Напоминание

Исследовательская работа как средство развития индивидуальности младшего школьника


Автор: Куликова Ирина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Мирный, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская работа как средство развития индивидуальности младшего школьника
Раздел: начальное образование





Назад




Исследовательская работа как средство развития

индивидуальности младшего школьника

Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в

том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть,

разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти

способности были реализованы.

Детская

потребность

в

исследовательском

поиске

обусловлена

биологически,

ребёнок

рождается

исследователем.

Неутомимая

жажда

новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать

и

экспериментировать,

самостоятельно

искать

новые

сведения

о

мире

рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это

внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы

психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс

саморазвития.

Поэтому

приоритетным

направлением

системы

обучения

и

воспитания,

по

моему

мнению,

является

формирование

у

учащихся

способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые

способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Главная задача данного направления – дать ученику возможность

развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом

индивидуальных способностей и склонностей.

Проведение

учебных

исследований

я

рассматриваю

как

особое

направление

внеклассной

или

внешкольной

работы,

тесно

связанное

с

основным

учебным

процессом

и

ориентированное

на

развитие

исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и

закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Эту работу я

провожу индивидуально с каждым ребёнком.

Представлю

систему

организации

учебно-исследовательской

деятельности учащихся.

Начиная с первого класса, в своей работе использую специальные

игры

и

занятия,

позволяющие

активизировать

исследовательскую

деятельность

ребёнка,

помогающие

осваивать

первичные

навыки

проведения самостоятельных исследований.

Первый

этап-это

тренировочные

занятия

с

классом,

дающие

возможность

познакомить

каждого

ребёнка

с

техникой

проведения

исследования.

С

первых

дней

занятий

в

школе

мы

рассматриваем

методы

исследования,

т.

е.

откуда

можно

получить

информацию.

Это

задать

вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах,

понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д.

Впоследствии, уже во второй четверти первого класса, провожу урок-

тренинг,

на

котором

мы

учимся,

как

надо

собрать

всю

доступную

информацию

и

обработать

её

так,

как

это

делают

учёные.

Например,

предлагаю задание, приготовить сообщение о буром медведе. Моя задача

подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных

возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа.

Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но

эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка

письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок.

Способность

ребёнка

делать

краткие

записи,

изобретать

значки

свидетельствует

об

уровне

развития

ассоциативного

мышления

и

творческих способностей. На первых порах посильную помощь оказывают

родители, которым я объясняю цель исследования, их результативность.

Они совместно с детьми делают подбор литературы. Читают статьи по

теме. А мы с учащимися заносим необходимую информацию на лист-

схему. Теперь собранные сведения мы анализируем и обобщаем, затем

исследователи

делают

сообщения.

После

выступления

обязательно

проводим его обсуждение. Даём слушателям возможность задать вопросы.

Так

ребята

знакомятся

с

общей

схемой

деятельности.

Количество

коллективных занятий тренировочного плана не превышает у меня одного

раза

в

четверть.

На

данном

этапе

я

выступаю

в

роли

консультанта-

помощника.

Начиная

со

второго

класса

работаю

над

формированием

умений

видеть

проблемы,

задавать

вопросы,

выдвигать

гипотезы,

давать

определение

понятиям,

классифицировать

наблюдения

и

навыки

проведения

эксперимента,

делать

выводы

и

умозаключения,

структурировать материал и др.

Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть

проблемы, которые применяю на практике. Задание: посмотрите на мир

чужими

глазами.

Одно

из

самых

важных

свойств

в

деле

выявления

проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на

объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один

и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что

ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для

этого выполняем следующие упражнения:

продолжи неоконченный рассказ;

составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что

вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на

дороге;

опишите один день вашей воображаемой жизни) или используя

данную концовку (…прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у

доски; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);

определи,

сколько

значений

у

предмета

(найди

как

можно

больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования,

например, кирпича, газеты, кусочка мела);

назови,

как

можно

больше

признаков

предмета

(например,

стола, дома, самолёта, книги и т. д.).

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому

далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом

2

процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления,

продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и

смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений,

так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий

может

предвидеть

гипотеза,

тем

большей

ценностью

она

обладает.

Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена.

"Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили

ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные

варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в

ходе

исследования.

Построение

гипотез

-

основа

исследовательского,

творческого мышления.

В умении выработать гипотезы используем следующее упражнение:

давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает;

почему многие дети любят компьютерные игры и т. д.;

Делая

предположения,

мы

обычно

используем

следующие

слова:

предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.

Е щ ё важным

умением

для

исследования

является

умение

задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого

использую следующие упражнения: показываю картинки с изображением

людей, животных и предлагаю задать им вопросы. Другое задание, какие

вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?

Игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об

одном и том же предмете, начинающие со слов «что», «как», «почему»,

«зачем»).

Я

готовлю

детей

к

тому,

что

настоящее

всегда

продолжается

в

будущем, а потому я приучаю их к дальнейшим вопросам: что ещё может

интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или

сделать?

Эти

вопросы

пробуждают

любопытство,

бросают

вызов

воображению ребёнка.

Т а к ж е необходимо

научить

давать

определения

понятиям.

Поступая в первый класс по результатам исследования, у меня из 32

обследуемых - 10человек имели высокий уровень словарного запаса, 17

человек

-

средний,

5

человек

-

низкий.

Детям

трудно

было

дать

определение какому-либо предмету, ещё сложнее признаку или действию.

Для

того

чтобы

учиться

определить

понятие,

я

применяю

относительно

простые

приёмы: описание, сравнение своих описаний с

описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками

различение

(например,

весна

и

осень

-

времена

года,

но

чем

они

отличаются), обобщение.

Обобщение – это логическая операция перехода от видового понятия

к

родовому

путём

отбрасывания

от

содержания

видового

понятия

его

видообразующего признака (признаков). Для этого использую следующее

задание – из приведённых понятий надо построить такие ряды, в которых

каждое

последующее

понятие

было

бы

родовым

по

отношению

к

предыдущему.

3

Важным средством развития умений давать определения являются

обычные загадки. Я смотрю на них не просто как на забаву, а как на

весёлое, но всё же вполне серьёзное задание. Отгадка загадки – это её

определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения,

его определяющая часть. Составление и разгадывание кроссвордов также

можно рассматривать как упражнение в определении понятий.

Также с детьми мы учимся классифицировать.

Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов

и явлений, их чувственному отражению. Она предполагает выделение в

предметах

и

явлениях

общих

существенных

признаков.

С

помощью

классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них

блоки,

но

и

преобразовывают

конкретные

наблюдения

в

абстрактные

категории. Классификацией называют операцию определения понятий по

определённому

основанию

на

непересекающиеся

классы.

Например,

я

предлагаю

детям

популярное

задание

«четвёртый

лишний».

Предметы

классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем

больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень

важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений

использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи

позволяют

развивать

и

критическое

мышление,

что

очень

важно

в

исследовательской деятельности.

Ещё

мы

учимся наблюдать.

Для

того

чтобы

наблюдение

стало

возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и

мышления.

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое –

ставлю

перед

детьми

какую-нибудь

из

любимых

ими

вещей.

Рассматриваем

вместе

этот

предмет

внимательно

и

спокойно.

Затем

предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и

назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную

вещь по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие

различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению

и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно

сделанными ошибками.

С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов

исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные

опыты с реальными предметами и их свойствами.

Учимся анализировать,

выделять

главное

и

второстепенное,

делать выводы и умозаключения.

Эти

и

другие

виды

заданий

позволяют

мне

сформировать

необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта

в третьем классе. Как же мы над этим работаем?

Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации.

Под моим руководством составляется план-график выполнения учебного

исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её

выполнения. Смысл технологии учебного исследования заключается в том,

4

чтобы

помочь

ученику

пройти

путь

научного

познания

и

усвоить

его

алгоритм.

Педагогическое

руководство

учебными

исследованиями

осуществляется

на

всех

этапах

выполнения

работы,

но

наиболее

значительно

оно

на

этапе

формулирования

темы,

целей,

исходных

положений, а также при анализе выполнения проекта.

Темы, которые мы используем в своей работе, можно определить в

три основные группы:

ф а н т а с т и ч е с к и е -

о р и е н т и р о в а н н ы е

н а

р а з р а б о т к у

несуществующих, фантастических объектов и явлений;

теоретические -

ориентированные

на

работу

по

изучению

и

обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках;

эмпирические - проведение собственных экспериментов.

Я всегда помню: тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её

выбором

не

стоит

затягивать.

Большинство

детей,

за

исключением

одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны.

Действовать нужно быстро, пока интерес не угас.

Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной

основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть

выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение

её

должно

быть

полезно

участникам

исследования.

При

совпадении

интересов

у

нескольких

школьников

организовываю

мини-группы.

Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята

формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть

оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.

На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что

основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей,

приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря,

мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним

результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что

создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому

подобное.

Второй,

самый

важный

-

педагогический:

бесценный

в

воспитательном

отношении

опыт

самостоятельной,

творческой,

исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый

спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от

простого исполнителя.

Оба

эти

результата

хорошо

видны

во

время

защиты

детьми

собственных

работ.

В

этой

связи

защита

итогов

приобретает

особую

значимость. Это необходимый этап работы.

К оформлению результатов исследования предъявляются следующие

требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений.

Во введении чётко определяются цели исследования, актуальность, степень

изученности

темы,

обзор

литературы.

В

основной

части

в

логической

последовательности излагаются результаты исследования. В заключении

нужно

сделать

выводы,

которые

должны

быть

краткими

и

чёткими,

соответствовать целям, задачам, гипотезе.

5

Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения

начинающего

исследователя.

О

выполненной

работе

надо

не

просто

рассказать,

её,

как

и

всякое

настоящее

исследование,

надо

защитить

публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию,

сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою

точку зрения.

Выполненные работы рецензируются учителями на методических

объединениях, где ученик может получить совет для улучшения работы.

Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри. В

его состав входят: администратор школы, педагоги и учащиеся, проекты

которых занимали призовые места на предыдущих конкурсах. В работе

оценивается познавательная ценность темы, оригинальность и ценность

собранного материала, структура и логика работы, язык и стиль изложения,

ответы на вопросы. Время представления проекта не более 5-7 минут.

Кроме того, отмечаются работы по номинациям: за самый интересный

эксперимент, за самую оригинальную тему, за самое яркое выступление, за

самое научное исследование и т. д.

Презентация

работ

становится

праздником

для

школьников,

на

котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что

чувствуют

себя

настоящими

учёными,

общаясь

между

собой,

находя

единомышленников.

Ученики,

чьи

работы

оказываются

наиболее

успешными, получают право на участие в городских научно-практических

конференциях.

Анализируя

результативность

работы

в

технологии

учебного

исследования, можно сделать выводы:

усвоение

алгоритма

научного

исследования

способствует

формированию научного мировоззрения учащихся;

значительно расширяется кругозор школьников в предметных

областях;

вооружает

учащихся

универсальными

способами

учебной

деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу,

самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

формирует социальный опыт в труде и общении;

способствует

профессиональному

росту

учителей,

расширяя

знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке, даёт

возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также

расширяет

контакты

на

профессиональный

основе

с

коллегами,

родителями учащихся.

Исходя

из

вышесказанного,

можно

сделать

вывод,

ч то

исследовательская

тактика

ребёнка

-

это

не

просто

один

из

методов

обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной

деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение,

реально

запускает

механизм

саморазвития.

Главное

отличие

детей,

способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них

потребности

узнавать

новое.

Это

видно

из

мониторинга

мотивации

к

6

исследовательской

деятельности:

в

первом

классе

наличие

только

ситуативного

интереса;

но

уже

начиная

со

второго

класса

рост

устойчивого и обобщённого интереса к исследовательской деятельности.

Исследовательская

деятельность

в

начальной

школе

способствует

общему

развитию

школьников,

и

непосредственно

таких

показателей

мыслительной деятельности как умение:

1.

классифицировать;

2.

обобщать;

3.

отбирать все возможные варианты решения;

4.

переключаться с одного поиска решения на другой;

5.

составлять программу действий по своей работе;

6.

рассматривать объект с различных точек зрения;

7.

сравнивать различные объекты и их совокупности;

8.

составлять задания по предложенной теме;

9.

проводить самоконтроль.

Наблюдения за учащимися показывает, что процент детей, у которых

данные умения сформированы или частично сформированы, увеличивается

по всем исследуемым модулям. Это говорит о том, что описанная методика

работы активизирует исследовательское поведение детей.

Литература:

1.

Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы.

Журнал «Директор школы». - М: «Сентябрь»,2002, №2.

2.

Мамонтова Г.В. Исследовательская работа учащихся по русскому языку.

Журнал «Начальная школа» №12 2008.

3.

Пичугин С.С. Учебно-исследовательская деятельность младших

школьников на уроках математики. Журнал «Начальная школа» №6 2008.

4.

Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения

школьников. Журнал «Директор школы». - М: «Сентябрь»,2003, №8.

5.

Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство

реализации личности в общеобразовательном пространстве. Журнал «Начальная

школа» №2 2007.

6.

Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и

учащегося в современной школе. Журнал «Директор школы». - М: «Сентябрь»,1998,

№7.

7



В раздел образования