Напоминание

Использование чистоговорок и скороговорок для речевого развития детей


Автор: Иёшкина Людмила Валентиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Использование чистоговорок и скороговорок для речевого развития детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование чистоговорок и

скороговорок для речевого

развития детей

подготовила учитель-логопед

ГБОУ «Школа №2129»

Иёшкина Л.В.

Развитие речи ребенка с помощью скороговорок

Скороговорки для развития речи —это простое и доступное средство устранить

речевые дефекты и поработать над становлением правильной дикции с раннего

возраста.

« Скороговорки –быстрая речь, искусственно, ради забавы придуманная фраза с

трудно произносимым подбором звуков, которую нужно произносить быстро, не

запинаясь… С.И. Ожегов»

Начинать работать со скороговорками можно с детьми после года, когда они только

будут учиться говорить. Если не упустить момент, то в будущем можно будет

добиться развития речи у малыша без каких-либо дефектов. Для самых маленьких

нужно подбирать простые и короткие скороговорки, стараясь не отпугнуть их

чрезмерной сложностью заданий и настойчивостью.

О предыстории скороговорок

Скороговорки, как и их ближайшие «родственницы» поговорки и пословицы — это

плод народного творчества, обрастающий словно снежный ком новыми творениями

с каждым годом. Когда-то короткие стишки придумывались специально для того,

чтобы научить детей правильному произношению. Многие из них дошли и до

нашего времени, пусть и часто вызывая улыбку наивностью сюжета.

Главная особенность скороговорок — это наличие в них слов с трудносочетаемыми

звуками, которые особенно сложно произносить в быстром темпе. Обычно это

несколько строчек в стихотворной форме для удобного запоминания. В Древней

Руси их называли также языковёртками и частоговорками, в первую очередь из-за

сложности произношения.

Как только ребёнку исполнится год и в его активном словаре появятся первые слова,

можно начинать заниматься с ним скороговорками, причём делать это нужно

исключительно в игровой форме, не настаивая на повторении.

По мере роста и развития малыша сложность скороговорок для работы над

развитием речи должна увеличиваться. К старшему дошкольному возрасту это

должны быть мини-стишки и фразы с целым набором труднопроизносимых

сочетаний звуков.

Первые собрания скороговорок

Владимир Даль – русский лексикограф, этнограф, писатель, военврач и любитель

русского фольклора, автор Толкового словаря, над которым он трудился на

протяжении 53 лет, впервые опубликовал сборник скороговорок в своём

хрестоматийном труде, выделив этой теме

целый раздел. Он не только попытался

систематизировать весь собранный по этой

теме материал, но и обозначил его

конкретным научным термином.

Примечательно, что из всех произведений

народного фольклора, собранного Далем, 30

тысяч составили пословицы и загадки, а

скороговорок насчитывалось всего 49. Из них

лишь 5 можно отнести к «детской» тематике,

остальные, согласно их смысловому

значению, были ориентированы на взрослую

категорию людей.

Владимир Даль дал первое определение скороговорке, вложив в него особый смысл.

Он был убеждён, что такие произведения фольклора должны обязательно

использоваться в процессе обучения детей. Свою точку зрения ученый обосновал

тем, что скороговорке присущи особые сочетания букв и звуков, затрудняющие

произношение и играющие важную роль в коррекции детского речевого аппарата.

Обучая малышей, следует не только добиваться быстрого темпа произношения

скороговорок, но и следить за чистотой произношения всех звуков и букв, которые

их составляют.

Правильная речь: функции скороговорок

Проговаривание скороговорок не только способствует развитию чувства родного

языка, но и содействуют правильной постановке дикции, чистому произнесению

звуков в словах и буквосочетаниях. С их помощью можно устранить косноязычие и

некоторые виды заикания у людей с проблемами логопедического профиля. В

программах обучения применение скороговорок как одной из многих форм,

принадлежащих к русскому потешному фольклору, вызывает у детей неподдельный

интерес.

Наиболее тяготеют к скороговоркам дети 2-6 лет. Им нравится использовать

языковые формы, которые хорошо звучат и поддаются быстрому произношению.

Осваивая родной язык, они не только изучают новые слова, но и отрабатывают

навык произношения различных буквосочетаний.

Следует отметить, что занятия по артикуляции необходимы не каждому малышу.

К примеру, дети, владеющие отлично

функционирующим и гибким речевым

аппаратом, не нуждаются в таких занятиях,

но именно они проявляют большой интерес к

произношению сложных скороговорок.

Малыши, которые имеют логопедические

проблемы, нуждаются в занятиях и

упражнениях, развивающих речь, но не

любят произносить скороговорок. Самое

главное в работе с ними – это не переусердствовать, чтобы не вызвать

разочарование или отвращение к подобным занятиям. Такие детки нуждаются в

словесном поощрении, поскольку произношение сложных звуков им даётся с

большим трудом. Их артикуляционный аппарат недостаточно или неправильно

развит, поэтому плохо функционирует, у них чаще наблюдаются различные дефекты

дикции. Вследствие этого такие дети обладают маленьким словарным запасом, часто

не понимают смысла произносимых ими текстов.

В любом случае, запоминание и произнесение скороговорок рекомендуется и детям

с хорошо развитым речевым аппаратом, и малышам, у которых есть проблемы с

речью. Практика со скороговорками позитивно влияет на ход общего развития

малыша и решает важные проблемы коррекционно-образовательного и

воспитательного процессов:

1.

Способствует формированию общеречевых навыков и умений за счёт

артикуляционногопраксиса и артикулярной моторики.

2.

Помогает совершенствованию орфоэпии речи за счёт коррекции

произношения звуков на таких этапах, как дифференциация и автоматизация

звуков.

3.

Исправляет дефекты, присутствующие в слоговой структуре и процессах

звуконаполняемости слов.

4.

Обогащает и актуализирует словарь.

5.

Развивает память, внимание и восприятие звуков на слух.

6.

Развивает фонематические процессы.

7.

Выполняет профилактическую

функцию при наличии нарушений

произношения отдельных звуков,

письма и чтения у дошкольников.

8.

Способствует приобщению детей к

русской культуре, знакомит с её

истоками

.

Для чего работать со скороговорками

Рифмованные строчки с сочетанием сложных в произношении звуков для занятий по

развитию речи используют не только родители, но и педагоги, лингвисты, логопеды

и даже детские психологи. С их помощью специалисты уделяют внимание решению

следующих задач:

чёткая дикция;

устранение последствий косноязычия;

грамотная речь;

увеличение активного словаря;

развитие фонематического слуха.

Также занятия подобного рода проводят для решения такой проблемы, как

«проглатывание» звуков детьми, речь у которых слишком быстрая и невнятная.

Проговаривая с такими ребятами рифмованные строчки с трудным сочетанием

звуков в словах, можно добиться корректировки речи, которая впоследствии станет

более чёткой и понятной.

Дополнительно нужно отметить, что скороговорка позволяет тренировать у детей

концентрацию внимания и способность улавливать основной смысл из

услышанного, что в свою очередь станет хорошим подспорьем для дальнейшей

учёбы в школе.

Выбираем скороговорку для ребёнка

Этот процесс требует тщательной

подготовки, поскольку необходим только тот

материал, который разрешит конкретную

речевую проблему малыша. С этой целью

вам необходимо:

1.

Выбрать несколько скороговорок с теми буквосочетаниями, которые ребенок

не умеет произносить правильно и чётко.

2.

Если малышу непонятен смысл некоторых слов или всего предложения,

обязательно объясните ему, иначе непонятные слова не закрепятся в его

памяти и будут мешать разучиванию. В данном случае необходимо попытаться

объяснить ему смысл скороговорки или показать его в виде рисунка:

3.

Следите не за скоростью, а за точностью произношения ребёнком

скороговорок. Медленное произношение с чётким проговариванием всех букв

и их сочетаний будет способствовать лучшему запоминанию порядка слов в

предложении.Не позволяйте ребёнку специально искажать произносимые

слова, чтобы посмешить окружающих. В любом деле важна психологическая

разрядка, поэтому можно немного посмеяться над тем, какие смешные слова

получаются, если быстро проговаривать трудную скороговорку. Однако не

забывайте, что у вас есть совсем иная цель.

Игры для развития дикции

Обучающий процесс будет иметь лучший результат, если его проводят в

игровом порядке. Существует несколько видов игр, которые не только

понравятся вашему ребёнку, но и помогут ему быстрее освоить технику

проговаривания скороговорок.

o

Игра в суфлёра

Суть этой игры заключается в том, чтобы малыш шепотом смог произнести

скороговорку, не «потеряв» ни одной её буквы или звука. Следите за силой

звуков, которые произносит малыш: они должны быть разборчивыми для вас

на расстоянии 2-3 метров от него.

o

Читаем по губам

В этой игре один человек беззвучно произносит скороговорку, а другой по

движению его губ должен определить, какую именно скороговорку он

прочитал. Меняйтесь с ребёнком местами: пусть он и угадывает, и сам

произносит слова.

o

Актёрское мастерство

Выбрав одну скороговорку, предложите ребёнку по-разному произнести её

несколько раз. Пусть он сначала

прочитает её тихо, затем громко,

нараспев, с усилением темпа и с

замедлением. Предложите ему менять

речевую интонацию и темп, прочитав

скороговорку от имени «мышки»,

«волка», «комарика» или «медведя».

Это игровое упражнение

способствует не только лучшему

запоминанию и проговариванию

скороговорок, но и учит малыша владеть своим голосом, это правильный путь

для развития его индивидуальности.

o

Игра в мяч

Это методика разучивания

скороговорок базируется на игре с

мячиком, когда малыши хором и по

слогам проговаривают скороговорку

и перебрасывают друг другу мяч на

каждом слоге. Можно разнообразить

этот игровой процесс, снабдив мячиком каждого малыша, чтобы он

подбрасывал мяч вверх, произнося каждое слово в скороговорке.

o

Игра на результат

Условием такой игры является, например, чёткое и правильное

проговаривание одной скороговорки 3-5 раз подряд. Поощрение ребёнку при

выполнении условий игры вы можете продумать самостоятельно.

o

Игра в «дразнилки»

Мы часто ругаем детей за то, что они дразнятся и кривляются. Наши

замечания оправданы с воспитательной точки зрения, но не совсем правильны,

если у ребёнка есть проблемы с речью.

Передразнивая кого-либо, малыш совершает движения губами и языком,

которые можно отнести к элементам артикуляционной гимнастики. К примеру,

детям, у которых при рождении была установлена такая патология, как

короткая уздечка языка, рекомендуется обычно специфическая гимнастика

языка.

Она заключается в высовывании языка и вращении им во все стороны.

Ребёнку предлагают дотянуться кончиком языка до своего подбородка или

кончика своего носа. Банальная «дразнилка» может быть полезной и нужной.

Правда, родители должны попытаться объяснить ребёнку, что это не

закономерность, а вынужденная мера, что в обществе кривляться не принято.

o

Гимнастика губ и языка

Для улучшения дикции у детей и быстрого осваивания ими техники

правильного проговаривания скороговорок разработаны методики

артикуляционной гимнастики. В них входит комплекс специальных

упражнений, направленный на устранение тех или иных дефектов дикци

Работа со звуками

Диагностика в речи детей определённых дефектов может привести к тому, что

родители, не понимая алгоритма действий, будут работать над их устранением в

хаотичном порядке.

Обеспокоенные мамы и папы часто стараются учить ребёнка проговаривать сразу

все звуки, с которыми у него есть проблемы, акцентируя на этом внимание и

раздражаясь в случае неудач. Результат — понижение самооценки у ребёнка,

отсутствие мотивации работать над улучшением дикции и последующее ухудшение

результатов.

Важно понимать, что скороговорки могут быть полезными для развития речи только

при системном подходе. Это значит, что постановка отдельно взятых звуков должна

происходить на базе других звуков. Так, например, «ж» ребёнок сможет научиться

произносить после того, как усвоит звук «ш», а «з» — после освоения звука «с».

Работая над исправлением произношения, нужно стараться действовать

последовательно, не перескакивая через важные этапы обучения.

Почему свистящие звуки учат после шипящих? На это есть несколько весомых

причин:

свистящие «з» и «с» подразумевают собой сильный напор воздуха при выдохе;

необходимость использования мягких вариаций данных звуков требует более

сложного обучения.

Следующими на очереди будут стоять звуки «щ», «ч» и «ц». С ними ребёнок будет в

состоянии справиться только после усвоения звуков «ш», «т», «с».

Самые сложные звуки «р» и «л» обычно оставляют на «десерт», изучая самыми

последними. При этом сложнопроизносимый звук «р» можно учить, начиная со

старшего дошкольного возраста, когда артикуляционный аппарат ребёнка будет к

этому полностью готов.

Как подготовить язык ребёнка для скороговорок

Работать с рифмованными строчками для развития речи с неподготовленными

детьми не имеет смысла. Чтобы у ребят получилось повторить, а впоследствии

выучить и проговорить в быстром темпе без ошибок даже самую сложную

скороговорку, необходимо их подготовить. Самый простой вариант — специальная

гимнастика для языка.

1.

Занимаясь постановкой звуков «ш» и «ж», старайтесь, чтобы ребёнок вытянул

губы в трубочку и через сомкнутые зубы медленно вдыхал и выдыхал воздух.

2.

Для проработки звуков «с» и «з» дети могут растянуть губы в улыбке,

прижимая кончик языка к нёбу таким образом, чтобы его бока были прижаты в

верхнему ряду зубов. Во время выдоха зубы должны оставаться сомкнутыми.

3.

Перед занятием на произношение звука «ц» можно предложить детям кончик

язык закусить зубами, после чего резко убрать его в рот вместе с выдохом.

4.

Лучше справиться с освоением звука «ч» поможет следующая разминка: рот

полуоткрыть, зубы разжать, язык упереть в верхнее нёбо и выдохнуть так,

чтобы язык не контактировал с верхними зубами.

5.

Научиться произносить звук «л» дети смогут лучше после упражнения типа

«болтушка», когда зубы разомкнуты, язык изогнут ковшом и поочередно

проводится то по верхнему, то по нижнему нёбу.

6.

Перед началом работы над тренировкой звука «р» можно вместе с детьми

поцокать, щёлкая языком, таким образом привыкая к работе с вибрацией

языка.

Все эти упражнения настроят детей на работу над произношением сложных для них

звуков с помощью скороговорок, подготовят их язык и губы.

Как учить

Можно быстрее научить детей правильно работать со скороговорками, следуя

определённому алгоритму. Действовать лучше следующим образом.

1.

Начните с того,что медленно прочитайте ребёнку скороговорку, чтобы он

уловил смысл.

2.

Выучите вместе с ним строчки, не делая акцент на скорости произношения,

разобрав скороговорку на части. Следите за произношением рифмованных

строчек: ребёнок должен чётко произносить слова, не «заглатывая» отдельные

звуки.

3.

Как только строчки будут выучены, можно попробовать вместе с ребёнком

проговорить их быстрее.

4.

Экспериментируйте не только со скоростью произношения, но и с громкостью

и тембром.

Пусть дети поработают над скороговорками, постепенно понижая или повышая

голос, произнося их нараспев или подобно роботу — отрывисто, весело или грустно,

задорно или монотонно.

Еще один из способов работы над скороговорками , использование – мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное

запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Примером может служить

всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая

помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для

того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и

умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

Мнемотаблицы

особенно

эффективны

при

разучивании

чистоговорок

и

скороговорок. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое

словосочетание

придумывается

картинка

(изображение);

таким

образом,

все

скороговорка

зарисовывается

схематически.

После

этого

ребенок

по

памяти,

используя

графическое

изображение,

воспроизводит

скороговорку

целиком.

На

начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения

ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Мнемотаблицы(схемы-модели) заметно облегчает детям овладение связной речью;

кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает чистоговорки, скороговорки

четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица– это схема, в которую

заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного

возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей

быстрее

остаются

отдельные

образы:

лиса

рыжая,

мышка

серая,

елочка

зеленая.

Для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию скороговорок, можно

использовать

прием

мнемотехники,

ориентированный

на

наглядно-образное

мышление детей дошкольного возраста. Например:

Как мотивировать

Чтобы скороговорки действительно

положительно повлияли на развитие речи у

детей, нужно отслеживать правильное

произношение ими отдельных звуков. Если у

ребёнка сложности с проговариванием

длинного текста, можно на время заменить его

более коротким или разбить на части и

предложить исполнить в виде песни. Обычно

в виде песни скороговорки у детей вызывают меньше проблем.

Не забывайте о том, что основной вид деятельности у детей до определённого

возраста — это игра. Именно поэтому заниматься с ними скороговорками нужно

также исключительно в игровой форме, пытаясь увлечь и заинтересовать.

Это можно сделать, подготовив для инсценировки скороговорок игрушки или

картинки, с помощью которых можно добиться от детей более быстрого усваивания

и запоминания материала.

По мере роста малыша скороговорки можно будет усложнять, предлагая ему

запоминать небольшие истории. Если выделить время для специальных занятий по

развитию речи не получается из-за занятости родителей или посещения ребёнком

детского сада, можно работать над изучением скороговорок во время прогулок,

походов в гости или в магазин. Дети быстро привыкают к таким занятиям на ходу и

чаще всего с удовольствием их поддерживают, принимая активное участие в

процессе.

Ниже полезные рекомендации для родителей, желающих заинтересовать детей

скороговорками по-настоящему.

1.

Предложите ребёнку взять в руки мяч и подбрасывать его вверх в одном

темпе, одновременно проговаривая скороговорку. Можно сделать это вместе с

ним, соревнуясь. Обратите внимание, что ловить и бросать мяч нужно на

каждый новый слог.

2.

Произносить рифмованные строчки

ребёнок может попробовать, просто

перекладывая небольшой мяч из одной

руки в другую.

3.

Не используя мяч, можно просто

отхлопывать скороговорку, создавая

определенный ритм.

4.

Можно посоревноваться с ребёнком, предложив ему повторить скороговорку

несколько раз без ошибок, постепенно ускоряя темп. Победителю — приз.

Соревнуясь с детьми, не стоит слишком поддаваться азарту, стараясь ущемить их

стремление стать первыми. Логичным будет немного поддаться и намеренно выйти

из соревнования проигравшим. Особенно это касается работы с маленькими детьми,

которые любят быть первыми и сохраняют мотивацию, пока имеют возможность

видеть положительные результаты своего труда.

Общие рекомендации:

- Какой бы методикой вы не пользовались, помните, что важен

позитивный результат занятий с ребёнком. Отработка «с ходу» сложных

скороговорок не даст мгновенного результата и не принесёт пользы.

Малыш расстроится от собственных неудач, его может испугать ваше

недовольство, что не только усугубит его положение, но и может отбить

у него охоту разговаривать вообще. Малыш станет немногословным и

замкнутым в себе, его уровень развития будет ниже, чем у сверстников.

- Не забывайте о том, насколько важна регулярность занятий. Выбрав

комплекс скороговорок, вы должны научиться планировать и

организовывать занятия таким образом, чтобы они не успевали

надоедать ребёнку, но и не были слишком редкими в его «рабочем»

графике.

- Обращайте внимание на качество выполнения необходимых

упражнений ребёнком. Если у малыша нет настроения на момент

занятий или он чувствует себя уставшим, их можно перенести на

несколько часов. После отдыха малыш охотно пойдёт на контакт и

занятия не будут ему в тягость. Каждая буква и звук, который он

произносит, должен быть чётким и внятным. Попросите ребёнка

постараться, объясните, что упражнение будет считаться выполненным

только тогда, когда он хорошо постарается и у него всё получится.

- Если в первые занятия вы должны уделять внимание не скорости, а

качеству произносимых малышом скороговорок, то по мере их освоения

ему можно предложить ускорить темп произношения. При этом важно,

чтобы и на высокой скорости произношения были чётко слышны все

буквы и звуки, их составляющие. Последний этап занятий предполагает

быстрое, чёткое и безошибочное произношение выученной

скороговорки с повторением её 3-4 раза подряд.

Принцип разучивания скороговорок – от простого к сложному.

Систематичность занятий гарантированно даст положительный

результат, в результате чего у ребёнка будет правильно формироваться

речевой аппарат, улучшится качество его речи и дикции. Это сложный и

долгий процесс, к которому ребёнка следует подготовить, а затем

поддерживать его интерес, чтобы добиться поставленной цели.

Заключение

Скороговорки — это проверенный способ повлиять на развитие речи у детей в

любом возрасте. Регулярная работа с рифмованными строчками, построенными на

словах с труднопроизносимыми звуками, способствует развитию терпения,

концентрации, памяти и внимания.

Скороговорки — отличный способ научить детей иронизировать по поводу своих

ошибок, ведь в процессе работы над стишками они выглядят более чем забавно.

Главное — заинтересовать ребят занятиями, преподнося их в младшем возрасте в

игровой форме, а в старшем — в виде уроков по самосовершенствованию с чётко

обозначенной целью впереди.



В раздел образования