Автор: Рюмкина Людмила Александровна
Должность: МБОУ ДО
Учебное заведение: магистр АГПУ
Населённый пункт: Алтайский клай Третьяковский район с. Староалейское
Наименование материала: Статья
Тема: Управление системой дополнительного образования как система развития способностей детей.
Раздел: дополнительное образование
Управление системой дополнительного образования как система развития
способностей детей.
Задача развития творческой личности в процессе обучения и воспитания,
поставленная
в
Законе
Российской
Федерации
«Об
образовании»,
является
одной
из
социально
значимых
задач
современного
развития
российского
общества.
В
качестве
высшей
цели
образования
определено
становление
саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому,
творческому
взаимодействию
с
окружающей
природой,
обществом,
государством на основе общепринятых гуманистических ценностей.
Современное российское общество нуждается в таких качествах человека,
как духовность, стремление делать добро, профессиональная компетентность,
предприимчивость, упорство в достижений цели, гражданская ответственность
за все, что происходит вокруг. Необходимость формирования этих качеств,
особенно в школьный период, является актуальной проблемой.
Уровень
сформированности
творческой
личности
в
современном
обществе
должен
быть
высок
настолько,
чтобы
позволить
человеку
самоопределиться в жизни, быть хозяином своей судьбы. На выполнение этой
задачи направлены усилия педагогов, методистов, ученых и практиков в области
содержания единого учебно-воспитательного процесса, его организационных
форм, учебно-методического и научного обеспечения. Педагогическая наука
рассматривает влияние образования на творческое развитие личности как одну
из
центральных
проблем.
Еще
К.Д.Ушинский,
П.Ф.Каптерев,
С.Т.Шацкий,
П.П.Блонский и другие отмечали важность единства обучения и воспитания в
образовательном процессе с учетом интересов, способностей, возможностей и
потребностей
ребенка;
большое
внимание
уделялось
ими
индивидуальному
подходу в работе со школьниками, созданию условий для их саморазвития,
самореализации как во время учебных занятий, так и в свободное время. И в
современный
период,
всесторонне
рассматривая
эти
проблемы,
одной
из
приоритетных задач педагогической науки является простраивание качественно
новых
отношений
между
личностью
и
обществом,
поиск
наиболее
оптимальных
путей
воспитания,
обучения,
творческого
развития
личности
ребенка.
Актуальность
проблемы,
ее
практическая
значимость
определили
выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Исследованием
установлено,
что
современное
дополнительное
об -
разование детей в качестве системы характеризуется созданием педагогических
условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области,
профиля
программы
и
времени
ее
освоения;
многообразием
видов
деятельности,
удовлетворяющей
самые
разные
интересы
и
потребности
ребенка;
личностно-деятельностным
характером
образовательного
процесса;
признанием за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр
возможностей в самоопределении; контролем за результативностью и качеством
продвижения
ребенка
в
границах
избранной
им
дополнительной
образовательной программы.
Система
дополнительного
образования
детей
предоставляет
широкие
возможности для развития творческих способностей ребенка в различных видах
деятельности
и
областях
знаний.
Демократизация
и
гуманизация
системы
образования в Российской Федерации позволили рассматривать дополнительное
образование
как
сферу,
объективно
объединяющую
в
единый
процесс
воспитание, обучение и развитие.
Развитие системы дополнительного образования детей на современном этапе
нуждается в сохранении позитивного потенциала внешкольной, внеурочной,
внеклассной клубно-кружковой, культурно-просветительной, досугово-игровой,
творчески-познавательной,
практико-ориентированной
деятельности;
совершенствовании
нормативного
и
правового
обеспечения
системы
дополнительного
образования
детей;
обновлении
содержания,
программно-
методического и научного обеспечения образовательного процесса в системе
дополнительного
образования
детей;
организационно-методическом
обеспечении
развития
содержания
внеучебной
работы
и
дополнительного
образования детей в образовательных учреждениях разных типов и видов;
развитии
социально-педагогической
деятельности
образовательных
учреждений разных типов и видов, организационно- методическом обеспечении
взаимодействия
семьи
и
образовательных
учреждений;
организационно-
методическом
обеспечении
развития
кадрового
потенциала
системы
дополнительного образования детей, помощи руководящим и педагогическим
работникам
системы
в
их
профессиональном,
личностном
и
культурном
развитии;
содействии
развитию
сети
образовательных
учреждений
дополнительного образования детей.
Дополнительное образование детей на современном этапе осуществляется как в
учреждениях, специально для этого созданных, так и в образовательных учреждениях
других
типов
(детских
садах,
школах,
профтехучилищах
и
т.д.
Процесс
самоопределения ребенка в системе дополнительного образования детей может быть
эффективным при наличии определенных педагогических и социальных условий. Под
педагогическими условиями в данном исследовании понимается целенаправленность
формирования самоопределения личности в системе дополнительного образования
детей;
поэтапная
самооценка
приобретенных
знаний,
умений
и
навыков
самоопределения ребенка; анализ итоговых результатов формирования умений
самоопределения. Социальные условия - это введение учащихся в оценку и решение
проблемы самоопределения, осознание и принятие ими данной проблемы как
социально значимой; творческая обстановка в коллективе; профессионализм
педагогов,
его
компетентность
и
деятельность
по
обеспечению
процесса
самоопределения ребенка; наличие соответствующей материально-технической базы.
Развитие творческих способностей ребенка, его самоопределение в значительной
мере зависят от педагога дополнительного образования. Концепция личностно-
ориентированного, лич- ностно-деятельностного подходов выдвигает ряд требований
к педагогу дополнительного образования. Кроме высокого профессионализма, он
должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к
творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической
подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к людям, в
особенности к детям. Одра из главных отличительных черт такого педагога - наличие
стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его
возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического
процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ребенка.
Установлены профессионально значимые психологические характеристики
личности
педагога
как
субъекта
развивающей
деятельности.
Это:
степень
включенности в развивающее педагогическое пространство, направленность на успех
ребенка, склонность замечать в людях доброе, хорошее, способность реализовывать
субъект- субьектные отношения. Было установлено, что все эти качества можно
развить в ходе специальной психолого-педагогической работы, что позволило наметить
программу развития личности и профессиональной компетентности педагогов
дополнительного образования, суть которой заключается в расширении знаний, умений
и навыков, связанных с возрастной, педагогической, социальной, общей и
дифференциальной психологией, формировании адекватного образа "Я - педагог",
саморазвитии и самоактуализации личности педагога и т.д. Реализация намеченной
программы предусматривает диагностический этап (изучение профессионально-
значимых личностных качеств и эффективности развивающей деятельности педагога),
психолого- педагогическое просвещение (методический и психологический прак-
тикум, тематические семинары и др.), индивидуальное образование (самообразование
и саморазвитие). Фактором стимулирования и развития педагогического творчества
выступает
аттестация
и
профессиональный
конкурс
на
лучшего
педагога
дополнительного
образования
"Сердце
отдаю
детям".
Необходимость
дать
самооценку
своей
деятельности,
сформулировать
идею
своего
опыта,
проанализировать его, побуждают педагога к активным действиям по его пропаганде,
наиболее эффективному показу.
Одним из важных факторов стимулирования педагогического творчества
является предоставление педагогу возможности творческого самовыражения, что
реализуется в открытых занятиях, творческих отчетах, выступлениях на педсовете,
районных и городских семинарах, конференциях, педагогических чтениях.
Проблема взаимосвязи между уровнем компетентности педагога и результатами
его
труда
достаточно
сложна
и
многогранна.
Одним
из
критериев
эффективности деятельности педагога дополнительного образования являются
показатели творческого развития личности ребенка и его самоопределения,
которые
в
данном
исследовании
определялись
по
методике
комплексной
диагностики творческого развития личности ребенка и его самоопределения в
процессе
дополнительного
образования.
Понятно,
что
дети,
с
которыми
взаимодействуют
педагоги
дополнительного
образования,
различны
как
по
индивидуальным
типологическим
особенностям,
так
и
по
степени
включенности в развивающее пространство.