Напоминание

"Развиваем мелкую моторику рук с детьми в 2-3 года"


Автор: Гетман Инна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 250"
Населённый пункт: Кемеровская обл. город Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: "Развиваем мелкую моторику рук с детьми в 2-3 года"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развиваем мелкую моторику рук в 2-3 года с детьми»

Введение

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть

со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-

белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы

массируя каждый пальчик по отдельности.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка

мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно —

надо обратить их в интересные и полезные игры.

В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: «Для

развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии,

но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают

далеко не все.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика

отражает

то,

как

развивается

ваш

малыш,

свидетельствует

о

его

интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок

управлять

своими

пальчиками

в

самом

раннем

возрасте,

зависит

его

дальнейшее развитие.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения

мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения

различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского

мозга.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также

словарный запас вашего малыша.

Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте

• развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных

события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребёнка.

В 4—4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой

моторики);

• восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребёнок

любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких

предметов

можно

развивать

моторику

рук

ребёнка.

Только

обязательно

следите, чтобы малыш не брал их в рот;

• формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет).

В этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять

гигиенические процедуры.

Рекомендации для родителей

1.

Упражнения

по

развитию

мелкой

моторики

проводятся

в

комплексе,

начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2.

В

комплекс

упражнений

старайтесь

включать

задания

на

сжатие,

расслабление и растяжение кистей малыша.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии

с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере

освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком

правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания,

сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком

простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а

затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает

какие-нибудь упражнения.

10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но

не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

для детей от 2 до 3 лет.

1. «Сорока-белобока»

Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока

варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке.

Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает

пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка

потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил…» и т. д.

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

«Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил,

Тебе нет ничего».

2. «Ладушки-хлопушки»

Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите

ребёнку движения и предложите повторить их.

Ладушки-ладу́

шки,

Звонкие хлопушки.

Хлопали в ладошки,

Хлопали немножко.

3. «Ладушки»

Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами

Ладушки, ладушки!

(Покажите малышу ладони.)

Где

были?

У бабушки.

Что ели?

Кашку.

Что пили?

Бражку.

(Хлопайте в ладоши.)

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели!

Шу — полетели!

На головку сели.

(Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите

их «домиком» на голову.)

4. «Домик»

Это домик.

(Обе ладони приставьте друг к другу.)

Это крыша.

(Соедините ладони и переплетите пальцы.)

А труба ещё повыше.

(Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.)

5. «Прятки»

В прятки пальчики игра-ют-ся,

Откры-ва-ют-ся,

(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)

Закры-ва-ют-ся.

(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу.

Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу.

Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд

(как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6

раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад

(как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7.

Зажмите

мяч

между

ладонями,

пальцы

сцеплены

в

«замок»,

локти

направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

В 2-3 года вся активная деятельность ребенка сводится к игре. Играя, он

учится, развивается, растет. А играть можно только в хорошем

настроении – родителям об этом стоит помнить. Поэтому к любым

развивающим занятиям нужно приступать, когда малыш пребывает в

соответствующем расположении духа, – тогда они принесут

максимальную пользу и радость.



В раздел образования