Автор: Карпова Галина Юрьевна
Должность: учитель русского и иностранного языков
Учебное заведение: МБОУ Грузинская ООШ
Населённый пункт: д.Грузины Торжокского района Тверской области
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: Примерная программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания
Раздел: среднее образование
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического
воспитания детей и молодёжи «Если не мы, то кто?»
МБОУ Грузинская основная общеобразовательная школа д. Грузины
Торжокского района Тверской области на 2019-2022 годы.
Поддерживать становление и развитие ответственного, высоконравственного,
творческого, инициативного и компетентного гражданина - это важнейшая
цель современного российского образования. Это одна из ключевых задач
современной государственной политики нашей страны.
1.
Пояснительная записка.
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического
воспитания детей и молодёжи разработана в соответствии с требованиями
Закона об образовании, Концепцией духовно-нравственно развития
российских школьников, Федеральным государственным стандартом
общего образования.
Данная программа направлена на организацию нравственно уклада
школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеурочную,
социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе
духовных идеалов, ценностей, моральных, приоритетов, которые
реализуются совместно в социально-педагогической деятельности школы,
семьи и других субъектов общественной жизни, а именно: библиотеки,
музеев.
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического
воспитания детей и молодёжи будет реализоваться по следующим
направлениям:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и
свободам человека, ответственного отношения к своим обязанностям;
- воспитание нравственных критериев, моральных принципов,
основанных на уважении личности и окружающего мира;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни;
- воспитание ценностного и ответственного отношения к окружающей
среде, природе;
- воспитание чувства прекрасного, эстетических идеалов и ценностей;
- воспитание интереса к истории своей страны.
Каждое направление содержит свои цели, задачи, виды деятельности и
формы занятий с обучающимися, формы совместной работы с
общественными институтами по духовно-нравственному и гражданско-
патриотическому воспитанию детей и молодёжи, содержит планируемые
результаты и пути реализации данного направления.
2.Цели и задачи духовно-нравственного и гражданско-патриотического
воспитания детей и молодёжи.
Поскольку, воспитание – это целенаправленный процесс, то нравственный
портрет идеально воспитанного ученика должен выглядеть так:
любящий свой родной край и свою Родину, соблюдающий нормы м
правила общения и поведения, умеющий грамотно разрешить конфликты
в общении, проявляющий терпимость в отношении других обучающихся
и их мнений, уважающий и принимающий ценности общества и семьи,
активно познающий окружающий мир, умеющий организовать свою
деятельность и пользоваться различными информационными
источниками, умеющий учиться, способный к самостоятельным
действиям и умеющим отвечать за свои поступки, честный, справедливый,
обладающий правилами коммуникативной культуры, оберегающий
красоту мира и способный сам творить прекрасное, умеющий адекватно
высказывать своё мнение, выполняющий правила здорового и безопасного
образа жизни.
На основе этого портрета и цель духовно-нравственного и гражданско-
патриотического воспитания и развития – становление, развитие,
воспитание, социально-педагогическая поддержка инициативного,
ответственного, компетентного и морально нравственного гражданина РФ,
гражданина и патриота, осознающего личную ответственность за
будущее страны, за её настоящее, ценящего и понимающего культурные
традиции многонационального государства.
3.Направления, отражающие цели духовно-нравственного и гражданско-
патриотического воспитания и развития детей и молодёжи:
1)Гражданско-патриотическое воспитание.
Воспитание патриотизма, гражданственности, уважения прав, свобод и
обязанностей человека:
- формирование представления о политическом устройстве Российского
государства, его институтах, их роли в жизни общества, о важнейших
закона;
- формировать представление об институтах гражданского общества, о
возможностях участия граждан в общественном управлении;
- дать представление о символах государства – флаге, гербе РФ и субъекта
РФ, в котором находится образовательное учреждение;
- формировать представления о правах и обязанностях граждан РФ;
- формировать интерес к общественным явлениям и пониманию активной
роли человека в обществе;
- формировать ценностное отношение к своему языку и культуре;
- формировать представления и знание о народах РФ, их традициях и
культуре;
- сформировать умения отвечать за свои поступки;
- прививать интерес к государственным праздникам, важнейшим
событиям в истории и жизни РФ, субъекта РФ, своего района, деревни;
- развивать активную позицию в делах класса, учебного учреждения,
деревни;
- воспитание негативного отношения к нарушениям общественного
порядка, игнорированию выполнений другими своих обязанностей.
2) Воспитание творческого отношения к учёбе, труду, жизни, трудолюбия:
- сформировать представление о нравственных основах учёбы, труда,
ведущей роли образования, значения творчества в жизни человека и всего
общества;
- привить уважение к труду сверстников и старших;
- воспитать ценностное отношение к учебе как виду творческой
деятельности;
- систематизировать представление о роли знаний, науки, производства в
жизни общества и человека;
- формировать навыки групповой и коллективной работы;
- привить умения дисциплинированности, настойчивости,
последовательности в выполнении учебных и трудовых заданий;
- привить бережное отношение к результатам труда, школьному имуществу,
личным вещам;
- воспитать отрицательное отношение к небрежности, лени в учёбе,
трудовых занятиях, к результатам труда, научить соблюдать порядок на
рабочем месте.
3) Духовно-нравственное воспитание.
Воспитание нравственных понятий и эстетических восприятий:
- формировать представление о национальных ценностях РФ;
- научить восприятию разницы между плохими и хорошими поступками;
- формировать представление о правилах поведения в общеобразовательном
учреждении, общественных местах, на улице, на природе;
- привить уважительное отношение к старшим, родителям, честное и
доброжелательное отношение к сверстникам;
- выработать представление о целостном восприятии мира, роли
традиционных религий в развитии РФ;
- научить устанавливать уважительные и дружеские отношения в классном и
школьном коллективе, основанные на взаимопомощи и поддержке;
- научить ценить и бережно относиться к окружающему миру;
- научить стремлению избегать плохих и отрицательных поступков и
действий;
- систематизировать знания вежливости, нравственных и культурных
ценностей;
- сформировать негативное отношение к антиобщественным поступкам,
оскорбительным словам и действиям.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни:
- дать представление о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья
человека: физического, нравственного, социально-психологического;
- создать представление о влиянии нравственности человека на состояние его
здоровья и здоровья окружающей среды и людей;
- формировать понимание важности занятий физическим спортом для
здоровья человека, его успешной учёбы и дальнейшей карьеры;
- привить стремление к выполнению санитарно-гигиенических правил ,
соблюдению здоровье сберегающего режима дня;
- привить отрицательное отношение к нарушению и невыполнению правил
личной гигиены, уклонению от занятий физкультуры, несоблюдению режима
дня.
5) Экологическое воспитание:
- сформировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- научить бережному отношению к растениям и животным;
- привить опыт правоохранительной деятельности.
6) Эстетическое воспитание.
Формирование эстетических представлений и ценностей:
- привить чувство прекрасного, умения видеть красоту в окружающем,
красоту творчества, труда;
- привить интерес к классической литературе;
- пробудить интерес к занятиям художественного творчества;
- сформировать стремление к опрятности;
- воспитать негативное отношение к небрежности, неряшливости,
некрасивым поступкам и словам.
4. Ценностные установки духовно-нравственного и гражданско-
патриотического воспитания детей и молодёжи.
Данные ценностные установки согласуются с традиционными:
патриотизм, гражданственность, честь, достоинство, человечность, доверие,
семья, доброта и забота, любовь, дружба, здоровье, труд и творчество,
искусство, литература, наука, окружающий мир.
5. Принципы духовно-нравственного и гражданско-патриотического
воспитания детей и молодёжи.
Реализация программы предусматривает создание соответствующего
механизма, основными элементами которого являются следующие принципы:
1)
. Принцип соразмерности ориентированного и ценностно-
ориентированного подхода в воспитании;
2)
Принцип содружества, сотворчества, соучастия;
3)
Принцип следования нравственным примерам;
4)
Принцип соразмерности индивидуальной и коллективной
направленности воспитания;
5)
Принцип соразмерности внешнего управления и и самодеятельности
воспитания.
6. Подходы, лежащие в основе уклада школьной жизни:
1) Системно-деятельностный. Выступает методологической основой
уклада школьной жизни и организации и интегрирует различные виды
деятельности.
2) Развивающий. Даёт понимание системно-деятельностной технологии
духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитаний
обучающихся.
3) Аксиологический. Утверждает человека как носителя базовых
национальных ценностей, как высшую ценность, способную к приятию и
внесению в мир абсолютных ценностей.
7. Ключевые дела.
1)
Операция «Ветеран живет рядом» (поздравление ветеранов ВОВ и труда;
изготовление поздравительных открыток для ветеранов, концертные
программы для ветеранов, встречи с ветеранами).
Правовая декада «Я – человек, я – гражданин!»
Месячник гражданско-патриотического воспитания
Интеллектуальные игры, тематические классные часы.
Уроки мужества.
Встреча двух поколений
Конкурс детского творчества «О подвигах, о доблести, о славе»
Участие в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах правовой,
патриотической и краеведческой направленности.
Проведение спортивных эстафет «Вперёд, мальчишки!»
Уроки права
2)
День Знаний.
Участие в праздничном концерте «День Учителя».
Праздничный концерт, мероприятия «День матери», «Праздник семьи».
КТД «Новогодний марафон».
Совместные мероприятия с деревенской библиотекой (праздники,
творческая деятельность, встречи с писателями).
Благотворительная акция «Ветеран живет рядом!»
Дни профилактики правонарушений
Беседы школьного инспектора ОДН с обучающимися «Правила поведения
в общественных местах», «Как не стать жертвой преступления,
мошенничества»
Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам.
3)
Субботники по благоустройству.
Обустройство территории школьного помещения к праздникам.
Уроки профориентации: Встречи-беседы с родителями - людьми различных
профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
Экскурсии на предприятия города.
Конкурсные, познавательно развлекательные, сюжетно-ролевые мероприятия
«Много профессий хороших и разных!»
Проектно-исследовательские, творческие (художественные, литературные)
работы учащихся.
Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам
4)
Дни Здоровья.
Проектная деятельность
Система профилактических мер по ПДД и ОБЖ.
Участие во Всероссийских акциях, месячниках здоровья.
Спортивные мероприятия ко Дню Защитника Отечества.
Беседы представителя деревенского фапа с обучающимися «Здоровый образ
жизни», «Профилактика простудных заболеваний»…
Участие в массовых мероприятиях района «День защиты детей»,
Спартакиада школьников.
Комплексные внеурочные занятия для учащихся.
Мониторинг ЗОЖ
5)
Экологическая декада «Сделаем, вместе».
Экологический месячник: кругосветка, тематические классные часы,
творческие работы учащихся.
Организация экскурсий по районному городу.
Посещение краеведческого музея.
Организация и проведение походов «Выходного дня».
Участие в районных, областных конкурсах проектно-исследовательских
работ по экологии.
Участие в акциях «Сохрани дерево», «Сбор макулатуры».
Участие в районных праздниках, акциях «День птиц».
Участие в реализации проекта по благоустройству школьного двора.
6)
Выполнение творческих заданий по разным предметам.
Посещение театральных представлений, концертов, выставок.
Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам (опыт
самореализации в художественном творчестве).
8. Совместная деятельность школы и семьи.
Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее
значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося.Это:
Посещение семей, приглашение родителей на классные часы, привлечение
родителей к подготовке и проведению праздников, соревнований, классных и
школьных мероприятий, организация и проведение совместных викторин,
фестивалей, создание совместных проектов, субботников, выпуск газет и
листовок, изучение потребностей
семьи, совместное участие в КТД,
различных акциях.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных
представителей) используются различные формы работы, в том числе:
родительское собрание, родительская конференция, организационно -
деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский
лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и
ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и
другие.
Учитель должен дать родителям возможность рассказать родителям всё то, с
чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и
выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
9. Планируемые результаты духовно-нравственного и гражданско-
патриотического воспитания детей и молодёжи.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся
распределяются следующим образом:
На первом уровне - приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного
уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со
своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как
значимыми для него носителями положительного социального знания и
повседневного опыта.
На втором уровне - получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного
отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного
уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся
между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной
просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое
практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает
их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном
общественном действии юный человек действительно становится (а не
просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем,
свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных
социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
10. Социальные партнёры:
- отделение полиции города Торжок
- комиссия по делам несовершеннолетних Торжокского района
- отдел опеки и попечительства по Торжокскому району
- библиотека и клуб деревни Грузины Торжокского района
- ГБУ Грузинский ПНИ.
Данная программа направлена на обеспечение духовно-нравственного
развития, гражданско-правового воспитания обучающихся, их социализации,
профессиональной ориентации, формирование экологической культуры,
культуры здорового и безопасного образа жизни.
Целью воспитания и социализации обучающихся на этапе основного общего
образования является – создание благоприятных условий для личностного
роста обучающихся, социально-педагогическая поддержка становления и
воспитания нравственного, инициативного, творческого, активного
гражданина РФ, с чётко выраженной позитивной гражданской позицией,
способного к самосовершенствованию в духовно-нравственном, гражданско-
патриотическом и правовом просвещении, осознающего ответственность за
настоящее и будущее своей страны.
-