Напоминание

игра


Автор: Ильясова Сауле Дуйсекешевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОО "Алчинская ООШ"
Населённый пункт: Астраханская область,Красноярский район, пос. Алча
Наименование материала: статья
Тема: игра
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека сюжетно-ролевых игр

Собираемся на прогулку

Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно

называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспиты-

вать заботливое отношение к окружающим.

Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени,

маленький шкафчик для одежды и стульчик.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: в гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть.

Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что

она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из

шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по

погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу.

Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с

прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности,

комментируя свои действия.

Магазин

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувс-

тво взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки»,

«мебель», «продукты питания», «посуда».

Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине,

расположенные на витрине, деньги.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермар-

кет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда

будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров,

торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба,

хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет

за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами,

расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимо-

отношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и

товаров может быть в супермаркете.

Игрушки у врача

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами,

воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести поня-

тия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр,

шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и

чепчик для врача.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные

дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К

врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому

что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем

действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет

его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу.

Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов –

терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием,

игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми,

можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к

своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает

перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между

собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача

за оказанную помощь.

Аптека

Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства,

кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие

препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные

препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».

Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем

занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населе-

ния лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарствен-

ные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в

затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются строго по рецептам. Роли дети распреде-

ляют самостоятельно, по желанию.

День рождения Степашки.

Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для

праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать

внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный

запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда»,

«сервис».

Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы –

тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения,

предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к

Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему

накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол.

Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры.

Строим дом.

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль

техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной

конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания

детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести поня-

тия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник»,

«сварщик», «строительный материал».

Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для

обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии:

каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в

окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом) ». Воспитатель предла-

гает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети

вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они

рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети

договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители,

они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один

из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотно-

шения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самосто-

ятельно играют.

Зоопарк

Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании,

воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас

детей.

Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного

материала, билеты, деньги, касса.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить

туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, расс-

казывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание

детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

Детский сад

Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, кото-

рые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у

детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим

воспитанникам.

Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем

детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников

выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помо-

гают им найти выход из сложных ситуаций.

Парикмахерская

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения,

расширить словарный запас детей.

Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера –

расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми

детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее

косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в

парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской,

маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в

порядок. Назначаем

Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя

остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в

следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об

обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

В библиотеке

Цель: расширить кругозор детей, научить детей правильно пользоваться услугами

библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученных на

занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитать уважение к труду библи-

отекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас детей: «библиотека»,

«профессия», «библиотекарь», «читальный зал».

Оборудование: книги, знакомые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы

открыток.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в библиотеку. Все вместе вспоминают о

том, кто работает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выбирают 2–3

Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети распределяются

на несколько групп. Каждую группу обслуживает один Библиотекарь. Он показывает

много книг, а чтобы взять понравившуюся книгу, ребенок должен назвать ее или коротко

рассказать о том, что в ней написано. Можно рассказать стихотворение из книги, которую

берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, которые затрудняются выбрать книгу.

Библиотекарю необходимо быть повнимательнее к посетителям, показывать иллюстрации

к понравившимся книгам. Некоторые дети желают остаться в читальном зале, чтобы

посмотреть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце

игры дети рассказывают, как они играли, какие книги предлагал им Библиотекарь, говорят

о том, что им больше всего понравилось.

Космонавты

Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе,

воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое

пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни,

инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким

нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он

предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать

на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с

космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло

случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возв-

ращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по

желанию детей.

Семья

Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете,

о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь,

доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи

и т. д.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по

желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об

устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный

обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры

нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.

В кафе

Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности

повара, официанта.

Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подру-

жился с другими игрушками. Буратино решает пригасить своих новых друзей в кафе,

чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают

Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.

Кругосветное путешествие

Цель: расширять кругозор детей, закреплять знания о частях света, разных стран, воспи-

тывать желание путешествовать, дружеские взаимоотношения, расширить словарный

запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий

океан».

Оборудование: корабль, сделанный из строительного материала, штурвал, бинокль, карта

мира.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в кругосветное путешествие на

корабле. По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана.

Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности.

Корабль проплывает и Африку, и Индию, и другие страны и континенты. Морякам прихо-

дится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей.

Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием.

На дорогах города

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой

ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.

Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для

постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим

легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но

вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге,

необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика.

Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок –

«стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет

движением.

Правила движения

Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила

дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу,

уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост

ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».

Оборудование: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника

ГИБДД – милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком

на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют

между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать

правила дорожного движения.

Мы – спортсмены

Цель: дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные

навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту,

ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.

Оборудование: медали победителям, рекламный щит для демонстрации количества зара-

ботанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки,

скамейки и т. д.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным видам спорта.

По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети –

спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с

соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается

награждением победителей.

На станции технического обслуживания автомобилей

Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, прояв-

лять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем

по ремонту автомашин. Оборудование: строительный материал для постройки гаража,

слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраске

автомобилей.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: сообщить детям о том, что на дорогах города очень много автомобилей и эти

автомобили очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть станцию технического

обслуживания автомобилей. Детям предлагают построить большой гараж, оборудовать

место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслуживающий персонал. Их знако-

мят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (мотора, рулевого

управления, тормозов и т. д.) .

Пограничники

Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями, уточнить распорядок дня

военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение

четко выполнять приказы командира, расширить словарный запас детей: «граница»,

«пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».

Оборудование: граница, пограничный столб, автомат, пограничная собака, военные

фуражки.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям побывать на государственной границе нашей

Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой целью, как проходит

служба пограничника, каков распорядок дня военного человека. Дети самостоятельно

распределяют роли Военного командира, Начальника пограничной заставы,

Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют знания и умения, полученные на

предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую

взаимопомощь.

Школа

Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему

учит учитель, воспитать желание учиться в школе, уважение к труду учителя, расширить

словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и

т. д.

Оборудование: ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том,

зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей выбирается

Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает ученикам задания, они самосто-

ятельно и старательно выполняют его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются

на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.

Космическое приключение

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми

дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный

запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость»,

«космодром».

Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов

нашей планеты из космоса.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль.

Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно

подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым,

веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти

медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети

выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер

объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают

(картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой

(большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы.

Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают

планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше.

Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими

знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

Мы – военные разведчики

Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания,

быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание

служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики»,

«часовой», «охрана», «солдаты».

Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных

разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли

Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за

их выполнением.



В раздел образования