Автор: Налимова Наталья Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска,
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Способы проверки парных звонких и глухих согласных на конце слов и перед другими парными согласными."
Раздел: начальное образование
Город : Магнитогорск
ОУ: МОУ СОШ № 6
Учитель: Налимова Наталья Петровна
Класс: 2
Предмет: русский язык
Тема учебного занятия: способы проверки парных звонких и глухих согласных на конце
слов и перед другими парными согласными.
Задачи:
1.
Сформировать умение подбирать проверочные слова для парных согласных на конце
слов и перед другими парными согласными.
2.
Сформулировать общий приём умственных действий при проверке парных
согласных на конце слов и перед другими парными согласными.
3.
Формировать умение осуществлять взаимосотрудничество; самоконтроль и
взаимоконтроль.
Планируемые результаты
Предметные:
находить в слове изучаемую орфограмму;
подбирать слова для проверки парного по глухости/звонкости согласного;
писать слова с изученными орфограммами под диктовку;
моделировать способов проверки парных звонких и глухих согласных на конце слов
и перед другим парным согласным
Метапредметные:
понимать и принимать учебную задачу, решать её плод руководством учителя;
определять достаточность имеющихся сведений;
составлять монологические высказывания, объединённые темой и главной мыслью;
выслушивать и принимать разные точки зрения;
обосновывать свою точку зрения
Личностные:
проявлять интерес к русскому языку;
выявлять причины успешности /неуспешности учебной деятельности
Межпредметные связи: Чтение, темы: «Работа над стихотворением»; «Работа по
составлению текста по ряду родственных слов».
Ход урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
Мотивация познавательной деятельности. Постановка учебной задачи. (3 мин.)
Предлагает проанализировать данный ряд
букв для чистописания: б в г ж з
- Что можете сказать о записи?
-Какого согласного не хватает?
Отвечают на поставленные вопросы
учителя:
это согласные, звонкие, парные
д
1
- Запиши все парные согласные по глухости
– звонкости.
- Что мы уже знаем о парных согласных?
- Верно ли высказывание: «Все согласные
всегда надо проверять»?
-Какое общее правило для этого мы знаем?
- Какое задание я вам могу предложить:
сапо…, тетра…, язы…, каранда…,автобу…?
- Что для этого надо сделать, чтобы буква
была правильной?
- Какова задача нашего урока?
записывают:
б-п в-ф г-к д-т ж-ш з-с
- Могут в слове находится в сильной
позиции - рядом с гласным, и в слабой
позиции – в конце слова или перед другой
парной согласной.
- Нет. Проверять надо парные согласные,
стоящие в слабой позиции.
- Надо поставить согласный в сильную
позицию.
- Вставить пропущенные буквы в словарных
словах, но не безударные, а парные.
- Её надо проверить. ( выполняют запись
словарных слов с проверочными словами:
сапог-сапоги, тетрадь – тетради, язык –
языки, карандаш – карандаши, автобус -
автобусы)
- Научиться подбирать проверочные слова
для парных звонких и глухих согласных на
конце слов и перед другим парным
согласным
Актуализация необходимых знаний. Выделение общих признаков свойств языкового явления
(6мин)
- Вы знаете, что чтобы проверить парный
согласный, его надо поставить в сильную
позицию, т.е. рядом с гласным.
-Рассмотрите предложенные пары слов,
сделайте вывод о том, как парный из слабой
позиции попал в сильную позицию?
Зуб – зубы зуб – зубик зуб –
зубастый зуб – нет зубов зуб – в зубах
- Как будем изменять слова для проверки
парных согласных?
- Если слово всё же не проверили, как
подобрать родственное слово?
Слушают
-рассматривают
Зуб – один, зубы – много. Зуб – зубик,
сказали ласково. В третьей паре подобрали
родственника, отвечающего на вопрос какой.
В четвёртой паре задали вопрос: «Нет
чего?», а в пятой паре вопрос: « Где?»
-Слова будем ставить в другое число;
изменять по вопросу
- Назвать слово ласково, сделать его
маленьким, подобрать слово другой части
речи
Организация познавательной деятельности
1. Моделирование способов проверки парных звонких и глухих согласных на конце слов и
перед другим парным согласным.(6 мин)
- Каждый ряд попробует смоделировать
один из способов проверки парного
согласного (группы получают задание: 1 ряд
измени слово по числу; по вопросу; 2 ряд:
подбери однокоренное (большой –
1 ряд: Измени слово : один-много
→
Задай вопрос
2
маленький; назови ласково); 3ряд – подбери
слово другой части речи;
через 2-3 минуты вы представляете свои
модели способов проверки парных
согласных
много чего?
где?
2 ряд: Подбери родственников:
Большой-маленький:
Маленький – большой:
3 ряд: Подбери слова-родственники другой
части речи:
что делает?
какой?
2.Правило проверки парных согласных на конце слов и перед согласными.(4 мин)
- Сформулируйте правило подбора
проверочных слов для парного согласного,
пользуйтесь моделями способов проверки.
- Приведите примеры, доказывающие
правильность данного правила. Используйте
слова, данные в начале урока: сапо…,
тетра…ки, язы…, каранда…?
-Чтобы правильно написать парный
согласные на конце слов и перед другими
парными согласными надо изменить слово,
т.е. поставить его в другое число, задать
другой вопрос : « ГДЕ? НЕТ ЧЕГО?» или
подобрать родственное слово, назвав его
ласково, увеличив или уменьшив размер,
либо подобрав слово другой части речи.
Рядом с парным согласным должен встать
гласный, или н,л,м,р
- сапог – сапоги ( поставил во
множественное число) – в сапогах ( задал
вопрос ГДЕ?) – сапожок ( назвал слово
ласково, уменьшил размер, чередование
согласного г-ж *НОВОЕ* ) тетрадь –
тетради – тетрадочка – тетрадный; язык –
языки – на языке – нет языка… )
3.Применение общего приёма умственных действий при проверке парных согласных на
конце слов и перед согласными. (12 мин)
1.
Напиши отгадку.
У избы он побывал – всё окно разрисовал.
У реки погостил – во всю реку мост мостил.
- Какая орфограмма в слове?
- Каков способ проверки?
2.Выборочный диктант. Выпишите слова с
парными согласными. Подберите
проверочные слова.
Хоть сама и снег, и лёд, а уходит - много
слёз прольёт ( Зима)
( 5 мин.)
-мороз
- парная на конце слова
-изменим число – мороз – морозы, рядом с
согласным встала гласная, звук в сильной
позиции; изменим вопрос к слову, скажем
нет чего? морозов; где? На морозе; изменим
слово , сделаем его уменьшительно-
ласкательным – морозец) ( 2 мин)
- Снег – снега, на снегу, снеговик,
Снегурочка; лёд – льды, льдов, на льду,
ледок, ледяной, ледянка; слёз – слёзы, со
слезами, слезинка,
слёзная
(* слёзная –
новый способ : постановка согласного рядом
3
с непарной звонкой согласной)
Творческая работа(11 мин)
От слов «мороз, снег, лёд» образуйте
однокоренные слова. Составьте с ними
рассказ. 1 ряд работает со словом снег,
2 ряд со словом лёд,
3 ряд со словом мороз.
- Послушайте стихотворение
С.Погорельского. Выделите «снежные
слова».
Проплясали по снегам
Снежные метели
У заснеженной реки,
Режут снег снегурки.
В снежном переулке
Звонко носятся снежки.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
-Какие новые родственники появились в
Группы работают, предоставляют общий
список родственных слов.
- через 3 мин. Первый этап проверки,
группы представляют наборы родственных
слов
1 снег – снежный, снежинки, снежки,
снеговик, Снегурочка;
2 лёд – ледяной, обледенеть, ледниковый
(период), ледник, наледь;
3 мороз – морозный, морозище,
морозильник, заморозки, заморизить,
мороженое
Через 6 мин группы зачитывают
получившиеся рассказы:
* Пришла зима. Привела с собой своих
подружек, хрупких снежинок, свою дочку
Снегурочку, помощника снеговика. Позвала
детвору на улицу, играть в снежки, строить
снежные горки.*
* Вот и зима настала. Покрылась речка
льдом, и стала она настоящим ледником.
Обледенели перила моста. На дорогах
образовалась наледь. Путники идут
осторожно, ведь на улицах гололёд.*
* Прошли первые заморозки. Вот и пришла
настоящая морозная зима. Каждый деть
мороз усиливался. Никто не желал уже есть
мороженое. Все боялись заморозить не
только горло, но и щёки и нос. А по улицам
шагал как хозяин Морозище. При встрече с
ним все путники говорили: «Ну, сегодня на
улице, просто морозильник!» (итого 12
минут)
Слушают и смотрят на запись
4
этом стихотворении и не прозвучали раньше
в группе слова снег? (итого 2 мин)
- Снегири, заснеженной, снегурки
4.
Подведение итогов. Самоконтроль и самопроверка.( 3 мин)
Игра «Кто больше подберёт проверочных
слов»:
- холод
- дождь
- Чему учились на уроке?
- Кто научился подбирать проверочные слова
к парным согласным в конце или в середине
слова?
- Что было самым интересным на уроке? Что
самым сложным?
- холодильник, похолодало, холодный,
холода, холодок
- дожди, дождик, дождевая, дождливая,
дождевик, дождинка, дождит
- моделировать правило проверки парных
согласных; применять приёмы проверки
парных согласных; работать в группах;
слушать друг друга, работать сообща
- Составлять мини-рассказы по группе
родственных слов; моделировать способы
проверки парных согласных
5