Автор: Гетман Инна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 250"
Населённый пункт: Кемеровская обл. город Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: "Развиваем мелкую моторику рук с детьми в 2-3 года"
Раздел: дошкольное образование
«Развиваем мелкую моторику рук в 2-3 года с детьми»
Введение
В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть
со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-
белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы
массируя каждый пальчик по отдельности.
Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка
мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно —
надо обратить их в интересные и полезные игры.
В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: «Для
развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии,
но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают
далеко не все.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика
отражает
то,
как
развивается
ваш
малыш,
свидетельствует
о
его
интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок
управлять
своими
пальчиками
в
самом
раннем
возрасте,
зависит
его
дальнейшее развитие.
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения
мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения
различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского
мозга.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также
словарный запас вашего малыша.
Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте
• развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных
события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребёнка.
В 4—4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой
моторики);
• восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребёнок
любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких
предметов
можно
развивать
моторику
рук
ребёнка.
Только
обязательно
следите, чтобы малыш не брал их в рот;
• формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет).
В этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять
гигиенические процедуры.
Рекомендации для родителей
1.
Упражнения
по
развитию
мелкой
моторики
проводятся
в
комплексе,
начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
2.
В
комплекс
упражнений
старайтесь
включать
задания
на
сжатие,
расслабление и растяжение кистей малыша.
3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии
с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере
освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком
правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания,
сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком
простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а
затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает
какие-нибудь упражнения.
10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но
не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
для детей от 2 до 3 лет.
1. «Сорока-белобока»
Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока
варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке.
Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает
пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка
потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил…» и т. д.
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил,
Тебе нет ничего».
2. «Ладушки-хлопушки»
Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите
ребёнку движения и предложите повторить их.
Ладушки-ладу́
шки,
Звонкие хлопушки.
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.
3. «Ладушки»
Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами
Ладушки, ладушки!
(Покажите малышу ладони.)
Где
были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.
(Хлопайте в ладоши.)
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели!
Шу — полетели!
На головку сели.
(Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите
их «домиком» на голову.)
4. «Домик»
Это домик.
(Обе ладони приставьте друг к другу.)
Это крыша.
(Соедините ладони и переплетите пальцы.)
А труба ещё повыше.
(Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.)
5. «Прятки»
В прятки пальчики игра-ют-ся,
Откры-ва-ют-ся,
(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)
Закры-ва-ют-ся.
(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)
Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком
1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу.
Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу.
Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд
(как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6
раз).
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад
(как будто открываете крышку).
6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
7.
Зажмите
мяч
между
ладонями,
пальцы
сцеплены
в
«замок»,
локти
направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
В 2-3 года вся активная деятельность ребенка сводится к игре. Играя, он
учится, развивается, растет. А играть можно только в хорошем
настроении – родителям об этом стоит помнить. Поэтому к любым
развивающим занятиям нужно приступать, когда малыш пребывает в
соответствующем расположении духа, – тогда они принесут
максимальную пользу и радость.