Напоминание

Однокоренные слова


Автор: Ковалева Людмила Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с УИОП"
Населённый пункт: г. Грайворон
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Однокоренные слова
Раздел: начальное образование





Назад




Автор разработки урока Ковалева Людмила Ивановна

Место работы, должность МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных

предметов» г. Грайворона,

учитель начальных классов.

Предмет русский язык

Класс 2

Автор УМК Н.В. Нечаева

Тема урока Однокоренные слова..

Тип урока Повторение и систематизация знаний.

Цели и задачи урока Задачи урока: научить находить, подбирать и образовывать однокоренные слова;

показать способы нахождения корня, подбирая родственные слова;

дать знание о том, что в корне заключено общее значение всех однокоренных слов.

Цели урока: развивать умение находить однокоренные слова;

формировать умение разграничивать понятия:

а)родственные слова и формы слов,

б)родственные слова и синонимы;

формировать самостоятельную учебную деятельность, через умение постановки

учебных задач, усвоения общих способов анализа слов;

развивать орфографическую зоркость, речь, память, воспитывать внимание,

аккуратность при письме.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация, выполненная в Rower Point,

С.И. Ожегов Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл. – корр. АН

СССР Н.Ю. Шведовой. – 20 –е изд., стереотип. М.: Рус. Яз., 1989. – 750 с.

2.Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 2 класса: В 2 ч.- 6-е изд.- Самара:

Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,

Технологическая карта урока.

Этап урока

Содержание

взаимодействия с

учащимися

Деятельность

обучающихся

Деятельность

учителя

Формируемые УУД

Организационный

Ребята, давайте

улыбнемся друг другу.

Пусть сегодняшний

урок принесет нам

всем радость общения.

Ну-ка, всё проверь

дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и

тетрадь?

Все ли правильно

сидят?

Все ль внимательно

глядят?

Сегодня на уроке,

ребята, вас ожидает

много интересных

заданий, новых

открытий, а

помощниками вам

Приветствуют учителя,

проверяют свою

готовность к уроку.

Приветствует

обучающихся,

проверяет их

готовность к уроку.

Регулятивные:

-нацеливание на

успешную

деятельность.

Личностные:

- выражать

положительное

отношение к

процессу познания,

проявлять желание

проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование

умения слушать и

слышать.

Выход на тему урока,

постановка учебной

задачи в соавторстве.

будут: внимание,

находчивость,

смекалка.

-Вспомните, какие

слова называются

родственными?

-Подберите

родственные слова к

слову море.

Найдите общую часть

данных родственных

слов.

-А что вы хотите

узнать об этой общей

части родственных

слов?

-Как называется эта

общая часть слов?

-Как вы думаете, какова

тема

нашего

урока

и

ч е м

м ы

б у д е м

з а н и м а т ь с я

н а

сегодняшнем уроке?

Но поскольку мы ещё

т о л ь к о

н а ч и н а е м

учиться

грамоте,

то,

конечно

же,

не

с о

в с е м и

п р о б л е м а м и

Родственными

называются слова,

которые имеют общую

часть и одинаковое

значение.

Называют родственные

слова: моряк, морской,

приморский,

заморский. Находят

общую часть – мор.

Называют варианты

темы и целей урока.

Индивидуально

определяют, на какой

ступени Горы грамоты

Создание условия

для выявления «Чего

мы ещё не знаем?»

Организует диалог с

обучающимися, в

ходе которого

конкретизирует

понятие

"родственные слова",

Подводит детей к

формулированию

темы и постановке

задач урока.

Составление плана

Регулятивные:

- постановка учебной

задачи на основе

соотнесения того, что

уже известно и

усвоено учащимися и

того, что еще не

известно;

Познавательные:

- постановка и

решение проблемы;

Личностные:

- развитие

познавательных

интересов учебных

мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко

излагать свое мнение,

выстраивать речевые

конструкции.

можем

с п р а в и т ь с я .

Давайте

попробуем

определить

приблизительно

свои

в о з м о ж н о с т и

к а к

грамотных людей. Вот

го р а

Гр а м о т ы .

Н а

какую ступеньку бы вы

поме стили

себя

н а

н е л е г к о м

п у т и

к

в е р ш и н е

г о р ы

Грамоты?

(прогностическая

оценка)

-Оценивая

свои

силы

перед работой, ставьте

себе планку так, чтобы

достигнуть её, напрягая

все

силы,

только

так

ваши знания и умения

будут расти!

они находятся.

работы.

Актуализация знаний.

Словарно

-орфографическая

работа.

-Назовите буквы,

обозначающие глухие

согласные звуки в

данной цепочке, и вы

узнаете слово, с

Называют буквы:

п,ф,к,т,х,ш,с,ч,щ,ц.

Выявление

затруднений в

индивидуальной

деятельности

каждого учащегося.

Регулятивные:

- оценивать

(сравнивать с

эталоном) результаты

своей деятельности.

которым мы

познакомимся на уроке

-Какое это слово?

-Как вы объясните

значение слова берёза?

-Назовите еще, по

каким признакам

можно отличить берёзу

от других растений,

даже лиственных.

Рассказ учителя.

-Берёза растёт в России

с незапамятных

времён. От цвета коры

получила своё

название, которое

обозначает «белый,

светлый». ». Береза на

Руси – самое любимое

дерево. В древние

времена Новый год

начинался

праздничным обрядом

не у елки, а у березы.

Березовый Новый год

существовал до 1343г.

Наши предки верили в

лесных, водяных и

Дети называют слово –

береза. Объясняют его

значение. Называют по

каким признакам

можно отличить березу

от других деревьев.

Записывают слово в

тетрадь, выделяют

орфограмму.

Познавательные:

- классифицировать

объекты (объединять

в группы по

существенному

признаку)

Коммуникативные:

- умение строить

продуктивное

взаимодействие и

сотрудничество со

сверстниками и

взрослыми;

небесных духов. Но

главной богиней среди

них считалась

Берегиня. Её

изображение не

сохранилось. Однако

некоторые историки

считают, что оно имело

вид девушки -

священного дерева –

русской берёзы.

Подберите

родственные слова к

слову береза.

Записывают в тетради

родственные слова.

Работа над темой

урока.

Где в жизни вы

встречались со словом

корень?

Что такое корень?

– Какие значения имеет

это слово?

Какое отношение

имеет слово корень к

предмету «Русский

язык»?

– Что мы называем

корнем слова? Какие

слова могли бы

Отвечают на вопросы

учителя, приводят свои

примеры.

Записывают

однокоренные слова к

слову лес. Выделяют

Организует

подводящий диалог,

уточняет правило.

Регулятивные:

- предвосхищение

результата и уровня

усвоения знаний, его

временных

характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее

эффективных

способов решения

задач в зависимости

от конкретных

условий;

Физкультминутка.

вырасти на дереве с

корнем –лес?

Учитель проговаривает

стихотворение:

Хомка, хомка, хомячок!

Полосатенький бочок.

корень.

Дети проговаривают

стихотворение и

имитируют действия

Создание условий

для

психоэмоциональной

Личностные:

- выражать

положительное

отношение к

процессу познания;

проявлять внимание,

желание узнать

больше.

- знание основных

моральных норм

работы в паре.

Коммуникативные:

- умение с

достаточной

полнотой и

точностью выражать

свои мысли в

соответствии с

задачами и условиями

коммуникации.

Коммуникативные:

- умение работать в

коллективе, слушать

и выполнять

заданные действия,

строить продуктивное

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку

трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз- два- три- четыре-

пять!

Хомка сильным хочет

стать!

хомки.

разгрузки учащихся.

взаимодействие и

сотрудничество со

сверстниками.

Закрепление.

Проверка понимания

способа действия.

Коллективное

выполнение

упражнения.

– Назовите «лишнее»

слово и запишите

однокоренные слова.

Белка, беленький,

белить,

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисенок,

Лось, лоскут, лосенок,

Горный, горка, городок,

Где слова родные

(однокоренные)?

Находят «лишнее»

слово, объясняют

написание слов,

находят корень в

родственных словах.

Дает краткий пример

доказательства.

Познавательные:

- выдвижение

гипотез, их

обсуждение,

доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и

последовательности

действий.

Валеопауза по

Выполняют гимнастику

Организует

здоровьесберетающе

й системе обучения

Базарного В.Ф.

Упражнения на

офтальмотренажере

.

для глаз по

упражнениям

презентации.

выполнение

гимнастики для глаз.

Упражнения в

различении и подборе

однокоренных слов.

Сейчас мы поиграем в

игру «Зоркий глаз,

острое ухо».Я

прочитаю предложения

– скороговорки.

Перепел перепелку и

перепелят

В перелеске прятал от

ребят.

2.Кашевар кашу варил,

Подваривал да

недоваривал.

- Как вы думаете,

почему эти

предложения называют

скороговорками? А

теперь послушайте и

ответьте на вопрос:

есть ли в скороговорке

однокоренные слова?

Уточняют значения

слов: перепел,

перепелка, устно

отвечают на

поставленный вопрос,

обосновывая свой

ответ, соответственно

каждой скороговорке:

перепел, перепелку,

перепелят; кашевар,

кашу; кашевар, варил,

подваривал,

недоваривал.

Называет

скороговорки.

Регулятивные:

- умение действовать

по плану и

планировать свою

деятельность;

- умение

контролировать

процесс и результаты

своей деятельности,

включая

осуществление

предвосхищающего

контроля в

сотрудничестве с

учителем и

сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение

необходимой

информации,

применение методов

информационного

поиска.

Личностные:

- готовность к

сотрудничеству,

оказанию помощи,

распределение ролей;

- оценивание

усваиваемого

содержания,

обеспечивающие

личностный

моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование

учебного

сотрудничества с

учителем и

сверстниками;

- умение с

достаточной

полнотой и

точностью выражать

свои мысли в

соответствии с

задачами и условиями

коммуникации.

Проблемная

Прочитайте

сказку

В.Волиной

«Чужак».

Читают текст, находят

Контролирует

Регулятивные:

ситуация. Работа в

паре.

Н а й д и т е

и

подчеркните в тексте

однокоренные

слова.

Н а й д и т е

л и ш н е е

слово.

Чужак

Собрались у Воды

родственники.

Подводник с Водицей

беседуют.

Водолаз

с

В о д о п а д о м

н а

солнышке

греются.

В о д и т е л ь

н а

гармошке наигрывает.

В о д о м е р к а

с

Водорослями

разыгралась. Водичка

п о

к а м у ш к а м

н а

одной

ножке

скачет.

Даже

сам

Водяной

п о ж а л о в а л .

В с е

старуху Воду ждут.

В ы ш л а

м уд р а я

Вода

на

крыльцо,

глянула

на

гостей,

с р а з у

ч у ж а к а

приметила.

Велела

ему

прочь

идти,

в

свою

семью.

Пошел

чужак,

пригорюнился.

Где

однокоренные слова,

подчеркивают их.

выполнение задания

обучающимися.

- умение адекватно

воспринимать

оценки;

Познавательные:

- построение

логической цепи

рассуждений;

Личностные:

- формирование

адекватной,

позитивной,

осознанной

самооценки и

самопринятия;

Коммуникативные:

- управление

поведением партнера

(контроль, коррекция,

оценка его действий);

- владение

монологической и

диалогической

формами речи

родного языка.

ему

родственников

искать?

Какие однокоренные

слова вы выписали?

Обоснуйте свой ответ.

Проблемный вопрос:

- Какое слово оказалось

чужаком среди

однокоренных к слову

Вода? (Водитель)

- Обоснуйте свой ответ.

Вывод:

Признаки

родственных слов:

-имеют общую часть

-близки по смыслу

Называют признаки

родственных слов.

Подведение

итогов

урока.

Учебно-познавательная

и г р а

« Н а й д и

родственника».

Валеопауза по системе

здоровьесберегающего

о б у ч е н и я

Ф .

Б а з а р н о го .

С н я т и е

напряжения

с

опорно-

двигательного

аппарата.

В классе развешаны

карточки со словами:

Задает вопросы

о задачах урока.

Спрашивает, какая

задача останется

на следующие уроки.

Регулятивные

- контроль в форме

сличения способа

действия и его

результата с

заданным эталоном с

целью обнаружения

отклонений и

отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее

эффективных

Подснежник

Снег

сок

сокол

гусь

гусыня

соколиный

гусеница

- Сейчас мы проведём

игру «Найди

родственника»

-Встаньте, пожалуйста.

Не

меняя

положения

ног,только поворачивая

туловище

и

голову,

н а й д и т е

в

к л а с с е

к а р т о ч к и

с

однокоренными

словами.

Обоснуйте

свой ответ.

Делают вывод: Слова,

похожие по написанию,

но разные по смыслу,

не являются

родственными.

способов решения в

зависимости от

конкретных условий;

- установление

причинно-

следственных связей,

построение

логической цепи

рассуждений,

доказательства,

выдвижение гипотез

и их обоснования;

Личностные:

- оценивание

усваиваемого

содержания, исходя

из социальных и

личностных

ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и

вступать в диалог,

участвовать в

коллективном

обсуждении проблем,

интегрироваться в

группу сверстников.

Этап разъяснения

Учебник, стр.43, упр.84

Записывают задание на

Проводит разбор

Регулятивные:

домашнего задания

дом, задают вопросы.

домашнего задания,

проводит пояснения

к упражнению, дает

конструктивные

задания

- выделение и

осознание учащимися

того, что уже усвоено

и что еще нужно

усвоить, осознания

качества и уровня

усвоения;

Познавательные:

- преобразование

модели в

соответствии с

содержанием

учебного материала и

поставленной

учебной целью.

- самостоятельное

формулирование

познавательной цели;

- построение

логической цепи

рассуждений;

- самостоятельное

создание алгоритмов

деятельности при

решении проблем

творческого и

поискового характера;

Коммуникативные:

- постановка

вопросов –

инициативное

сотрудничество в

поиске и сборе

информации;

- умение слушать и

вступать в диалог;

Заключительный этап

и рефлексия.

Работа с пословицами.

-Выберите пословицу,

которая характеризует

вашу работу на уроке.

1.Без труда не

вытащишь и рыбку из

пруда.

2.Делу время – потехе

час.

3.Грамоте учиться –

всегда пригодится.

4. Через тернии к

звездам.

Получают позитивный

настрой от урока.

Обеспечивает

положитель

ную реакцию

учащихся на уроки

русского языка.

Регулятивные:

- оценка – осознание

качества и уровня

освоения и владения

теми или иными

учебными

действиями;

- осуществлять

итоговый контроль

Личностные:

- оценивать

собственную

учебную

деятельность: свои

достижения, степень

самостоятельности,

инициативности,

причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить

продуктивное

взаимодействие в

сотрудничестве со

сверстниками и

взрослыми.

- проявлять

активность в

деятельности.



В раздел образования