Автор: Куликова Ирина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Мирный, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская работа как средство развития индивидуальности младшего школьника
Раздел: начальное образование
Исследовательская работа как средство развития
индивидуальности младшего школьника
Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в
том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть,
разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти
способности были реализованы.
Детская
потребность
в
исследовательском
поиске
обусловлена
биологически,
ребёнок
рождается
исследователем.
Неутомимая
жажда
новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать
и
экспериментировать,
самостоятельно
искать
новые
сведения
о
мире
рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это
внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы
психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс
саморазвития.
Поэтому
приоритетным
направлением
системы
обучения
и
воспитания,
по
моему
мнению,
является
формирование
у
учащихся
способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые
способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Главная задача данного направления – дать ученику возможность
развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом
индивидуальных способностей и склонностей.
Проведение
учебных
исследований
я
рассматриваю
как
особое
направление
внеклассной
или
внешкольной
работы,
тесно
связанное
с
основным
учебным
процессом
и
ориентированное
на
развитие
исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и
закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Эту работу я
провожу индивидуально с каждым ребёнком.
Представлю
систему
организации
учебно-исследовательской
деятельности учащихся.
Начиная с первого класса, в своей работе использую специальные
игры
и
занятия,
позволяющие
активизировать
исследовательскую
деятельность
ребёнка,
помогающие
осваивать
первичные
навыки
проведения самостоятельных исследований.
Первый
этап-это
тренировочные
занятия
с
классом,
дающие
возможность
познакомить
каждого
ребёнка
с
техникой
проведения
исследования.
С
первых
дней
занятий
в
школе
мы
рассматриваем
методы
исследования,
т.
е.
откуда
можно
получить
информацию.
Это
задать
вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах,
понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д.
Впоследствии, уже во второй четверти первого класса, провожу урок-
тренинг,
на
котором
мы
учимся,
как
надо
собрать
всю
доступную
информацию
и
обработать
её
так,
как
это
делают
учёные.
Например,
предлагаю задание, приготовить сообщение о буром медведе. Моя задача
подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных
возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа.
Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но
эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка
письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок.
Способность
ребёнка
делать
краткие
записи,
изобретать
значки
свидетельствует
об
уровне
развития
ассоциативного
мышления
и
творческих способностей. На первых порах посильную помощь оказывают
родители, которым я объясняю цель исследования, их результативность.
Они совместно с детьми делают подбор литературы. Читают статьи по
теме. А мы с учащимися заносим необходимую информацию на лист-
схему. Теперь собранные сведения мы анализируем и обобщаем, затем
исследователи
делают
сообщения.
После
выступления
обязательно
проводим его обсуждение. Даём слушателям возможность задать вопросы.
Так
ребята
знакомятся
с
общей
схемой
деятельности.
Количество
коллективных занятий тренировочного плана не превышает у меня одного
раза
в
четверть.
На
данном
этапе
я
выступаю
в
роли
консультанта-
помощника.
Начиная
со
второго
класса
работаю
над
формированием
умений
видеть
проблемы,
задавать
вопросы,
выдвигать
гипотезы,
давать
определение
понятиям,
классифицировать
наблюдения
и
навыки
проведения
эксперимента,
делать
выводы
и
умозаключения,
структурировать материал и др.
Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть
проблемы, которые применяю на практике. Задание: посмотрите на мир
чужими
глазами.
Одно
из
самых
важных
свойств
в
деле
выявления
проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на
объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один
и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что
ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для
этого выполняем следующие упражнения:
продолжи неоконченный рассказ;
составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что
вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на
дороге;
опишите один день вашей воображаемой жизни) или используя
данную концовку (…прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у
доски; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);
определи,
сколько
значений
у
предмета
(найди
как
можно
больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования,
например, кирпича, газеты, кусочка мела);
назови,
как
можно
больше
признаков
предмета
(например,
стола, дома, самолёта, книги и т. д.).
Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому
далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом
2
процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления,
продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и
смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений,
так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий
может
предвидеть
гипотеза,
тем
большей
ценностью
она
обладает.
Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена.
"Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили
ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные
варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в
ходе
исследования.
Построение
гипотез
-
основа
исследовательского,
творческого мышления.
В умении выработать гипотезы используем следующее упражнение:
давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает;
почему многие дети любят компьютерные игры и т. д.;
Делая
предположения,
мы
обычно
используем
следующие
слова:
предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.
Е щ ё важным
умением
для
исследования
является
умение
задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого
использую следующие упражнения: показываю картинки с изображением
людей, животных и предлагаю задать им вопросы. Другое задание, какие
вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?
Игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об
одном и том же предмете, начинающие со слов «что», «как», «почему»,
«зачем»).
Я
готовлю
детей
к
тому,
что
настоящее
всегда
продолжается
в
будущем, а потому я приучаю их к дальнейшим вопросам: что ещё может
интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или
сделать?
Эти
вопросы
пробуждают
любопытство,
бросают
вызов
воображению ребёнка.
Т а к ж е необходимо
научить
давать
определения
понятиям.
Поступая в первый класс по результатам исследования, у меня из 32
обследуемых - 10человек имели высокий уровень словарного запаса, 17
человек
-
средний,
5
человек
-
низкий.
Детям
трудно
было
дать
определение какому-либо предмету, ещё сложнее признаку или действию.
Для
того
чтобы
учиться
определить
понятие,
я
применяю
относительно
простые
приёмы: описание, сравнение своих описаний с
описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками
различение
(например,
весна
и
осень
-
времена
года,
но
чем
они
отличаются), обобщение.
Обобщение – это логическая операция перехода от видового понятия
к
родовому
путём
отбрасывания
от
содержания
видового
понятия
его
видообразующего признака (признаков). Для этого использую следующее
задание – из приведённых понятий надо построить такие ряды, в которых
каждое
последующее
понятие
было
бы
родовым
по
отношению
к
предыдущему.
3
Важным средством развития умений давать определения являются
обычные загадки. Я смотрю на них не просто как на забаву, а как на
весёлое, но всё же вполне серьёзное задание. Отгадка загадки – это её
определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения,
его определяющая часть. Составление и разгадывание кроссвордов также
можно рассматривать как упражнение в определении понятий.
Также с детьми мы учимся классифицировать.
Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов
и явлений, их чувственному отражению. Она предполагает выделение в
предметах
и
явлениях
общих
существенных
признаков.
С
помощью
классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них
блоки,
но
и
преобразовывают
конкретные
наблюдения
в
абстрактные
категории. Классификацией называют операцию определения понятий по
определённому
основанию
на
непересекающиеся
классы.
Например,
я
предлагаю
детям
популярное
задание
«четвёртый
лишний».
Предметы
классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем
больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень
важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений
использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи
позволяют
развивать
и
критическое
мышление,
что
очень
важно
в
исследовательской деятельности.
Ещё
мы
учимся наблюдать.
Для
того
чтобы
наблюдение
стало
возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и
мышления.
Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое –
ставлю
перед
детьми
какую-нибудь
из
любимых
ими
вещей.
Рассматриваем
вместе
этот
предмет
внимательно
и
спокойно.
Затем
предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и
назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную
вещь по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие
различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению
и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно
сделанными ошибками.
С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов
исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные
опыты с реальными предметами и их свойствами.
Учимся анализировать,
выделять
главное
и
второстепенное,
делать выводы и умозаключения.
Эти
и
другие
виды
заданий
позволяют
мне
сформировать
необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта
в третьем классе. Как же мы над этим работаем?
Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации.
Под моим руководством составляется план-график выполнения учебного
исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её
выполнения. Смысл технологии учебного исследования заключается в том,
4
чтобы
помочь
ученику
пройти
путь
научного
познания
и
усвоить
его
алгоритм.
Педагогическое
руководство
учебными
исследованиями
осуществляется
на
всех
этапах
выполнения
работы,
но
наиболее
значительно
оно
на
этапе
формулирования
темы,
целей,
исходных
положений, а также при анализе выполнения проекта.
Темы, которые мы используем в своей работе, можно определить в
три основные группы:
ф а н т а с т и ч е с к и е -
о р и е н т и р о в а н н ы е
н а
р а з р а б о т к у
несуществующих, фантастических объектов и явлений;
теоретические -
ориентированные
на
работу
по
изучению
и
обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках;
эмпирические - проведение собственных экспериментов.
Я всегда помню: тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её
выбором
не
стоит
затягивать.
Большинство
детей,
за
исключением
одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны.
Действовать нужно быстро, пока интерес не угас.
Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной
основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть
выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение
её
должно
быть
полезно
участникам
исследования.
При
совпадении
интересов
у
нескольких
школьников
организовываю
мини-группы.
Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята
формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть
оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.
На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что
основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей,
приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря,
мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним
результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что
создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому
подобное.
Второй,
самый
важный
-
педагогический:
бесценный
в
воспитательном
отношении
опыт
самостоятельной,
творческой,
исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый
спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от
простого исполнителя.
Оба
эти
результата
хорошо
видны
во
время
защиты
детьми
собственных
работ.
В
этой
связи
защита
итогов
приобретает
особую
значимость. Это необходимый этап работы.
К оформлению результатов исследования предъявляются следующие
требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений.
Во введении чётко определяются цели исследования, актуальность, степень
изученности
темы,
обзор
литературы.
В
основной
части
в
логической
последовательности излагаются результаты исследования. В заключении
нужно
сделать
выводы,
которые
должны
быть
краткими
и
чёткими,
соответствовать целям, задачам, гипотезе.
5
Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения
начинающего
исследователя.
О
выполненной
работе
надо
не
просто
рассказать,
её,
как
и
всякое
настоящее
исследование,
надо
защитить
публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию,
сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою
точку зрения.
Выполненные работы рецензируются учителями на методических
объединениях, где ученик может получить совет для улучшения работы.
Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри. В
его состав входят: администратор школы, педагоги и учащиеся, проекты
которых занимали призовые места на предыдущих конкурсах. В работе
оценивается познавательная ценность темы, оригинальность и ценность
собранного материала, структура и логика работы, язык и стиль изложения,
ответы на вопросы. Время представления проекта не более 5-7 минут.
Кроме того, отмечаются работы по номинациям: за самый интересный
эксперимент, за самую оригинальную тему, за самое яркое выступление, за
самое научное исследование и т. д.
Презентация
работ
становится
праздником
для
школьников,
на
котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что
чувствуют
себя
настоящими
учёными,
общаясь
между
собой,
находя
единомышленников.
Ученики,
чьи
работы
оказываются
наиболее
успешными, получают право на участие в городских научно-практических
конференциях.
Анализируя
результативность
работы
в
технологии
учебного
исследования, можно сделать выводы:
усвоение
алгоритма
научного
исследования
способствует
формированию научного мировоззрения учащихся;
значительно расширяется кругозор школьников в предметных
областях;
вооружает
учащихся
универсальными
способами
учебной
деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу,
самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
формирует социальный опыт в труде и общении;
способствует
профессиональному
росту
учителей,
расширяя
знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке, даёт
возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также
расширяет
контакты
на
профессиональный
основе
с
коллегами,
родителями учащихся.
Исходя
из
вышесказанного,
можно
сделать
вывод,
ч то
исследовательская
тактика
ребёнка
-
это
не
просто
один
из
методов
обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной
деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение,
реально
запускает
механизм
саморазвития.
Главное
отличие
детей,
способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них
потребности
узнавать
новое.
Это
видно
из
мониторинга
мотивации
к
6
исследовательской
деятельности:
в
первом
классе
наличие
только
ситуативного
интереса;
но
уже
начиная
со
второго
класса
–
рост
устойчивого и обобщённого интереса к исследовательской деятельности.
Исследовательская
деятельность
в
начальной
школе
способствует
общему
развитию
школьников,
и
непосредственно
таких
показателей
мыслительной деятельности как умение:
1.
классифицировать;
2.
обобщать;
3.
отбирать все возможные варианты решения;
4.
переключаться с одного поиска решения на другой;
5.
составлять программу действий по своей работе;
6.
рассматривать объект с различных точек зрения;
7.
сравнивать различные объекты и их совокупности;
8.
составлять задания по предложенной теме;
9.
проводить самоконтроль.
Наблюдения за учащимися показывает, что процент детей, у которых
данные умения сформированы или частично сформированы, увеличивается
по всем исследуемым модулям. Это говорит о том, что описанная методика
работы активизирует исследовательское поведение детей.
Литература:
1.
Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы.
Журнал «Директор школы». - М: «Сентябрь»,2002, №2.
2.
Мамонтова Г.В. Исследовательская работа учащихся по русскому языку.
Журнал «Начальная школа» №12 2008.
3.
Пичугин С.С. Учебно-исследовательская деятельность младших
школьников на уроках математики. Журнал «Начальная школа» №6 2008.
4.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения
школьников. Журнал «Директор школы». - М: «Сентябрь»,2003, №8.
5.
Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство
реализации личности в общеобразовательном пространстве. Журнал «Начальная
школа» №2 2007.
6.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и
учащегося в современной школе. Журнал «Директор школы». - М: «Сентябрь»,1998,
№7.
7