Автор: Казаринова Наталья Георгиевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Д/С №2
Населённый пункт: г.Верхний Уфалей, Челябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе. Тема: «По дорожкам ходит Осень»
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе.
Тема: «По дорожкам ходит Осень»
Разработала: воспитатель - Казаринова Наталья Георгиевна
МАДОУ ЦРР Д\с №2 «Развитие» Г. Верхний Уфалей, Челябинская область.
Цель: закрепление представлений об осени, осенних явлениях, о жизни птиц и животных в лесу
осенью, признаках и приметах осени.
Задачи: уточнить и закрепить знания о приметах осени, изменениях в природе; развивать
познавательный интерес к жизни леса и его обитателях, развивать память, связную речь,
развивать интерес к окружающему миру в процессе игры;
Способствовать углублению и обобщению знаний об овощах и фруктах, о диких животных,
деревьях, с правилами поведения в лесу. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе,
доброжелательность. Обогащать словарь детей.
Словарь: осень, осенний, хмурая, пасмурная, дождливая; серое небо, низкое, холодно,
моросит дождь, урожай, листопад, золотая осень, осенние листья.
Методы и приемы:
- Наглядные: рассматривание иллюстраций.
- Словесные: художественное слово, загадки, игры, вопросы к детям.
Предварительная работа: наблюдение за погодой, за осенними деревьями и явлениями, чтение
стихотворений об осени, показ иллюстраций и фотографий об осени, игры - «Собери целое»,
«Чудесный мешочек», «Кто где живет?», «Кто чем питается?», «С какого дерева листочек?»
Оборудование: карточки с изображение одежды, игрушки (заяц, белка, еж, мишка), картинка с
изображением осеннего леса, муляжи или картинки овощей и фруктов, корзинка, листочки из
бумаги (дубовые, кленовые, берёзовые), иллюстрации деревьев (дуб, клён, березы), чудесный
мешочек.
Ход занятия:
В: Ребята, сейчас я загадаю вам загадку. Слушайте внимательно.
Загадка.
Листья желтеют, с деревьев слетают,
Прячутся звери в лесу.
Ветер холодный всех продувает,
Тучи нам дождик несут.
Солнце, хоть светит, но всё же не греет,
Не зеленеет трава
Птицы все в стаи собрались скорее,
Что за пора к нам пришла? Д: Это осень
(Воспитатель вместе с детьми - рассматривают иллюстрации с изображением осенней природы,
ведут беседу)
Воспитатель: Наступила осень. Листья на деревьях пожелтели. Завяла трава и цветы. Часто дует
холодный ветер и идет дождь. Листья опадают , кружатся и падают на землю. Так бывает всегда,
когда приходит осень. На улице осенью сыро и холодно.
-Что еще вы можете сказать о погоде осенью? (холодная, пасмурная, дождливая, ветреная,
хмурая, грустная…)
-А какие приметы осени вы ещё знаете? (идёт дождь, холодно, трава пожухла и завяла, листья
пожелтели, дует ветер…)
-И одеваться в такую погоду нужно тепло, по-осеннему. Давайте выберем ту одежду, которая
нужна для прогулки осенью. (выбирают карточки с одеждой)
-Посмотрите, что это? (на столе лежат вырезанные из бумаги ( или настоящие) листья: берёзовые,
кленовые, дубовые) (ответы)
-Какие листочки? (красивые, разноцветные, красные, желтые, коричневые). Разноцветные
листочки в какое время года бывают? (осенью) Значит какие листочки? (осенние) Правильно - это
осенние листочки. Все они веселого цвета, золотистые, поэтому про осень говорят: «Золотая
осень». Какая осень? (золотая)
-А откуда появились эти листочки? (опали с деревьев осенью) Что происходит с деревьями
осенью? Как называется такое явление? (ответы). Конечно, листопад.
-Давайте соберём листочки в корзинку. Возьмите их. Какой у тебя листочек, с какого дерева?
(берёзовый, кленовый, дубовый)
В: - Осень не только принесла нам ветер, тучки и дождик!
А что делают люди осенью на своих огородах?
Д: Люди собирают урожай овощей, фруктов.
В: Правильно!
Физкультминутка:
В огород пойдем,
Урожай соберем - (Маршировать на месте.)
Мы морковки натаскаем («Таскают»- изображать, как вытаскивают из земли морковь.)
И картошки накопаем. («Копают» - изображать, как копают.)
Срежем мы кочан капусты, («Срезают» - изображать, как срезают у земли кочан.)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками — 3 раза.)
Щавеля нарвем немножко («Рвут» - изображать, как рвут щавель.)
И вернемся по дорожке (Маршировать на месте.)
В: - Много вкусных овощей и фруктов подарила нам Осень!
Какие вы знаете овощи и фрукты? – ответы детей
Ребятки, посмотрите. Это чудесный мешочек. Давайте посмотрим, что в нём лежит. (Дети
говорят название овощей и фруктов, которые достают из мешочка)
В: Где растут овощи?
Д: В огороде, на грядке.
В: Где растут фрукты?
Д: В саду, на дереве.
В: Ребята. А к нам в гости заглянул Зайчишка. А почему ты грустный?
Зайчик - Холодает с каждым днем,
Очень зябко под дождем.
Весь дрожу я, весь промок,
Как осиновый листок.
В- Давайте его развеселим.
Поиграем в игру «Весело-грустно» (мимическая игра)
В:-Вы его развеселили, и он приглашает нас на прогулку в осенний лес, на полянку.
Давайте посмотрим и послушаем, что происходит в осеннем лесу. Но ребята, я не слышу птиц,
где они все, как вы думаете? (Собираются в стаи и улетают на юг).
-А почему они улетают? (ответы)
-Правильно, ведь зимой холодно, насекомые исчезают и птицам нечего кушать.
-А какие в лесу живут животные? (перечисляют) Одним словом, как можно их назвать, какие
животные? (дикие) а почему их так назвали? (потому что, дикие животные добывают себе пищу
сами, им человек не помогает)
-А как вы думаете, нужно себя вести в лесу? (тихо, не шуметь, не кричать, чтобы не напугать
животных).
-Ребята, а что делают животные в лесу осенью? Как готовятся к зиме? (ответы)
-Детки, посмотрите, а кто там под елочкой сидит?
«Он в лесу живёт под ёлкой,
Носит острые иголки.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь колючий братец...»(ёжик)
картинка или игрушка ежа
Какой ежик? (маленький, колючий)
-Ребята, а как ежик готовится к зиме? (ест насекомых, жучков, червячков, собирает грибочки и
ягодки, листья для утепления норки)
-Ой, ребята посмотрите, а кто там, так ловко прыгает по веткам?
«Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле».(Белка)
(картинка или игрушка белки)
-Давайте, подойдем по ближе, какая белочка?(маленькая, рыженькая)
А где белочка живет? (в дупле) Давайте заглянем в дупло, ой, да она здесь не одна, кто там?
(бельчата). А как белочка готовится к зиме? (собирает шишки, грибочки, ягодки)
И наш зайчишка тоже готовиться к зиме. Как он готовятся к зиме? (меняет шубку) Чем питаются
зайчик ? (корой и веточками от деревьев).
- А это что за зверь лесной?(медведь) (картинка или игрушка медведя)
-А вы знаете, как медведь готовится к зиме? (ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир
на зиму) А где мишка живет? (в берлоге).
-Осень - чудесное время года, погода осенью бывает разная: то солнышко выглянет, то дождик
пойдёт.
А мы с вами поиграем в весёлую игру «Солнышко и дождик».
«Солнце весело сияет,
Детвора в лесу гуляет.
Загремел ужасный гром,
Дождь в лесу идёт густом» (по сигналу воспитателя-дети прячутся под зонт)
Рефлексия: Вот мы и побывали в гостях у осени, узнали какая она добрая. Сколько интересного
она нам принесла. Вам понравилось в осеннем лесу? Давайте попрощаемся с зайчиком, ему пора
бежать в свой лес. Спасибо, зайчик, за интересную прогулку.
Пальчиковая игра: "Овощи"
У девчушки Зиночки овощи в корзиночке. (Дети делают ладошки «корзинкой».)
Вот пузатый кабачок (Сгибают пальчики, начиная с большого.)
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина – молодец! (Показывают большой палец.)
Кто приходит с желтой краской,
Листья красит все подряд.
Без иголки и без нитки,
Шьет им праздничный наряд. (осень)
«Осень золотая
Ходит по дорожкам.
У нее на ножках
Желтые сапожки.
У нее на платьице
Листики цветные,
А в ее лукошке
Есть грибы лесные!»
Физкультминутка с игрушкой:
Мишка вылез из берлоги
Огляделся на пороге (повороты влево и вправо)
Потянулся не спеша
Вот и осень к нам пришла (потягивание- руки вверх)
Чтоб скорей набраться сил
Головой медведь крутил (наклоны головы вправо, влево)
Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд, назад)
Вот он по лесу идёт (раскачивание в стороны)
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся (дети садятся)
Дидактическая игра «Да- нет».
Осенью цветут цветы? Да!
Тучки солнце закрывают? Да!
Холодный ветер прилетает? Да!
И букашки прилетают? Нет!
Звери норки закрывают? Да!
Урожай все собирают? Да!
Часто - часто льют дожди? Да!
Солнце светит очень жарко? Нет!
Можно детям загорать? Нет!
Ну а что же надо делать,
Куртки, шапки надевать? Да!
Физкультминутка «По ровненькой дорожке».Дети строятся в колонну. Речь с движением.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке (дети идут шагом)
В лесок шагают ножки- раз, два, раз, два.
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам, (прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед)
В яму - бух. (присаживаются на корточки)
Вылезли из ямы. (дети поднимаются).
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке (дети идут шагом)
Шагают наши ножки - раз, два, раз, два.
Физкультминутка
«Осенние
листочки».(Дети
сопровождают
стихотворение
соответствующими движениями.)
Мы листики осенние.
На веточках сидели,
Дунул ветер - полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.
Коммуникативная игра «Здравствуйте»
Здравствуйте, ладошки – хлоп, хлоп, хлоп,
Здравствуйте, ножки – топ, топ, топ,
Здравствуйте, щечки – плюх, плюх, плюх,
Пухленькие щечки – плюх, плюх, плюх,
Здравствуй, мой ротик – ам, ам, ам,
Здравствуй, мой носик – би, би, би,
Здравствуйте, ребята – здравствуйте!