Автор: Пряслихина Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №49
Населённый пункт: г.Серпухов Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Социальное партнёрство ДОУ с семьями воспитанников"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №49 «ЛАДУШКИ»
Тема:
Социальное партнерство ДОУ с семьями
воспитанников»
Выполнила воспитатель :
Пряслихина Т.А.
Одним
из
непременных
условий
воспитания
ребенка
в
ДОУ
является
взаимодействие с семьями воспитанников. Мы глубоко убеждены, что только
взаимодействуя
с
родителями
можно
добиться
результатов
в
воспитании
и
обучении детей, причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное
партнерство,
что
подразумевает
равное
участие
в
воспитании
ребенка,
как
детского сада, так и семьи.
Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья
или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные
учреждения). Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития
личности ребенка, невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку
его
сила
и
действенность
несравнимы
ни
с
каким,
даже
очень
квалифицированным воспитанием.
Современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от других
воспитательных институтов: ребенок ходит в дошкольное учреждение, потом в
школу, занимается в кружке или студии художественного воспитания, посещает
спортивную секцию и т.д.
Семья-первоисточник и образец формирования межличностных отношений
ребенка, а мама и папа - образец для подражания.
Не существует другого такого института семьи, кроме института семьи, так
точно преопределяющего закономерности формирования будущего человека. За
поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны
взрослые - их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стериотипы.
Все воспитательные институты призваны содействовать максимальному
развитию
ребенка,
поэтому
заинтересованы
в
том,
чтобы
объединить
свои
усилия, учитывая при этом те аспекты воспитательной деятельности, в области
которых
каждый
их
них
обладает
теми
или
иными
преимуществами.
Так,
детский
сад
более
квалифицированно,
чем
семья,
осуществляет
обучение,
развитие творческих способностей детей, подготовку к школе и др. В какой-то
степени и семья может ввести ребенка в мир тех знаний и умений, о которых
говорилось выше. Но важно, насколько это будет педагогически грамотно. Ведь
неправильной
методикой
воспитания
и
обучения
развитию
ребенка
легко
нанести больше вреда, чем пользы.
При всей универсальности и незаменимости семейного воспитания оно не
обеспечивает
всей
полноты
условий
для
гармоничного
и
разностороннего
развития
личности.
Поэтому
сегодня
речь
идет
не
о
замене
домашнего
воспитания
общественным
или
наоборот,
а
об
их
взаимодополняемости
в
созидании личности ребенка, о сотрудничестве родителей и профессиональных
педагогов.
В связи с вышесказанным, объектом исследования является организация
взаимодействия
дошкольного
образовательного
учреждения
с
родителями
воспитанников.
Детский сад - первое общественное воспитательное учреждение, с которым
вступают
в
контакт
родители
и
где
начинается
их
систематическое
психологическое и педагогическое просвещение. Сотрудничество педагогов и
родителей предполагают равенство позиций партнеров, уважительное отношение
друг
к
другу
взаимодействующих
сторон
с
учетом
их
индивидуальных
возможностей и способностей.
Это совместная деятельность, в которой никому не принадлежит привилегия
указывать, контролировать, оценивать.
Итоги исследований показывают, что благополучных семей гораздо меньше,
чем семей проблемных. Кроме того, мы столкнулись еще с одной проблемой,
когда
материально
обеспеченная
семья,
которая,
казалось
бы,
имеет
все
возможности
и
средства
для
воспитания
ребенка,
этим
ребенком
просто
не
занимается в силу своей занятости. То есть дети из благополучных семей так же
ощущают
дефицит
любви
и
внимания,
как
и
в
семьях
неблагополучных.
Планируя
свою
работу
с
родителями,
мы
отдаем
предпочтение
совместным
мероприятиям, тем самым «разворачивая» семью в сторону ребенка.
Можно использовать
различные формы работы: общие и групповые
родительские
собрания,
тематические
консультации,
проведение
совместных
мероприятий, анкетирование, наглядная информация, показ открытых занятий
для
родителей,
дни
открытых
дверей,
выставки
совместных
работ.
Еще
до
поступления ребенка в ДОУ устанавливаются первые контакты между семьями и
детским садом путем приглашения родителей с детьми посетить наш детский сад
и познакомиться с развивающей средой, особенностями работы ДОУ; знакомства
родителей
с
нормативными
документами
(Устав,
лицензия,
аккредитация,
договор), оформление родительского договора.
Работу с родителями можно
строить на принципе сотрудничества и
взаимодействия. При этом решаются приоритетные задачи:
- повышение педагогической культуры родителей;
- приобщение родителей к участию в жизни детского сада;
- изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования
воспитательных воздействий на ребенка.
В
начале
учебного
года
мы
составляем
план
работы,
намечаем
различные
мероприятия, сроки их исполнения. Планируя свою работу с родителями, отдаем
предпочтение совместным мероприятиям (спортивные праздники, дни здоровья,
утренники, выставки совместного творчества и др.). Педагоги всегда находятся в
постоянном поиске новых нестандартных форм и методов работы с родителями,
использование
которых
дает
хорошие
результаты:
родители
становятся
активными участниками всех дел детского сада, непременными помощниками
педагогов.
Организация творческих выставок, целью которых является привлечение
родителей к активному участию в современном с детьми творчестве. Проведение
таких выставок стала хорошей традицией. В процессе совместной трудовой
деятельности ребенок чувствует свою значимость, это приносит ему радость,
поддерживает
интерес
и
желание
мастерить.
Он
начинает
понимать,
что
конечный результат зависит от него, учится распределять обязанности между
членами семьи и планировать процесс изготовления предмета выставки. А самое
ценное – это то, что дети и взрослые совместно проводят время, занимаются
общим делом.
В ДОУ создаются условия для максимального удовлетворения запросов
родителей детей дошкольного возраста по их воспитанию и обучению. Родители
получают
информацию
о
целях
и
задачах
учреждения,
имеют
возможность
обсуждать
различные
вопросы
пребывания
ребенка
в
ДОУ,
участвовать
в
жизнедеятельности детского сада.
Успехи, достигнутые во взаимоотношениях с родителями воспитанников, на
сегодняшний день являются неоценимыми для педагогов ДОУ, от дальнейшего
развития
и
повышения
их
эффективности
зависит
результативность
педагогического
воздействия
и
создание
благоприятного
психологически
комфортного
климата
для
всестороннего
гармоничного
развития
личности
каждого ребенка.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний
день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности
в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть
связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда
место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и
детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто
испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора
формы взаимодействия.
Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в
сотрудничество
с
родителями.
Необходима
разработка
и
внедрение
системы
работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам
рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности
ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим,
вопрос
поиска
и
осуществления
современных
форм
взаимодействия
дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из
самых актуальных.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации
их
совместной
деятельности
и
общения.
Основная
цель
всех
видов
форм
взаимодействия
ДОУ
с
семьёй
–
установление
доверительных
отношений
с
детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание
потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Педагоги
стараются
наиболее
полно
использовать
весь
педагогический
потенциал
традиционных
форм
взаимодействия
с
семьей
и
ищут
новые,
современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением
социально-политических и экономических условий развития нашей страны.
Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать
как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так
и
современные
формы
–
устные
журналы,
экскурсии,
родительские
клубы,
акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.
Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из
представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к
обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие
требования к формам взаимодействия:
оригинальность,
востребованность,
интерактивность.
В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества,
которые
предполагают
подключение
родителей
к
активному
участию,
как
в
педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы
используем разнообразные современные формы работы с родителями. Что же к
ним можно отнести:
1. Информационно-аналитические
анкетирование;
опрос;
"почтовый ящик".
2. Наглядно-информационные
родительские клубы;
мини-библиотека;
информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости»;
выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей».
3. Познавательные
родительские гостиные;
нетрадиционные родительские собрания;
устные журналы;
экскурсии.
4. Досуговые
праздники;
совместные досуги;
акции;
участие родителей в конкурсах, выставках.
Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это
коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями
и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или
методисту.
Заданные
вопросы
освещаются
на
родительских
собраниях
или
даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям
делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени
мешает педагогу встретиться с родителями лично.
Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд «ОКНО
– очень короткие новости». В «ОКНЕ» отражаются наиболее важные события –
праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи
гостей,
интересные
занятия,
конкурсы,
продукты
коллективного
детского
творчества,
сочинения
детей.
При
необходимости
эти
стенды
легко
превращаются в тематические: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах
ребенка» и т.п.
Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы
с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что
на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед
родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого
положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить
общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов
более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее.
Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д.
Часто
педагоги
используют
видеозаписи
деятельности
детей,
фрагменты
занятий,
конкурсных
выступлений.
Именно
поэтому
процент
посещения
собраний достаточно высок.
Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями
форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для
сотрудничества.
Доброй
традицией
стало
ежегодное
п р о веде н и е
оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное
учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без
родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере,
неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения
современных
форм
взаимодействия
позиция
родителей
стала
более
гибкой.
Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего
ребёнка.
Такие
изменения
позволяют
нам
говорить
об
эффективности
использования современных форм в работе с родителями.
Список литературы.
Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм
сотрудничества
педагогов
детского
сада
с
семьей
ребенка
//
Дошкольное
воспитание. 1998. N 6.
Арнаутова
Е.
Методы
обогащения
воспитательного
опыта
родителей
//
Дошкольное воспитание. 2002. N 9. Гершунский, Б.С. Философия образования
для
ХХI
века
(в
поисках
практико-ориентированных
образовательных
концепций) – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с
семьей // Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004.
Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей //
Дошкольное воспитание. 2001. N 8. - С. 57 - 59.
Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей
раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.
Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый
мир. 1960. N 7. - С. 208.