Автор: Сергеева Александра Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №8
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: статья
Тема: "Настольные игры предков"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
социальному–личностному развитию детей» № 8 «Родничок»
Городского округа «город Якутск»
Воспитатель:
Сергеева Александра Николаевна
г. Якутск
Настольные игры предков.
Народные игры и игрушки – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов,
отражение этноса в целом и история его развития. В якутских национальных играх
отразились особенности менталитета, мировоззрения народа. Которые основывались на
сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы. Многие игры служили для детей
не
просто
развлечением,
в
большей
степени
они
имели
воспитательное
значение,
способствуя физическому и умственному развитию детей.
Народная
игра
является
наиболее
эффективным
средством
приобщения
детей
к
культуре и традициям своего народа. И поэтому нам нужно необходимо пробудить в
ребёнке внутреннюю духовную культуру. Приобщить к традициям своего народа через
настольные игры наших предков. Якутские настольные игры развивают гибкость пальцев
и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.
Самой древней игрой является хабылык. Играют простыми лучинками, которыми
пользовались в каждой семье для растопки якутского очага камелёк. Со временем правила
этой игры усложнялись и, сейчас мы имеем более сложные и улучшенные варианты.
Хабылык – якутская настольная игра, название этой игры исходит от основы глагола
«хап» - хватать, схватывать что либо, ловить на лету, подхватывать падающее сверху.
«Лучинки» представляют собой палочки длиной в 16 см, шириной 0.9 мм, толщиной 0,4
мм в количестве 30 штук. Игрок берет в ладони палочки, подбрасывает на высоту 10-20 см
и ловит ладонью. Пойманные палочки – делятся по два. И если в конце останется одна
палочка. Он берёт её себе и продолжает игру. Игрок старается ловить одну палочку
средним и безымянным пальцами. В конце игры участники подсчитывают своих лучинок.
Игрок у которого больше всех, становиться победителем. Игра сопровождается большим
эмоциональным подъёмом, удовлетворением. Разогревается все тело, человека охватывает
всеобъемлющая радость, поднимается настроение, как у детей, так и у взрослых. Эти
неповторимые чувства положительных эмоций пронес наш хабылык через века и дымку
времени. Хабылык также учит: не нужно стремиться все из жизни урвать, а нужно уметь
выбирать самое необходимое, брать только одно – единственное.
В
XVI
веке
появилось
игра
под
названием
хаамыска
(камешки).
Игра
«тью
камешками» - одна из самых распространенных в мире. Это игра имела межнациональные
корни.
Ареал
этой
игры,
начиная
с
Греции,
охватывает
Россию.
Среднюю
Азию,
Монголию,
Корею.
Русские
казаки,
освоившие
новые
земли,
научили
якутов
играть
камешками,
которые
в
изобилии
лежали
по
берегам
реки.
Игра
получила
широкое
распространение,
и
наши
дни
её
популярность
не
утрачена.
Позже
стали
играть
деревянными кубиками, но называется «камешки» сохранилось.
Количество игроков не ограничено. Игроки сидят за столом. Ведущий берёт кубики и
подбрасывает вверх, а игроки должны ловить их. Кому попадет кубик с отметиной, то
начинает игру. Первый игрок берёт в правую ладонь 5 кубиков и подбрасывает «главный»
кубик
вверх,
остальные
4
рассыпает
на
стол
и
ловит
подкинутую.
Каждый
раз,
подбрасывая вверх кубик и ловя его, игрок подбирает их со стола: по одному в 1-ый раз.
По 2 – во второй раз, вначале 1. Затем остальные 3 одновременно –в 3-ий раз, сразу все 4
кубика – в 4-ый раз.
5 прием: подкинув «главный» вверх, выстраивает остальные по одному на стол. Затем
при повторном подбрасывании подбирает всех.
6 прием: игроки указывают любой кубик, а играющий должен взять остальные сразу,
не задевая его, а последним должен взять этот указанный кубик.
7 прием: подвирает все 4 кубика со стуком.
8 прием: левой рукой делает ворота, а правую, держа ладонями вверх. Засовывает
через запястья левой руки и бросает на стол 4 кубика. Игроки указывают любой кубик. Не
задевая его, играющий каждый раз поочередно выталкивает кубики правой рукой через
ворота
правой
рукой
время
полёта
«главного».
Последним
пропускает
через
ворота
указанным кубик. Победителем считается тот, кто сделает это все за один подход. Если
игрок ошибется или уронит кубик, то ход переходит к другому игроку. Тот начинает с того
приёма, где ошибся предыдущий игрок. Игра ведется только одной рукой. Смена рук не
допускается.
Каждый народ считают эту игру своей. По продолжительности её бытования в нашем
краю, распространенности в народе мы тоже считаем хаамыска своей игрой. Если в
других странах играют речными камешками, то наш народ использует деревянные кубики.
Их делают из брусочков дерева любой породы, 5 кубиков размером 1,5 на 1,5 см. много
похожего между играми «пятью камешками» и хаамыска. Но в отличии от других стран,
только наша хаамыска развита как спортивный вид и популярна среди населения.
Игра «Тыксаан» (фишки) – для игры тальника диаметром 1 см делают фишки длиной
1,5 см. затем их расщепляют по длине на 2 части. Одна из продольных сторон фишек
должна быть полукруглой, другая – прямой (как половина чурочек). Общее количество от
40 до 60 фишек. Игроки сидят за столом. 1 игрок собирает фишки в ладонь и рассыпает их
на столе. Если 2 фишки легли одна на другую, их забирает участник, начавший игру
первым. Затем он ударом среднего пальца «отстреливает» лежащие навзничь фишки
лежащими
в
таком
же
положении.
Если
фишки
лежит
обратной
стороной,
то
её
«отстреливают» таким же «обратными». При попадании в цель (не задев другие фишки)
игрок забирает пораженную фишку себе в копилку и продолжает игру. Если игрок заденет
другую фишку или промахнется, то передает ход другому участнику. Второй игрок заново
разбрасывает все фишки на стол и начинает «стрелять». Играют до тех пор, пока не
закончатся все фишки. В конце игры все игроки бросают фишки парами на стол, тот, у
кого остались лишние фишки – победитель.
В
процессе
совместной
игровой
деятельности
обращаем
внимание
на
создание
творческой
атмосферы,
учитываем
мнение
каждого
ребенка,
его
настроение,
индивидуальные
особенности,
помогаем
выходить
из
различных
сложных
ситуаций,
подбадриваем, поощряем. Прежде чем начать игру, объясняем детям правила игры. В ходе
игры можно включить фоновую музыку. Во время игры наблюдаем за ходом игры, при
необходимости помогаем игрокам.
Настольные
игры
отражают
традиции,
образ
жизни,
быт,
характер,
психологию,
философию любого народа, они способствуют передаче жизненно важных умений и
навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям и обычаям.