Автор: Константинова Светлана Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МКДОУ
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Инклюзивное образование детей с ОВЗ
Тема: Коррекционно-развивающая работа по развитию зрительного восприятия, с ребенком с глубоким нарушением зрения
Раздел: дошкольное образование
Коррекционно-развивающая работа по развитию зрительного
восприятия,
с ребенком с глубоким нарушением зрения
(по индивидуальному образовательному маршруту)
Константинова Светлана Александровна
г.
Новосибирск,
муниципальное
казенное
дошкольно е
о б р а з о в ат е л ь н о е
у ч р е ж д е н и е
« Д е т с к и й
с а д
№
1 5 8
комбинированного вида», учитель-дефектолог.
В свете сегодняшнего инклюзивного пространства в образовательных
учреждениях
очень
актуален
вопрос
написания
индивидуального
образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, ребенка инвалида.
Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, который
отражает
специальные
условия
для
максимальной
реализации
особых
образовательных
потребностей
ребенка
с
ОВЗ
в
процессе
обучения
и
воспитания на определенной ступени образования, а так же подготовки его к
обучению в школе.
В естественных жизненных условиях, ребенок с нормальным зрением
подвергается
воздействиям
систематически
и
многократно
повторяемой
визуальной
стимуляции.
Значительное
снижение
зрения
существенно
ограничивает естественную стимуляцию, в следствии, чего ребенок не может
приобрести такой же сенсорно-перцептивный опыт, как нормально видящий
ребенок.
Дети с нарушением зрения находятся в обедненной зрительной среде,
при которой генетические предпосылки развития восприятия теряют свою
силу. Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия в этом
возрасте
способствует
существенному
улучшению
сенсорной
основы
когнитивного развития.
Ребенок поступил в наше дошкольное учреждение в возрасте 2,5 лет с
Диагнозом:
Субатрофия, тотальная лейкома роговицы ОД;
-Оперированная тотальная отслойка сетчатки;
-Ретинопатия недоношенных Y степени;
-Авитрия; Афакия ОИ.
В ясельной, младшей и средней группе по индивидуальному маршруту с ним
занималась
учитель-дефектолог Т.И., а я была воспитателем
в группе,
которую он посещал. Последние два года, т.е. в старшей и подготовительной
группе я работаю учителем-дефектологом и продолжаю работу начатую Т.И.
Должна сказать, что это очень объемное и нелегкое дело. Я поделюсь своим
опытом
по
одному
из
разделов
коррекционной
работы
–
это
развитие
зрительного восприятия.
Всем
известно,
что
у
детей
с
патологией
зрения
отмечается
специфичность формирования зрительных образов. В этой связи возникает
необходимость развитию у них способности к наблюдению, специального
обучения
зрительному
выделению
и
узнаванию
различных
объектов
и
явлений, их анализу и синтезу. Кроме того, необходимо научить пользоваться
слуховым,
осязательным
и
другими
видами
восприятия,
дополняющими
неполноценное зрение. Только в этом случае возможно формирование у детей
данной категории адекватных представлений об окружающем мире.
Чтобы познавать окружающий мир, нам нужно было научить ребенка
замечать, визуально выделять характеризующие предмет признаки. Ребёнок с
нарушением
зрения,
как
правило,
не
может
самостоятельно
зрительно
выделить именно те признаки, которые являются наиболее информативными,
позволяющие получить о предмете реальное представление.
Мы учили ребенка целенаправленному зрительному обследованию,
осуществляя обучение по определённой системе. Эта система предполагает
теснейшую взаимосвязь специальных коррекционных занятий, на которых у
ребёнка формировались умения воспринимать и анализировать с помощью
зрения
окружающий
мир,
с
игровой,
учебной,
изобразительной,
конструктивной, трудовой деятельностью в детском саду.
Это позволило педагогам познакомить ребенка с такими признаками
окружающих предметов и явлений, которые он
самостоятельно не мог
выделить. В процессе обучения зрительному обследованию педагог должен
постоянно
направлять
и
контролировать
зрительное
восприятие
ребёнка (подсказывающими вопросами, инструкциями). Это необходимо так,
как
зрительное
внимание
у
детей
рассматриваемой
категории
крайне
неустойчиво, они с трудом удерживают своё внимание на изучаемом объекте
или явлении, отвлекаясь на другие объекты.
План зрительного обследования предметов
1.
Зрительное выделение ребёнком предмета, названного педагогом.
2.
Зрительное
выделение
и
называние
ребёнком
основных
признаков
предмета (цвета, формы, величины, материала, из которого сделан
предмет, его пространственного расположения).
3.
Зрительное
выделение
и
называние
ребёнком
основных
частей
предмета, особенностей его строения.
4.
Зрительное
выделение
и
словесное
обозначение
ребёнком
пространственного расположения частей предмета относительно друг
друга (справа, слева, выше, ниже и т. д.).
5.
Целостное зрительное восприятие предмета.
Обучение зрительному обследованию предметов происходило в три этапа.
Н а первом
этапе
это
осуществлялось
на
основе
показа
и
словесных
обозначений и инструкций . Например,
предъявляется
предмет (мяч) и
называет
его,
привлекая
к
нему
внимание
инструкцией «Посмотри
внимательно. Это мяч». Затем указкой с ярким наконечником или рукой
педагог обводит контур предмета, его части, жестом направляя и удерживая
зрительное внимание ребенка. Называя признаки предмета ( «Мяч красного
цвета. Он круглый»), дополняя свои слова указательным жестом, используя
указку или показывая рукой.
Н а втором этапе ребёнку предоставляется самостоятельность в зрительном
выделении предметов и их основных признаков, частей предмета. При этом
ребёнок следует направляющим инструкциям воспитателя и отвечает на его
вопросы.
На третьем этапе предполагается полная самостоятельность детей.
О бу ч е н и е
з р и т е л ь н ом у
о б с л е д ов а н и ю
п р е д м е т ов (игрушек,
геометрических
фигур)
осуществлялось
целенаправленно
и
последовательно.
1.
Зрительное
обследование
натуральных
предметов
ближайшего
окружения (в соответствии с возрастом выбирались предметы — от
простой
формы
к
все
более
сложной
форме,
с
постепенным
увеличением зрительно воспринимаемых признаков)
2.
Зрительное
обследование
игрушек,
геометрических
фигур (как
и
в
первом
случае
–
от
простой
к
всё
более
сложной
форме,
с
постепенным увеличением зрительно воспринимаемых признаков).
3.
Зрительное
обследование
предметных
изображений (от
простых
к
более
сложным),
сопровождаемое
соотнесением
изображений
с
предметами.
4.
Зрительное
обследование
сюжетных
изображений (от
простых
–
одноплановых, с небольшим количеством изображённых предметов –
до
изображений
с
двух
—
и
трёхплановой
перспективной
и
с
постепенным увеличением числа изображенных предметов).
5.
З р и т е л ь н о е
у з н а в а н и е ,
н а хож д е н и е
п р е д м е т о в (игрушек,
геометрических
фигур,
предметных
и
сюжетных
изображений) по
описанию педагога, с опорой на имеющийся зрительный опыт Артема.
6.
Описание
им
зрительно
воспринятых
предметов
игрушек,
геометрических
фигур,
предметных
и
сюжетных
изображений,
предъявленных
воспитателем
по
памяти (сначала
–
с
помощью
вопросов педагога , позже – самостоятельно).
Организация
обучения
зрительному
обследованию
положительно
повлияло на развитие его познавательной деятельности, мальчик стал более
активным и самостоятельным. Очень важно и то, что он начал понимать
важность и роль зрения в его жизни, осознавать, что с помощью зрения он
может многое узнать об окружающем мире.
При
обследовании
на
начало
учебного
года
в
2017-18
учебном
году
ребенок показал высокий уровень зрительного восприятия, что говорит о том,
что наша работа не была напрасной, у него появилась мотивация к учебной
деятельности.