Автор: Муртазина Елена Сегреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС 37
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Дополнительное образование - КРУЖОК
Тема: РАЗНОЦВЕТНЫЕ САЛФЕТКИ
Раздел: дошкольное образование
Кружка проводятся
2 раз в неделю длительностью 15 минут по подгруппам.
1
Рабочая программа
по оказанию дополнительной бесплатной
образовательной услуги по технике
торцевание (аппликация из салфеток)
у детей четвертого года жизни
«Разноцветные салфетки»
Составитель:
Муртазина Елена Сергеевна
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые
игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Срок реализации
8 месяцев
Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Пояснительная записка
Младший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования
разнообразных умений и поведения малыша. У детей трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые
восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития
детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для
умственного развития ребенка. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие
интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти.
Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей,
становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в
продуктивной
художественной
деятельности.
Говоря
о
способностях,
Т.С.Комарова
выделила
следующие
свойства
личности
человека,
определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость,
эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными
материалами.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства,
при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его
развития деле является – работа с бумагой.
Аппликация – это способ работы с цветными кусочками бумажных салфеток. Аппликация развивает конструкторское мышление – собирать целое
из кусочков.
Торцевание – этот вид бумажного творчества необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков бумажных салфеток на
картонной основе, на пластилине, на пенопласте.
2
Жгутики – бумагокручение – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в жгутики, видоизменять их форму и составлять из
полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Все эти техники помогают в развитии детского творчества:
· Эстетического вкуса и художественного воображения;
· Развивают тактильные ощущения и моторику;
· Помогают в изучении цветов и форм;
· Ребёнок узнает на практике слово «технология» – ведь чтобы получить результат нужно сначала потрудиться и сделать определенные действия –
нарезать цветные квадратики ножницами, скатать комочки, намазать клеем, приклеить в определенное место и т. д.
Цели кружка:
Прививать детям основы художественной культуры, развивать эстетическое отношение к окружающему через личностную позицию,
формировать образное мышление и эмоционально-чувственное отношение к предметам и явлениям действительности, искусству как
основе развития творческой личности; формирование эстетического вкуса и потребностей.
Дать детям представление о нетрадиционных способах изобразительной деятельности, развивать творческие способности и
изобразительных навыков, обучать основам художественной грамотности.
Задачи кружка:
Обучающие:
- Формировать умения следовать устным инструкциям;
-Обучать различным приёмам и поэтапному освоению детьми работы с бумажными салфетками;
- Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость;
-Обогащать словарь ребёнка специальными терминами;
Развивающие:
-Развитие мелкой моторики рук, воображения, фантазии, пространственного мышления, способности к творчеству;
-Развитие художественного вкуса;
-Развитие навыков апплицирования и конструирования;
-Развитие уверенности в своих способностях;
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к работе с бумажными салфетками;
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
-Воспитание аккуратности, трудолюбия, терпения, самостоятельности.
-Воспитание внимательного отношения к близким людям (подарки родным)
Ожидаемый результат:
1.Развитие творческих способностей детей.
2. Проявление интереса к изготовлению поделок из бумажных салфеток.
3. Владение различными приёмами работы с бумажными салфетками.
3
4.Развитие умелости рук, мелкая моторика, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Формы и методы, используемые на занятиях:
-Загадка, беседа, художественное слово;
-рассматривание иллюстраций;
-показ образца выполнения приёмов и последовательности работы.
Материал к занятию:
Для занятий в кружке необходимо иметь:
-салфетки однотонные;
- цветную бумагу,
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА),
-стержни для шариковой ручки с расщепленным концом,
-CD/DVD диски;
-пластмассовый набор чайной посуды;
-разделочные деревянные доски;
-бутылки для декорирования;
-ножницы,
- карандаши простые,
-линейка,
-кисточки для клея,
- клеенка.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема
Содержание работы, цель.
Сентябрь
«Волшебство
из
салфе-
ток»
и
с
мастерской
«Золотые ручки»
Познакомить детей со свойствами бумажной салфетки (красивая, лёгкая, тонкая, сминается, легко рвётся и т.д).
Рассмотреть цвет разных салфеток, ее применения для конкретной поделки.
Научить правильно, сминать целую салфетку в шарик.
Показать, что можно сделать из бумаги (аппликации, оригами, цветы и пр.).
Вспомнить, что мы делали при помощи бумаги, побеседовать на тему для чего еще нам нужна бумага. Развивать
творческое воображение и фантазию;
Рассказать детям о технике безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.
Познакомить детей с мастерской «Золотые ручки»
«Дождик, дождик – кап,
Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.
4
кап»
Пространственное освоение листа
«Яблоки в корзине»
Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем.
Развитие моторику рук.
«Осенние листочки»
Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону,
создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).
Октябрь
«Воздушные шары»
Закрепить приём скатывания салфетки для изготовления разноцветных шаров.
Аккуратно пользоваться клеем, дорисовывать ниточки.
«Корзина с фруктами»
коллективная работа
Познакомить детей со способом скручивания шариков из цветных салфеток.
Наклеивать комочки бумаги на плоскостную форму в виде груши и яблока.
«Барашек»
Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток на плоскостное изображение.
Развивать умение наклеивать комочки плотно друг к другу.
«Грибочки»
Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, приклеивать кусочки
бумаги по контуру.
Формировать интерес и заботливое отношение к домашним животным.
Ноябрь
«Конфетки»
Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами (сенсорное развитие); учить мять бумагу, скатывать из неё
комочки, приклеивать их к картону.
Формировать интерес и положительное отношение к аппликации.
«Рыбка»
Продолжать учить детей формировать комочки из бумаги.
Наносить клей кистью.
Учить переносить кусочки бумаги на капли клея ватной палочкой, смоченной в воде.
Развивать композиционные умения. Закреплять приемы наклеивания.
«Осенний лес»
коллективная работа
Упражнять в комкании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать
формировать навыки аппликации шариков.
«Светофор»
Закрепить умения детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать небольшой участок формы
клеем и клеить на подготовленную основу.
Поощрять детей работать сообща.
«Колобок - румяный
бок»
Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике, учить
обрывать бумагу разной жесткости, закрепить знание круглой формы и желтого цвета.
Декабрь
5
«На
полянку
на
лужок
тихо падает снежок»
коллективная работа
Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики и равномерно наклеивать по всему листу.
Развивать эстетическое восприятие, желание довести начатую работу до конца.
«Зимнее дерево»
Познакомить с приёмом скатывания полоски салфетки в жгутики.
Учить, из жгутиков создавать образ дерева.
Дополнить работу белыми комочками «снег на ветках».
Воспитывать самостоятельность.
«Игрушка на ёлочку»
Продолжать учить скатывать салфетки в комки, выполнять поделку из нескольких шариков, правильно располагая их
по величине, закрепить знание основных цветов.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
«Новогодняя ёлочка»
Совершенствовать умение в скручивании жгутиков из салфеток, аккуратность в работе с клеем.
Развивать мелкую моторику рук.
Создавать образ ёлочки с новогодними игрушками (цветные комочки), развивать способность, к созданию композиции
Январь
«Снегири»
Закреплять прием маленьких комочков, создавать выразительные образы средствами бумажной пластики.
Развивать воображение в конструировании частей, подбирать цветовые оттенки, чередовать комочки разного цвета.
Поощрять проявления творчества.
«Веточка рябины!
Закреплять знания о технике разрывания и сминания бумаги;
Формировать умение выбирать цвет, размер и фактуру бумаги;
Развивать воображение детей;
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, доводить начатое дело до конца;
Воспитывать интерес к природному миру.
«Котенок»
Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, приклеивать кусочки
бумаги по контуру.
Формировать интерес и заботливое отношение к домашним животным.
Февраль
6
«Валентинки»
Учить декорировать готовую рамочку в форме сердечка для подарка своим близким.
Учить детей новому приёму торцевание,
аппликативной мозаике,
из небольших кусочков бумажных салфеток на
картонной основе.
«Рыбки в аквариуме»
коллективная работа
Научить детей проявлять творчество, аккуратность, в процессе моделирования рыбок ,
используя приём скатывания
небольших комочков и жгутиков (водоросли).
Прививать аккуратность.
«Галстук для папы»
Совершенствовать умение в скручивании жгутиков из салфеток, аккуратность в работе с клеем.
Развивать мелкую моторику рук.
Создавать образ ёлочки с новогодними игрушками (цветные комочки), развивать способность, к созданию композиции
«Медаль для пап»
коллективная работа
Продолжать упражнять в комканые и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток.
Продолжать формировать навыки аппликации шариков.
Март
«Веточка
мимозы
для
мамы»
Закреплять
умение
детей
аккуратно
и
последовательно
выполнять
работу,
развивать
эстетическое
восприятие,
формировать образное представление.
Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать.
«Тюльпаны на клубе»
коллективная работа
Развивать речь, пространственное воображение, моторику рук и пальцев, коммуникативные способности детей;
Воспитывать эстетический вкус, культуру труда;
Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца, любовь и бережное отношение к цветам;
Создание обстановки общей увлеченности и творчества.
«Волшебное дерево»
Учить моделировать образ дерева.
Упражнять в использовании приема работы торцевания цветных кусочков салфеток, с использованием зубочисток и
пластилина.
Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
«Весеннее солнышко»
Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию
недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы.
Апрель
«Веселый клоун»
Изготовление
в
технике
бумагопластики
мячей
для
клоуна-жонглёра;
наклеивание
их,
опираясь
на
зрительный
ориентир. Воспитывать самостоятельность и желание довести начатую работу до конца.
«Летят самолеты»
коллективная работа
Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок).
Правильно располагать предмет на панно (в виде российского флага).
Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму.
Воспитывать чувство патриотизма, умение радоваться общему результату
«Облака – белогривые
Учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы, закреплять навык
7
лошадки»
наклеивания; (внутри контура).
Развитие эстетического восприятия, умение работать сообща.
«Подснежники»
Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к
картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.
Май
«Праздничный салют»
Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе).
Развивать чувство ритма»
«Одуванчики»
Учить мастерить объемные цветы: складывать салфетки вчетверо, соединять стиплером, обрезать углы, распушить
круг, Развивать умение создавать композицию по собственному замыслу.
Получать чувство эстетического наслаждения от полученного результата.
«Божья коровка»
Закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять
недостающими деталями.
Формировать интерес к насекомым.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
«Бабочка»
Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по
контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (крылышки).
Развивать умение работать аккуратно.
Воспитывать желание работать сообща.
Оценка результативности:
Результат обучения детей по программе оценивается с помощью
традиционных методов:
- анализ готовых работ;
- наблюдение за самостоятельной работой детей;
- выставка работ воспитанников;
- участие в конкурсах различного уровня;
- самоанализ готового изделия.
-проверка понимания и усвоения материала
Педагогический анализ:
Общие показатели развития детского творчества: творческая активность, креативность (творческая), инициативность, самостоятельность и
ответственность, новизна, оригинальность, как способ развития творчества, способность к самооценке.
Параметры
Характеристика уровней
8
Низкий-1 балл
Средний-2 балла
Высокий-3 балла
1.
Уровень
эмоциональной
отзывчивости
и
интерес
к
работе
с
бумажными салфетками
Н е
п р о я в л я е т
з а и н -
тере сованно сти
и
а к -
тивности,
не
выражает
о с о б о го
же л а н и я
з а -
ниматься.
Эмоции
выражены
с л а б о ,
может
работать
увлечённо,
но
не
всегда
доводит
до
конца
работу.
Ярко
выраженная
э м о ц и -
ональная
отзывчивость
ин-
терес и желание к твор-честву.
2.
Способность восприятия и понимания поставленной задачи
Не
воспринимает
самос-
тоятельно
поставленную
задачу,
н е о б х о д и м а
поддержка
и
стимуля-ция
со стороны взрос-лого
Воспринимает
задание,
но
испытывает
затруднения
в
выполнении
по ст авленной
задачи
Радостно
воспринимает
те-му,
проявляет самостоя-тельность в
выполнении задания.
3.
Уровень технических навыков
Умения
развиты
слабо,
ф о р м ы
р а с п л ы вч а т ы ,
пропорции
нарушены.
Ребёнок не справляется с
заданием.
Испытывает
затруднения
в
о с в о е н и и
н о в ы х
т е х н и к .
Выполняет
легкие
задания,
движения
достаточно
увере-
н н ы е , есть
незначительные
искажения
в
приёмах,
тех -
ническая
сторона
т ре буе т
контроля
со
стороны
взрос-
лого.
Легко
усваивает
новые
тех-
н и к и ,
в л а д е е т
н а в ы к а м и
действия
с
материалом.
Уве-
ренно
и
самостоятельно вы-
полняет
задание,
в
случае
необходимости
обращается
с
вопросами. Чувствует
и
ис-
пользует
в
работе
п р о с т -
ранство и место узора.
4.
Наличие
художественно-творческих
способностей
и
творчества
детей.
Творческое
воображе-ние
н е
р а з в и то ,
п р и
в ы -
полнении
задания
нуж-
дается
в
помощи
во с-
питателя.
Творческие
способности
раз-
виты
слабо,
работы
и
узоры
банальны, однообразны, час-то
повторяемы.
Содержание
работ
базиру-ется
на понимании узора, предмета,
на достаточном уровне развита
фантазия,
узоры
на
рисунках
разнооб-разны и не повторяют
друг друга.
От 4-до 6 баллов - низкий уровень
9
От 7-до 9 баллов - средний уровень
От 8- до 12 баллов - высокий уровень.
Используемая литература:
«Волшебные комочки»: Пособие для занятий с детьми. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова.
«Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа. И. А. Лыкова. Москва 2010г.
«Волшебные салфетки» Невилько. Н- Обруч. 2003г.
«Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г И. А. Лыкова
10