Автор: Костромина Алина Халимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ООШ №13 АГО
Населённый пункт: город Асбест,Свердловская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Покорители космоса"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия на тему: « Покорители космоса»
Предмет: Познавательно-исследовательская деятельность
Группа: старшая
Технологии: мультимедийная установка
Выполнила и провела: Костромина А.Х.
Программное содержание:
Образовательная
задача: Вызвать интерес к космическому пространству,
познакомить
с
изобретателем
К.
Э.
Циолковским,
с
конструктором
С.П.
Королевым
–
стоявшие
у
истоков
развития
русской
космонавтики,
с
эволюцией летательных аппаратов, закрепить знания детей о том, что первым
космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин.
Развивающая задача: Развивать логическое мышление, память, внимание.
Воспитательная задача: Воспитывать: уважительное отношение к людям,
осваивающим
космическое
пространство;
воспитывать
чувство
гражданственности,
патриотизма,
гордость
за
знаменитых
людей,
прославивших свою родину.
Речевая
задача: активизировать
речь
детей,
ввести
в
активный
словарь
следующие слова: космос, космонавт.
ХОД ЗАНЯТИЯ
-Ребята,
вы
любите
смотреть
на
небо?
Что
там
можно
увидеть
днём?
(Облака, птиц, солнце)
-А что можно увидеть на небе ночью? (Луну, звёзды)
С
древних
времён
человек
смотрел
на
небо,
любовался
его
красотой
и
думал…Что такое звёзды? Почему они такие яркие? Как они появились на
небе? И мечтал полететь к звёздам.
Ребята, а вы любите путешествовать? Я вас сегодня приглашаю в
путешествие
по
времени,
где
мы
с
вами
узнаем
историю
изобретения
космической
ракеты.
А
какие
отрезки
времени
вы
знаете?
(древность,
старина, настоящее и будущее) А это когда?
Ребята, а скажите, на чем можно отправится в путешествие во времени,
как вы думаете? Конечно, на машине времени. Ребята, прежде чем нам
отправиться в путешествие, я предлагаю вам взять с собой два очень важных
правила, если кто-то хочет что либо сказать или ответить нужно подать
сигнал, какой сигнал в током случае можно подать (поднять руку), хорошо,
берем такое правило с собой? И еще одно важное правило, если кто-то уже
говорит, то остальные внимательно слушают и не мешают, согласны взять
такое правило с собой? Усаживайтесь в своих креслах поудобнее. Ну тогда
начинаем обратный отсчёт:10.9,8.7,6,5.4,3.2,1, пуск!
А так как мы с вами отправляемся в необычное путешествия и чтобы
нам с вами очутиться на первой остановке в далеком прошлом, вам нужно
крепко закрыть глаза, а я буду произносить волшебное заклинание.
Палочкой волшебной
в воздухе взмахну
Волшебство появится
В древность попаду
Остановка «Далёкое прошлое».
Итак, люди научились летать совсем недавно. Но мечтал о полёте
человек всегда. Даже в каменном веке наши прапрадеды, сидя у костров в
своих пещерах, наверное, думали об этом. По крайней мере, стоило только
придумать какого-нибудь необыкновенного сказочного героя - он непременно
оказывался
первоклассным
лётчиком.
Что
он
за
всемогущий,
если
даже
летать не может?.. А так как никто не знал ещё, каким именно образом можно
полететь
по-настоящему,
то
люди
и
придумывали,
кто
во
что
горазд.
Давайте вспомним, ребята, на чём поднимались в небо герои сказок.
На чём только ни летали жители сказочного мира! На чем летал Алладин (на
волшебном ковре- самолёте), а на чем неслась над землёй Баба-Яга (в ступе),
а
ведьмы
(на
метле),
маленький
Мук
(в
сапогах-скороходах),
Забава
(на
летучем корабле)…
Молодцы, ребята, ну а сейчас отправляемся дальше.
В руки палочку возьму
Волшебство я призову
Чудо в гости к нам придет
В старину нас позовет
Остановка « Старина».
Но человек мечтал о полётах к звёздам и другим планетам. Чтобы
осуществилась эта мечта, необходимо было много работать, изучать разные
науки, надо было изобрести летательные аппараты, которые могли выйти в
космос.
Первый летательный аппарат в это время, который придумал человек-
это воздушный шар. Французские учёные, братья Монгольфье, сделали из
полотна воздушный шар, наполнили его нагретым воздухом и шар поднялся в
небо. Но далеко на таком шаре не улетишь: куда ветер, туда и шар.
Лишь одним ветрам послушный,
Поднимался шар воздушный.
Человек умел мечтать,
Человек хотел летать!
А чуть позже люди придумали дирижабль – в переводе с французского
«управляемый». Способен, двигаться наперекор ветрам с помощью двигателя
и винтов-пропеллеров.
Позже появились аэропланы, потом первые самолёты, ну а сейчас мы
уже летаем на современных самолётах.
Ребята
скажите,
можно
ли
на
таком
воздушном
транспорте
полететь
в
космос?
А
чём
же
можно
полететь
в
космос?
Как
вы
думаете,
ребята?
Правильно, на ракете.
-
А
вы
знаете,
что
первую
в
мире
ракету
изобрел
русский
ученый
–
Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать в телескоп
за звездами, изучал их и мечтал до них долететь. Циолковский проводил
расчёты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат. Константин
Эдуардович доказал,
что
полететь
в
космос
можно
только
на
ракете.
К
сожалению, у него не было возможности её построить, но он рассказал об
этом в своих научных книгах.
Ребята, давайте поиграем в игру «Земля- космос». (Звучит музыка. Дети
двигаются под музыку. Музыка прерывается. Дети « замирают». Воспитатель
дотрагивается до каждого ребёнка. Если при этом произносит слово «земля»,
ребёнок называет объект или явление, связанное с этой планетой. Например,
река,
море,
деревья,
трава,
люди.
Если
воспитатель
произносит
слово
«космос»,
ребёнок
называет
объект
или
явление,
связанное
с
космосом.
Например, планета, звезда, ракета, космонавт.)
И
только
через
много
лет
другой
русский
ученый,
конструктор,
С.П.Королев, смог
построить ракету и запустить
первый космический
спутник.
На этом Королёв не остановился, он мечтал послать человека в космос.
До человека в космосе побывали животные.
-Ребята,
а
вы
знаете,
кого
из
животных
запускали
в
космос?
На
борту
побывали и крысы, и мыши, и насекомые, а самые знаменитые – собаки-
Белка и Стрелка.
12 апреля 1961 года стартовал корабль «Восток», на борту которого был
первый космонавт мира…
- Ребята, а вы знаете имя первого космонавта? Да, правильно, Юрий Гагарин.
Он находился в космосе 108 минут и сделал 1 оборот вокруг Земли. Это было
огромным радостным событием для всего человечества. Все люди нашей
планеты радостно приветствовали первого космонавта.
Но в космосе побывали и женщины. Валентина Терешкова совершила полет в
качестве пилота космического корабля «Восток – б». И теперь каждый год 12
апреля мы с вами отмечаем праздник – День космонавтики.
-
А
как
вы
думаете,
какими
качествами
должен
обладать
космонавт?
Ответы детей. (сильный, ловкий, выносливый, терпеливый, трудолюбивый)
Верно, все эти качества были у Юрия Гагарина, поэтому он стал первым
космонавтом. Юрий Гагарин принёс славу нашей Родине. Мы с вами, дорогие
ребята, можем гордиться им.
Ребята,
я
предлагаю
вам
тоже
попробовать
себя
в
роли
ученого-
конструктора и построить свою ракету, вы согласны? Тогда я вас приглашаю к
столам,
для
вас
здесь
приготовлены
геометрические
фигуры
из
цветной
бумаги, вам нужно при помощи клея построить свою ракету.
Молодцы,
ребята.
Ну
а
теперь
нам
нужно
возвращаться
в
наше
время,
садимся в машину времени отправляемся дальше.
Буем чудо в гости звать
Раз, два, три, четыре, пять
Палочкой взмахнем своей
В наше время поспешим.
Остановка «Настоящее время».
Ну вот мы и вернули в наш детский сад. Сейчас мы видим с вами в
небе самые разные самолеты: грузовые, пассажирские и военные.
Миновал за годом год…
Появился самолет!
В кресло сел, завтрак съел.
Что такое? Прилетел!
Сейчас полёты в космос - обычное дело. Космонавты подолгу живут на
космических станциях, проводят опыты, наблюдают Землю и звёзды.
Скажите
мне
пожалуйста,
что
вы
узнали
и
запомнили
из
нашего
путешествия.
1.
Скажите, какой праздник отмечается 12 апреля?
2.
Скажите, какой самый быстрый вид транспорт на земле.
3.
Назовите учёного-изобретателя ракеты.
4.
Назовите конструктора космической ракеты.
5.
Назовите первого космонавта мира.
Ну теперь я точно уверена, что наше путешествие прошло не зря, вы очень
много узнали об истории воздушного транспорта и об истории изобретения
космической ракеты.
Вам понравилось наше путешествие по времени? Что вам больше всего
понравилось?
Д/и «Река времени».
А
сейчас
я
вам
предлагаю
подойти
к
нашему
панно
«река
времени»
и
разместить карточки с
изображением воздушного транспорта на нужный
промежуток
времени.
Какие
летательные
аппараты
были
вначале,
а
что
потом, и в наше настоящее время.
Посмотрите, у нас с вами остался свободный отрезок времени будущее.
Ребята давайте помечтаем, что будет происходить в космосе в будущем
времени, как вы думаете, какой космический транспорт будет. (Ответы
детей).
Возможно
начнётся
эра
межпланетных
полётов
и
люди
начнут
заселять
другие планеты, а может перемещаться будут на космопланах, крылатых
космических кораблях. Ребята я вам предлагаю после занятия в свободное
время нарисовать космический транспорт, который вы сфантазировали и
разместить его реку времени на отрезок времени «будущее»
Я надеюсь, что когда вы пойдёте в школу, то будете хорошо учиться и
может быть, откроете новую планету, звезду или разгадаете какую-нибудь
космическую тайну, всё в ваших руках, ребята.