Напоминание

"Использование ИКТ для повышения профессиональной деятельности педагогов"


Автор: Поздеева Светлана Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: республика Коми с. Усть–Цильма
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование ИКТ для повышения профессиональной деятельности педагогов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование ИКТ

для повышения профессиональной

деятельности педагогов

в условиях внедрения ФГОС

1. Условия возникновения опыта

2. Перспективность

3. Практическая значимость

4. Актуальность

5. Новизна

6. Ведущая педагогическая идея

7. Теоретические основы

8. Технология опыта:

8.1.Цели и задачи

8.2. Содержание работы

8.3. Результативность

9.Литература

10. Практическая деятельность

1.Условия возникновения опыта.

Модернизация

современного

образования требует

от

педагогов

качественного

изменения подходов к организации образовательной деятельности. А готовы ли педагоги

нашего дошкольного учреждения к реализации процессов модернизации?

Анализ педагогического коллектива отмечает, что в ДОУ работают педагоги с разным

уровнем профессиональной компетенции (образование, профессиональная квалификация,

интересы).

Таим образом можно сделать вывод, что в ДОУ возникло противоречие между тем, что

необходимо внедрять в практику процессы модернизации, а педагогический коллектив к

этому не готов.

Для разрешения данной проблемы была разработана дорожная карта методической

деятельности

по внедрению

ФГОС

с использованием ИКТ- технологий в методической

работе ДОУ, как инструмента повышения профессиональных компетенций педагогов»

2.Перспективность

За

последние

годы

произошло

коренное

изменение

роли

и

места

персональных

компьютеров

и

информационных

технологий

в

жизни

общества.

Перспективность

обусловлена современностью информационной деятельности. Человек, умело и эффективно

владеющий

технологиями

и

информацией,

имеет

другой,

новый

стиль

мышления,

принципиально

иначе

подходит

к

оценке

возникающих

проблем,

организации

своей

деятельности.

Владение современным педагогом ИКТ - социальный и государственный заказ.

3.Практическая значимость

Как

показывает

практика,

без

информационных

компьютерных

технологий

уже

невозможно представить современное образование.

Имеющийся отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования

свидетельствует

о

том,

что

это позволяет

повысить

эффективность

образовательного

процесса.

Таким

образом,

реализация в

ДОУ данного

направления

(формирование

ИКТ

-

компетенции

педагогов) позволит

повысить

профессиональный

уровень

педагогов,

значительно улучшит качество образовательной деятельности, повысит престиж учреждения

в глазах родителей, общественности.

4.Актуальность использования информационных технологий

Компьютер,

мультимедийные

формы

как

инструменты

для

обработки

информации

могут стать мощным техническим средством обучения родителей и дошкольников.

Однако главным условием внедрения информационных технологий в деятельность

ДОУ является требование – с детьми должны работать специалисты, знающие технические

возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные

нормы

и

правила

использования

компьютеров,

владеющие

методикой

приобщения

дошкольников к новым информационным технологиям.

Учитывая

это,

первостепенной

задачей

в

настоящее

время

становится

повышение

компьютерной

грамотности

педагогов,

освоение

ими

работы

с

программными

образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для

того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные

технологии

для

подготовки

и

проведения

образовательной

деятельности с

детьми

на

качественно новом уровне.

Очевидно, что педагог, который ведет образовательную деятельность с использованием

мультимедиа-проектора,

компьютера,

имеет

выход

в

Интернет,

обладает

качественным

преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий.

Мультимедиа-мероприятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих

программ

по

всем

предметам,

позволяют

интегрировать

аудиовизуальную

информацию,

представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют

непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в

динамике.

Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по

содержанию

предмета

и

методическим

вопросам

благодаря

данным,

имеющимся

на

электронных носителях и в Интернете.

5. Новизна

Информационно - коммуникативные технологии – инновации.

Использование их в образовательном процессе МБДОУ «Детский сад №3» с. Усть-

Цильма

является

преобразованием

образовательной

деятельности,

связанной

с

модернизацией и внедрением ФГОС.

6.Ведущая педагогическая идея

Развитие образовательного учреждения не может осуществляться иначе, чем через

освоение нововведений, в котором проявляется профессиональный уровень педагогического

коллектива.

«

…при

этом

содержание

образования

должно

быть

ориентировано на

индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост и развитие способностей» (К.Ю.

Белая, А.Г. Асмолов и др.).

Воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый

педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.

Т.О.за

ведущую педагогическую и д е ю принимаем высказывание

современных

педагогов Ю.П. Азарова, А.В. Петровского «… качественно осуществлять воспитательно-

образовательный

процесс

может

только

педагог,

постоянно

повышающий

уровень

своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций». т.е, в

нашем случае, обладающий ИКТ-компетенциями

7.Теоретические основы

Современные государственные требования к профессиональному образу воспитателя

значительно изменились.

Профессиональная

компетентность воспитателя

представляет

собой

интегральное

профессионально – личностное качество, характеризующее способность педагога решать

профессиональные

проблемы

и

типичные

профессиональные задачи,

возникающие

в

реальных

ситуациях

профессиональной

педагогической

деятельности,

с

использованием

своих знаний, а также, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Профессиональная компетентность формируется лишь в том случае, когда на смену

рецептурно – информационному подходу приходит компетентный, который делает педагога

наиболее активным участником поиска решений типичных проблем, которые возникают в

его деятельности.

В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким

уровнем педагогического мастерства, научным психолого – педагогическим мышлением,

развитой

педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием

передового

педагогического

опыта,

а

также,

потребностью

в

профессиональном

самовоспитании.

Благодаря современным исследованиям ученых в сфере профессиональной педагогики,

открыты

новые

аспекты

повышения

профессиональной

компетентности

педагогов,

в

которых особое

внимание

отводится методическому

сопровождению,

позволяющему

повысить

эффективность

педагогического

общения

и

воспитательно-образовательного

процесса в целом (И.А. Зимняя, К.А. Абульханова – Славская, В.А. Крутецкая и др.)

Анализ

психолого-педагогической литературы (Теоретические

и

практические

основы К.Ю.

Белой; П.И.

Третьякова; П.Т.

Фролова;

А.Г.

Асмолова и

др.) с целью

изучения методической работы в системе управления дошкольного учреждения отмечает,

что в современных условиях развития образовательной системы не обойтись без ИКТ -

технологий.

В ходе реализации проекта мы столкнулись с проблемой – педагоги испытывают

затруднения

в

использовании

компьютера

в

воспитательно-образовательном

процессе

вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности

(далее – ИКТ-компетентность).

Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:

желание педагогов

ИКТ- неграмотность;

актуальная необходимость использования

ИКТ в процессе деятельности

неподготовленность педагогов

возрастающие требования к уровню

профессиональной деятельности педагога

неготовностью его к созданию

педагогического пространства

потребность образовательной практики в

высоком уровне ИКТ - компетенции

современных педагогов

невысокая эффективность процесса

повышения квалификации в данном

направлении;

существующая модель КПК направлена

на формирование компьютерной

грамотности

необходима организация непрерывного

образования педагогов, ориентированного

на применение ИКТ в их практической

деятельности.

А

так

же

позволило

определить направления для

разрешения

данных

противоречий;

способствовал выбору целей и задач.

8.Технология опыта:

8.1.Цели и задачи

Цель: инновационной

деятельности

с

педагогическими

кадрами

повышение

профессиональной

компетенции

педагогов

через активное

внедрение

в

воспитательно-

образовательный процесс информационных технологий.

Задачи:

-обучение педагогов владению информационно-коммуникативными технологиями ;

-

разработка системы

эффективной консультативной

методической

поддержки в

области повышения ИКТ - компетенции педагогов;

-

с и с т е м а т и з а ц и я ,

о б н о в л е н и е

и

п о п о л н е н и е информационных

ресурсов образовательного процесса;

-

р а з р а б о т к а

и

а п р о б а ц и я технологий

мультимедийного

сопровождения

образовательного процесса

Результат: достижение ИКТ - компетенции:

Критерии развития способностей педагогов

умеет создавать текстовые и графические документы;

умеет формировать запросы к базе данных с помощью информационных языков;

знаком с использованием компьютера как педагогического технического средства;

умеет

разрабатывать

и

применять

электронные

дидактические

и

педагогические

программные средства;

умеет

использовать

средства

информатизации

и

информационные

технологии

в

воспитательно-образовательном процессе;

знает

способы

представления

педагогической

информации

с

помощью

средств

информатизации.

8.2.Содержание работы:

8.2.1. Использование ИКТ в методической работе

Необходимо отметить, что современная методическая деятельность не может быть

организована без использования ИКТ.

Я применяю ИКТ в следующих видах методической деятельности:

Виды методической деятельности

1

Ведение документации старшего воспитателя (планирование, банк данных,

мониторинг, отчеты)

2

Использование ИК в оформлении методического материала для наглядной

информации

3

Разработка материалов для разнообразных форм методической работы:

-доклады для педсоветов

-консультации для педагогов разного уровня, - консультации для специалистов,

-консультации для родителей

-составление картотек

4

Подготовка презентаций:

-для методической работы (семинары, семинары - практикумы, консультации,

самообразование педагогов);

- для педсоветов, методических объединений

-для родительских собраний

-тематические презентации по информированию о деятельности ДОУ для

размещений на сайте;

-для анализа тематической деятельности

- для участия в профессиональных творческих конкурсах

-для использования в работе с детьми

-использование готовых презентаций

- создание шаблонов презентаций

5

Методическая деятельность в работе с педагогами через создание

продуктов издательской деятельности:

-листовки

-буклеты.

6

Методическая деятельность в работе с семьей через создание

продуктов издательской деятельности:

-листовки

-буклеты

7

Методическая деятельность с использованием сети ИНТЕРНЕТ (в том числе через

индивидуальные задания педагогам):

-расширение научно - теоретических знаний

- -поиск тематической информации

-изучение опыта других ДОУ и конкретных педагогов

-размещение продуктов творческой деятельности детей и педагогов на сайтах

профессиональных и творческих конкурсов

-размещение материалов на сайте ДОУ

8.2.2. Основные направления методической деятельности по внедрению ИКТ в

практику работы ДОУ:

Для

решения

выше

указанных

проблем

мне

потребовалось

выявить

уровень

возможностей для внедрения ИКТ в практику работы ДОУ, спрогнозировать направления

методической деятельности:

Основные

направления методической

деятельности

по

внедрению

ИКТ

в

практику работы ДОУ:

Уровень

Направление

методической

деятельности

Пути достижения

Формы достижения

Личный уровень

Повышение

личной ИК-

компетенции

Самообразование,

Обучение на

специализированных

курсах

Самообразование, курсовое

обучение

Уровень,

направленный на

педагогов ДОУ

изменение

подходов к

организации

методической

деятельности

дифференциация

педагогов по уровню

и мотивации к

использованию ИКТ

изучила профессионально-

личностные особенности

педагогов:

-диагностирование

(анкетирование, составление

диагностических карт,

которые содержат

проблемные вопросы, темы

(приложение 1–3));

-индивидуальное

собеседование;

-систематизация и анализа

выявленных проблем –

запросов педагогов.

Уровень

формирования

материально-

технических

условий

- создание

материально-

технических

условий для

внедрения ИКТ

- приобретение

компьютеров в ДОУ

-приобретение

компьютеров в

семье

-приобретение

мультимедийного

оборудования

Непосредственное обучение

ИКТ - технологиям через

разные формы методической

деятельности (клуб молодого

воспитателя (4 занятия по

владению ИКТ);

подготовка материалов к

выступлениям, задания по

поиску нового материала в

сети Интернет, проведение

МО, конкурс ДОУ подготовка

информации для уголка

родителей, выпуск газет ДОУ,

буклетов, участие в

конкурсах, обзор

деятельности

профессиональных

сообществ, создание банка

ИКТ-продуктов для

педагогов, для детей, для

родителей, для специалистов.

Формирование

мотивационной

готовности

педагогов

Мотивация

педагогов к

освоению ИКТ

Демонстрация

успехов при

использовании ИКТ

- умений.

Развитие

потребности

усовершенствовать

свою работу

Личное участие в

профессиональных конкурсах

Оказание помощи в

подготовке материалов для

группы

Взаимопосещение, конкурс

ДОУ

Развитие чувства

соперничества

Развитие чувств

наставничества

Развитие ИКТ -

компетенций

Стимулирование

педагогов

Использование ИКТ-

продуктов педагогов в

пропагандировании работы

ДОУ, в формировании

обобщения личного

педагогического опыта

8.2.3. Основные этапы формирования ИКТ- компетенции педагогов

Аналитический этап:

Цель: Анализ имеющихся условий для внедрения ИКТ в деятельность ДОУ.

На первом этапе была проведена диагностика уровня ИКТ – компетентности педагогов

ДОУ с использованием анкеты для определения степени использования информационно-

компьютерных технологий (приложение 1)

При анализе результатов анкетирования были выделены четыре группы педагогов,

характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационно-компьютерных

технологий

Результаты диагностики уровня ИКТ-компетентности педагогов

Уровень

ИКТ

Количество

педагогов

Личные

убеждения

Пути устранения

Группа 1

уровень

работы на

компьютере –

нулевой,

мотивация – о

тсутствует

3 (10%)

если высокое

качество обучения

достигается

традиционными

формами

обучения, то нет

необходимости в

решении

педагогических

задач с

привлечением

ИКТ

Причины

заинтересованности

педагога:

- экономия времени при

разработке дидактических

материалов;

- перенос акцента на

презентабельность

оформления материалов;

- новый уровень

педагогического

мастерства.

Группа 2

уровень

работы на

компьютере –

базовый,

мотивация –

низкая

2 (7%)

Технологии

разнообразны и

динамичны,

требуют больших

временных

(искать в

библиотеке (64%),)

Педагогам групп 1 и 2

необходимо эффективное

повышение мотивации,

т. к. открываются

возможности

личностного и

профессионального рост

Группа 3

уровень

работы на

компьютере –

нулевой,

мотивация –

6 (21 %)

ИКТ - условия

позволяют

реализовать

индивидуальный

стиль образования

Привлечение к

разработке методических

материалов ДОУ

Привлечение к участию в

профессиональных

высокая

и личный

профессиональны

й рост, но нет

умений

конкурсах

Группа 4

уровень

работы на

компьютере –

базовый,

мотивация – в

ысокая

18(62%)

ИКТ - условия

позволяют

реализовать

индивидуальный

стиль образования

и личный

профессиональны

й рост, есть

умения,

необходима

потребность в

развитии

информационной

культуры.

При этом с помощью опроса и собеседования выявлены показатели ИКТ-

насыщенности окружающей среды:

В ДОУ

Личное пользование дома

компьютер

2

8

ноутбук

3

10

Цветной принтер

1

3

Простой принтер

2

6

проектор

1

0

Сеть ИНТЕРНЕТ

1

19

Низкие

результаты готовности педагогов к

применению новых

технологий

в

воспитательно-образовательном процессе определили выбор форм управления повышением

ИКТ – компетентности.

Практический этап: Формы работы с педагогами

Творческая г р у п п а

п о

р а з р а б о т к е

дорожной карты ДОУ

В состав входят заведующий, специалисты,

старший

воспитатель.

Данная

группа

отвечает

за

разработку

и

реализацию

дорожной карты

Творческая г р у п п а

п о

р а з р а б о т к е

образовательной программы ДОУ

В

состав

входят

педагоги,

имеющие

стаж

работы 5 лет и более. Данная группа отвечает

за

разработку

образовательной

программы

детского

сада и создания условий для ее

внедрения.

клуб молодого воспитателя

Цель данной группы: оказание методической

помощи начинающим педагогам, имеющим

затруднения в какой-то либо области. Работа

группы

направлена на

обогащение

знаний

п е д а г о г о в ;

р а з р а б о т к а з а н я т и й с

использованием цифровых образовательных

ресурсов

Творческая

группа по

оформлению и

дизайну ДОУ

Данная

группа

это

кратковременное,

добровольное

объединение

педагогов,

заинтересованных во взаимном творчестве.

Цель: выработка

системы методических действий по повышению ИКТ-компетенций

педагогов МБДОУ «Детский сад №3»

Поскольку группы

1

и

2

отличались скептическим

отношением

к

возможностям

информационно-компьютерных

технологий,

то

формой

методического

управления было

выбрано педагогическое и административное воздействие.

Для групп 3 и 4 были предложены индивидуальные образовательные стратегии.

Методическое

управление

осуществлялось с позиции содействия и взаимодействия.

Для этого была разработана модель методической работы по повышению ИК – компетенции:

Алгоритм методической работы по повышению ИКТ – компетенций педагогов

В

основу методической

деятельности

по

формированию

ИКТ

компетенции

лег

принцип дифференциации по подгруппам.

Это позволяет использовать сильные стороны педагогов, ненавязчиво скорректировать

и устранить затруднения, повысить мотивацию.

Для данных объединений педагогов определила задачи:

-обеспечение

теоретической,

психологической,

методической

поддержки

педагогов

детского сада;

-

создание

условий

для

роста

педагогического

мастерства

и

развития

творческого

потенциала каждого педагога;

-повышения профессиональной компетенции,

- а также, организация активного участия педагогов в инновационных процессах.

В процессе деятельности разработали дорожную карту (приложение3) методической

деятельности ДОУ, направленную на повышение ИКТ-компетенций педагогов и внедрение

ФГОС.

При планировании и организации методической работы использовала разные формы

работы с педагогами, направленные на повышение их ИКТ-компетенций. Среди них:

творческие фестивали

мастер-классы;

семинары – практикумы;

работа в творческих группах

проведение МО

подготовка материалов к выступлениям на родительских собраниях,

выполнение заданий МО,

выступлений на совете педагогов

общение педагогов в сети интернет, в том числе на профессиональных сайтах

информационная деятельность

участие в детских и профессиональных конкурсах, в том числе через Интернет.

ознакомление родителей и общественности с результатами участия детей и педагогов

в конкурсах (оформление выставок)

Однако наиболее удачными считаю следующие:

3.

Передовой опыт — оперативная форма разрешения назревших в практике

противоречий,

быстрого

реагирования

на

общественные

запросы,

изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в

ДОУ организуются недели педагогического мастерства.

В рамках проведения недели мастерства педагогами группы 4 проводятся открытые

показы, на которых представляется лучший опыт внедрения информационных технологий в

воспитательно-образовательный процесс.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и

методы,

приемы,

при

помощи

которых

он

достигнут.

Это

позволяет

соизмерить

свои

возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.

2.Педагог может посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как

можно

применять

цифровые

образовательные

ресурсы

в

работе

с

детьми. Мастер-

классы проводятся с целью обучения педагогов методам и приемам работы с детьми с

использованием информационных технологий и т. Д. Открытый показ дает возможность

установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на

интересующие

вопросы,

помогает

проникнуть

в

своего

рода

творческую

лабораторию

воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества. Преодоление трудностей и выход

на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в “автономном режиме”.

Поэтому нужно постоянное взаимодействие “обучающихся” педагогов с теми, кто может

оказать содействие в освоении и применении новых технологий.

3.Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их

информационной

компетентности

играют семинары

практикумы. К

проведению

семинаров подключаются педагоги группы

4,

которые

дают

практические

задания

“обучающимся” педагогам и отслеживают их выполнение.

Они организуются с целью более

углубленного

погружения

в

тему,

совершенствования

умений

и

навыков:

“Создание

мультимедийных презентаций (Power Point)”, “Сеть Интернет”, “Подготовки наглядных и

дидактических

материалов

средствами

Microsoft

Office”

и

др.

Наряду

с

методической

деятельностью, организуемой с педагогами велась работа по формированию ИКТ – среды, в

том числе через повышение мотивации на приобретение ИКТ – средств для пользования в

домашних

условиях.

Таким

образом, характеристика

информационной

среды

на

сегодняшний период:

В ДОУ

Личное пользование

дома

компьютера

4

14

ноутбуков

8

13

Цветной принтер

1

5

Простой принтер

6

14

Проектор

3

2

Сеть ИНТЕРНЕТ

1

29

8.3.Результаты внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс

Итоговый этап.

Цель: изучение успешности использования вышеперечисленных форм формирования

ИКТ - компетенций педагогов.

В процессе реализации итогового этапа формирования ИКТ - компетенции педагогов

провела

повторное исследование,

которое

отразило

уровень

сформированности данной

компетенции с использованием анкеты «Анкета для определения степени использования

информационно-компьютерных технологий» (приложение 1)

Анализ анкеты

на

данном

этапе выявил,

что

позиции

педагогов

значительно

изменились;

группа

Уровень

ИКТ

Количество

педагогов

Личные убеждения

Группа 1

уровень

работы на

компьютере

– нулевой,

мотивация – о

тсутствует

1 (3 %)

если высокое качество обучения достигается

традиционными формами обучения, то нет

необходимости в решении педагогических задач

с привлечением ИКТ

Группа 2

уровень

работы на

компьютере

– базовый,

мотивация –

низкая

1 (3 %)

Технологии разнообразны и динамичны,

требуют больших временных (и не только)

затрат, (лекция, семинары и др.). Для примера:

необходимую информацию предпочитают

искать в библиотеке

(6 %),

Группа 3

уровень

работы на

компьютере

– нулевой,

мотивация –

высокая

2 (6%)

ИКТ - позволяют реализовать индивидуальный

стиль образования и личный профессиональный

рост, но нет представлений о возможных формах

внедрения их в образовательный процесс.

Группа 4

уровень

работы на

компьютере

– базовый,

мотивация – в

ысокая

25 (88%)

Существует связь между успешностью

педагогической деятельности и уровнем ИКТ-

компетентности педагога, поэтому есть

потребность в непрерывном развитии

информационной культуры.

Практический контроль и анализ участия педагогов в мероприятиях ДОУ отмечают: в

итоговом периоде педагоги;

-используют в подготовке и проведении образовательной деятельности ИКТ;

-используют материалы сети Интернет для разработки материалов по организации

образовательной деятельности

-разрабатывают НОД с использованием ИКТ

-создают базу ИКТ - педагогического опыта.

В сравнении с первоначальным периодом значительно повысилось число педагогов,

владеющих ИКТ и имеющих для этого высокую мотивацию. Однако еще имеются педагоги

устаревшей формации,

которые

предпочитают

работать

без

использования

ИКТ.

Для

устранения данной ситуации продолжу работу с данным педагогом индивидуально.

Соотнесение целевых установок и итогового результата деятельности позволяет

сделать вывод об эффективности проекта:

Планируемые достижение ИКТ -

компетенции:

Фактические результаты

умеет создавать текстовые и графические

документы;

умеют создавать графические и текстовые

документы (самостоятельно оформляют

групповую документацию, диагностику и т.

д.);

умеет формировать запросы к базе данных с

помощью информационных языков;

владеют навыками поиска информации в

Интернете;

знаком с использованием компьютера как

педагогического технического средства;

активно используют информационные

технологии в образовательном процессе

знает способы представления

педагогической информации с помощью

средств информатизации.

владеют способами и методами применения

компьютерных технологий в работе с

детьми и семьей

умеет разрабатывать и применять

электронные дидактические и

педагогические программные средства;

умеет использовать средства

информатизации и информационные

технологии в воспитательно-

образовательном процессе;

умеют применять электронные

дидактические и педагогические

программные средства;

владеют программой PowerPoint для

создания мультимедийных презентаций;

умеют разрабатывать занятия с

использованием информационных

технологий;

Анализ соотнесения целевых установок и итогового результата деятельности позволяет

сделать вывод об эффективности проекта.

Результативность методической работы по совершенствованию ИКТ -

компетенции педагогов ДОУ

раздел

ИКТ-материалы

Методическая работа с

педагогами

- разработана технология мультимедийного сопровождения

образовательного процесса

- система организации консультативной методической

поддержки в области повышения информационной

компетентности педагогов,

-создано 26 презентаций по методической работе

- 5 занятий с использованием информационных технологий.

-электронный банк данных воспитанников, педагогов

- имеется электронный адрес,

-созданы личные сайты сотрудников (8)

Методическая работа с

родителями

- интернет-сайт детского сада

-в 10 группах созданы сайты личных групп и ведется

работа с родителями.

Разработано педагогами:

Создано презентаций

педагогами ДОУ

Презентация для работы с детьми – 35 для разного возраста

Презентаций для работы с семьей - 17

Презентаций по распространению опыта - 8

Показатели эффективности внедрения ИКТ в повышение профессиональной

компетенции педагогов ДОУ

Достижения

2017

2018-

2019

Количество педагогов

принявших участие в методической работе

100%

100%

Количество педагогических публикаций.

4

8

Участие в конкурсах

( международные, всероссийские, областные,

районные):

Муниципальных

27

45

Всероссийских

5

15

Международных

3

5

Повышение квалификации

(Аттестация)

100%

100%

Повышение квалификации (Курсы)

100%

100%

Достижения детей, как показатель ИКТ -

компетенции педагогов

Всероссийские детские конкурсы

1

6

Анализ

результативности

методической

работы

по

совершенствованию

ИКТ-

компетенции

педагогов

ДОУ

и

показателей эффективности

внедрения

ИКТ

в

повышение

профессиональной

компетенции

педагогов

ДОУ также подтверждает ее

эффективность работы.

Таким

образом,

можно

сделать вывод:

реализация

данной

модели

методической

помощи позволила:

-качественно повысить ИКТ - компетентность воспитателя, что, в свою очередь, дало

возможность:

-повысить профессиональный уровень воспитателей;

-значительно улучшить качество образовательной деятельности в ДОУ;

-повысить статус образовательного учреждения.

В процессе моей методической деятельности была сформирована:

-система работы

старшего

воспитателя

по

формированию

ИКТ

-

компетенций

педагогов ;

-разработан план семинаров - практикумов для обучения педагогов основам ИКТ -

технологии (приложение 2);

-разработана дорожная карта по внедрении ФГОС и повышения профессиональных

компетенций

воспитателей с

помощью

информационно

-

компьютерных

технологий

(приложение 3).

Схема 1

Система методической работы старшего воспитателя по повышению ИКТ -

компетенции педагогов ДОУ:

Формы работы

Формы работы

работа в творческих группах

семинары – практикумы

использованием ИКТ

подготовка материалов к выступлениям на

родительских собраниях

участие в профессиональных конкурсах

разного уровня.

мастер-классы;

Формирование материалов по обобщению

личного профессионального опыта

выполнение заданий МО

общение педагогов в сети интернет, в том

числе на профессиональных сайтах

9. Литература

Список используемой литературы

1.

Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. М.,2005.

2.

Виноградова Н.А., Панкова Е.П.Образовательные проекты в детском саду. Пособие

для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008

3.

Иванова Е.В. Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ //Старший

воспитатель.2009.№12

Приложение1

Анкета для определения степени использования информационно-компьютерных

технологий

Уважаемый коллега!

Для определения степени использования информационно-компьютерных технологий в

педагогической деятельности ответьте на следующие вопросы.

1. Должность ___________________________________________________________

2. Когда вы обучались на курсах ПК, какие курсы прошли _______

3. Используете ли вы информационно-компьютерные технологии (нужное

подчеркнуть):

при подготовке к занятию;

на занятии;

для самообразования;

другое (укажите).

4. Какие средства информационно-компьютерных технологий вы используете (нужное

подчеркнуть):

текстовый редактор;

электронные таблицы;

электронные презентации;

мультимедийные диски;

специализированные программы;

Интернет;

другое (укажите).

5. Как часто вы используете информационно-компьютерные технологии (нужное

подчеркнуть):

ежедневно;

1 раз в неделю;

1–2 раза в месяц;

1–2 раза в четверть;

другое (укажите).

6. Считаете ли вы, что использование информационно-компьютерных технологий

существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?

________________________________________________________________

7. Созданы ли условия в ДОУ для использования информационно-компьютерных

технологий? ________________________________________________________________

8. Поощряет ли администрация ДОУ использование информационно-компьютерных

технологий?______________________________________________________________

9. Ваши достижения в области использования информационно-компьютерных

технологий? _______________________________________________________________

10. Какие проблемы возникают при использовании информационно-компьютерных

технологий? _______________________________________________________________

11. Какие цифровые образовательные ресурсы чаще всего вы используете?

________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение2

Тематика ИКТ- семинаров -практикумов

I. Microsoft Word

1.

Шрифт, размер.

2.

Создание и редактирование текстового документа.

3.

Набор и редактирование текстового документа.

4.

Абзацные отступы и интервалы.

5.

Создание и форматирование таблиц.

6.

Вставка рисунка.

7.

Нумерация страниц. Печать готового документа.

II. Microsoft Publisher

1.

Подготовка открытки.

2.

Подготовка буклета и печать.

III. Microsoft PowerPoint – средство создания презентаций

1.

Знакомство с PowerPoint.

2.

Создание слайда с диаграммой и таблицей.

3.

Вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации.

4.

Создание управляющих кнопок.

5.

Сохранение и подготовка презентации к демонстрации

IV. Интернет

1.

Поиск в сети Интернет.

2.

Сайт

V. Разработка конспектов занятий с использованием информационных технологий

Приложение 3

Дорожная карта по внедрении ФГОС и повышения профессиональных

компетенций воспитателей с помощью информационно - компьютерных технологий

Семинар-практикум

«Применение ИКТ в образовательном процессе»

(методическая разработка по работе с педагогами ДОУ)

«Культура – это наука и искусство, цивилизация – это техника и экономика». Максим

Горький

Проведение

данного

семинара

актуально

и

значимо

для

пропаганды

по

внедрению

в

воспитательно - образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий,

творческих наработок педагогов в этой области. Тема семинара является перспективной, т. к.

в современных условиях качество образования зависит не от объема знаний воспитанника, а

от овладения им ключевых компетентностей. Применение ИКТ в этом процессе оказывает

действенную помощь.

При подготовке к семинару педагогами была проведена непосредственно образовательная

деятельность, с применением мультимедийных средств обучения. Организованы обсуждения

НОД, на которых педагоги смогли высказать свое мнение, проанализировать посещенные

мероприятия. Для изучения образовательной потребности педагогических работников было

проведено анкетирование, проанализированы и систематизированы выявленные проблемы –

запросы педагогов. Непосредственно перед семинаром организована выставка наглядных,

дидактических и методических материалов.

Цель: способствовать внедрению в образовательный процесс МБДОУ ИК технологий.

Задачи:

• повышать уровень профессиональной компетентности педагогов;

• показать элементы применения ИКТ в образовательном процессе детского сада;

• актуализировать учебно-методическое обеспечение.

Повестка дня:

1. Вступительное слово «ИК технология».

2. Анализ проведенных открытых мероприятий педагогов, анкетирования.

3. Маленькие открытия (из опыта работы).

4. Рефлексия.

5. Решение семинара

Форма проведения: творческий отчет.

1. Вступительное слово «ИК технология» (выступление заведующего МБДОУ)

Использование ИКТ в д/с – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.

Необходимость

внедрения

таких

технологий

в

процесс

образовательной

деятельности

отмечалась

международными

экспертами

во

«Всемирном

докладе

по

коммуникации

и

информации», подготовленном ЮНЕСКО. В нашей стране, за последние 5 лет, произошел

ряд событий, определяющих ускоренное развитие интернет – технологий в дошкольных

учреждениях, формируются электронные ресурсы дошкольного образования.

В настоящее время реализуется стратегия развития информационного общества, которая

связана

с

доступностью

информации

для

всех

категорий

граждан

к

этой

информации.

Поэтому, использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Информатизация

системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной

компетентности.

Коммуникативная

компетентность

педагога

предполагает

способность

выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном,

визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться

компьютером

и

современными

мультимедийным

оборудованием,

но

и

создавать

образовательные ресурсы, широко использовать их в своей пед. деятельности.

В педагогике существует более 50 пед. технологий, но ключевой технологией XXI века

является

применение

информационно-коммуникационных

технологий

(ИКТ).

ИКТ

оказывают

влияние

на

все

сферы

жизнедеятельности

человека,

особенно

на

информационную

деятельность,

к

которой

относится

образование.

ИКТ

позволяют

автоматизировать

информационные

процессы:

долговременно

и

компактно

хранить,

оперативно

искать,

быстро

обрабатывать,

продуцировать

новую,

передавать

на

любые

расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (ММ: текстовую, табличную,

графическую, анимированную, звуковую и видео-) информацию.

Освоение ИКТ реализуется по ряду направлений:

• Укрепление уровня материально-технического обеспечения (подключение к сети Интернет,

приобретение компьютеров, интерактивных досок и др.) .

Овладение

информационной

культурой

всех

участников

образовательного

процесса

(воспитанников, родителей, педагогов, руководителей) .

• Применение ИКТ в образовательной области, где они становятся интегративным стержнем,

вокруг которого строится вся система обучения.

• Применение ИКТ в воспитательном процессе, разных видах деятельности, дополнительном

образовании,

дающие

возможности

для

развития

индивидуальности

воспитанников

(олимпиады, конкурсы, форумы и др.) .

• Применение ИКТ в управленческой деятельности.

2.

Анализ

проведенных

открытых

мероприятий,

анкетирования

(выступление

старшего воспитателя).

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны

работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки

работы

с

ними,

четко

выполняющие

санитарные

нормы

и

правила

использования

компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным

технологиям. При анализе результатов анкетирования и собеседования с педагогами МБДОУ

были

выделены

4

группы

педагогов,

характеризующихся

разным

уровнем

принятия

значимости ИКТ в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости

от уровней компетентности и мотивации применения данных технологий в воспитательно-

образовательном процессе.

Первостепенной

задачей

в

настоящее

время

становится

повышение

компьютерной

грамотности педагогов, освоение работы с программными образовательными комплексами,

ресурсами глобальной компьютерной сети.

Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора,

компьютера,

имеет

выход

в

Интернет,

обладает

качественным

преимуществом

перед

коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия,

которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем направлениям

развития,

позволяют

интегрировать

аудиовизуальную

информацию,

представленную

в

различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное

внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

Владение

компьютерными

технологиями

позволяет

увеличить

поток

информации

по

содержанию

предмета

и

методическим

вопросам

благодаря

данным,

имеющимся

на

электронных носителях и в Интернете.

Считая данную проблему актуальной на сегодняшний день в д/с была организована работа:

при

подготовке

к

семинару

даны

открытые

мероприятия

педагогами

МБДОУ.

Образовательная

деятельность

прошла

на

высоком

методическом

уровне.

Педагоги

использовали презентации, цифровые образовательные ресурсы, видеоролики. Мероприятия

вызывают интерес у воспитанников, родителей и говорят о необходимости внедрения в

образовательный процесс ИКТ, в том числе, мультимедиа технологии (далее — ММТ).

Применение ММТ является эффективным средством обучения и воспитания, приводит к

использованию

эффективных

подходов

к

обучению

и

совершенствованию

методики.

Внедрение ММТ способствует повышению мотивации обучения дошкольников, экономии

времени, более глубокому усвоению материала.

Мультимедийные

средства

обучения

помогают

выстраивать

структуру

мероприятия,

эстетически его оформлять. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие

на детей, что позволяет формировать личностное отношение к увиденному и услышанному.

ММТ наряду с живым словом педагога является элементом учебно-материальной базы

любого образовательного учреждения.

3. Маленькие открытия (выступление педагогов, презентации опыта работы).

Передовой

опыт

самая

оперативная

форма

разрешения

назревших

в

практике

противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы. Представляем лучший

опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы,

приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и

принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.

3.1. Создание портфолио педагога

Портфолио - досье, собрание достижений, фиксация успехов. Основной смысл портфолио -

показать все, на что ты способен. Имеет функцию оценки достижений человека, стимулирует

к дальнейшему развитию.

3.2. Создание портфолио группы.

Данная

технология

направлена

на

взаимодействие

всех

участников

образовательного

процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого

продукта. Создается атмосфера открытости, общности и поддержки всех участников.

3.3. Создание личных мини – сайтов, работа с сайтом ДОУ, электронной почтой.

Форма оперативной передачи информации участникам образовательного процесса, создание

единого информационного образовательного пространства, обеспечение диалога субъектов

коммуникации.

3.4. Создание обучающих презентаций.

Использование

и

создание

учебных

материалов

нового

поколения.

Возможность

моделирование таких жизненных ситуаций, которые сложно показать в образовательной

деятельности.

Одновременное

использование

графической,

текстовой,

аудиовизуальной

информации, анимации и видеофрагментов.

3.5. Участие в вебинарах, видеоконференциях.

Область

информационной

технологии,

обеспечивающая

одновременно

двухстороннюю

передачу,

обработку,

преобразование

представление

интерактивной

информации

на

расстоянии

в

режиме

реального

времени.

Происходит

обмен

опытом,

знакомство

с

наработками педагогов России и зарубежья. Самообразование педагогов.

3.6.

Использование

ИКТ

при

проведении

мероприятий

с

родителями (родительские

собрания, клубы, гостиные и т. д.).

Это

возможность

продемонстрировать

фото,

видео

материала

жизни

группы,

образовательного процесса, Повышение эффективности образовательных мероприятий и

педагогической компетенции у родителей.

4. Рефлексия.

Лист рефлексии.

1. Считаете ли вы данную тему актуальной?

Да, Нет, другое ___

2. Отметьте состояние, которое вы испытывали в процессе заседания педагогического совета.

Интерес, удовлетворение, неудовольствие, другое ___

5. Решение.

Заслушав вопросы, вынесенные на семинаре, и выступления педагогов, стоит отметить, что

педагогический

коллектив

имеет

успехи

по

внедрению

в

опыт

ИК

технологий

в

образовательный процесс (применение на мероприятиях презентаций, обучающих ресурсов,

освоение компьютерной грамотности) .

Обсудив опыт применения ИКТ технологий в учебном процессе, решили:

• Повышать уровень ИКТ - грамотности педагогического состава в ДОУ

(в течение уч. года, отв. ст. вос-тель);

Педагогам

использовать

в

образовательной

работе

с

воспитанниками

и

родителями

информационно – коммуникационные технологии (в теч. уч. года);

• Разработать систему мероприятий, ориентированных на повышение ИКТ -компетентности

педагогов ( август, отв. - члены метод. совета) .

Результаты освоения педагогами ИКТ и применение

в практике работы педагогов.

На занятиях с детьми ИКТ чаще используется как часть занятия, но на итоговых или

обобщающих занятиях может быть использовано в течение всего занятия, в соответствии с

возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

В

форме

обучающей

игры

с

детьми

дошкольного

возраста

проводят

любые

занятия:

математику, путешествия по стране, развитие речи, обучение грамоте, конструирование,

рисование и др.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации,

слайд-шоу,

мультимедийные

фотоальбомы. Это

наглядность,

дающая

возможность

воспитателю

выстроить

объяснение

на

занятиях

логично,

научно,

с

использованием

видеофрагментов. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно,

обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно

более

детально

остановиться

на

вопросах,

вызывающих

затруднения.

Использование

анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Также в качестве мультимедиаресурсов выступают видеофрагменты, схемы и модели. Еще

одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности педагога ДОУ - это

материал

для подготовки заданий для самостоятельной работы дошкольников. Педагог

практически в любой момент может выбрать именно те задания, которые соответствуют теме

и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что-то в

их

содержании,

оформлении,

исправить

ошибки,

распечатать

в

нужном

количестве

и

сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости.

Сканер поможет детям стать полноценными участниками создания слайд-шоу. Они всегда с

охотой приносят из дома любимые книжки, рисунки, картинки на заданные темы. Вместе с

педагогом данный материал сканируется и вставляется в слайд-шоу или клип. При показе

готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же, вызывает бурю

эмоций. В следующий раз ребенок будет подбирать картинки и иллюстрации с удвоенной

силой,

обращаясь

к

максимальному

количеству

источников.

Вот

вам

и

познавательная

активность и, как результат, вариативность наглядного ряда.



В раздел образования