Автор: Иванова Татьяна Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Куркинская ООШ"
Населённый пункт: села Курки Артинского района Свердловской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок комплексного применения знаний и умений по теме "Антонимы" для 5 класса
Раздел: среднее образование
Тема урока: Антонимы
Класс: 5
Учитель: Иванова Татьяна Сергеевна
Дата проведения: 29 января 2019 года
Тип урока:
урока комплексного применения знаний и умений (урок
закрепления).
Цель
урока: повторить
понятие
«антонимы»,
место
антонимов
в
речи,
разнообразие антонимов, антонимические пары.
Задачи урока:
- научить распознавать антонимы;
- раскрыть роль антонимов в речи;
-
повторить
и
систематизировать
понятия
«лексическое
значение
слова»,
«омонимы», «синонимы» «антонимы»;
- развивать:
умения применять новые знания на практике;
познавательный интерес учащихся к внешней оболочке слова и
его значению;
орфографическую зоркость;
речь учащихся;
умение
строить
речевые
высказывания,
контролировать
и
оценивать результаты деятельности;
коммуникативные навыки.
Планируемые результаты:
1)Предметные: знать
содержание
понятия
«антонимы»,
смысловые
и
стилистические
различия
антонимов;
знать
о
функции
антонимов
в
речи,
о
словаре
антонимов;
подбирать
антонимы
к
данным
словам,
использовать
антонимы в речи.
2) Метапредметные:
Личностные:
1
- способность к рефлексии.
Регулятивные:
- уметь формулировать цель деятельности;
- умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и
искать средства её осуществления;
- умения контролировать и оценивать свои действия, проявлять инициативность и
самостоятельность;
- вносить необходимые коррективы в действие, высказывать своё предположение.
Познавательные:
-
умения
использовать
логические
операции
сравнения,
анализа,
обобщения,
классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям;
- строить логическую цепь рассуждения.
Коммуникативные:
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
- принимать на себя ответственность за результат своих действий;
- наблюдать за действиями партнёра, находить неточности и корректировать их.
Ход урока
1. Организационный этап.
Психологический настрой на урок:
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- Ребята, посмотрите на экран.
- Где мы с вами сегодня оказались? (В комнате).
- А для того, чтобы выйти из неё, что мы должны сделать? (Открыть дверь)
- Кто попробует её открыть?
- Не получается?
- Давайте попробуем отодвинуть шкаф?
2
- Вы видите, что шкаф слишком тяжелый, чтобы отодвинуть его.
- Что нужно сделать?
- Убираем книги из шкафа.
- Выпал диск с книгой.
- Куда можно вставить диск?
- Конечно, в компьютер.
- Вставляйте.
- На экране монитора появилось изображение.
- Жмите на экран.
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных
знаний учащихся. Актуализация знаний.
- Проверяем домашнюю работу. На столе стоит аквариум с золотыми рыбками. За
каждый правильный ответ вы будете получать из аквариума рыбки. Ответьте на
вопросы:
1. Что такое лексикология? (Наука о языке, которая изучает словарный состав
языка). (Рыбка с буквой А)
2. Что такое лексика? (Словарный состав языка). (Рыбка с буквой Н)
3. Что такое слово? (Значимая единица языка). (Рыбка с буквой Т)
4. Что такое лексическое значение слова? (То, что обозначает слово). (Рыбка с
буквой О)
5. Что такое однозначные слова? (Слова, имеющие одно лексическое значение).
(Рыбка с буквой Н)
6.
Что
такое
многозначные
слова?
(Слова,
имеющие
несколько
лексических
значений). (Рыбка с буквой И)
7. Что такое омонимы? (Слова одной и той же части речи, одинаковые по
звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению). (Рыбка с
буквой М)
8. Что такое синонимы? (Слова одной и той же части речи, которые обозначают
одно и тоже, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического
значения и употреблением в речи). (Рыбка с буквой Ы)
- Молодцы, на все вопросы вы ответили, поэтому на рыбку я клею золотую рыбку
с цифрой. Из этих цифр получится код, который необходим, чтобы разблокировать
дверь.
-
Оцените
себя
на
оценочном
листе
во
второй
колонке,
где
написано
«Самооценка» по следующим критериям оценивания:
3
«5» – на все вопросы ответил правильно;
«4» - отвечал на вопросы, иногда ошибался;
«3» – часто ошибался, ответил правильно только на половину заданных вопросов;
«2» – не смог ответить правильно ни на один вопрос.
- Посмотрите на экран. Что лежит на столе? (Телефон)
- Правильно, телефон.
- Нажимаем на него.
- Он разряжен.
- Ваши дальнейшие действия?
- Телефон нужно зарядить. Как это сделать?
- Нужно найти зарядное устройство. А где его можно найти?
- Попробуйте отодвинуть коврик, может он зарядное устройство под ковриком
лежит?
- Действительно. Теперь вставляем зарядное устройство в телефон. А теперь что
нужно сделать?
- Вставить в розетку. Где найти розетку?
- Правильно, за шкафом.
- Что будем делать?
- Попробуйте отодвинуть шкаф.
- Что будем делать теперь?
- Поставим телефон на зарядку.
- Давайте попробуем нажать на телефон, может быть он уже зарядился?
3. Формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация
учебной деятельности учащихся.
- У каждой рыбки своё имя. Посмотрите внимательно на буквы и сформулируйте
тему нашего урока. (Ученики составляют слово: Антонимы).
- Как будет звучать тема нашего урока? (Антонимы).
- Молодцы совершенно верно.
- Откройте ваши тетради, записываем дату: 29 января. Классная работа. И тему
нашего урока: Антонимы.
- Сформулируйте цель и задачи урока. (Узнать, что такое антонимы, уметь
отличать
антонимы
от
синонимов
и
омонимов,
научиться
правильно
употреблять антонимы в устной и письменной речи).
- А зачем нам всё это необходимо знать?
4
- Хорошо. Но чтобы употреблять антонимы в речи, мы должны с вами вспомнить,
что же такое «антонимы»? (Антонимы – слова с противоположным лексическим
значением).
- Откройте учебники на странице 166 и все вместе прочитайте определение,
которое вам надо будет выучить к следующему уроку. (Антонимы – это слова
одной и той же части речи с противоположным лексическим значением).
- Скажите, в каком разделе языка изучаются антонимы? (Лексикология).
- Молодцы, вы ответили на мои вопросы и получаете вторую цифру от кода.
- Посмотрите на экран. Теперь куда нажмём?
- Нажимаем на книгу.
4. Первичное закрепление.
Задание 1. Подберите антонимы к словам и запишите в тетради парами:
Карточка 1. (Маше)
Подберите антонимы к словам и запишите в тетради парами:
День - ночь, весна, зима, добро, жара, мир, правда, радость.
Карточка 2. (Серёже)
Подберите антонимы к словам и запишите в тетради парами:
Войти - выйти, говорить, нашёл, уронил, насорил, ложиться, одеваться,
мириться, помогать, залететь, закрывать, включать, входить, заснуть.
Карточка 3. (Ане)
Запишите по образцу:
Дорога широкая – тропинка узкая, мёд … - перец …, уголь … - снег …, заяц
… - тигр … .
Карточка 4. (Владику)
Выпишите антонимы парами:
Тебе скажу я - высоко, а ты ответишь- низко.
Тебе скажу я - далеко, а ты ответишь- близко.
Давайте проверим, как вы выполнили задания. Ученик читает, остальные
слушают и проверяют, верно ли выполнено задание.
Карточка 1
День - ночь, весна - осень, зима - лето, добро - зло, жара - холод, мир -
война, правда - ложь, радость - горе.
- Какой частью речи являются эти слова? (Имена существительные).
Карточка 2
5
Войти - выйти, говорить - молчать, нашёл - потерял, уронил - подобрал,
ложиться - вставать, одеваться - раздеваться, мириться - ссориться, залететь -
вылететь, закрывать - открывать, включать - выключать, входить - выходить,
заснуть - проснуться.
- Какой частью речи являются эти слова? (Глаголами).
Карточка 3
Запишите по образцу:
Дорога широкая – тропинка узкая, мёд сладкий – перец горький, уголь
чёрный - снег белый, заяц маленький - тигр большой.
- Какой частью речи являются пропущенные слова? (Именами прилагательными).
Карточка 4.
Тебе скажу я - высоко, а ты ответишь - низко.
Тебе скажу я - далеко, а ты ответишь - близко.
- Назовите антонимы и запишите в тетрадь. (Высоко – низко, далеко –
близко).
- Какой частью речи являются эти слова? (Наречия)
- Итак, вы увидели, что антонимы – это слова одной и той же части речи.
- Молодцы, получаете третью цифру кода.
- Оцените свою работу на этапе «Первичное закрепление» в оценочном листе по
следующим критериям:
«5» – выполнил всё задание правильно;
«4» - выполнил всё задание, иногда ошибался;
«3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;
«2» – почти ничего не смог выполнить правильно.
Физкультминутка.
- Ребята, сейчас мы проведём физкультминутку.
Ручки вместе, ручки врозь.
Глазки прямо, глазки вкось.
Ножки здесь, и ножки там.
Что за шум и что за гам?
6
- Назовите антонимы в физкультминутке (Вместе-врозь, прямо-вкось, здесь-
там). Какой частью речи являются данные слова? (Наречия).
- Что ещё можно открыть?
- Попробуйте открыть шкафчики стола.
- Что нашли?
- Наушники.
- Прослушаем аудиофайл.
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
(проблемные задания)
- А сейчас поработаем группами. У каждого из вас будет своё задание. Маше
нужно будет записать пословицы в тетрадь, закончив их. Потом подчеркнуть в
пословицах антонимы.
Карточка 5.
Игра «Антонимы в пословицах» (Маше)
Закончить пословицы и подчеркнуть антонимы.
Ученье – свет, а неученье – … . Знай больше, а говори … . Ласточка день
начинает, а соловей … . Смелый побеждает, а трус … . Лучшая вещь новая, а
лучший друг … . Мир строит, а война … .
-
Антонимы
часто
используют
и
в
поэтических
текстах.
Ане
нужно
найти
антонимы в стихотворных строчках и записать из парами в тетрадь.
Карточка 6. (Ане)
Использование антонимов в поэтических текстах.
Найдите
в
стихотворениях
слова
с
противоположным
значением.
Запишите их парами в тетрадь.
Чем ночь темней,
тем ярче звезды (А. Майков)
Так мало пройдено дорог,
так много сделано ошибок (С. Еcенин)
«Противоположности» (автор Олеся Емельянова)
Грустный клоун громко плачет,
А веселый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить -
Хочет рёву рассмешить.
7
Разворчался старый дед:
"Доживешь вот до ста лет!"
Внук ответил: "Никогда!
Буду молодым всегда!"
Петя пил чай ледяной
И теперь лежит больной.
Если б пил компот сливовый,
Был бы, как Степан, здоровый.
Но вмешался Дима в дело:
"Ворон - чёрный, голубь - белый!"
Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка.
Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки -
Он гоняет их метлой.
Вася - добрый, Жора - злой!
За высоким за забором
Можно спрятать даже гору,
А за низеньким, увы,
Виден каждый пук травы.
Сел Мишутка на качели -
Мышки легкие взлетели.
Для забав подобных Мишка
Что-то уж тяжелый слишком.
Очень толстый червячок
Яблоку прогрыз бочок.
С тонким он теперь соседом
О скворцах ведет беседу.
Любят кот и папа Тани
Спать на мягком на диване,
А на жёсткий табурет
Вовсе претендентов нет.
8
Для красавицы спесивой
Принц не очень-то красивый.
Но он станет в миг прекрасным
Рядом с монстром безобразным.
Нынче пасмурный день был,
Глеб зонт взял, а Лев - забыл.
Дождь пролился неплохой.
Лев - весь мокрый, Глеб - сухой!
Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький.
Полный чемодан гордится,
Что поедет за границу,
Ну а старый и пустой
В шкаф отправят на постой.
Длинный сарафан для Маши,
Чтоб была всех в мире краше,
А короткий - для Алёнки,
Маленькой её сестрёнки.
"Ох, - вздыхает пёс голодный, -
Съесть могу кого угодно!"
Сытый же ему в ответ:
"Ну, тогда меня здесь нет!"
Папа Борю нынче днём
Узким выпорол ремнём.
Дулся Боря - он решил,
Любит даже царь подводный
Пить в жару коктейль холодный,
А эмир Али-Кучай
Пьет в жару горячий чай.
Грязному автомобилю
Путь машины преградили:
"Чистым здесь зелёный свет!
Остальным дороги нет!"
9
- Антонимы используются в сказках. Владику надо будет прочитать отрывки из
сказок и выписать антонимы парами в тетрадь.
Карточка 7. (Владику)
Прочитайте отрывки из сказок и выпишите антонимы парами.
Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей? Однажды
спорили Правда и Кривда: чем лучше жить - кривдой или правдой? Много ли,
мало они купались - Иван-царевич подкрался, взял у той девицы, что всех краше,
кушачок и спрятал за пазуху. Не забудьте ещё: у моего батюшки есть на дворе два
чана воды - одна вода сильная, а другая малосильная; переставь их с места на
место и напейся сильной воды.
- Серёже надо будет дописать пословицу, используя антонимы.
Карточка 8. (Серёже)
Допишите пословицу, используя антонимы:
Корень учения горек, а плод его … . Ласточка день начинает, а соловей … .
Ученье – свет, а неученье - … . Мягко стелет, да жестко … . Не бойся врага
умного, а бойся друга … . Знай больше, говори … . Лучшая вещь новая, лучший
друг - … . Легко сказать, да … сделать. Правой рукой строит, а левой … .
- Давайте проверим, что у вас получилось. Проверяют.
Закончить пословицы и подчеркнуть антонимы. (Маша)
Ученье – свет, а неученье – тьма. Знай больше, а говори меньше. Ласточка
день начинает, а соловей кончает. Смелый побеждает, а трус погибает. Лучшая
вещь новая, а лучший друг старый. Мир строит, а война разрушает.
Использование антонимов в поэтических текстах. (Аня)
Чем ночь темней,
тем ярче звезды (А. Майков)
Так мало пройдено дорог,
так много сделано ошибок (С. Еcенин)
«Противоположности» (автор Олеся Емельянова)
Грустный клоун громко плачет,
А веселый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить -
Хочет рёву рассмешить.
10
Разворчался старый дед:
"Доживешь вот до ста лет!"
Внук ответил: "Никогда!
Буду молодым всегда!"
Петя пил чай ледяной
И теперь лежит больной.
Если б пил компот сливовый,
Был бы, как Степан, здоровый.
Но вмешался Дима в дело:
"Ворон - чёрный, голубь - белый!"
Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка.
Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки -
Он гоняет их метлой.
Вася - добрый, Жора - злой!
За высоким за забором
Можно спрятать даже гору,
А за низеньким, увы,
Виден каждый пук травы.
Сел Мишутка на качели -
Мышки лёгкие взлетели.
Для забав подобных Мишка
Что-то уж тяжелый слишком.
Очень толстый червячок
Яблоку прогрыз бочок.
С тонким он теперь соседом
О скворцах ведёт беседу.
Любят кот и папа Тани
Спать на мягком на диване,
А на жёсткий табурет
Вовсе претендентов нет.
11
Для красавицы спесивой
Принц не очень-то красивый.
Но он станет в миг прекрасным
Рядом с монстром безобразным.
Нынче пасмурный день был,
Глеб зонт взял, а Лев - забыл.
Дождь пролился неплохой.
Лев - весь мокрый, Глеб - сухой!
Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький.
Полный чемодан гордится,
Что поедет за границу,
Ну а старый и пустой
В шкаф отправят на постой.
Длинный сарафан для Маши,
Чтоб была всех в мире краше,
А короткий - для Алёнки,
Маленькой её сестренки.
"Ох, - вздыхает пёс голодный, -
Съесть могу кого угодно!"
Сытый же ему в ответ:
"Ну, тогда меня здесь нет!"
Папа Борю нынче днём
Узким выпорол ремнём.
Дулся Боря - он решил,
Любит даже царь подводный
Пить в жару коктейль холодный,
А эмир Али-Кучай
Пьёт в жару горячий чай.
Грязному автомобилю
Путь машины преградили:
"Чистым здесь зелёный свет!
Остальным дороги нет!"
- Как называется этот художественный приём в литературе (Антитеза).
12
- Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой,
выразительной.
Прочитайте отрывки из сказок и выпишите антонимы парами.
(Владик)
Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей? Однажды
спорили Правда и Кривда: чем лучше жить - кривдой или правдой? Много ли,
мало они купались - Иван-царевич подкрался, взял у той девицы, что всех краше,
кушачок и спрятал за пазуху. Не забудьте ещё: у моего батюшки есть на дворе два
чана воды - одна вода сильная, а другая малосильная; переставь их с места на
место и напейся сильной воды.
Допишите пословицу, используя антонимы. (Серёжа)
Корень учения горек, а плод его сладок. Ласточка день начинает, а соловей
кончает. Ученье – свет, а неученье - тьма. Мягко стелет, да жестко спать. Не
бойся врага умного, а бойся друга глупого. Знай больше, говори меньше. Лучшая
вещь новая, лучший друг - старый. Легко сказать, да трудно сделать. Правой
рукой строит, а левой разрушает.
- Молодцы, получаете четвёртую цифру кода.
-
Оцените
свою
работу
на
этапе
«Творческое
применение
знаний»
по
следующим критериям оценивания:
«5» – выполнил всё задание правильно;
«4» - выполнил всё задание, иногда ошибался;
«3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;
«2» – почти ничего не смог выполнить правильно.
Физкультминутка. Игра с мячом «Скажи наоборот».
- А сейчас я предлагаю вам поиграть. Я буду называть слово и бросать мяч
одному из вас. Поймавший мяч должен придумать слово, противоположное по
значению, сказать это слово и бросить мяч обратно мне.
Одеть (раздеть), бросить (поймать), положить (убрать), купить (продать),
поднять (опустить), спрятать (найти), дать (взять), налить (вылить).
13
- У каждого из вас на парте лежит карточка с куар кодом. На ней написаны:
А, В, С. D. Это варианты ответов теста. Ваша задача выбрать правильный вариант
и показать карточку мне, чтобы ответ с выбранной буквой были расположены
вверху.
-
Посмотрите
на
экран.
На
столе
зеркало.
Нажмите
на
него.
Перед
Вами
открылось
окно.
Вы
видите,
что
нужно
выполнить
тест.
Выполнив
его,
вы
получите следующую цифру кода.
Итак, мы выполнили все задания, нам осталось открыть дверь. Попробуйте это
сделать!
Почему не получается? Нужно открыть кодовый замок. Посмотрите, за каждое
выполненное задание я вам наклеивала рыбки. У каждой рыбки своя цифра.
Последовательность
этих
цифр
–
это
и
есть
код
для
открытия
нашей
заблокированной двери. Какой код получился?
Тест (с использованием пликерс)
1. Укажите строку, в которой есть антонимы:
А) холод, жара, стужа, зной
В) лето, тепло, дождь, зной
С) весна, оттепель, дождь
D) холод, ветер, зима
2. Укажите пару, которая является антонимами:
А) идти - бежать
В) встречать – провожать
С) писать - рисовать
D) смотреть - видеть
3. Подберите антоним к слову труд:
А) ремесло
В) тяжёлый
С) безделье
D) работа
4. Слова близкий – короткий – антонимы?
А) да
В) нет
14
5. Укажите, в какой пословице употреблены антонимы:
А) Всякий сверчок знай свой шесток.
В) Большому кораблю – большое плавание.
С) Мягко стелет, да жёстко спать.
D) Чужой славой не проживёшь.
1 – А, 2 – В, 3 – С, 4 – В, 5 - C
- Оцените свою работу на оценочном листе при выполнении теста по следующим
критериям оценивания:
«5» – выполнил все задания правильно;
«4» - выполнил правильно 4 задания, допустил 1 ошибку;
«3» - выполнил правильно 3 задания, допустил 2 ошибки;
«2» - выполнил правильно 2 задания, допустил 3 ошибки.
- Молодцы, вы выполнили тест и получаете пятую цифру кода.
- Подсчитайте, сколько у вас получилось баллов в сумме за урок.
- Право ввести код предоставляется ученику, набравшему наибольшее количество
баллов на уроке – Ане.
-
Итак,
какой
код
у
нас
получился?
(12345)
Введите
код. Дверь
разблокирована! Открываем дверь!
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание
1. Выучить правило на странице 166.
2. Выполнить упр. 370.
3. Составить кроссворд по теме «Антонимы»
4. Написать лингвистическую сказку с употреблением антонимов.
7. Рефлексия (подведение итогов занятия).
- С какими словами вы познакомились на уроке?
- Что повторили?
- Что вы узнали нового?
- Кому было легко, все понятно?
- Кому было трудно и необходима помощь?
- Спасибо, и я вами довольна.
15
- Сдайте листы самооценки и ваши работы, я оценю их и выставлю итоговую
отметку за работу на уроке.
Урок окончен, вы свободны.
Оценочный лист.
Тема урока: _________________________________________
Фамилия, имя ученика__________________________________________
Задания
Самооценка
Оценка
учителя
Итоговая
оценка
1. Проверка домашнего задания.
2. Первичное закрепление.
3. Творческое применение знаний.
4. Тест.
Итоговая отметка за урок
Я оцениваю работу класса
Критерии оценивания:
«5» – выполнил всё задание правильно;
«4» - выполнил всё задание, иногда ошибался;
«3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;
«2» – почти ничего не смог выполнить правильно.
Дополнительный материал
Карточка 9.
Игра «Наоборот» (Устно)
«Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например:
БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов:
· Веселый – грустный
· Быстрый – медленный
· Красивый – безобразный
· Пустой – полный
16
· Худой – толстый
· Умный – глупый
· Тяжелый – лёгкий
· Твердый – мягкий
· Шершавый – гладкий
Карточка 10.
Работа со стихотворением.
- В походе всегда хочется есть. Выразительно прочитайте стихотворение Генриха
Сапгира. Выпишите все пары антонимов.
ЯБЛОКО
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок – высоко,
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко,
А теленок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыпленок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно.
– Кислое, зачем оно?
– Что вы? –
Шепчет червячок –
Сладкий у него бочок.
Ответы: низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кислый – сладкий.
Карточка 11.
Игра «Выбери пару»
Выбрать
из
трёх
слов
два
слова
-
«неприятеля».
Предлагаются
слова
существительные, глаголы, прилагательные.
Друг, печаль, враг.
Ночь, сутки, день.
Радость, радостный, печаль.
Поднимать, опускать, брать.
Давать, продавать, отдавать
17
Покупать, продавать, отдавать.
Говорить, идти, молчать.
Высокий, большой, низкий.
Длинный, большой, короткий.
Большой, низкий, маленький.
Белый, длинный, черный.
Короткий, маленький, длинный.
Тяжелый, длинный, легкий.
Хороший, светлый, плохой.
Карточка 12.
Игра «Двойной противник»
Подберите антонимы к двум словам в словосочетании.
Знаменитый смельчак
Выгодная покупка
Добрый друг
Радостная встреча
Неожиданный отъезд
Плавный вдох
Вспомнить радость
Светлый верх
Внешнее спокойствие
Извилистый спуск
Крутой подъем
Давняя обида
Мелкий недостаток
Отдать много
Взволнованный враг
Пустить сверху
Тёмное прошлое
Долгожданное богатство
Слабый мороз
Грустная старость
Тихий плач
Узкий въезд
Темное прошлое
Грустный конец
Счастливый конец
Огромная гора
Внезапная ссора
18
Кроссворд «Антонимы».
Решите кроссворд, ответами которого будут слова- антонимы, подобранные вами.
1
2
3
4
5
6
7
1.
Большой
2.
Радоваться
3.
Ненавидеть
4.
Раздеваться
5.
Близко
6.
Множественный
7.
Частичный
Ответы:
1
М
а
л
е
н
ь
к
и
й
2
О
г
о
р
ч
а
т
ь
с
я
3
Л
ю
б
и
т
ь
4
О
д
е
в
а
т
ь
с
я
5
Д
а
л
е
к
о
6
Е
д
и
н
с
т
в
е
н
н
ы
й
7
Ц
е
л
ы
й
19