Автор: Павлова Виктория Леонидовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г. Благовещенск Амурской области
Наименование материала: статья
Тема: Фольклор - источник народной культуры в музыкальном развитии дошкольника
Раздел: дошкольное образование
Фольклор - источник народной культуры в музыкальном
развитии дошкольника
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических
периодов.
И
самая
большая
опасность,
подстерегающая
наше
общество
сегодня
–
это
разрушение
личности.
Ныне
материальные
ценности
доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о
добре,
милосердии,
великодушии,
справедливости,
гражданственности
и
патриотизме.
В
молодых
семьях
вопросы
воспитания
патриотизма,
гражданственности, духовности не считаются важными. Стоит отметить, что
многие
современные
воспитательно-образовательные
инициативы
направлены
на
качественное
наращивание
знаний
и
навыков
детей,
но
параллельно
с
этим
процессом
должно
идти
духовно-нравственное
воспитание, в основе которого – развитие личности.
Именно поэтому, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному
творчеству,
ведь
именно
в
нём
нужно
искать
истоки
наших
характеров,
взаимоотношений, исторические корни.
Фольклорные произведения русского народа помогают приобщать ребёнка к
миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных
жанрах, и они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира.
«Мы
должны
не
просто
уверенно
развиваться,
но
и
сохранить
свою
национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть
и оставаться Россией».
В. В. Путин. Послание Федеральному собранию. 12.12.2012 года.
В нашем дошкольном учреждении развитие детей на традициях
музыкальной народной культуры является одним из
направлений общего
1
художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника.
В
музыкально - воспитательной работе русские используются народные песни,
игры,
танцы.
Освоение
народного
творчества
через
овладение
навыками
хорового народного пения, исполнительства народной хореографии.
Через фольклор можно решать следующие воспитательные задачи:
Развитие творческих способностей дошкольников;
Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального
фольклора;
Знакомство детей с традициями и образами русского народа;
Развитие эмоциональное восприятие народной музыки в различных
видах музыкальной деятельности;
Расширение представлений детей о народных праздниках, обычаях и
традициях русского народа;
Расширение
диапазона
детского
голоса,
развитие
вокально-хоровых
навыков, чистоты интонирования средствами народного фольклора;
Воспитание эстетических чувств;
Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству.
Работу
по
ознакомлению
с
фольклором
в
детском
саду
условно
можно
разделить на несколько направлений:
Слушание народной музыки, песен;
Знакомство с музыкальными играми и хороводами;
Знакомство с народными музыкальными инструментами;
Знакомство с традициями и обрядами русского народа.
Что же относится к детскому фольклору?
Детский фольклор делится на несколько групп:
«Поэзия пестования»
Календарный
2
Игровой
Дидактический
Песенный
«Поэзия пестования» («материнская поэзия»)
В
системе
жанров
детского
фольклора
особое
место
занимает
«поэзия
пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся:
Колыбельные песни;
Пестушки–
короткие
стихотворные
приговоры,
которыми
сопровождают
движения младенца в первые месяцы жизни.
Потягушки-потягунушки, Поперёк-толстунушки,
А в ножки - ходунушки, А в ручки - хватунушки,
А в роток - говорок, А в голову - разумок.
Таким
образом,
пестушки
сопровождают
физические
процеду
ры,
необходимые ребенку.
Потешки – песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками,
ножками.
Сорока-белобока кашу варила, деток кормила…
Иногда
потешки
только
развлекают
(как
приведенная
выше),
а
порой
и
наставляют, дают простейшие знания о мире.
Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.
Дили-дили-дили-дон, загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила, глаза выпучила…
3
Календарный детский фольклор.
Заклички(«закликать»
-
«звать,
просить,
приглашать,
обращаться»)
–
обращения к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором
нараспев.
Радуга-дуга, не давай дождя,
Давай солнышка-колоколнышка.
Приговорки – обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам),
произносимые каждым ребенком поодиночке.
Божья коровка, улети на небко,
Там твои детки кушают конфетки.
Игровой детский фольклор.
Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия
игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.
«Да» и «нет» не говорите,
Чёрно с белым не носите,
Жеребьёвая
сговорка
–
рифмованное
обращение
к
«маткам»,
с
целью
разделения на команды.
Наливное яблочко или золотое блюдечко?
Считалка
–
рифмованный
стишок,
состоящий
из
придуманных
слов
с
подчёркнуто строгим соблюдением ритма.
Считалками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают
ведущего, начинают игру или какой-то ее этап.
4
Дразнилка – рифмованное прибавление к имени.
Мишка-кубышка, около уха - шишка.
Поддёвка
–
малый
фольклорный
жанр
юмористического
содержания,
основанного на игре слов.
Скажи двести.
Двести.
Голова в тесте!
Небылицы-перевертыши, нелепицы.
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Дидактический фольклор.
Цель дидактического детского фольклора –
воспитание и развитие детей,
передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для
взрослой жизни.
Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз.
Значение скороговорок – постановка четкой дикции.
Загадка
Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей,
вторая часть поясняет первую.
Волков бояться – в лес не ходить.
5
Песенный фольклор.
Хороводные
и
игровые
песни.(«Гуляет
молодец»,
«Как
во
полюшке
кусточек», «Затопила кума хату», «Посеяли лен за рекой»).
Плясовые песни («Я с комариком плясала», «Пойду ль я, выйду ль я да», «Ах
вы, сени», «Светит месяц» и др.)
Русская песня - это то, что вдохновляет меня на работу с детьми по
ознакомлению с русским народным искусством. Простота и доступность
музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не
превышающих
пяти
тонов,
элементы
звукоподражания,
многократные
повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций
детей.
Обилие
гласных,
простой
ритмический
рисунок,
интересное
содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над
протяжным пением, хорошей дикцией.
Таким образом, русская народная песня обладает огромной художественно-
воспитательной
ценностью:
формирует
художественный
вкус
ребенка,
обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими
оборотами
(зимушка-зима,
травушка-муравушка,
весна–красна).
Дети
проявляют
живой
интерес
к
содержанию,
быстро
запоминают
текст,
с
большим удовольствием поют попевки, прибаутки, песни «Сорока», «Зайка»,
«Бай, качи, качи», « Барашеньки-крутороженьки», «Во кузнице», «На горе-
то калина» и другие.
Детский фольклор — это синтез поэтического народного слова и движения.
На музыке дети знакомятся и с движением русской пляски, хороводным,
дробным, шагом
с притопом, ковырялочкой, и др. После того как дети
усвоили эти движения, они включаются в пляски, хороводы, игры.
В
играх
используются
игровые
зачины,
т.е.
водящего
выбираем
по
считалочке.
Дети
это
делают
с
большим
удовольствием.
Считалки
дают
возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр. Народные
подвижные
хороводные
игры
формируют
у
детей
ориентацию
в
6
пространстве,
координацию,
внимание,
умение
контролировать
свои
действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: « Ходит Ваня»,
«Гори ясно», «Курочки и петушок» «Ой, летали птички» и т. д.
То есть,
дети, участвуя в играх, осваивают их и все, что с ними связано
(считалки, скороговорки и т.д.), а потом уже включаются и в творческий
процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок.
Работая с детьми над музыкально - ритмическими движениями, я
постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: « Ах вы
сени», « Как у наших у ворот», «Пойду ль выйду ль я», «Ах ты береза, « Я
рассею
свое
горе».
Народные
мелодии
естественны
и
потому
легки
для
восприятия и запоминания.
Конечно же, вся работа по музыкальному развитию детей средствами
фольклора проходит в тесном контакте с воспитателями:
во время НОД;
в процессе музыкальных развлечений, праздников;
во время режимных моментов (на зарядке; во время умывания «Водичка,
умой мое личико», на прогулке, при укладывании детей на сон и т.д. )
Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной
отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового
опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук,
ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во
время движений под музыку.
Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями. Здесь
на
помощь
нам
приходят
праздники
и
развлечения.
Цель
всего
нашего
коллектива - сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в
мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка. Музыкально -
фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои
чувства
через
песни,
танцы,
стихи,
прибаутки.
Основу
музыкального
репертуара
составляет
музыка
для
детей,
фольклор,
русская
классика.
7
Используется в аудиозаписи современная музыка, доступная для восприятия
детям. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и
хороводы
-
прекрасный
материал
для
эмоционально
—
эстетического
и
нравственного воспитания детей.
Какие же народные праздники мы отмечаем в нашем детском саду?
«Осенняя
ярмарка»,
«Новый
год»,
«Проводы
зимы»,
«Масленница».
Народные
праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к
сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что
народные
игры
как
жанр
устного
народного
творчества
являются
национальным
богатством,
и
мы
должны
сделать
их
достоянием
наших
детей.
Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла душа русского
народа,
так
же,
как
встарь,
должны
наши
дети
быть
участниками
традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в
любимые народом игры.
И тогда русская песня, русское поэтическое слово станут близкими детям
и
любимыми
ими,
будут
способствуют
пробуждению
любви
к
родной
природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его
быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в
музыкальном воспитании ребенка дошкольника.
8