Напоминание

Коррекционно-развивающая работа по развитию зрительного восприятия, с ребенком с глубоким нарушением зрения


Автор: Константинова Светлана Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МКДОУ
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Инклюзивное образование детей с ОВЗ
Тема: Коррекционно-развивающая работа по развитию зрительного восприятия, с ребенком с глубоким нарушением зрения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коррекционно-развивающая работа по развитию зрительного

восприятия,

с ребенком с глубоким нарушением зрения

(по индивидуальному образовательному маршруту)

Константинова Светлана Александровна

г.

Новосибирск,

муниципальное

казенное

дошкольно е

о б р а з о в ат е л ь н о е

у ч р е ж д е н и е

« Д е т с к и й

с а д

1 5 8

комбинированного вида», учитель-дефектолог.

В свете сегодняшнего инклюзивного пространства в образовательных

учреждениях

очень

актуален

вопрос

написания

индивидуального

образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, ребенка инвалида.

Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, который

отражает

специальные

условия

для

максимальной

реализации

особых

образовательных

потребностей

ребенка

с

ОВЗ

в

процессе

обучения

и

воспитания на определенной ступени образования, а так же подготовки его к

обучению в школе.

В естественных жизненных условиях, ребенок с нормальным зрением

подвергается

воздействиям

систематически

и

многократно

повторяемой

визуальной

стимуляции.

Значительное

снижение

зрения

существенно

ограничивает естественную стимуляцию, в следствии, чего ребенок не может

приобрести такой же сенсорно-перцептивный опыт, как нормально видящий

ребенок.

Дети с нарушением зрения находятся в обедненной зрительной среде,

при которой генетические предпосылки развития восприятия теряют свою

силу. Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия в этом

возрасте

способствует

существенному

улучшению

сенсорной

основы

когнитивного развития.

Ребенок поступил в наше дошкольное учреждение в возрасте 2,5 лет с

Диагнозом:

Субатрофия, тотальная лейкома роговицы ОД;

-Оперированная тотальная отслойка сетчатки;

-Ретинопатия недоношенных Y степени;

-Авитрия; Афакия ОИ.

В ясельной, младшей и средней группе по индивидуальному маршруту с ним

занималась

учитель-дефектолог Т.И., а я была воспитателем

в группе,

которую он посещал. Последние два года, т.е. в старшей и подготовительной

группе я работаю учителем-дефектологом и продолжаю работу начатую Т.И.

Должна сказать, что это очень объемное и нелегкое дело. Я поделюсь своим

опытом

по

одному

из

разделов

коррекционной

работы

это

развитие

зрительного восприятия.

Всем

известно,

что

у

детей

с

патологией

зрения

отмечается

специфичность формирования зрительных образов. В этой связи возникает

необходимость развитию у них способности к наблюдению, специального

обучения

зрительному

выделению

и

узнаванию

различных

объектов

и

явлений, их анализу и синтезу. Кроме того, необходимо научить пользоваться

слуховым,

осязательным

и

другими

видами

восприятия,

дополняющими

неполноценное зрение. Только в этом случае возможно формирование у детей

данной категории адекватных представлений об окружающем мире.

Чтобы познавать окружающий мир, нам нужно было научить ребенка

замечать, визуально выделять характеризующие предмет признаки. Ребёнок с

нарушением

зрения,

как

правило,

не

может

самостоятельно

зрительно

выделить именно те признаки, которые являются наиболее информативными,

позволяющие получить о предмете реальное представление.

Мы учили ребенка целенаправленному зрительному обследованию,

осуществляя обучение по определённой системе. Эта система предполагает

теснейшую взаимосвязь специальных коррекционных занятий, на которых у

ребёнка формировались умения воспринимать и анализировать с помощью

зрения

окружающий

мир,

с

игровой,

учебной,

изобразительной,

конструктивной, трудовой деятельностью в детском саду.

Это позволило педагогам познакомить ребенка с такими признаками

окружающих предметов и явлений, которые он

самостоятельно не мог

выделить. В процессе обучения зрительному обследованию педагог должен

постоянно

направлять

и

контролировать

зрительное

восприятие

ребёнка (подсказывающими вопросами, инструкциями). Это необходимо так,

как

зрительное

внимание

у

детей

рассматриваемой

категории

крайне

неустойчиво, они с трудом удерживают своё внимание на изучаемом объекте

или явлении, отвлекаясь на другие объекты.

План зрительного обследования предметов

1.

Зрительное выделение ребёнком предмета, названного педагогом.

2.

Зрительное

выделение

и

называние

ребёнком

основных

признаков

предмета (цвета, формы, величины, материала, из которого сделан

предмет, его пространственного расположения).

3.

Зрительное

выделение

и

называние

ребёнком

основных

частей

предмета, особенностей его строения.

4.

Зрительное

выделение

и

словесное

обозначение

ребёнком

пространственного расположения частей предмета относительно друг

друга (справа, слева, выше, ниже и т. д.).

5.

Целостное зрительное восприятие предмета.

Обучение зрительному обследованию предметов происходило в три этапа.

Н а первом

этапе

это

осуществлялось

на

основе

показа

и

словесных

обозначений и инструкций . Например,

предъявляется

предмет (мяч) и

называет

его,

привлекая

к

нему

внимание

инструкцией «Посмотри

внимательно. Это мяч». Затем указкой с ярким наконечником или рукой

педагог обводит контур предмета, его части, жестом направляя и удерживая

зрительное внимание ребенка. Называя признаки предмета ( «Мяч красного

цвета. Он круглый»), дополняя свои слова указательным жестом, используя

указку или показывая рукой.

Н а втором этапе ребёнку предоставляется самостоятельность в зрительном

выделении предметов и их основных признаков, частей предмета. При этом

ребёнок следует направляющим инструкциям воспитателя и отвечает на его

вопросы.

На третьем этапе предполагается полная самостоятельность детей.

О бу ч е н и е

з р и т е л ь н ом у

о б с л е д ов а н и ю

п р е д м е т ов (игрушек,

геометрических

фигур)

осуществлялось

целенаправленно

и

последовательно.

1.

Зрительное

обследование

натуральных

предметов

ближайшего

окружения (в соответствии с возрастом выбирались предметы — от

простой

формы

к

все

более

сложной

форме,

с

постепенным

увеличением зрительно воспринимаемых признаков)

2.

Зрительное

обследование

игрушек,

геометрических

фигур (как

и

в

первом

случае

от

простой

к

всё

более

сложной

форме,

с

постепенным увеличением зрительно воспринимаемых признаков).

3.

Зрительное

обследование

предметных

изображений (от

простых

к

более

сложным),

сопровождаемое

соотнесением

изображений

с

предметами.

4.

Зрительное

обследование

сюжетных

изображений (от

простых

одноплановых, с небольшим количеством изображённых предметов –

до

изображений

с

двух

и

трёхплановой

перспективной

и

с

постепенным увеличением числа изображенных предметов).

5.

З р и т е л ь н о е

у з н а в а н и е ,

н а хож д е н и е

п р е д м е т о в (игрушек,

геометрических

фигур,

предметных

и

сюжетных

изображений) по

описанию педагога, с опорой на имеющийся зрительный опыт Артема.

6.

Описание

им

зрительно

воспринятых

предметов

игрушек,

геометрических

фигур,

предметных

и

сюжетных

изображений,

предъявленных

воспитателем

по

памяти (сначала

с

помощью

вопросов педагога , позже – самостоятельно).

Организация

обучения

зрительному

обследованию

положительно

повлияло на развитие его познавательной деятельности, мальчик стал более

активным и самостоятельным. Очень важно и то, что он начал понимать

важность и роль зрения в его жизни, осознавать, что с помощью зрения он

может многое узнать об окружающем мире.

При

обследовании

на

начало

учебного

года

в

2017-18

учебном

году

ребенок показал высокий уровень зрительного восприятия, что говорит о том,

что наша работа не была напрасной, у него появилась мотивация к учебной

деятельности.



В раздел образования