Автор: Шувалова Ирина Викторовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Ужурская СОШ №6"
Населённый пункт: г. Ужур, красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Учебный модуль по технологии "Я - дизайнер!"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ужурская СОШ №6»
«Я –дизайнер!»
Программа модуля предмета «Технология»
для 5-6 класса
Разработала:
учитель технологии
высшей категории
Шувалова И.В
2018-2019 уч год
Пояснительная записка.
Учебная программа модуля
«Я – дизайнер!» предполагает последовательный курс,
позволяющий
расширить
знания
учащихся
в
образовательной
области
«Технология»
и
сформировать у учащихся дизайнерскую культуру при разработке различных технологических
объектов.
Художественное проектирование требует умений рисовать, чертить, моделировать из бумаги,
картона и других материалов. Точно так же необходимо знание теоретических основ эскиза,
цветоведения,
композиции,
декоративно-прикладного
искусства,
черчения,
моделирования,
проектирования.
Особенностью изучения модуля является усиление практической составляющей – большое
число практических работ. Предложенные темы будут дополняться творческими проектами,
сообщениями, исследовательскими разработками.
Работа в этом направлении
поможет освоить навыки оформления интерьера с помощью
компьютерных технологий, попробовать свои силы в роли дизайнера помещений.
Общая характеристика учебного процесса.
Изучение модуля «Основы дизайна» в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
способствовать эстетическому и творческому воспитанию, формированию у детей вкуса;
дать
школьникам
представление
о
дизайне
как
специфической
художественно-творческой
деятельности человека;
ознакомить учащихся с основами работе в программе «3D- дизайна»;
способствовать формированию технического мышления и пространственного представления,
творческого воображения, художественно-конструкторских способностей;
сформировать умения и навыки в художественном конструировании (выполнение рисунков,
эскизов, чертежей проектов, макетирование, моделирование);
познакомиться с профессией «Дизайнер».
Описание ценностных ориентиров содержания учебного модуля.
Освоение технологических знаний, в том числе и основ дизайна, позволяет развивать широкие
познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и
творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности
обновления своих компетенций.
Создание проектов и проведение практических работ, направленных на решение проблем
различных жизненных ситуаций с применением изучаемых технологий позволяет ориентировать
учащихся на формирование:
-основ гражданской идентичности и чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю;
-ценностей семьи и общества и их уважение;
-чувства прекрасного и эстетических чувств;
-способности к организации своей учебной деятельности;
-самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
-целеустремленности и настойчивости в достижении целей;
-готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.
Результаты освоения учебного курса.
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда
на
мир
в
его
органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения.
Развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности
за
свои
поступки,
в
том
числе
в
информационной деятельности, на основе о нравственных нормах.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, учений не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия.
Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности,
приемами поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование
умений
планировать,
контролировать
и
оценивать
учебные
действия
в
соответствии
с
поставленной
задачей
и
условиями
ее
реализации,
определять
наиболее
эффективные способы достижения результата.
Познавательные универсальные учебные действия.
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи
и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами
и технологиями учебного предмета, готовить свое выступление и выступать с мультимедийный
сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к
известным понятиям.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные
связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями
и
задачами,
осознанно
строить
речевое
высказывание
в
соответствии
с
задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Готовность
слушать
собеседника
и
вести
диалог,
признавать
возможность
существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты.
В результате изучения модуля
«Я – дизайнер!» обучающиеся на ступени основного общего
образования получат следующие знания и умения.
Ученик научится:
-различать виды рисунков, эскизов;
-работать с цветом, выполнять рисунки и эскизы;
-связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом идеи;
-работать с текстильным, бумажным, бросовым материалом;
-выполнять макет изделия;
-выполнять описание модели изделия;
-выполнять защиту проекта по плану;
основам работы в программе «3D-дизайн».
Ученик получит возможность научиться:
-использовать разные технические приемы макетирования;
-самостоятельно
проектировать
и
изготавливать
макет
объектов
на
основе
простых
геометрических тел.
-самостоятельно анализировать свою работу и работу одноклассников
Прогнозируемый результат.
-уметь использовать необходимые сведения, для созданий интерьера комнаты;
-уметь подбирать необходимые элементы, для создания единого стиля;
-отбирать необходимые инструменты и программы для работы;
-умело и грамотно защищать свои творческие работы.
Цели курса:
познакомить
учащихся
с
понятием
интерьера
и
его
основными
качествами
с
композицией и зонированием;
познакомить учащихся с мультимедийными дисками и программами, расширить знания
о возможностях компьютера в сфере технологий дизайнера интерьера;
способствовать формированию практических трудовых навыков;
развивать у учащихся художественный вкус и фантазию, творческую активность.
Новизна программы:
Учебный
материал
программы
будет
создавать
условия
для
оценки
возможностей
учащихся и определение самого себя в предметной области.
Практико-ориентированная направленность.
Перенос теоретических знаний на практическую деятельность.
Форма контроля: защита творческих работ.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Содержание курса
Количество часов
Всего
Теор
ия
Прак
тика
1
Введение. Задачи модуля «Я – дизайнер»»
1
1
2
Основные качества интерьера жилого дома. Запуск проекта «Я –
дизайнер»
1
1
3
Варианты планировки. Сбор информации для проекта
1
1
4
Варианты планировки. Сбор информации для проекта.
1
1
5
«Интерьер моего будущего дома»
4
4
6
Выбор цветовой гаммы при оформлении комнаты.
1
1
7
Ткани в интерьере. Шторы, гардины, портьеры.
1
1
8
Работа с элементами интерьера. Изготовление макета комнаты.
4
4
9
Оформление проекта в виде слайдовой презентации.
Работа в программе Microsoft PowerPoint
3
3
10
Защита проекта «Я – дизайнер»
1
1
Итого
18
5
13
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Урок 1. Введение
Задачи курса «Я -дизайнер».
Урок 2. Основные качества интерьера жилого дома. Запуск проекта «Я – дизайнер»
Понятие интерьера. Планировка квартиры, зонирование. Композиция в интерьере. Элементы
декоративного
убранства.
Роль
освещения
в
интерьере
жилья
и
виды
освещения.
Отделка
квартиры. Требования, предъявляемые к материалам, используемым в отделке помещений.
Урок 3. Варианты размещения мебели и оборудования. Сбор информации для проекта.
Варианты
размещения
мебели
и
оборудования
в
однокомнатной,
двухкомнатной
и
трехкомнатной квартире.
Урок 4. Варианты планировки. Сбор информации для проекта.
Планировка кухни, общей комнаты, спальни, детской.
Урок 5-8. «Интерьер моего будущего дома»
Работа в программе «3D интерьер»
Урок 9. Выбор цветовой гаммы при оформлении комнаты.
Общая цветовая гамма помещения. Цветовая гамма ковров и ковровых покрытий. Цветовая
гамма оконных и дверных проемов.
Урок 10. Ткани в интерьере. Шторы, гардины, портьеры.
Драпировка оконных и дверных проемов: шторы, гардины, портьеры. Различные виды тканей
применяемых при пошиве штор.
Урок 11-14. Работа с элементами интерьера. Изготовление макета комнаты.
Изготовление макетов мебели, аксессуаров. Расстановка мебели по плану. Закрепление её в
макете.
Урок15-17. Оформление проекта в виде слайдовой презентации.
Работа
в
программе Microsoft
PowerPoint.
Создание
макета
презентации.
Работа
с
фотографиями, эскизами, рисунками.
Урок 18. Защита проекта «Я – дизайнер»
Защита проекта в классе. Оценка проектов жюри. Подведение итогов конкурса.
Календарно- тематическое планирование модуля «Я – дизайнер!»
№
урок
а п.п.
Дата
проведения
Тема урока
Дидактическая
модель обучения
Примечание
1
Введение
У р о к
о т к р ы т и я
нового знания
2
Основные
качества
интерьера
жилого дома. Запуск проекта «Я
– дизайнер»
У р о к
о т к р ы т и я
нового знания
3
Варианты размещения мебели и
оборудования. Сбор информации
для проекта.
Р а б о т а
в
с е т и
Интернет.
4
Варианты
планировки.
Сбор
информации для проекта.
Р а б о т а
в
с е т и
Интернет.
5-6
7-8
«Интерьер
моего
будущего
дома»
Урок-игра.
Урок-игра.
Работа
в
программе
«3D интерьер»
9
Выбор
цветовой
гаммы
при
оформлении комнаты.
Урок-исследование
10
Ткани
в
интерьере.
Шторы,
гардины, портьеры.
Урок-исследование
11-12
13-14
Работа с элементами интерьера.
Изготовление макета комнаты.
Урок-практикум
15-16
17
Оформление
проекта
в
виде
слайдовой презентации.
Работа
в
программе
Microsoft Power Point
18
Защита проекта «Я – дизайнер»
Защита проекта
ИТОГО – 18 часов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Н.В. Калмыкова, И.А. Максимова «Макетирование из бумаги и картона. Учебное пособие» -
Санкт-Петербург; Книжный дом, 2000
В.Ф. Сидоренко, А.А. Грашин «Основы дизайна. Моделирование и макетирование изделий» -
М.; Просвещение, 2008
О.В. Горяинова, О.П. Медведева «Школа юного дизайнера» - Ростов на Дону; изд. Феникс,
2006
6 класс (для учителя)
Н.В. Калмыкова, И.А. Максимова «Макетирование. Учебное пособие» - М..; Архитектура-С,
2003
Л.М. Холмянский, А.С. Щипаков «Дизайн: кн. для учащихся» - М..; Просвещение, 2006