Напоминание

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе. Тема: «По дорожкам ходит Осень»


Автор: Казаринова Наталья Георгиевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Д/С №2
Населённый пункт: г.Верхний Уфалей, Челябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе. Тема: «По дорожкам ходит Осень»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе.

Тема: «По дорожкам ходит Осень»

Разработала: воспитатель - Казаринова Наталья Георгиевна

МАДОУ ЦРР Д\с №2 «Развитие» Г. Верхний Уфалей, Челябинская область.

Цель: закрепление представлений об осени, осенних явлениях, о жизни птиц и животных в лесу

осенью, признаках и приметах осени.

Задачи: уточнить и закрепить знания о приметах осени, изменениях в природе; развивать

познавательный интерес к жизни леса и его обитателях, развивать память, связную речь,

развивать интерес к окружающему миру в процессе игры;

Способствовать углублению и обобщению знаний об овощах и фруктах, о диких животных,

деревьях, с правилами поведения в лесу. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе,

доброжелательность. Обогащать словарь детей.

Словарь: осень, осенний, хмурая, пасмурная, дождливая; серое небо, низкое, холодно,

моросит дождь, урожай, листопад, золотая осень, осенние листья.

Методы и приемы:

- Наглядные: рассматривание иллюстраций.

- Словесные: художественное слово, загадки, игры, вопросы к детям.

Предварительная работа: наблюдение за погодой, за осенними деревьями и явлениями, чтение

стихотворений об осени, показ иллюстраций и фотографий об осени, игры - «Собери целое»,

«Чудесный мешочек», «Кто где живет?», «Кто чем питается?», «С какого дерева листочек?»

Оборудование: карточки с изображение одежды, игрушки (заяц, белка, еж, мишка), картинка с

изображением осеннего леса, муляжи или картинки овощей и фруктов, корзинка, листочки из

бумаги (дубовые, кленовые, берёзовые), иллюстрации деревьев (дуб, клён, березы), чудесный

мешочек.

Ход занятия:

В: Ребята, сейчас я загадаю вам загадку. Слушайте внимательно.

Загадка.

Листья желтеют, с деревьев слетают,

Прячутся звери в лесу.

Ветер холодный всех продувает,

Тучи нам дождик несут.

Солнце, хоть светит, но всё же не греет,

Не зеленеет трава

Птицы все в стаи собрались скорее,

Что за пора к нам пришла? Д: Это осень

(Воспитатель вместе с детьми - рассматривают иллюстрации с изображением осенней природы,

ведут беседу)

Воспитатель: Наступила осень. Листья на деревьях пожелтели. Завяла трава и цветы. Часто дует

холодный ветер и идет дождь. Листья опадают , кружатся и падают на землю. Так бывает всегда,

когда приходит осень. На улице осенью сыро и холодно.

-Что еще вы можете сказать о погоде осенью? (холодная, пасмурная, дождливая, ветреная,

хмурая, грустная…)

-А какие приметы осени вы ещё знаете? (идёт дождь, холодно, трава пожухла и завяла, листья

пожелтели, дует ветер…)

-И одеваться в такую погоду нужно тепло, по-осеннему. Давайте выберем ту одежду, которая

нужна для прогулки осенью. (выбирают карточки с одеждой)

-Посмотрите, что это? (на столе лежат вырезанные из бумаги ( или настоящие) листья: берёзовые,

кленовые, дубовые) (ответы)

-Какие листочки? (красивые, разноцветные, красные, желтые, коричневые). Разноцветные

листочки в какое время года бывают? (осенью) Значит какие листочки? (осенние) Правильно - это

осенние листочки. Все они веселого цвета, золотистые, поэтому про осень говорят: «Золотая

осень». Какая осень? (золотая)

-А откуда появились эти листочки? (опали с деревьев осенью) Что происходит с деревьями

осенью? Как называется такое явление? (ответы). Конечно, листопад.

-Давайте соберём листочки в корзинку. Возьмите их. Какой у тебя листочек, с какого дерева?

(берёзовый, кленовый, дубовый)

В: - Осень не только принесла нам ветер, тучки и дождик!

А что делают люди осенью на своих огородах?

Д: Люди собирают урожай овощей, фруктов.

В: Правильно!

Физкультминутка:

В огород пойдем,

Урожай соберем - (Маршировать на месте.)

Мы морковки натаскаем («Таскают»- изображать, как вытаскивают из земли морковь.)

И картошки накопаем. («Копают» - изображать, как копают.)

Срежем мы кочан капусты, («Срезают» - изображать, как срезают у земли кочан.)

Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками — 3 раза.)

Щавеля нарвем немножко («Рвут» - изображать, как рвут щавель.)

И вернемся по дорожке (Маршировать на месте.)

В: - Много вкусных овощей и фруктов подарила нам Осень!

Какие вы знаете овощи и фрукты? – ответы детей

Ребятки, посмотрите. Это чудесный мешочек. Давайте посмотрим, что в нём лежит. (Дети

говорят название овощей и фруктов, которые достают из мешочка)

В: Где растут овощи?

Д: В огороде, на грядке.

В: Где растут фрукты?

Д: В саду, на дереве.

В: Ребята. А к нам в гости заглянул Зайчишка. А почему ты грустный?

Зайчик - Холодает с каждым днем,

Очень зябко под дождем.

Весь дрожу я, весь промок,

Как осиновый листок.

В- Давайте его развеселим.

Поиграем в игру «Весело-грустно» (мимическая игра)

В:-Вы его развеселили, и он приглашает нас на прогулку в осенний лес, на полянку.

Давайте посмотрим и послушаем, что происходит в осеннем лесу. Но ребята, я не слышу птиц,

где они все, как вы думаете? (Собираются в стаи и улетают на юг).

-А почему они улетают? (ответы)

-Правильно, ведь зимой холодно, насекомые исчезают и птицам нечего кушать.

-А какие в лесу живут животные? (перечисляют) Одним словом, как можно их назвать, какие

животные? (дикие) а почему их так назвали? (потому что, дикие животные добывают себе пищу

сами, им человек не помогает)

-А как вы думаете, нужно себя вести в лесу? (тихо, не шуметь, не кричать, чтобы не напугать

животных).

-Ребята, а что делают животные в лесу осенью? Как готовятся к зиме? (ответы)

-Детки, посмотрите, а кто там под елочкой сидит?

«Он в лесу живёт под ёлкой,

Носит острые иголки.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь колючий братец...»(ёжик)

картинка или игрушка ежа

Какой ежик? (маленький, колючий)

-Ребята, а как ежик готовится к зиме? (ест насекомых, жучков, червячков, собирает грибочки и

ягодки, листья для утепления норки)

-Ой, ребята посмотрите, а кто там, так ловко прыгает по веткам?

«Рыжий маленький зверёк

По деревьям прыг да скок.

Он живёт не на земле,

А на дереве в дупле».(Белка)

(картинка или игрушка белки)

-Давайте, подойдем по ближе, какая белочка?(маленькая, рыженькая)

А где белочка живет? (в дупле) Давайте заглянем в дупло, ой, да она здесь не одна, кто там?

(бельчата). А как белочка готовится к зиме? (собирает шишки, грибочки, ягодки)

И наш зайчишка тоже готовиться к зиме. Как он готовятся к зиме? (меняет шубку) Чем питаются

зайчик ? (корой и веточками от деревьев).

- А это что за зверь лесной?(медведь) (картинка или игрушка медведя)

-А вы знаете, как медведь готовится к зиме? (ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир

на зиму) А где мишка живет? (в берлоге).

-Осень - чудесное время года, погода осенью бывает разная: то солнышко выглянет, то дождик

пойдёт.

А мы с вами поиграем в весёлую игру «Солнышко и дождик».

«Солнце весело сияет,

Детвора в лесу гуляет.

Загремел ужасный гром,

Дождь в лесу идёт густом» (по сигналу воспитателя-дети прячутся под зонт)

Рефлексия: Вот мы и побывали в гостях у осени, узнали какая она добрая. Сколько интересного

она нам принесла. Вам понравилось в осеннем лесу? Давайте попрощаемся с зайчиком, ему пора

бежать в свой лес. Спасибо, зайчик, за интересную прогулку.

Пальчиковая игра: "Овощи"

У девчушки Зиночки овощи в корзиночке. (Дети делают ладошки «корзинкой».)

Вот пузатый кабачок (Сгибают пальчики, начиная с большого.)

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина – молодец! (Показывают большой палец.)

Кто приходит с желтой краской,

Листья красит все подряд.

Без иголки и без нитки,

Шьет им праздничный наряд. (осень)

«Осень золотая

Ходит по дорожкам.

У нее на ножках

Желтые сапожки.

У нее на платьице

Листики цветные,

А в ее лукошке

Есть грибы лесные!»

Физкультминутка с игрушкой:

Мишка вылез из берлоги

Огляделся на пороге (повороты влево и вправо)

Потянулся не спеша

Вот и осень к нам пришла (потягивание- руки вверх)

Чтоб скорей набраться сил

Головой медведь крутил (наклоны головы вправо, влево)

Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд, назад)

Вот он по лесу идёт (раскачивание в стороны)

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся (дети садятся)

Дидактическая игра «Да- нет».

Осенью цветут цветы? Да!

Тучки солнце закрывают? Да!

Холодный ветер прилетает? Да!

И букашки прилетают? Нет!

Звери норки закрывают? Да!

Урожай все собирают? Да!

Часто - часто льют дожди? Да!

Солнце светит очень жарко? Нет!

Можно детям загорать? Нет!

Ну а что же надо делать,

Куртки, шапки надевать? Да!

Физкультминутка «По ровненькой дорожке».Дети строятся в колонну. Речь с движением.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке (дети идут шагом)

В лесок шагают ножки- раз, два, раз, два.

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам, (прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед)

В яму - бух. (присаживаются на корточки)

Вылезли из ямы. (дети поднимаются).

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке (дети идут шагом)

Шагают наши ножки - раз, два, раз, два.

Физкультминутка

«Осенние

листочки».(Дети

сопровождают

стихотворение

соответствующими движениями.)

Мы листики осенние.

На веточках сидели,

Дунул ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покрутил и на землю опустил.

Коммуникативная игра «Здравствуйте»

Здравствуйте, ладошки – хлоп, хлоп, хлоп,

Здравствуйте, ножки – топ, топ, топ,

Здравствуйте, щечки – плюх, плюх, плюх,

Пухленькие щечки – плюх, плюх, плюх,

Здравствуй, мой ротик – ам, ам, ам,

Здравствуй, мой носик – би, би, би,

Здравствуйте, ребята – здравствуйте!



В раздел образования