Напоминание

"Социальное партнёрство ДОУ с семьями воспитанников"


Автор: Пряслихина Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №49
Населённый пункт: г.Серпухов Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Социальное партнёрство ДОУ с семьями воспитанников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №49 «ЛАДУШКИ»

Тема:

Социальное партнерство ДОУ с семьями

воспитанников»

Выполнила воспитатель :

Пряслихина Т.А.

Одним

из

непременных

условий

воспитания

ребенка

в

ДОУ

является

взаимодействие с семьями воспитанников. Мы глубоко убеждены, что только

взаимодействуя

с

родителями

можно

добиться

результатов

в

воспитании

и

обучении детей, причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное

партнерство,

что

подразумевает

равное

участие

в

воспитании

ребенка,

как

детского сада, так и семьи.

Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья

или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные

учреждения). Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития

личности ребенка, невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку

его

сила

и

действенность

несравнимы

ни

с

каким,

даже

очень

квалифицированным воспитанием.

Современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от других

воспитательных институтов: ребенок ходит в дошкольное учреждение, потом в

школу, занимается в кружке или студии художественного воспитания, посещает

спортивную секцию и т.д.

Семья-первоисточник и образец формирования межличностных отношений

ребенка, а мама и папа - образец для подражания.

Не существует другого такого института семьи, кроме института семьи, так

точно преопределяющего закономерности формирования будущего человека. За

поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны

взрослые - их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стериотипы.

Все воспитательные институты призваны содействовать максимальному

развитию

ребенка,

поэтому

заинтересованы

в

том,

чтобы

объединить

свои

усилия, учитывая при этом те аспекты воспитательной деятельности, в области

которых

каждый

их

них

обладает

теми

или

иными

преимуществами.

Так,

детский

сад

более

квалифицированно,

чем

семья,

осуществляет

обучение,

развитие творческих способностей детей, подготовку к школе и др. В какой-то

степени и семья может ввести ребенка в мир тех знаний и умений, о которых

говорилось выше. Но важно, насколько это будет педагогически грамотно. Ведь

неправильной

методикой

воспитания

и

обучения

развитию

ребенка

легко

нанести больше вреда, чем пользы.

При всей универсальности и незаменимости семейного воспитания оно не

обеспечивает

всей

полноты

условий

для

гармоничного

и

разностороннего

развития

личности.

Поэтому

сегодня

речь

идет

не

о

замене

домашнего

воспитания

общественным

или

наоборот,

а

об

их

взаимодополняемости

в

созидании личности ребенка, о сотрудничестве родителей и профессиональных

педагогов.

В связи с вышесказанным, объектом исследования является организация

взаимодействия

дошкольного

образовательного

учреждения

с

родителями

воспитанников.

Детский сад - первое общественное воспитательное учреждение, с которым

вступают

в

контакт

родители

и

где

начинается

их

систематическое

психологическое и педагогическое просвещение. Сотрудничество педагогов и

родителей предполагают равенство позиций партнеров, уважительное отношение

друг

к

другу

взаимодействующих

сторон

с

учетом

их

индивидуальных

возможностей и способностей.

Это совместная деятельность, в которой никому не принадлежит привилегия

указывать, контролировать, оценивать.

Итоги исследований показывают, что благополучных семей гораздо меньше,

чем семей проблемных. Кроме того, мы столкнулись еще с одной проблемой,

когда

материально

обеспеченная

семья,

которая,

казалось

бы,

имеет

все

возможности

и

средства

для

воспитания

ребенка,

этим

ребенком

просто

не

занимается в силу своей занятости. То есть дети из благополучных семей так же

ощущают

дефицит

любви

и

внимания,

как

и

в

семьях

неблагополучных.

Планируя

свою

работу

с

родителями,

мы

отдаем

предпочтение

совместным

мероприятиям, тем самым «разворачивая» семью в сторону ребенка.

Можно использовать

различные формы работы: общие и групповые

родительские

собрания,

тематические

консультации,

проведение

совместных

мероприятий, анкетирование, наглядная информация, показ открытых занятий

для

родителей,

дни

открытых

дверей,

выставки

совместных

работ.

Еще

до

поступления ребенка в ДОУ устанавливаются первые контакты между семьями и

детским садом путем приглашения родителей с детьми посетить наш детский сад

и познакомиться с развивающей средой, особенностями работы ДОУ; знакомства

родителей

с

нормативными

документами

(Устав,

лицензия,

аккредитация,

договор), оформление родительского договора.

Работу с родителями можно

строить на принципе сотрудничества и

взаимодействия. При этом решаются приоритетные задачи:

- повышение педагогической культуры родителей;

- приобщение родителей к участию в жизни детского сада;

- изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования

воспитательных воздействий на ребенка.

В

начале

учебного

года

мы

составляем

план

работы,

намечаем

различные

мероприятия, сроки их исполнения. Планируя свою работу с родителями, отдаем

предпочтение совместным мероприятиям (спортивные праздники, дни здоровья,

утренники, выставки совместного творчества и др.). Педагоги всегда находятся в

постоянном поиске новых нестандартных форм и методов работы с родителями,

использование

которых

дает

хорошие

результаты:

родители

становятся

активными участниками всех дел детского сада, непременными помощниками

педагогов.

Организация творческих выставок, целью которых является привлечение

родителей к активному участию в современном с детьми творчестве. Проведение

таких выставок стала хорошей традицией. В процессе совместной трудовой

деятельности ребенок чувствует свою значимость, это приносит ему радость,

поддерживает

интерес

и

желание

мастерить.

Он

начинает

понимать,

что

конечный результат зависит от него, учится распределять обязанности между

членами семьи и планировать процесс изготовления предмета выставки. А самое

ценное – это то, что дети и взрослые совместно проводят время, занимаются

общим делом.

В ДОУ создаются условия для максимального удовлетворения запросов

родителей детей дошкольного возраста по их воспитанию и обучению. Родители

получают

информацию

о

целях

и

задачах

учреждения,

имеют

возможность

обсуждать

различные

вопросы

пребывания

ребенка

в

ДОУ,

участвовать

в

жизнедеятельности детского сада.

Успехи, достигнутые во взаимоотношениях с родителями воспитанников, на

сегодняшний день являются неоценимыми для педагогов ДОУ, от дальнейшего

развития

и

повышения

их

эффективности

зависит

результативность

педагогического

воздействия

и

создание

благоприятного

психологически

комфортного

климата

для

всестороннего

гармоничного

развития

личности

каждого ребенка.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний

день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности

в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть

связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда

место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и

детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто

испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора

формы взаимодействия.

Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в

сотрудничество

с

родителями.

Необходима

разработка

и

внедрение

системы

работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам

рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности

ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим,

вопрос

поиска

и

осуществления

современных

форм

взаимодействия

дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из

самых актуальных.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации

их

совместной

деятельности

и

общения.

Основная

цель

всех

видов

форм

взаимодействия

ДОУ

с

семьёй

установление

доверительных

отношений

с

детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание

потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Педагоги

стараются

наиболее

полно

использовать

весь

педагогический

потенциал

традиционных

форм

взаимодействия

с

семьей

и

ищут

новые,

современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением

социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать

как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так

и

современные

формы

устные

журналы,

экскурсии,

родительские

клубы,

акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из

представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к

обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие

требования к формам взаимодействия:

оригинальность,

востребованность,

интерактивность.

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества,

которые

предполагают

подключение

родителей

к

активному

участию,

как

в

педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы

используем разнообразные современные формы работы с родителями. Что же к

ним можно отнести:

1. Информационно-аналитические

анкетирование;

опрос;

"почтовый ящик".

2. Наглядно-информационные

родительские клубы;

мини-библиотека;

информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости»;

выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей».

3. Познавательные

родительские гостиные;

нетрадиционные родительские собрания;

устные журналы;

экскурсии.

4. Досуговые

праздники;

совместные досуги;

акции;

участие родителей в конкурсах, выставках.

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это

коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями

и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или

методисту.

Заданные

вопросы

освещаются

на

родительских

собраниях

или

даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям

делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени

мешает педагогу встретиться с родителями лично.

Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд «ОКНО

– очень короткие новости». В «ОКНЕ» отражаются наиболее важные события –

праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи

гостей,

интересные

занятия,

конкурсы,

продукты

коллективного

детского

творчества,

сочинения

детей.

При

необходимости

эти

стенды

легко

превращаются в тематические: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах

ребенка» и т.п.

Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы

с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что

на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед

родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого

положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить

общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов

более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее.

Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д.

Часто

педагоги

используют

видеозаписи

деятельности

детей,

фрагменты

занятий,

конкурсных

выступлений.

Именно

поэтому

процент

посещения

собраний достаточно высок.

Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями

форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для

сотрудничества.

Доброй

традицией

стало

ежегодное

п р о веде н и е

оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное

учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без

родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере,

неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения

современных

форм

взаимодействия

позиция

родителей

стала

более

гибкой.

Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего

ребёнка.

Такие

изменения

позволяют

нам

говорить

об

эффективности

использования современных форм в работе с родителями.

Список литературы.

Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм

сотрудничества

педагогов

детского

сада

с

семьей

ребенка

//

Дошкольное

воспитание. 1998. N 6.

Арнаутова

Е.

Методы

обогащения

воспитательного

опыта

родителей

//

Дошкольное воспитание. 2002. N 9. Гершунский, Б.С. Философия образования

для

ХХI

века

поисках

практико-ориентированных

образовательных

концепций) – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с

семьей // Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004.

Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей //

Дошкольное воспитание. 2001. N 8. - С. 57 - 59.

Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей

раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.

Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый

мир. 1960. N 7. - С. 208.



В раздел образования