Автор: Киселев Михаил Алексеевич
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 20
Населённый пункт: г. Муром, Владимирская область
Наименование материала: Статья
Тема: " Обработка металла ручным инструментом"
Раздел: среднее образование
В учебниках по технологии пятого класса традиционно при изучении
темы «разметка, резка, гибка тонколистового металла» предлагают объект для
практической работы - совок для уборки мусора. Классическая работа для
учащихся при изготовлении содержит все операции которые изучают при
ручной обработке тонколистового металла. Но при изготовлении совка есть
одно тонкое место - это соединение сторон совка после гибки. Обычно
предполагают соединить боковые стенки с задней при помощи отбортовки
задней стенки, что ведёт со временем к разбалтыванию боковых сторон от
прикладываемой нагрузки; или изготовить заклепочное соединение, которое
является более надёжным однако в пятом классе у учащихся не получается
данная операция, так как требует определенных навыков, опыта и умения.
Мы нашли выход из этой ситуации. В пятом классе изучают операцию
соединения
тонколистового
металла фальцевым
швом.
Мы
решили
применить
эту
операцию
присоединения
боковых
стенок
к
задний
не
одинарным фальцем, а двойным. Получается очень прочное не уступающее
заклепочному соединение.
Изначально
размечаем
развёртку
совка.
Изделие
можно
выполнять
попарно. Размечать можно по шаблону или же выполнять разметку от начала
и до конца при помощи измерительных и разметочных инструментов. После
выполнения
разметки
выполняем
надрезы
ножницами
по
металлу
по
диагонали в углах развёртки у задней и боковых стенок. Как только надрезы
сделаны начинаем гибку стенок совка. Отгибаем лепесток 1 и 2. Можно
отгибать в тисках и использовать швеллер или уголок. Отгибая лепестки
вниз. Затем в гнём боковые стенки вместе с загнутым лепестками вверх.
Следующий этап - гнём заднюю стенку совка вверх.
Теперь
приступаем
к
самому
главному
-
выполнению
фальца.
Пассатижами или тисками гнём лепестки на расстоянии 10 мм. Образуется
одинарный фальц. Затем сгибаем ещё раз, но уже одинарный фальц делая его
двойным. Можно согнуть в сторону задней стенки или в сторону боковых.
Фальц приезжать на оправке молотком. Остаётся сделать отбортовку краев
боковых и задней стенок, что придает дополнительную жесткость изделию.
Вариантов крепления ручки много, можно под углом 90, 45 градусов на
заклепках,
на
винтах
(на
усмотрение
учителя).
Таким
образом
изделие
получаются
прочным
и
надежным
и
прослужит
не
один
год.
Учащиеся
спокойно справляются с этой работой. Это изделие могут выполнять не
только пятые классы но и шестые в зависимости от уровня подготовки
Надеюсь что кто-то из учителей технологии воспользуется нашим опытом.