Напоминание

Экология в школе


Автор: Газизова Наталья Валентиновна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ с УИОП №4
Населённый пункт: Город Кирово - Чепецк Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экология в школе
Раздел: начальное образование





Назад




ФИО: Гказизова Наталья Валентиновна

Должность: учитель начальных классов

Место работы: Кировская область, г. Кирово-Чепецк

МКОУ СОШ с УИОП №4

Экология в школе (начальные классы).

В 21 веке одной из самых важных проблем стала проблема загрязнения

окружающей среды. Столкнувшись с ней, люди стали принимать меры по защите

окружающей

среды

от

загрязнения

и

разрушения.

Поэтому

на

первое

место

вышла задача экологического образования и воспитания младших школьников.

Познавать окружающий мир нужно начинать, когда дети приходят в детский

сад, и продолжать укреплять и давать новые знания в начальной школе, когда дети

видят

мир

красивым,

радуются

цветам,

деревьям,

солнцу,

хорошей

погоде.

Именно в этом возрасте нужно прививать любовь ко всему живому, ведь от

состояния

окружающей

среды

зависит

наше

здоровье.

Поэтому

и

возрастает

необходимость повышения экологического образования и воспитания.

Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно

проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с

учетом

преемственности,

постепенного

усложнения

и

углубления

отдельных

элементов от 1 к 4 классу.

Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших школьников

в посильные для них практические дела по охране местных природных богатств.

Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за

цветниками, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений,

охрана и подкормка птиц в ходе изучения родного края и памятников природы.

Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей,

поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые

будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика. Серьёзный

резерв

развития

экологического

образования

представляет

региональный

компонент,

который

я

постоянно

использую

в

работе

над

экологическим

воспитанием учащихся.

Я разработала

программу внеурочной деятельности по экологическому

воспитанию младших школьников «Юный эколог».

Целью программы является формирование экологических представлений,

ценностных основ отношения к окружающему миру у младших школьников.

Задачи программы:

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных,

природных явлениях;

- формирование личности ребёнка как активного субъекта природы;

- воспитание бережного отношения к окружающему миру, потребностей,

мотивов и побуждений, направленных на реализацию здорового образа жизни и

улучшение состояния окружающей среды;

Этапы работы по программе:

- Ознакомление с природой на пришкольном участке

- Знакомство с явлениями природы

-

Закрепление

знаний

об

окружающем

мире

в

процессе

трудовой

деятельности

- Проведение элементарных экспериментов

Формы работы:

- Экскурсии, - Наблюдения, - Эксперименты, - Игры, - Беседы

Я работаю в школе третий год. Ребят учу со второго класса и именно тогда

мы начали изучать экологию.

Начали мы с усвоения нового знания, которое основано на взаимодействии

и активизации зрительных, тактильных, обонятельных, осязательных и слуховых

ощущений.

Условия

для

эмоционального

воздействия

на

чувства

ребёнка

создаются путём использования ярких художественных и музыкальных образов

природы. Экологические знания базируются на привычном детям мире сказок,

легенд,

мифов,

наблюдений,

игр,

рисования.

Основой

формирования

нового

экологического

стиля

мышления

должно

быть

чувство

красоты

природы,

её

уникальности и независимости от человека

В

течение

года

мы

учились

ухаживать

за

комнатными

растениями,

проводили простейшие опыты с водой и лимоном, смотрели научные фильмы о

жизни животных и растений на Земле, о неразрывной связи жизни человека с

природой,

ходили

на

экскурсии

в

Комсомольский

парк,

где

развешивали

кормушки, сделанные детьми вместе с родителями, на берег реки, где наблюдали,

как оживает природа, на выставку животных, а также изучали правила поведения

человека в природе. Но самое главное- чем человек, а, конкретно, мы можем

помочь природе.

В третьем классе мы реализовали проект «Росток». Дети посадили цветы и

овощи, сами ухаживали за рассадой. В мае дети увезли ростки к себе в сады и уже

там продолжили выращивать и ухаживать за ними. Дети вместе с родителями

собирали природный материал и бросовый материал, из которого потом делали

поделки.

В четвёртом классе мы продолжаем ухаживать за комнатными растениями,

учимся делать выводы, от чего зависит жизнь растений. Дома дети вместе с

родителями сочиняли сказки о растениях, а в классе мы провели урок- игру «В

мире

сказок»,

где

дети

представляли

свои

сказки

или

показывали

сценки.

Посмотрели научный фильм «Как растут растения».

Изучая

сезонные

явления

мы

обращаемся

к

различным

источникам

информации. Для этого мы создали папки по каждому времени года и оформили

стенды, а также собираем интересные материалы о необычных явлениях природы.

Но

самое

главное-

мы

начали

изучать,

к

чему

приводит

деятельность

человека в природе, почему происходят экологические катастрофы и чем это

грозит нашей планете.

Таким

образом при

построении

системы

экологического

обучении

и

воспитания

мы

опирались

на

педагогические

принципы:

развивающего

и

воспитывающего

обучения,

научности

и

связи

теории

с

практикой,

систематичности,

сознательности

и

активности

учащихся

в

обучении,

наглядности, доступности, учета возрастных и психологических особенностей,

положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения.

\



В раздел образования