Автор: Соколовская Галина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ г. Омска "Детский сад №349 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г.Омск
Наименование материала: статья
Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в соответствии
с ФГОС ДО»
Автор: воспитатель Соколовская Галина Витальевна
Всё нравственное воспитание детей сводится
к доброму примеру. Живите хорошо или хоть
старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего
успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.
Лев Николаевич Толстой
Согласно определению в философском словаре понятие «духовность» рассматривается как
внутренний,
индивидуальный
мир
личности,
проявленный
определёнными
нравственными
качествами, потребностями, устремлениями, ценностями: как способ самосовершенствования, как
качество
личности.
В
современной
системе
дошкольного
образования
духовное
воспитание
является одним из самых востребованных понятий. Ключевой задачей государственной политики
Российской Федерации является духовно-нравственное воспитание гражданина России на основе
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для
которого
характерно
эмоционально-чувственное
восприятие
действительности,
является
благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание
дошкольников
позволяет
правильно
сформировать
мировоззрение,
гражданскую
позицию,
с е м е й н ы е
ц е н н о с т и
и
н р а в с т в е н н ы е
о р и е н т и р ы .
Духовно-нравственное
воспитание
–
это
целенаправленный
процесс
формирования
у
детей
духовно-нравственных
чувств
и
поведения. Содержанием нравственного воспитания является
формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские
отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей,
добиваться
действенного
проявления
гуманных
чувств
и
отношений,
их
общественной
направленности, воспитание начал ответственности. Необходимо создать такие условия, чтобы у
ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что
хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о
нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к
основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере
взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными
примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.
Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и
ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача взрослых
заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств , разобраться
в этом непростом мире. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с
малышом
нравственной
стороны
поступков
других
людей,
персонажей
художественных
произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для
д о ш к о л ь н и к а
о б р а з о м .
Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов,
приемов и средств. Выделяются следующие направления:
1. Духовно-образовательное направление. (занятия, чтение детям, беседы, устные поучения,
обсуждение поступков героев и детей.)
2. Воспитательно-оздоровительное направление (праздники, подвижные игры, прогулки,
экскурсии, походы.)
3. Культурно-познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов,
прослушивание аудиозаписей, участие в православных праздниках) .
4. Нравственно-трудовое направление (труд по самообслуживанию, изготовление подарков,
атрибутов для игр).
Для успешной работы в данном направлении педагогами применяются разнообразные методы:
наглядный, словесный, практический.
Наглядные методы:
- чтения произведений устного народного творчества;
- наблюдений;
- показа сказок и других произведений вместе с детьми;
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- целевых прогулок, экскурсий;
- моделирования сказок.
Словесные методы:
- рассказа или беседы;
- чтения произведений;
- заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;
- рассказывания произведений устного народного творчества детьми;
- бесед с элементами диалога;
- проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых,
игр-драматизаций);
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников и др.
Важное значение имеет практический метод, который использую, когда необходимо:
- изготовить с детьми наглядные пособия;
- организовать вечера с родителями;
- провести игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);
- приготовить с детьми различные блюда народной кухни;
- изготовить поделки на выставки;
- организовать постановку сказок;
- провести экскурсии различной направленности;
- нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и
поговоркам.
Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является
установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института
социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития
ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу
ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими
возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение:
любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их
общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для
воспитания высших нравственных чувств.
В работу с родителями входит:
-собрания на духовно- нравственные темы;
-собрания, на которых родителей знакомят со средствами народной педагогики;
-лектории для родителей;
-открытые показы воспитательно- образовательного процесса;
-вечера вопросов и ответов;
-проведение совместных мероприятий;
-собеседования на диалоговой основе;
-анкетирование и тестирование;
-индивидуальные и групповые консультации;
-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки,
выставки детских работ, дидактических игр, литературы);
-визиты домой;
-экскурсии;
-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;
-привлечение родителей к подбору произведений устного народного творчества определенной
тематики;
-выставки совместного творчества.
Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные
результаты. Чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед
их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского
участия трудно переоценить. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь
семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где
дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим
в н и м а н и е
и
д о б р о е
о т н о ш е н и е .
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее
значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет.
Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно.
Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются
им, как правило, в качестве общепринятой нормы. для повышения эффективности духовно-
нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая
учебную,
досуговую,
трудовую,
спортивную,
повседневную
сферу
жизнедеятельности
дошкольников;
использование
многообразных
форм
и
активных
методов
приобщения
дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и
с е м ь и
в
о с в о е н и и
о с н о в
н а р о д н о й
п е д а г о г и к и .
Вывод: Духовно-нравственное воспитание дошкольников — это целостная система, способная
сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой
социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в
соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать
современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода
духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем
мире и в самом себе, и способных противостоять ему.