Автор: Ильясова Сауле Дуйсекешевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОО "Алчинская ООШ"
Населённый пункт: Астраханская область,Красноярский район, пос. Алча
Наименование материала: статья
Тема: игра
Раздел: дошкольное образование
Картотека сюжетно-ролевых игр
Собираемся на прогулку
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно
называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспиты-
вать заботливое отношение к окружающим.
Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени,
маленький шкафчик для одежды и стульчик.
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: в гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть.
Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что
она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из
шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по
погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу.
Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с
прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности,
комментируя свои действия.
Магазин
Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувс-
тво взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки»,
«мебель», «продукты питания», «посуда».
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине,
расположенные на витрине, деньги.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермар-
кет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда
будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров,
торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба,
хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет
за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами,
расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимо-
отношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и
товаров может быть в супермаркете.
Игрушки у врача
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами,
воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести поня-
тия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр,
шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и
чепчик для врача.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные
дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К
врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому
что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем
действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет
его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу.
Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов –
терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием,
игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми,
можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к
своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает
перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между
собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача
за оказанную помощь.
Аптека
Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства,
кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие
препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные
препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем
занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населе-
ния лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарствен-
ные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в
затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются строго по рецептам. Роли дети распреде-
ляют самостоятельно, по желанию.
День рождения Степашки.
Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для
праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать
внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный
запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда»,
«сервис».
Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы –
тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения,
предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к
Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему
накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол.
Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры.
Строим дом.
Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль
техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной
конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания
детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести поня-
тия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник»,
«сварщик», «строительный материал».
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для
обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии:
каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в
окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом) ». Воспитатель предла-
гает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети
вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они
рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети
договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители,
они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один
из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотно-
шения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самосто-
ятельно играют.
Зоопарк
Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании,
воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас
детей.
Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного
материала, билеты, деньги, касса.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить
туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, расс-
казывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание
детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.
Детский сад
Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, кото-
рые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у
детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим
воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем
детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников
выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помо-
гают им найти выход из сложных ситуаций.
Парикмахерская
Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения,
расширить словарный запас детей.
Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера –
расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми
детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее
косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в
парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской,
маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в
порядок. Назначаем
Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя
остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в
следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об
обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.
В библиотеке
Цель: расширить кругозор детей, научить детей правильно пользоваться услугами
библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученных на
занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитать уважение к труду библи-
отекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас детей: «библиотека»,
«профессия», «библиотекарь», «читальный зал».
Оборудование: книги, знакомые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы
открыток.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в библиотеку. Все вместе вспоминают о
том, кто работает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выбирают 2–3
Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети распределяются
на несколько групп. Каждую группу обслуживает один Библиотекарь. Он показывает
много книг, а чтобы взять понравившуюся книгу, ребенок должен назвать ее или коротко
рассказать о том, что в ней написано. Можно рассказать стихотворение из книги, которую
берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, которые затрудняются выбрать книгу.
Библиотекарю необходимо быть повнимательнее к посетителям, показывать иллюстрации
к понравившимся книгам. Некоторые дети желают остаться в читальном зале, чтобы
посмотреть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце
игры дети рассказывают, как они играли, какие книги предлагал им Библиотекарь, говорят
о том, что им больше всего понравилось.
Космонавты
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе,
воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое
пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни,
инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким
нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он
предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать
на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с
космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло
случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возв-
ращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по
желанию детей.
Семья
Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете,
о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь,
доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи
и т. д.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по
желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об
устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный
обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры
нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.
В кафе
Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности
повара, официанта.
Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подру-
жился с другими игрушками. Буратино решает пригасить своих новых друзей в кафе,
чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают
Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.
Кругосветное путешествие
Цель: расширять кругозор детей, закреплять знания о частях света, разных стран, воспи-
тывать желание путешествовать, дружеские взаимоотношения, расширить словарный
запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий
океан».
Оборудование: корабль, сделанный из строительного материала, штурвал, бинокль, карта
мира.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в кругосветное путешествие на
корабле. По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана.
Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности.
Корабль проплывает и Африку, и Индию, и другие страны и континенты. Морякам прихо-
дится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей.
Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием.
На дорогах города
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой
ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для
постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим
легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но
вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге,
необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика.
Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок –
«стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет
движением.
Правила движения
Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила
дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу,
уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост
ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».
Оборудование: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника
ГИБДД – милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком
на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют
между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать
правила дорожного движения.
Мы – спортсмены
Цель: дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные
навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту,
ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.
Оборудование: медали победителям, рекламный щит для демонстрации количества зара-
ботанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки,
скамейки и т. д.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным видам спорта.
По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети –
спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с
соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается
награждением победителей.
На станции технического обслуживания автомобилей
Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, прояв-
лять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем
по ремонту автомашин. Оборудование: строительный материал для постройки гаража,
слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраске
автомобилей.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: сообщить детям о том, что на дорогах города очень много автомобилей и эти
автомобили очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть станцию технического
обслуживания автомобилей. Детям предлагают построить большой гараж, оборудовать
место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслуживающий персонал. Их знако-
мят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (мотора, рулевого
управления, тормозов и т. д.) .
Пограничники
Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями, уточнить распорядок дня
военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение
четко выполнять приказы командира, расширить словарный запас детей: «граница»,
«пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».
Оборудование: граница, пограничный столб, автомат, пограничная собака, военные
фуражки.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям побывать на государственной границе нашей
Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой целью, как проходит
служба пограничника, каков распорядок дня военного человека. Дети самостоятельно
распределяют роли Военного командира, Начальника пограничной заставы,
Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют знания и умения, полученные на
предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую
взаимопомощь.
Школа
Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему
учит учитель, воспитать желание учиться в школе, уважение к труду учителя, расширить
словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и
т. д.
Оборудование: ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том,
зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей выбирается
Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает ученикам задания, они самосто-
ятельно и старательно выполняют его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются
на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.
Космическое приключение
Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми
дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный
запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость»,
«космодром».
Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов
нашей планеты из космоса.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль.
Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно
подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым,
веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти
медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети
выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер
объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают
(картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой
(большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы.
Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают
планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше.
Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими
знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.
Мы – военные разведчики
Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания,
быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание
служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики»,
«часовой», «охрана», «солдаты».
Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных
разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли
Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за
их выполнением.