Напоминание

конспект занятия "Помощники осени"


Автор: Шакмарева Тамара Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №36
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект занятия "Помощники осени"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занятие познавательное «Помощники осени»

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках

осени и осенних явлениях

Задачи: Расширять представления детей об осенних изменениях в

природе и умение отстаивать свою точку зрения.

Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и

игровые упражнения.

Активизировать словарь, учить четко, проговаривать слова.

Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к

животным.

Материал: Листочки (клена, березы, рябины и дуба), костюм осени,

ожерелье из листьев, шапочки животных (заяц, белка, еж, медведь,

лиса и волк), д/ игра «Вершки и корешки».

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить….

А вот о чем сегодня пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете

загадку.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это.» (осень)

Воспитатель: Действительно, это осень. И мы поговорим о

наступившим времени года

Ребята, а по вашему мнению- осень это хорошо или плохо?

Назовите, что хорошего в осени, а что плохого

Дети:

1. Осень хорошо, можно бегать по листьям, и они под ногами очень

смешно шуршат.

2. Осенью хорошо, все такое нарядное, жёлтое.

Дети:

1. Осенью плохо, потому что много грязи под ногами, когда идут

дожди.

2. Птицы улетают и больше не поют.

3. На улице нельзя много гулять, надо надевать теплую одежду.

Воспитатель: Значит осень - это хорошо и плохо одновременно.

А ведь, правда, без осени нам не прожить

Надо осень сюда поскорее впустить.

(Входит осень)

Осень:

Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Осень!

Воспитатель:

Какая вы осень красивая, но почему-то очень грустная.

Осень: Когда я наряжала деревья в осенний наряд, налетел ветер и

сорвал мое ожерелье из осенних листьев и они разлетелись в

разные стороны. Помогите мне собрать листья для ожерелья, ведь

на них были мои подсказки, что мне надо еще сделать.

Воспитатель: Ребята вы хотите помочь осени? А у вас получится?

Осень:Остался у меня только один листок.

А вы знаете с какого он дерева? (С рябины)

Что происходит с деревьями осенью?

А почему листья опадают?

(Дети рассказывают свои версии).

Воспитатель:

А как можно узнать точно?

Дети:

Спросить у того, кто знает; прочитать в книге; посмотреть в

интернете.

А как мы поступим сейчас?

Дети: Спросим у осени

(Осень рассказывает)

Утром на листьях деревьев были мелкие капельки влаги. А когда

мы пришли через какое-то время к этому же дереву, листочки были

сухими. Вот так мне наглядно объяснили, что с поверхности листьев

испаряется влага, которую корни дерева тянут из земли. А зимой

вся влага в земле замерзает, деревья не смогут "пить" и поить

листочки, и тогда оно погибнет. А еще зимой листочки превратятся

в ледышки и тоже погибнут. Поэтому умница-Природа

предусмотрела все так, чтобы спасти деревья ценой сбрасывания

листьев.

Настоящие причины листопада в следующем:

1)Недостаток солнечного света

Хлорофилл разрушается, в листе не производится новый

строительный материал, связи между клетками в черешке

разрушаются. Образуется пробковый слой. Лист держится только на

тонких трубочках.

2) Недостаток влаги

Листья дерева в своей совокупности имеют очень большую

площадь, и со всей этой площади интенсивно испаряется вода.

Летом дерево способно возместить потери влаги, извлекая воду из

почвы. Но с похолоданием извлечение холодной воды из почвы

сильно уменьшается. Это мешает правильной работе листа и

жизнедеятельности дерева. Если бы дерево не сбросило листву,

ему бы грозила засуха.

3) Избыток минеральных веществ

Лист утяжеляется и едва держится за ветку, ветер легко срывает его.

Во время листопада дерево избавляется от избытка минеральных

солей, которые могли бы его отравить.

Воспитатель: Спасибо осень

Вот и появилась первый листок

Осень: Следующий лист в ожерелье был березовый, вам надо

найти подсказку на березовом листке.

(Дети ищут - на нем написано птицы)

Воспитатель: Что происходит с птицами осенью?

Дети: улетают в теплые края

Воспитатель: А как называются эти птицы?

Дети: перелетные

Осень: Вы знаете их название?

Давайте поиграем в игру «Улетают – не улетают»

Вы летаете и машите крыльями, если я называю перелетную птицу,

а если зимующую - приседаете

Спасибо за листок и напоминание, что надо отправить птиц на юг.

Теперь надо найти листок с клена.

(Дети находят на нем слово звери)

Воспитатель: Вы можете рассказать, что делают звери осенью

Осень ты ведь волшебница? преврати детей в зверей и они

расскажут о себе.

Говорим волшебные слова и закрываем глаза

Покружись, покружись

И в зверюшку превратись!

Осень надевает на детей шапочки зверей ( заяц, еж, белка,

медведь, волк и лиса)

Дети говорят: Я заяц - я меняю свою шубку, становлюсь белым и

т.д.

Опять закрываем глаза

Открываю я глаза, видят снова это я

Вот и еще один лист в моем ожерелье

Остался последний, на листе дуба

Дети читают – овощи

Осень: Правильно, надо напомнить людям, чтобы убрали урожай

до заморозков.

Воспитатель: А мы вспомним овощи, и какую часть у овощей едят

люди.

Игра «Вершки и корешки»

Осень: спасибо, ребята за помощь, мне пора возвращаться, я дарю

вам листочки, только я не успела их раскрасить, но я думаю с этим

вы справитесь. До свидания!

Дети: До свидания!

Воспитатель: Понравилось ли вам помогать осени? Что нам

помогло справиться? Что нового узнали?

Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я сегодня узнал….

Время наше подошло к концу, давайте скажем гостям до свиданья.



В раздел образования