Автор: Ананина Людмила Александровна
Должность: заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 22
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО-ЮГРА, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие логического мышления дошкольников с использованием элементов шахматной игры
Раздел: дошкольное образование
Развитие логического мышления дошкольников с использованием
элементов шахматной игры
Автор: Ананина Л.А.,
заместитель заведующего по УВР МБДОУ № 22 «Сказка»
Методические аспекты развития логического мышления младших
дошкольников через обучение игре в шахматы
Игра в шахматы решает сразу несколько задач:
Познавательная: учит думать, запоминать, сравнивать, ориентироваться на
плоскости, развивает логическое мышление.
Воспитательная: вырабатывает внимательность, собранность, усидчивость и
целеустремлённость.
Эстетическая: развивает фантазию, обогащает внутренний мир.
Коррекционная:
помогают
гиперактивным
детям
стать
спокойнее,
способствуют
развитию
умения
сосредотачиваться
на
одном
виде
деятельности.
Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но
безусловно на уровне, доступном для ребенка.
Трехлетний ребенок – уже человек со своим особым внутренним миром, с
привычками, желаниями, упорно себя утверждающий и отстаивающий свою
самостоятельность. Он много умеет, задает бесчисленные вопросы, проявляя
живой интерес к окружающему. Но управлять вниманием 3-летнего ребёнка
лучше всего в игровой форме. К трём годам внимание малыша довольно
развито,
но
всё-таки
крайне
неустойчиво.
Даже
самой
увлекательной
деятельностью он не занимается обычно больше 10-15 минут. А часто бывает
так, что ребёнок не может сосредоточиться даже на 4-5 минут. Поэтому
внимание малыша необходимо закреплять, но, не переутомляя его одним и
там же занятием, а разнообразя его деятельность, вводя в неё новые игровые
моменты. В этом возрасте ребенок не может распределять свое внимание
между
несколькими
предметами.
Объем
его
внимания,
т.е.
количество
предметов, с которыми он может действовать одновременно, не превышает 2–
3. Удержать в поле внимания даже 2 предмета одновременно часто ребенку
бывает не под силу. Поэтому, предлагая ребенку различные задания, надо
стараться, чтобы они не требовали внимания сразу к нескольким сложным
предметам или действиям. И что особенно важно – у 3-летнего ребенка очень
сужен "размах зрения", ему сложно следить одновременно за предметами,
отстоящими на некотором расстоянии друг от друга. Желательно, чтобы
предметы были расположены как можно ближе друг к другу.
Для целей обучения азам шахматной игры, весьма важно и то, что уже к
концу третьего года жизни малыши умеют говорить не торопясь, внятно
отвечать
на
вопросы,
рассказывать
об
увиденном
в
2-4
предложениях.
Воспринимают
небольшие
сюжетные
сказки,
даже
без
наглядного
сопровождения,
правильно
держат
карандаш
и
пользуются
им,
проводят
горизонтальные, вертикальные, округлые линии, способны усвоить названия
шахматных
фигур
и
их
ходы.
Постепенно
у
детей
совершенствуется
пространственная
ориентировка.
Развивается
способность
устанавливать
простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, дети
учатся простейшим обобщениям.
Все эти знания и умения - та база, на которой можно построить процесс
начального обучения шахматной игре. Весь вопрос лишь в том, чтобы
сделать его максимально наглядным, доступным, эмоционально
насыщенным, интересным и желанным.
Технологические подходы развития логического мышления с использованием
элементов шахматной игры
Задачи:
создание условий для развития логического мышления;
развитие и совершенствование мыслительных операций;
развитие интеллектуальных способностей;
воспитание
коммуникативных
навыков,
стремления
к
преодолению
трудностей, уверенности в себе.
Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий,
стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.
Для успешного усвоения детьми логических операций, названий шахматных
фигур, шахматных ходов, необходима работа в системе, она включается во
все основные структуры педагогического процесса:
учебные занятия;
организацию совместной деятельности с детьми;
предоставление детям возможности для свободной самостоятельной
деятельности.
Организация совместной, самостоятельной деятельности.
В
совместную
деятельность
вносится
соответствующий
дидактический
и
развивающий материал.
Руководство совместной деятельностью с детьми:
Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий,
исключая
сообщение
детям
готовых
решений.
Стимулирование
педагогом
проявленной
самостоятельности
в
играх,
поощрение
стремления детей достичь результата.
Совместная игра воспитателя с ребёнком, с подгруппой детей. Дети
усваивают
при
этом
игровые
действия,
их
способы,
подходы
к
решению задач. У ребят вырабатывается уверенность в своих силах,
понимание
необходимости
сосредотачиваться,
напряжённо
думать
в
ходе поисков решения задач.
Создание элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной
с
ребёнком
игровой
деятельности.
Воспитатель
играет,
составляет
силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает
ребёнка
к
оценке
своих
действий,
просит
его
подсказать
ему
следующий
ход,
дать
совет,
высказать
предположение.
Ребёнок
занимает активную позицию в организованной подобным образом игре,
овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших её,
с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
Организация
разнообразных
форм
деятельности
в
уголке:
соревнований, конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт,
фигуру-силуэт), вечеров досуга, математических развлечений.
Используются следующие игровые приёмы
игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной
деятельности);
пальчиковая
гимнастика
(стимулирует
активность
мозга,
является
прекрасным речевым материалом);
элементы
драматизации
(в
том
числе
сказки
сочинённые
самими
детьми) –для повышения интереса детей к подаваемому материалу,
создания эмоционального фона;
метод
предварительной
ошибки
(очень
эффективен,
особенно
при
закреплении материала)
Руководство самостоятельной деятельностью направлено на поддержание
и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм.
Всю
работу
педагог
организует
с
учётом
индивидуальных
особенностей
воспитанников. Он предлагает ребёнку игру, ориентируясь на уровень его
умственного
и
нравственно
-
волевого
развития,
проявления
активности.
Привлекает
малоактивных
детей,
заинтересовывает
их
игрой
и
помогает
освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок
видит свои успехи. Тот, кто освоил новый ход, составил интересный силуэт,
решил задачу, стремится к новым достижениям.
Руководство
со
стороны
педагога
направлено
на
постепенное
развитие
детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Эффективным является:
переход
одного
вида
деятельности
(игры)
из
совместной
в
самостоятельную;
еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего
материала.
Таким образом, знания, полученные ребёнком на занятии, закрепляются в
совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную.
Развитие
логического
мышления
детей
–
процесс
длительный
и
весьма
трудоёмкий, прежде всего для самих детей, уровень мышления каждого очень
специфичен. К слабым детям необходим особый подход. Важно учитывать
психические
и
физические
особенности
детей,
оказание
поддержки,
воспитание уверенности в себе, самостоятельности в решении простых задач.
Особую роль играют “сильные” дети: отлично справившись с конкретной
задачей они “подключаются” к тем, кто испытывает трудности.
Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна.
Она
помогает
сплотить
коллектив,
даёт
возможность
самоутвердиться
успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах более слабым.
Таким
образом,
использование
элементов
шахматной
игры
в
развитии
логического мышления дошкольников способствует:
обобщению, систематизации и апробации методов и приёмов развития
логического мышления;
повышению
уровня
подготовки
дошкольников
к
усвоению
математических знаний;
формированию
умения
логически
рассуждать,
обобщать
и
систематизировать
свои
знания.
Творчески
решать
различные
проблемы.