Автор: Ковалева Людмила Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с УИОП"
Населённый пункт: г. Грайворон
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Однокоренные слова
Раздел: начальное образование
Автор разработки урока Ковалева Людмила Ивановна
Место работы, должность МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных
предметов» г. Грайворона,
учитель начальных классов.
Предмет русский язык
Класс 2
Автор УМК Н.В. Нечаева
Тема урока Однокоренные слова..
Тип урока Повторение и систематизация знаний.
Цели и задачи урока Задачи урока: научить находить, подбирать и образовывать однокоренные слова;
показать способы нахождения корня, подбирая родственные слова;
дать знание о том, что в корне заключено общее значение всех однокоренных слов.
Цели урока: развивать умение находить однокоренные слова;
формировать умение разграничивать понятия:
а)родственные слова и формы слов,
б)родственные слова и синонимы;
формировать самостоятельную учебную деятельность, через умение постановки
учебных задач, усвоения общих способов анализа слов;
развивать орфографическую зоркость, речь, память, воспитывать внимание,
аккуратность при письме.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация, выполненная в Rower Point,
С.И. Ожегов Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл. – корр. АН
СССР Н.Ю. Шведовой. – 20 –е изд., стереотип. М.: Рус. Яз., 1989. – 750 с.
2.Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 2 класса: В 2 ч.- 6-е изд.- Самара:
Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,
Технологическая карта урока.
Этап урока
Содержание
взаимодействия с
учащимися
Деятельность
обучающихся
Деятельность
учителя
Формируемые УУД
Организационный
Ребята, давайте
улыбнемся друг другу.
Пусть сегодняшний
урок принесет нам
всем радость общения.
Ну-ка, всё проверь
дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и
тетрадь?
Все ли правильно
сидят?
Все ль внимательно
глядят?
Сегодня на уроке,
ребята, вас ожидает
много интересных
заданий, новых
открытий, а
помощниками вам
Приветствуют учителя,
проверяют свою
готовность к уроку.
Приветствует
обучающихся,
проверяет их
готовность к уроку.
Регулятивные:
-нацеливание на
успешную
деятельность.
Личностные:
- выражать
положительное
отношение к
процессу познания,
проявлять желание
проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование
умения слушать и
слышать.
Выход на тему урока,
постановка учебной
задачи в соавторстве.
будут: внимание,
находчивость,
смекалка.
-Вспомните, какие
слова называются
родственными?
-Подберите
родственные слова к
слову море.
Найдите общую часть
данных родственных
слов.
-А что вы хотите
узнать об этой общей
части родственных
слов?
-Как называется эта
общая часть слов?
-Как вы думаете, какова
тема
нашего
урока
и
ч е м
м ы
б у д е м
з а н и м а т ь с я
н а
сегодняшнем уроке?
Но поскольку мы ещё
т о л ь к о
н а ч и н а е м
учиться
грамоте,
то,
конечно
же,
не
с о
в с е м и
п р о б л е м а м и
Родственными
называются слова,
которые имеют общую
часть и одинаковое
значение.
Называют родственные
слова: моряк, морской,
приморский,
заморский. Находят
общую часть – мор.
Называют варианты
темы и целей урока.
Индивидуально
определяют, на какой
ступени Горы грамоты
Создание условия
для выявления «Чего
мы ещё не знаем?»
Организует диалог с
обучающимися, в
ходе которого
конкретизирует
понятие
"родственные слова",
Подводит детей к
формулированию
темы и постановке
задач урока.
Составление плана
Регулятивные:
- постановка учебной
задачи на основе
соотнесения того, что
уже известно и
усвоено учащимися и
того, что еще не
известно;
Познавательные:
- постановка и
решение проблемы;
Личностные:
- развитие
познавательных
интересов учебных
мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко
излагать свое мнение,
выстраивать речевые
конструкции.
можем
с п р а в и т ь с я .
Давайте
попробуем
определить
приблизительно
свои
в о з м о ж н о с т и
к а к
грамотных людей. Вот
го р а
Гр а м о т ы .
Н а
какую ступеньку бы вы
поме стили
себя
н а
н е л е г к о м
п у т и
к
в е р ш и н е
г о р ы
Грамоты?
(прогностическая
оценка)
-Оценивая
свои
силы
перед работой, ставьте
себе планку так, чтобы
достигнуть её, напрягая
все
силы,
только
так
ваши знания и умения
будут расти!
они находятся.
работы.
Актуализация знаний.
Словарно
-орфографическая
работа.
-Назовите буквы,
обозначающие глухие
согласные звуки в
данной цепочке, и вы
узнаете слово, с
Называют буквы:
п,ф,к,т,х,ш,с,ч,щ,ц.
Выявление
затруднений в
индивидуальной
деятельности
каждого учащегося.
Регулятивные:
- оценивать
(сравнивать с
эталоном) результаты
своей деятельности.
которым мы
познакомимся на уроке
-Какое это слово?
-Как вы объясните
значение слова берёза?
-Назовите еще, по
каким признакам
можно отличить берёзу
от других растений,
даже лиственных.
Рассказ учителя.
-Берёза растёт в России
с незапамятных
времён. От цвета коры
получила своё
название, которое
обозначает «белый,
светлый». ». Береза на
Руси – самое любимое
дерево. В древние
времена Новый год
начинался
праздничным обрядом
не у елки, а у березы.
Березовый Новый год
существовал до 1343г.
Наши предки верили в
лесных, водяных и
Дети называют слово –
береза. Объясняют его
значение. Называют по
каким признакам
можно отличить березу
от других деревьев.
Записывают слово в
тетрадь, выделяют
орфограмму.
Познавательные:
- классифицировать
объекты (объединять
в группы по
существенному
признаку)
Коммуникативные:
- умение строить
продуктивное
взаимодействие и
сотрудничество со
сверстниками и
взрослыми;
небесных духов. Но
главной богиней среди
них считалась
Берегиня. Её
изображение не
сохранилось. Однако
некоторые историки
считают, что оно имело
вид девушки -
священного дерева –
русской берёзы.
Подберите
родственные слова к
слову береза.
Записывают в тетради
родственные слова.
Работа над темой
урока.
Где в жизни вы
встречались со словом
корень?
–
Что такое корень?
– Какие значения имеет
это слово?
Какое отношение
имеет слово корень к
предмету «Русский
язык»?
– Что мы называем
корнем слова? Какие
слова могли бы
Отвечают на вопросы
учителя, приводят свои
примеры.
Записывают
однокоренные слова к
слову лес. Выделяют
Организует
подводящий диалог,
уточняет правило.
Регулятивные:
- предвосхищение
результата и уровня
усвоения знаний, его
временных
характеристик;
Познавательные:
- выбор наиболее
эффективных
способов решения
задач в зависимости
от конкретных
условий;
Физкультминутка.
вырасти на дереве с
корнем –лес?
Учитель проговаривает
стихотворение:
Хомка, хомка, хомячок!
Полосатенький бочок.
корень.
Дети проговаривают
стихотворение и
имитируют действия
Создание условий
для
психоэмоциональной
Личностные:
- выражать
положительное
отношение к
процессу познания;
проявлять внимание,
желание узнать
больше.
- знание основных
моральных норм
работы в паре.
Коммуникативные:
- умение с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли в
соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Коммуникативные:
- умение работать в
коллективе, слушать
и выполнять
заданные действия,
строить продуктивное
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку
трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз- два- три- четыре-
пять!
Хомка сильным хочет
стать!
хомки.
разгрузки учащихся.
взаимодействие и
сотрудничество со
сверстниками.
Закрепление.
Проверка понимания
способа действия.
Коллективное
выполнение
упражнения.
– Назовите «лишнее»
слово и запишите
однокоренные слова.
Белка, беленький,
белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Лось, лоскут, лосенок,
Горный, горка, городок,
Где слова родные
(однокоренные)?
Находят «лишнее»
слово, объясняют
написание слов,
находят корень в
родственных словах.
Дает краткий пример
доказательства.
Познавательные:
- выдвижение
гипотез, их
обсуждение,
доказательства;
Регулятивные:
- составление плана и
последовательности
действий.
Валеопауза по
Выполняют гимнастику
Организует
здоровьесберетающе
й системе обучения
Базарного В.Ф.
Упражнения на
офтальмотренажере
.
для глаз по
упражнениям
презентации.
выполнение
гимнастики для глаз.
Упражнения в
различении и подборе
однокоренных слов.
Сейчас мы поиграем в
игру «Зоркий глаз,
острое ухо».Я
прочитаю предложения
– скороговорки.
Перепел перепелку и
перепелят
В перелеске прятал от
ребят.
2.Кашевар кашу варил,
Подваривал да
недоваривал.
- Как вы думаете,
почему эти
предложения называют
скороговорками? А
теперь послушайте и
ответьте на вопрос:
есть ли в скороговорке
однокоренные слова?
Уточняют значения
слов: перепел,
перепелка, устно
отвечают на
поставленный вопрос,
обосновывая свой
ответ, соответственно
каждой скороговорке:
перепел, перепелку,
перепелят; кашевар,
кашу; кашевар, варил,
подваривал,
недоваривал.
Называет
скороговорки.
Регулятивные:
- умение действовать
по плану и
планировать свою
деятельность;
- умение
контролировать
процесс и результаты
своей деятельности,
включая
осуществление
предвосхищающего
контроля в
сотрудничестве с
учителем и
сверстниками;
Познавательные:
- поиск и выделение
необходимой
информации,
применение методов
информационного
поиска.
Личностные:
- готовность к
сотрудничеству,
оказанию помощи,
распределение ролей;
- оценивание
усваиваемого
содержания,
обеспечивающие
личностный
моральный выбор;
Коммуникативные:
- планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками;
- умение с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли в
соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Проблемная
Прочитайте
сказку
В.Волиной
«Чужак».
Читают текст, находят
Контролирует
Регулятивные:
ситуация. Работа в
паре.
Н а й д и т е
и
подчеркните в тексте
однокоренные
слова.
Н а й д и т е
л и ш н е е
слово.
Чужак
Собрались у Воды
родственники.
Подводник с Водицей
беседуют.
Водолаз
с
В о д о п а д о м
н а
солнышке
греются.
В о д и т е л ь
н а
гармошке наигрывает.
В о д о м е р к а
с
Водорослями
разыгралась. Водичка
п о
к а м у ш к а м
н а
одной
ножке
скачет.
Даже
сам
Водяной
п о ж а л о в а л .
В с е
старуху Воду ждут.
В ы ш л а
м уд р а я
Вода
на
крыльцо,
глянула
на
гостей,
с р а з у
ч у ж а к а
приметила.
Велела
ему
прочь
идти,
в
свою
семью.
Пошел
чужак,
пригорюнился.
Где
однокоренные слова,
подчеркивают их.
выполнение задания
обучающимися.
- умение адекватно
воспринимать
оценки;
Познавательные:
- построение
логической цепи
рассуждений;
Личностные:
- формирование
адекватной,
позитивной,
осознанной
самооценки и
самопринятия;
Коммуникативные:
- управление
поведением партнера
(контроль, коррекция,
оценка его действий);
- владение
монологической и
диалогической
формами речи
родного языка.
ему
родственников
искать?
Какие однокоренные
слова вы выписали?
Обоснуйте свой ответ.
Проблемный вопрос:
- Какое слово оказалось
чужаком среди
однокоренных к слову
Вода? (Водитель)
- Обоснуйте свой ответ.
Вывод:
Признаки
родственных слов:
-имеют общую часть
-близки по смыслу
Называют признаки
родственных слов.
Подведение
итогов
урока.
Учебно-познавательная
и г р а
« Н а й д и
родственника».
Валеопауза по системе
здоровьесберегающего
о б у ч е н и я
Ф .
Б а з а р н о го .
С н я т и е
напряжения
с
опорно-
двигательного
аппарата.
В классе развешаны
карточки со словами:
Задает вопросы
о задачах урока.
Спрашивает, какая
задача останется
на следующие уроки.
Регулятивные
- контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном с
целью обнаружения
отклонений и
отличий от эталона;
Познавательные:
- выбор наиболее
эффективных
Подснежник
Снег
сок
сокол
гусь
гусыня
соколиный
гусеница
- Сейчас мы проведём
игру «Найди
родственника»
-Встаньте, пожалуйста.
Не
меняя
положения
ног,только поворачивая
туловище
и
голову,
н а й д и т е
в
к л а с с е
к а р т о ч к и
с
однокоренными
словами.
Обоснуйте
свой ответ.
Делают вывод: Слова,
похожие по написанию,
но разные по смыслу,
не являются
родственными.
способов решения в
зависимости от
конкретных условий;
- установление
причинно-
следственных связей,
построение
логической цепи
рассуждений,
доказательства,
выдвижение гипотез
и их обоснования;
Личностные:
- оценивание
усваиваемого
содержания, исходя
из социальных и
личностных
ценностей;
Коммуникативные:
- умение слушать и
вступать в диалог,
участвовать в
коллективном
обсуждении проблем,
интегрироваться в
группу сверстников.
Этап разъяснения
Учебник, стр.43, упр.84
Записывают задание на
Проводит разбор
Регулятивные:
домашнего задания
дом, задают вопросы.
домашнего задания,
проводит пояснения
к упражнению, дает
конструктивные
задания
- выделение и
осознание учащимися
того, что уже усвоено
и что еще нужно
усвоить, осознания
качества и уровня
усвоения;
Познавательные:
- преобразование
модели в
соответствии с
содержанием
учебного материала и
поставленной
учебной целью.
- самостоятельное
формулирование
познавательной цели;
- построение
логической цепи
рассуждений;
- самостоятельное
создание алгоритмов
деятельности при
решении проблем
творческого и
поискового характера;
Коммуникативные:
- постановка
вопросов –
инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации;
- умение слушать и
вступать в диалог;
Заключительный этап
и рефлексия.
Работа с пословицами.
-Выберите пословицу,
которая характеризует
вашу работу на уроке.
1.Без труда не
вытащишь и рыбку из
пруда.
2.Делу время – потехе
час.
3.Грамоте учиться –
всегда пригодится.
4. Через тернии к
звездам.
Получают позитивный
настрой от урока.
Обеспечивает
положитель
ную реакцию
учащихся на уроки
русского языка.
Регулятивные:
- оценка – осознание
качества и уровня
освоения и владения
теми или иными
учебными
действиями;
- осуществлять
итоговый контроль
Личностные:
- оценивать
собственную
учебную
деятельность: свои
достижения, степень
самостоятельности,
инициативности,
причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить
продуктивное
взаимодействие в
сотрудничестве со
сверстниками и
взрослыми.
- проявлять
активность в
деятельности.