причины листопада в следующем:
1)Недостаток солнечного света
Хлорофилл разрушается, в листе не производится новый
строительный материал, связи между клетками в черешке
разрушаются. Образуется пробковый слой. Лист держится только на
тонких трубочках.
2) Недостаток влаги
Листья дерева в своей совокупности имеют очень большую
площадь, и со всей этой площади интенсивно испаряется вода.
Летом дерево способно возместить потери влаги, извлекая воду из
почвы. Но с похолоданием извлечение холодной воды из почвы
сильно уменьшается. Это мешает правильной работе листа и
жизнедеятельности дерева. Если бы дерево не сбросило листву,
ему бы грозила засуха.
3) Избыток минеральных веществ
Лист утяжеляется и едва держится за ветку, ветер легко срывает его.
Во время листопада дерево избавляется от избытка минеральных
солей, которые могли бы его отравить.
Воспитатель: Спасибо осень
Вот и появилась первый листок
Осень: Следующий лист в ожерелье был березовый, вам надо
найти подсказку на березовом листке.
(Дети ищут - на нем написано птицы)
Воспитатель: Что происходит с птицами осенью?
Дети: улетают в теплые края
Воспитатель: А как называются эти птицы?
Дети: перелетные
Осень: Вы знаете их название?
Давайте поиграем в игру «Улетают – не улетают»
Вы летаете и машите крыльями, если я называю перелетную птицу,
а если зимующую - приседаете
Спасибо за листок и напоминание, что надо отправить птиц на юг.
Теперь надо найти листок с клена.
(Дети находят на нем слово звери)
Воспитатель: Вы можете рассказать, что делают звери осенью
Осень ты ведь волшебница? преврати детей в зверей и они
расскажут о себе.
Говорим волшебные слова и закрываем глаза
Покружись, покружись
И в зверюшку превратись!
Осень надевает на детей шапочки зверей ( заяц, еж, белка,
медведь, волк и лиса)
Дети говорят: Я заяц - я меняю свою шубку, становлюсь белым и
т.д.
Опять закрываем глаза
Открываю я глаза, видят снова это я
Вот и еще один лист в моем ожерелье
Остался последний, на листе дуба
Дети читают – овощи
Осень: Правильно, надо напомнить людям, чтобы убрали урожай
до заморозков.
Воспитатель: А мы вспомним овощи, и какую часть у овощей едят
люди.
Игра «Вершки и корешки»
Осень: спасибо, ребята за помощь, мне пора возвращаться, я дарю
вам листочки, только я не успела их раскрасить, но я думаю с этим
вы справитесь. До свидания!
Дети: До свидания!
Воспитатель: Понравилось ли вам помогать осени? Что нам
помогло справиться? Что нового узнали?
Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я сегодня узнал….
Время наше подошло к концу, давайте скажем гостям до свиданья.