Напоминание

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»


Автор: Соколовская Галина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ г. Омска "Детский сад №349 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г.Омск
Наименование материала: статья
Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в соответствии

с ФГОС ДО»

Автор: воспитатель Соколовская Галина Витальевна

Всё нравственное воспитание детей сводится

к доброму примеру. Живите хорошо или хоть

старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего

успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.

Лев Николаевич Толстой

Согласно определению в философском словаре понятие «духовность» рассматривается как

внутренний,

индивидуальный

мир

личности,

проявленный

определёнными

нравственными

качествами, потребностями, устремлениями, ценностями: как способ самосовершенствования, как

качество

личности.

В

современной

системе

дошкольного

образования

духовное

воспитание

является одним из самых востребованных понятий. Ключевой задачей государственной политики

Российской Федерации является духовно-нравственное воспитание гражданина России на основе

«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для

которого

характерно

эмоционально-чувственное

восприятие

действительности,

является

благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание

дошкольников

позволяет

правильно

сформировать

мировоззрение,

гражданскую

позицию,

с е м е й н ы е

ц е н н о с т и

и

н р а в с т в е н н ы е

о р и е н т и р ы .

Духовно-нравственное

воспитание

это

целенаправленный

процесс

формирования

у

детей

духовно-нравственных

чувств

и

поведения. Содержанием нравственного воспитания является

формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские

отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей,

добиваться

действенного

проявления

гуманных

чувств

и

отношений,

их

общественной

направленности, воспитание начал ответственности. Необходимо создать такие условия, чтобы у

ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что

хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о

нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к

основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере

взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными

примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.

Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и

ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача взрослых

заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств , разобраться

в этом непростом мире. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с

малышом

нравственной

стороны

поступков

других

людей,

персонажей

художественных

произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для

д о ш к о л ь н и к а

о б р а з о м .

Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов,

приемов и средств. Выделяются следующие направления:

1. Духовно-образовательное направление. (занятия, чтение детям, беседы, устные поучения,

обсуждение поступков героев и детей.)

2. Воспитательно-оздоровительное направление (праздники, подвижные игры, прогулки,

экскурсии, походы.)

3. Культурно-познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов,

прослушивание аудиозаписей, участие в православных праздниках) .

4. Нравственно-трудовое направление (труд по самообслуживанию, изготовление подарков,

атрибутов для игр).

Для успешной работы в данном направлении педагогами применяются разнообразные методы:

наглядный, словесный, практический.

Наглядные методы:

- чтения произведений устного народного творчества;

- наблюдений;

- показа сказок и других произведений вместе с детьми;

- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

- проведения дидактических игр;

- целевых прогулок, экскурсий;

- моделирования сказок.

Словесные методы:

- рассказа или беседы;

- чтения произведений;

- заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;

- рассказывания произведений устного народного творчества детьми;

- бесед с элементами диалога;

- проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых,

игр-драматизаций);

- загадывания загадок;

- рассматривания наглядного материала;

- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

- разбора житейских ситуаций;

- проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников и др.

Важное значение имеет практический метод, который использую, когда необходимо:

- изготовить с детьми наглядные пособия;

- организовать вечера с родителями;

- провести игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);

- приготовить с детьми различные блюда народной кухни;

- изготовить поделки на выставки;

- организовать постановку сказок;

- провести экскурсии различной направленности;

- нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и

поговоркам.

Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является

установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института

социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития

ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу

ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими

возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение:

любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их

общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для

воспитания высших нравственных чувств.

В работу с родителями входит:

-собрания на духовно- нравственные темы;

-собрания, на которых родителей знакомят со средствами народной педагогики;

-лектории для родителей;

-открытые показы воспитательно- образовательного процесса;

-вечера вопросов и ответов;

-проведение совместных мероприятий;

-собеседования на диалоговой основе;

-анкетирование и тестирование;

-индивидуальные и групповые консультации;

-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки,

выставки детских работ, дидактических игр, литературы);

-визиты домой;

-экскурсии;

-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;

-привлечение родителей к подбору произведений устного народного творчества определенной

тематики;

-выставки совместного творчества.

Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные

результаты. Чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед

их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского

участия трудно переоценить. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь

семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где

дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим

в н и м а н и е

и

д о б р о е

о т н о ш е н и е .

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее

значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет.

Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно.

Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются

им, как правило, в качестве общепринятой нормы. для повышения эффективности духовно-

нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая

учебную,

досуговую,

трудовую,

спортивную,

повседневную

сферу

жизнедеятельности

дошкольников;

использование

многообразных

форм

и

активных

методов

приобщения

дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и

с е м ь и

в

о с в о е н и и

о с н о в

н а р о д н о й

п е д а г о г и к и .

Вывод: Духовно-нравственное воспитание дошкольников — это целостная система, способная

сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой

социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в

соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать

современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода

духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем

мире и в самом себе, и способных противостоять ему.



В раздел образования