Напоминание

Фольклор - источник народной культуры в музыкальном развитии дошкольника


Автор: Павлова Виктория Леонидовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г. Благовещенск Амурской области
Наименование материала: статья
Тема: Фольклор - источник народной культуры в музыкальном развитии дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Фольклор - источник народной культуры в музыкальном

развитии дошкольника

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических

периодов.

И

самая

большая

опасность,

подстерегающая

наше

общество

сегодня

это

разрушение

личности.

Ныне

материальные

ценности

доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о

добре,

милосердии,

великодушии,

справедливости,

гражданственности

и

патриотизме.

В

молодых

семьях

вопросы

воспитания

патриотизма,

гражданственности, духовности не считаются важными. Стоит отметить, что

многие

современные

воспитательно-образовательные

инициативы

направлены

на

качественное

наращивание

знаний

и

навыков

детей,

но

параллельно

с

этим

процессом

должно

идти

духовно-нравственное

воспитание, в основе которого – развитие личности.

Именно поэтому, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному

творчеству,

ведь

именно

в

нём

нужно

искать

истоки

наших

характеров,

взаимоотношений, исторические корни.

Фольклорные произведения русского народа помогают приобщать ребёнка к

миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных

жанрах, и они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира.

«Мы

должны

не

просто

уверенно

развиваться,

но

и

сохранить

свою

национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть

и оставаться Россией».

В. В. Путин. Послание Федеральному собранию. 12.12.2012 года.

В нашем дошкольном учреждении развитие детей на традициях

музыкальной народной культуры является одним из

направлений общего

1

художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника.

В

музыкально - воспитательной работе русские используются народные песни,

игры,

танцы.

Освоение

народного

творчества

через

овладение

навыками

хорового народного пения, исполнительства народной хореографии.

Через фольклор можно решать следующие воспитательные задачи:

Развитие творческих способностей дошкольников;

Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального

фольклора;

Знакомство детей с традициями и образами русского народа;

Развитие эмоциональное восприятие народной музыки в различных

видах музыкальной деятельности;

Расширение представлений детей о народных праздниках, обычаях и

традициях русского народа;

Расширение

диапазона

детского

голоса,

развитие

вокально-хоровых

навыков, чистоты интонирования средствами народного фольклора;

Воспитание эстетических чувств;

Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству.

Работу

по

ознакомлению

с

фольклором

в

детском

саду

условно

можно

разделить на несколько направлений:

Слушание народной музыки, песен;

Знакомство с музыкальными играми и хороводами;

Знакомство с народными музыкальными инструментами;

Знакомство с традициями и обрядами русского народа.

Что же относится к детскому фольклору?

Детский фольклор делится на несколько групп:

«Поэзия пестования»

Календарный

2

Игровой

Дидактический

Песенный

«Поэзия пестования» («материнская поэзия»)

В

системе

жанров

детского

фольклора

особое

место

занимает

«поэзия

пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся:

Колыбельные песни;

Пестушки

короткие

стихотворные

приговоры,

которыми

сопровождают

движения младенца в первые месяцы жизни.

Потягушки-потягунушки, Поперёк-толстунушки,

А в ножки - ходунушки, А в ручки - хватунушки,

А в роток - говорок, А в голову - разумок.

Таким

образом,

пестушки

сопровождают

физические

процеду

ры,

необходимые ребенку.

Потешки – песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками,

ножками.

Сорока-белобока кашу варила, деток кормила…

Иногда

потешки

только

развлекают

(как

приведенная

выше),

а

порой

и

наставляют, дают простейшие знания о мире.

Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.

Дили-дили-дили-дон, загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила, глаза выпучила…

3

Календарный детский фольклор.

Заклички(«закликать»

-

«звать,

просить,

приглашать,

обращаться»)

обращения к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором

нараспев.

Радуга-дуга, не давай дождя,

Давай солнышка-колоколнышка.

Приговорки – обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам),

произносимые каждым ребенком поодиночке.

Божья коровка, улети на небко,

Там твои детки кушают конфетки.

Игровой детский фольклор.

Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия

игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.

«Да» и «нет» не говорите,

Чёрно с белым не носите,

Жеребьёвая

сговорка

рифмованное

обращение

к

«маткам»,

с

целью

разделения на команды.

Наливное яблочко или золотое блюдечко?

Считалка

рифмованный

стишок,

состоящий

из

придуманных

слов

с

подчёркнуто строгим соблюдением ритма.

Считалками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают

ведущего, начинают игру или какой-то ее этап.

4

Дразнилка – рифмованное прибавление к имени.

Мишка-кубышка, около уха - шишка.

Поддёвка

малый

фольклорный

жанр

юмористического

содержания,

основанного на игре слов.

Скажи двести.

Двести.

Голова в тесте!

Небылицы-перевертыши, нелепицы.

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Дидактический фольклор.

Цель дидактического детского фольклора –

воспитание и развитие детей,

передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для

взрослой жизни.

Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз.

Значение скороговорок – постановка четкой дикции.

Загадка

Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей,

вторая часть поясняет первую.

Волков бояться – в лес не ходить.

5

Песенный фольклор.

Хороводные

и

игровые

песни.(«Гуляет

молодец»,

«Как

во

полюшке

кусточек», «Затопила кума хату», «Посеяли лен за рекой»).

Плясовые песни («Я с комариком плясала», «Пойду ль я, выйду ль я да», «Ах

вы, сени», «Светит месяц» и др.)

Русская песня - это то, что вдохновляет меня на работу с детьми по

ознакомлению с русским народным искусством. Простота и доступность

музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не

превышающих

пяти

тонов,

элементы

звукоподражания,

многократные

повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций

детей.

Обилие

гласных,

простой

ритмический

рисунок,

интересное

содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над

протяжным пением, хорошей дикцией.

Таким образом, русская народная песня обладает огромной художественно-

воспитательной

ценностью:

формирует

художественный

вкус

ребенка,

обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими

оборотами

(зимушка-зима,

травушка-муравушка,

весна–красна).

Дети

проявляют

живой

интерес

к

содержанию,

быстро

запоминают

текст,

с

большим удовольствием поют попевки, прибаутки, песни «Сорока», «Зайка»,

«Бай, качи, качи», « Барашеньки-крутороженьки», «Во кузнице», «На горе-

то калина» и другие.

Детский фольклор — это синтез поэтического народного слова и движения.

На музыке дети знакомятся и с движением русской пляски, хороводным,

дробным, шагом

с притопом, ковырялочкой, и др. После того как дети

усвоили эти движения, они включаются в пляски, хороводы, игры.

В

играх

используются

игровые

зачины,

т.е.

водящего

выбираем

по

считалочке.

Дети

это

делают

с

большим

удовольствием.

Считалки

дают

возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр. Народные

подвижные

хороводные

игры

формируют

у

детей

ориентацию

в

6

пространстве,

координацию,

внимание,

умение

контролировать

свои

действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: « Ходит Ваня»,

«Гори ясно», «Курочки и петушок» «Ой, летали птички» и т. д.

То есть,

дети, участвуя в играх, осваивают их и все, что с ними связано

(считалки, скороговорки и т.д.), а потом уже включаются и в творческий

процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок.

Работая с детьми над музыкально - ритмическими движениями, я

постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: « Ах вы

сени», « Как у наших у ворот», «Пойду ль выйду ль я», «Ах ты береза, « Я

рассею

свое

горе».

Народные

мелодии

естественны

и

потому

легки

для

восприятия и запоминания.

Конечно же, вся работа по музыкальному развитию детей средствами

фольклора проходит в тесном контакте с воспитателями:

во время НОД;

в процессе музыкальных развлечений, праздников;

во время режимных моментов (на зарядке; во время умывания «Водичка,

умой мое личико», на прогулке, при укладывании детей на сон и т.д. )

Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной

отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового

опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук,

ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во

время движений под музыку.

Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями. Здесь

на

помощь

нам

приходят

праздники

и

развлечения.

Цель

всего

нашего

коллектива - сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в

мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка. Музыкально -

фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои

чувства

через

песни,

танцы,

стихи,

прибаутки.

Основу

музыкального

репертуара

составляет

музыка

для

детей,

фольклор,

русская

классика.

7

Используется в аудиозаписи современная музыка, доступная для восприятия

детям. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и

хороводы

-

прекрасный

материал

для

эмоционально

эстетического

и

нравственного воспитания детей.

Какие же народные праздники мы отмечаем в нашем детском саду?

«Осенняя

ярмарка»,

«Новый

год»,

«Проводы

зимы»,

«Масленница».

Народные

праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к

сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что

народные

игры

как

жанр

устного

народного

творчества

являются

национальным

богатством,

и

мы

должны

сделать

их

достоянием

наших

детей.

Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла душа русского

народа,

так

же,

как

встарь,

должны

наши

дети

быть

участниками

традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в

любимые народом игры.

И тогда русская песня, русское поэтическое слово станут близкими детям

и

любимыми

ими,

будут

способствуют

пробуждению

любви

к

родной

природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его

быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в

музыкальном воспитании ребенка дошкольника.

8



В раздел образования