Автор: Газизова Наталья Валентиновна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ с УИОП №4
Населённый пункт: Город Кирово - Чепецк Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экология в школе
Раздел: начальное образование
ФИО: Гказизова Наталья Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: Кировская область, г. Кирово-Чепецк
МКОУ СОШ с УИОП №4
Экология в школе (начальные классы).
В 21 веке одной из самых важных проблем стала проблема загрязнения
окружающей среды. Столкнувшись с ней, люди стали принимать меры по защите
окружающей
среды
от
загрязнения
и
разрушения.
Поэтому
на
первое
место
вышла задача экологического образования и воспитания младших школьников.
Познавать окружающий мир нужно начинать, когда дети приходят в детский
сад, и продолжать укреплять и давать новые знания в начальной школе, когда дети
видят
мир
красивым,
радуются
цветам,
деревьям,
солнцу,
хорошей
погоде.
Именно в этом возрасте нужно прививать любовь ко всему живому, ведь от
состояния
окружающей
среды
зависит
наше
здоровье.
Поэтому
и
возрастает
необходимость повышения экологического образования и воспитания.
Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно
проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с
учетом
преемственности,
постепенного
усложнения
и
углубления
отдельных
элементов от 1 к 4 классу.
Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших школьников
в посильные для них практические дела по охране местных природных богатств.
Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за
цветниками, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений,
охрана и подкормка птиц в ходе изучения родного края и памятников природы.
Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей,
поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые
будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика. Серьёзный
резерв
развития
экологического
образования
представляет
региональный
компонент,
который
я
постоянно
использую
в
работе
над
экологическим
воспитанием учащихся.
Я разработала
программу внеурочной деятельности по экологическому
воспитанию младших школьников «Юный эколог».
Целью программы является формирование экологических представлений,
ценностных основ отношения к окружающему миру у младших школьников.
Задачи программы:
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных,
природных явлениях;
- формирование личности ребёнка как активного субъекта природы;
- воспитание бережного отношения к окружающему миру, потребностей,
мотивов и побуждений, направленных на реализацию здорового образа жизни и
улучшение состояния окружающей среды;
Этапы работы по программе:
- Ознакомление с природой на пришкольном участке
- Знакомство с явлениями природы
-
Закрепление
знаний
об
окружающем
мире
в
процессе
трудовой
деятельности
- Проведение элементарных экспериментов
Формы работы:
- Экскурсии, - Наблюдения, - Эксперименты, - Игры, - Беседы
Я работаю в школе третий год. Ребят учу со второго класса и именно тогда
мы начали изучать экологию.
Начали мы с усвоения нового знания, которое основано на взаимодействии
и активизации зрительных, тактильных, обонятельных, осязательных и слуховых
ощущений.
Условия
для
эмоционального
воздействия
на
чувства
ребёнка
создаются путём использования ярких художественных и музыкальных образов
природы. Экологические знания базируются на привычном детям мире сказок,
легенд,
мифов,
наблюдений,
игр,
рисования.
Основой
формирования
нового
экологического
стиля
мышления
должно
быть
чувство
красоты
природы,
её
уникальности и независимости от человека
В
течение
года
мы
учились
ухаживать
за
комнатными
растениями,
проводили простейшие опыты с водой и лимоном, смотрели научные фильмы о
жизни животных и растений на Земле, о неразрывной связи жизни человека с
природой,
ходили
на
экскурсии
в
Комсомольский
парк,
где
развешивали
кормушки, сделанные детьми вместе с родителями, на берег реки, где наблюдали,
как оживает природа, на выставку животных, а также изучали правила поведения
человека в природе. Но самое главное- чем человек, а, конкретно, мы можем
помочь природе.
В третьем классе мы реализовали проект «Росток». Дети посадили цветы и
овощи, сами ухаживали за рассадой. В мае дети увезли ростки к себе в сады и уже
там продолжили выращивать и ухаживать за ними. Дети вместе с родителями
собирали природный материал и бросовый материал, из которого потом делали
поделки.
В четвёртом классе мы продолжаем ухаживать за комнатными растениями,
учимся делать выводы, от чего зависит жизнь растений. Дома дети вместе с
родителями сочиняли сказки о растениях, а в классе мы провели урок- игру «В
мире
сказок»,
где
дети
представляли
свои
сказки
или
показывали
сценки.
Посмотрели научный фильм «Как растут растения».
Изучая
сезонные
явления
мы
обращаемся
к
различным
источникам
информации. Для этого мы создали папки по каждому времени года и оформили
стенды, а также собираем интересные материалы о необычных явлениях природы.
Но
самое
главное-
мы
начали
изучать,
к
чему
приводит
деятельность
человека в природе, почему происходят экологические катастрофы и чем это
грозит нашей планете.
Таким
образом при
построении
системы
экологического
обучении
и
воспитания
мы
опирались
на
педагогические
принципы:
развивающего
и
воспитывающего
обучения,
научности
и
связи
теории
с
практикой,
систематичности,
сознательности
и
активности
учащихся
в
обучении,
наглядности, доступности, учета возрастных и психологических особенностей,
положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения.
\