Напоминание

Управление системой дополнительного образования как система развития способностей детей.


Автор: Рюмкина Людмила Александровна
Должность: МБОУ ДО
Учебное заведение: магистр АГПУ
Населённый пункт: Алтайский клай Третьяковский район с. Староалейское
Наименование материала: Статья
Тема: Управление системой дополнительного образования как система развития способностей детей.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление системой дополнительного образования как система развития

способностей детей.

Задача развития творческой личности в процессе обучения и воспитания,

поставленная

в

Законе

Российской

Федерации

«Об

образовании»,

является

одной

из

социально

значимых

задач

современного

развития

российского

общества.

В

качестве

высшей

цели

образования

определено

становление

саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому,

творческому

взаимодействию

с

окружающей

природой,

обществом,

государством на основе общепринятых гуманистических ценностей.

Современное российское общество нуждается в таких качествах человека,

как духовность, стремление делать добро, профессиональная компетентность,

предприимчивость, упорство в достижений цели, гражданская ответственность

за все, что происходит вокруг. Необходимость формирования этих качеств,

особенно в школьный период, является актуальной проблемой.

Уровень

сформированности

творческой

личности

в

современном

обществе

должен

быть

высок

настолько,

чтобы

позволить

человеку

самоопределиться в жизни, быть хозяином своей судьбы. На выполнение этой

задачи направлены усилия педагогов, методистов, ученых и практиков в области

содержания единого учебно-воспитательного процесса, его организационных

форм, учебно-методического и научного обеспечения. Педагогическая наука

рассматривает влияние образования на творческое развитие личности как одну

из

центральных

проблем.

Еще

К.Д.Ушинский,

П.Ф.Каптерев,

С.Т.Шацкий,

П.П.Блонский и другие отмечали важность единства обучения и воспитания в

образовательном процессе с учетом интересов, способностей, возможностей и

потребностей

ребенка;

большое

внимание

уделялось

ими

индивидуальному

подходу в работе со школьниками, созданию условий для их саморазвития,

самореализации как во время учебных занятий, так и в свободное время. И в

современный

период,

всесторонне

рассматривая

эти

проблемы,

одной

из

приоритетных задач педагогической науки является простраивание качественно

новых

отношений

между

личностью

и

обществом,

поиск

наиболее

оптимальных

путей

воспитания,

обучения,

творческого

развития

личности

ребенка.

Актуальность

проблемы,

ее

практическая

значимость

определили

выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Исследованием

установлено,

что

современное

дополнительное

об -

разование детей в качестве системы характеризуется созданием педагогических

условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области,

профиля

программы

и

времени

ее

освоения;

многообразием

видов

деятельности,

удовлетворяющей

самые

разные

интересы

и

потребности

ребенка;

личностно-деятельностным

характером

образовательного

процесса;

признанием за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр

возможностей в самоопределении; контролем за результативностью и качеством

продвижения

ребенка

в

границах

избранной

им

дополнительной

образовательной программы.

Система

дополнительного

образования

детей

предоставляет

широкие

возможности для развития творческих способностей ребенка в различных видах

деятельности

и

областях

знаний.

Демократизация

и

гуманизация

системы

образования в Российской Федерации позволили рассматривать дополнительное

образование

как

сферу,

объективно

объединяющую

в

единый

процесс

воспитание, обучение и развитие.

Развитие системы дополнительного образования детей на современном этапе

нуждается в сохранении позитивного потенциала внешкольной, внеурочной,

внеклассной клубно-кружковой, культурно-просветительной, досугово-игровой,

творчески-познавательной,

практико-ориентированной

деятельности;

совершенствовании

нормативного

и

правового

обеспечения

системы

дополнительного

образования

детей;

обновлении

содержания,

программно-

методического и научного обеспечения образовательного процесса в системе

дополнительного

образования

детей;

организационно-методическом

обеспечении

развития

содержания

внеучебной

работы

и

дополнительного

образования детей в образовательных учреждениях разных типов и видов;

развитии

социально-педагогической

деятельности

образовательных

учреждений разных типов и видов, организационно- методическом обеспечении

взаимодействия

семьи

и

образовательных

учреждений;

организационно-

методическом

обеспечении

развития

кадрового

потенциала

системы

дополнительного образования детей, помощи руководящим и педагогическим

работникам

системы

в

их

профессиональном,

личностном

и

культурном

развитии;

содействии

развитию

сети

образовательных

учреждений

дополнительного образования детей.

Дополнительное образование детей на современном этапе осуществляется как в

учреждениях, специально для этого созданных, так и в образовательных учреждениях

других

типов

(детских

садах,

школах,

профтехучилищах

и

т.д.

Процесс

самоопределения ребенка в системе дополнительного образования детей может быть

эффективным при наличии определенных педагогических и социальных условий. Под

педагогическими условиями в данном исследовании понимается целенаправленность

формирования самоопределения личности в системе дополнительного образования

детей;

поэтапная

самооценка

приобретенных

знаний,

умений

и

навыков

самоопределения ребенка; анализ итоговых результатов формирования умений

самоопределения. Социальные условия - это введение учащихся в оценку и решение

проблемы самоопределения, осознание и принятие ими данной проблемы как

социально значимой; творческая обстановка в коллективе; профессионализм

педагогов,

его

компетентность

и

деятельность

по

обеспечению

процесса

самоопределения ребенка; наличие соответствующей материально-технической базы.

Развитие творческих способностей ребенка, его самоопределение в значительной

мере зависят от педагога дополнительного образования. Концепция личностно-

ориентированного, лич- ностно-деятельностного подходов выдвигает ряд требований

к педагогу дополнительного образования. Кроме высокого профессионализма, он

должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к

творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической

подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к людям, в

особенности к детям. Одра из главных отличительных черт такого педагога - наличие

стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его

возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического

процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ребенка.

Установлены профессионально значимые психологические характеристики

личности

педагога

как

субъекта

развивающей

деятельности.

Это:

степень

включенности в развивающее педагогическое пространство, направленность на успех

ребенка, склонность замечать в людях доброе, хорошее, способность реализовывать

субъект- субьектные отношения. Было установлено, что все эти качества можно

развить в ходе специальной психолого-педагогической работы, что позволило наметить

программу развития личности и профессиональной компетентности педагогов

дополнительного образования, суть которой заключается в расширении знаний, умений

и навыков, связанных с возрастной, педагогической, социальной, общей и

дифференциальной психологией, формировании адекватного образа "Я - педагог",

саморазвитии и самоактуализации личности педагога и т.д. Реализация намеченной

программы предусматривает диагностический этап (изучение профессионально-

значимых личностных качеств и эффективности развивающей деятельности педагога),

психолого- педагогическое просвещение (методический и психологический прак-

тикум, тематические семинары и др.), индивидуальное образование (самообразование

и саморазвитие). Фактором стимулирования и развития педагогического творчества

выступает

аттестация

и

профессиональный

конкурс

на

лучшего

педагога

дополнительного

образования

"Сердце

отдаю

детям".

Необходимость

дать

самооценку

своей

деятельности,

сформулировать

идею

своего

опыта,

проанализировать его, побуждают педагога к активным действиям по его пропаганде,

наиболее эффективному показу.

Одним из важных факторов стимулирования педагогического творчества

является предоставление педагогу возможности творческого самовыражения, что

реализуется в открытых занятиях, творческих отчетах, выступлениях на педсовете,

районных и городских семинарах, конференциях, педагогических чтениях.

Проблема взаимосвязи между уровнем компетентности педагога и результатами

его

труда

достаточно

сложна

и

многогранна.

Одним

из

критериев

эффективности деятельности педагога дополнительного образования являются

показатели творческого развития личности ребенка и его самоопределения,

которые

в

данном

исследовании

определялись

по

методике

комплексной

диагностики творческого развития личности ребенка и его самоопределения в

процессе

дополнительного

образования.

Понятно,

что

дети,

с

которыми

взаимодействуют

педагоги

дополнительного

образования,

различны

как

по

индивидуальным

типологическим

особенностям,

так

и

по

степени

включенности в развивающее пространство.



В раздел образования