Автор: Тихонова Екатерина Анатольевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДО
Населённый пункт: г. Дно, Псковская область
Наименование материала: Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа работы хореографического объединения " Изумруд"
Тема: Обучение детей хореографии
Раздел: дополнительное образование
Дополнительная образовательная программа
(общеразвивающая) программа
работы
хореографического объединения
Для детей в возрасте 5 – 16 лет.
Программа рассчитана на 6 лет.
Срок реализации 2022 год.
Педагог:
Тихонова Екатерина Анатольевна
2016
Содержание.
Пояснительная записка……………………………
Направленность-художественное
творчество…………………………………………………………………………3
- хореография- средство эстетического воспитания………………………….4
Цели и задачи деятельности………………………………………………………7
Тематические планы……………………………………………………………….8
Содержание деятельности………………………………………………………12
Подготовительная группа. Цели и задачи……………………………..12
1 года обучения……………………………………………………………13
Основной курс
1 года обучения…………………………………………………………….15
2 года обучения…………………………………………………………….18
3 года обучения…………………………………………………………….20
4 года обучения…………………………………………………………….22
5 года обучения…………………………………………………………….24
6 года обучения…………………………………………………………….26
Методическое
обеспесение
дополнительной
образовательной
программы ………………………………………………………………
Образовательные технологии……………………………………………………28
Способы отслеживания и фиксации результатов…………………………….29
Организация образовательного процесса……………………………………...30
Условия эффективности реализации программы…………………………….31
Литература…………………………………………………………………………32
Пояснительная записка.
Художественное творчество
хореография
Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к
смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования
становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное
разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации
уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его
психологическая и социальная адаптация.
Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не
обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в
развитии ребёнка не меньше внимания необходимо уделять его нравственному и
физическому совершенствованию.
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и
остаётся искусство, одним из видов которого является хореография. Формы ее
различны. Можно объединять детей в коллективы, где изучают бальные танцы,
также в большие, насчитывающие десятки участников, хореографические
студии, однако не у всех детей есть возможность эти профессиональные
коллективы, своего рода детские "театры танца".
Поэтому в "Концепции содержания образовательной области "Искусство" в 12-
летней школе", утверждённой Министерством образования РФ в 2000 году,
говорится об уникальности и значимости предметов, входящих в
образовательную область "Искусство". Это музыка, изобразительное искусство,
мировая художественная культура, а также хореография.
Конечно, приятно, если ребенок одарен и танцует с особой грацией. Но разве
менее важно, чтобы тот же ребенок был честен, обязателен, чтобы он понимал
"что такое хорошо и что такое плохо".
Убеждена, что хореография оказывает огромное влияние на развитие
эмоционально-нравственной культуры личности, в том, что искусство танца
развивают воображение и творческие способности детей.
Хореография - средство эстетического воспитания.
Хореография – средство эстетического воспитания широкого профиля, её
специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те
же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и
музыка, танец даёт возможность еще и физического развития, что становится
особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего
поколения. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в
процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием
многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения,
дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических
возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе,
предотвращает появление различных психологических комплексов.
Искусство танца богато и многообразно. Каждый жанр хореографического
искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира,
человека и человеческих взаимоотношений.
Основой основ изучения хореографического искусства является классический
танец, с его веками выверенной методикой подготовки танцовщика. Он
чрезвычайно дисциплинирует ребенка; мне не раз приходилось убеждаться в
том, как занятия "классикой" вырабатывают в детях особую подтянутость,
собранность и аккуратность. Классический танец воспитывает навык
правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение.
Включение классического тренажа в урок и занятие способствует воспитанию
опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее
развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации
движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и
сердечно-сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность
организма ребёнка.
Профилактический и лечебный эффект народного танца основан на единстве
пространственно-территориальных и временно-музыкальных закономерностей.
Сила воздействия временно-музыкальных закономерностей проявляется в
национальном ритме, который, в свою очередь, является регулятором ритма
социально-бытовых движений, ставших основой традиционных лейтмотивов
народного танца. В живых образах танца народ показывал, каким бы он хотел
видеть человека, какие черты характера достойны подражания, какие образцы
поведения и взаимоотношений предпочтительны. Однако следует обратить
внимание на то, что не любой народный танец хорош и приемлем для детского
исполнения, зачастую народные пляски заключают чуждое ребенку содержание.
Мы можем назвать целый ряд русских танцев, которые построены на
ухаживании юноши за девушкой, на том, что девушки хотят показать парням
свою стать, свою красу, а парни покоряют партнерш удалью, виртуозностью и
ловкостью. Или, скажем, существует в Северной Осетии прекрасный в своей
торжественности танец "Симд", полный рыцарственного преклонения мужчины
перед женщиной. Конечно, дети настолько восприимчивы, что могут внешне
механически освоить и "вызубрить" танцы такого рода, но впечатление от этих
номеров, мне кажется, будет самое огорчительное. Дети не могут передать
существа такого танца. Образцы народной хореографии, изучаемые на занятиях,
восстанавливают собственные этнические связи ребёнка, воспитывают
этническую толерантность. Анализируя характер движений, пространственное
построение народного танца, его ритмический рисунок, особенности костюма,
дети могут пополнить свои знания по географии, истории, музыкальной
культуре, этнографии народа. Необходимо только уметь точно выбрать
определенный материал, интерпретировав его в доступных ребенку приемах и
формах.
Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными
положениями тела наиболее интересны для подростков. Тут возникает вопрос:
как сделать так, чтобы современный танец стал привлекательным не только для
исполнителя, но и для зрителя? Любой танец может заиграть красками, если
хореограф наделен богатой фантазией и хореографической изобретательностью.
Изобретательность отнюдь не означает уменье "наворачивать" эффекты,
поражать детей и зрителей какими-то танцевальными трюками и сложностями.
Хореографическая изобретательность в моем понимании состоит в таланте
сочинения танца, со своей "изюминкой" и сюжетом. Например, одна только
школа может подсказать хореографу множество идей: это взаимоотношения
девочек и мальчиков, школьные праздники, спорт, юмор и многое другое.
Для меня всегда очень важны в подобных танцах ясное, драматургически легкое
развитие сюжета и обязательный показ главных стадий действия, непременно
завершаемого результатом. Современный танец – это не набор модных
движений, как зачастую думают сами ребята, он должен нести смысловую
нагрузку и воспитывать.
Искусство
хореографии
–
явление
общечеловеческое,
имеющее
многовековую
историю
развития.
В
основе
его
происхождения
лежит
потребность
человека
выразить
свои
эмоции
средствами
пластики.
Первозданная, впечатляющая сила ритма, пластики и образного танца до сих
пор является одной из главных опор искусства хореографии.
Потребность детей проявить себя в творчестве огромна. Творчество – это
не удел избранных, а норма для каждого ребенка. Очень важно еще на первом,
дошкольном этапе развития личности определить способности и талантливость
детей,
создать
им
условия
для
самовыражения,
дать
неограниченные
возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества. Именно
поэтому занятия в нашем коллективе начинаются в столь нежном возрасте – это
дети 5 – 6 лет.
Наиболее
привлекательным
для
детей
этого
возраста
является
танцевально-игровое
творчество
–
синтез
музыкальных
образов
и
выразительных движений тела. В основе его лежат восприятие музыки и умение
мимикой
и
жестами
передавать
многообразие
настроений,
образов
и
музыкальных красок. Стимулируя фантазию ребенка, его воображение, помогая
ему
создать
какой-то
художественный
образ,
педагог
способствует
более
глубокому пониманию содержания музыкального произведения.
Педагог
должен
на
материале
своего
искусства
открыть
ученикам
закономерности
связи
формы
и
содержания,
способов
отражения
жизни
в
данном
искусстве.
Зная
общее,
дети
сами
смогут
разобраться
в
том
танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике.
В этом смысле усвоение основ классики является тем материалом, с помощью
которого «овеществляются» – переводятся в практический материал указанные
духовные задачи.
Важным является также создание репертуара для разных возрастных
групп
и
лет
обучения.
При
создании
конкретного
репертуара
мы
придерживаемся определенных требований, а именно:
1.
Для детей одной и той же возрастной группы необходимо создавать
танцы разного профиля – игрового, сюжетного, танцевального.
2.
Использовать разные виды танцевальной образности: танец-действие,
танец-настроение, психологический танец.
3.
При выборе музыкального материала исходить из возможности его
воплощения в танцевальных образах, соответствующих возрастным
особенностям детей.
4.
Учитывать необходимость приобщения учащихся к разнообразной
музыке, воспитывающей хороший вкус.
5.
Учитывать учебно-тренировочные цели.
6.
Помнить
о
возрастной
психологии
детей,
их
способности
к
конкретному,
отвлеченному
и
ассоциативному
восприятию
содержания поставленного номера и исходить из индивидуальных
возможностей исполнителей при подготовке танцев.
7.
Создавать танцевальные произведения в расчете на весь коллектив,
отдельных исполнителей и на группы из 5 – 6 человек, т. к. очень
важно занимать в танце всех детей – исходя из их возможностей и
способностей.
Момент
выхода
на
публику,
первой
встречи
со
зрителями
должен
навсегда отложиться в памяти, душе, сознании ребенка. Каждый концерт должен
быть для ребенка и праздником, и ответственным испытанием на собранность,
выдержку,
организованность,
силу
воли.
Надо
помнить,
что
приходя
в
самодеятельный коллектив, большинство детей все-таки думает, что они в итоге
станут
профессиональными
танцорами.
И
наш
долг
состоит
в
том,
чтобы
открывать перед воспитанниками красоту и важность человеческого труда в
любой сфере, воспитывать в них подлинный интерес к многообразию и красоте
окружающей действительности.
«Дело, конечно, не только в танцах… Дело в огромной общественной
значимости ансамбля. Просто, в конечном счете, научить людей хореографии.
Но как научить любить людей?»
Цели и задачи деятельности.
Цель
программы
–
формирование
средствами
музыки
и
танца
творческой, эстетически развитой и культурной личности, воспитание у детей
любви
к
классическому,
к
современному
и
народному
хореографическому
искусству.
Основные задачи программы:
1.
Развитие музыкальности ребенка:
- развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение
и характер, понимать ее содержание;
- развитие у обучающихся музыкального слуха, чувства ритма;
- расширение музыкального кругозора обучающихся;
- развитие музыкальной памяти.
2.
Развитие танцевальных качеств и умений:
- развитие ловкости, точности, координации движений;
- развитие гибкости и пластичности;
- воспитание физической выносливости, развитие силы;
- формирование правильной осанки;
- обогащение танцевального опыта разнообразными движениями.
3.
Развитие творческого воображения и фантазии.
4.
Развитие психических процессов:
- развитие эмоциональной сферы ребенка;
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.
6. Выявление и поддержка одаренных детей.
Тематические планы.
Примерный тематический план 1 года обучения.
№ Содержание и виды деятельности
Кол-во
часов
1.
Музыкально-ритмическая подготовка.
24
2.
Физическая подготовка.
50
3.
Танцевальная подготовка.
50
4.
Танцевальная импровизация.
24
Всего
148
Примерный тематический план 1 года обучения.
Количество часов
Содержание и виды деятельности
Всего
Теор.
Практич.
Учебно-тренировочная работа:
Классический танец
35
10
25
Народно-сценический танец
20
5
15
Ритмика и современная пластика
25
5
25
Танцевально-художественная работа (ансамбль):
Постановочная работа
20
4
16
Репетиционная работа
30
-
30
Мероприятия воспитательно-познавательного характера:
Организационная работа
4
-
4
Беседы
3
-
3
Прослушивание музыки
3
-
3
Экскурсии, игровые программы
3
-
3
Всего часов:
148
24
124
Примерный тематический план 2 года обучения.
Содержание и виды деятельности
Количество часов
Всего
Теор.
Практич.
Учебно-тренировочная работа:
Классический танец
72
7
65
Народно-сценический танец
35
5
30
Ритмика и современная пластика
40
5
35
Танцевально-художественная работа (ансамбль):
Постановочная работа
19
3
16
Репетиционная работа
40
-
40
Мероприятия воспитательно-познавательного характера:
Организационная работа
4
-
4
Беседы
3
3
3
Прослушивание музыки
3
-
3
Прослушивание музыки
3
-
3
Всего часов:
222
23
199
Примерный тематический план 3 года обучения.
Содержание и виды деятельности
Количество часов
Всего
Теор.
Практич.
Учебно-тренировочная работа:
Классический танец
72
7
65
Народно-сценический танец
35
5
30
Ритмика и современная пластика
40
5
35
Танцевально-художественная работа (ансамбль):
Постановочная работа
19
3
16
Репетиционная работа
35
-
35
Индивидуальная работа
5
-
5
Мероприятия воспитательно-познавательного характера:
Организационная работа
4
-
4
Беседы
9
3
3
Прослушивание музыки
3
-
3
Массовые мероприятия
3
-
3
Всего часов:
222
23
199
Примерный тематический план 4 года обучения.
Содержание и виды деятельности
Количество часов
Всего
Теор.
Практич.
Учебно-тренировочная работа:
Классический танец
72
7
65
Народно-сценический танец
35
5
30
Ритмика и современная пластика
40
5
35
Танцевально-художественная работа (ансамбль):
Постановочная работа
19
3
16
Репетиционная работа
35
-
35
Индивидуальная работа
5
-
5
Мероприятия воспитательно-познавательного характера:
Организационная работа
4
-
4
Беседы
9
3
3
Прослушивание музыки
3
-
3
Массовые мероприятия
3
-
3
Всего часов:
222
23
199
Примерный тематический план 5 года обучения.
Содержание и виды деятельности
Количество часов
Всего
Теор.
Практич.
Учебно-тренировочная работа:
Классический танец
72
7
65
Народно-сценический танец
35
5
30
Ритмика и современная пластика
40
5
35
Танцевально-художественная работа (ансамбль):
Постановочная работа
19
3
16
Репетиционная работа
35
-
35
Индивидуальная работа
5
-
5
Мероприятия воспитательно-познавательного характера:
Организационная работа
4
-
4
Беседы
9
3
3
Прослушивание музыки
3
-
3
Массовые мероприятия
3
-
3
Всего часов:
222
23
199
Примерный тематический план 6 года обучения.
Содержание и виды деятельности
Количество часов
Всего
Теор.
Практич.
Учебно-тренировочная работа:
Классический танец
72
7
65
Народно-сценический танец
35
5
30
Ритмика и современная пластика
40
5
35
Танцевально-художественная работа (ансамбль):
Постановочная работа
19
3
16
Репетиционная работа
35
-
35
Индивидуальная работа
5
-
5
Мероприятия воспитательно-познавательного характера:
Организационная работа
4
-
4
Беседы
9
3
3
Прослушивание музыки
3
-
3
Массовые мероприятия
3
-
3
Всего часов:
222
23
199
Содержание деятельности.
В
народном
самодеятельном
коллективе
ансамбля
танца
«Изумруд»
занимаются
дети
от
5
до
16
лет.
Они
объединяются
в
следующие
разновозрастные группы:
I подготовительные – дети от 5 до 6 лет.
II младшие – дети от 6 до 9 лет.
III средние – дети от 9 до 13 лет.
IV старшие – от 13 до 16 лет, а также и более взрослые, кто имеет
желание заниматься танцем.
Подготовительная группа
(программа обучения детей 5 – 6 лет)
«МУЗЫКА, ДВИЖЕНИЕ, РИТМ».
1 год обучения для детей 5 – 6 лет – в течение которого у обучающихся
накапливается объем музыкально-образных впечатлений и запас танцевальных
движений.
Основное
содержание
работы
в
этой
возрастной
группе
–
музыка,
фантазия, сказка, игра, танец.
Цель – научить детей управлять своим телом под музыку.
Программные задачи:
1.
Музыкальная культура:
-
учить
различать
основные
направления
музыкального
искусства
(классическая, народная музыка, музыка в современных ритмах);
- совершенствовать навыки музыкально-ритмических движений;
-
активизировать
эмоциональное
восприятие
музыки,
ее
настроения,
характера, художественных образов;
- развивать воображение и фантазию во время создания музыкально-
пластических образов.
2.
Культура движений и укрепление здоровья:
- вырабатывать правильную осанку и красивую походку;
- совершенствовать ритмичность, гибкость и пластичность движений;
-
развивать
эмоциональность
и
подвижность
мимики
лица,
выразительность жеста;
- правильно формировать и укреплять разные группы мышц опорно-
двигательного аппарата.
3.
Воспитательные задачи:
- воспитывать желание научиться управлять своим телом под музыку;
- прививать обучающимся художественный вкус;
- воспитывать в процессе обучения и совместной деятельности культуру
общения со сверстниками и взрослыми;
- совершенствовать такие качества личности, как дисциплинированность,
выдержка,
творческая
активность,
инициатива,
самостоятельность,
умение правильно оценить свои действия и действия сверстников.
Содержание занятий 1 года обучения.
I
полугодие.
1.
Музыкально-ритмическая подготовка:
- учить ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки;
- отличать в движении сильную долю такта;
- самостоятельно начинать и заканчивать упражнения с началом и окончанием
музыки;
- передавать хлопками простой ритмический рисунок: 2/4, 4/4.
2.
Физическая подготовка:
- упражнение на исправление осанки;
-упражнения на развитие гибкости.
3.
Танцевальная подготовка:
- позиции ног и рук;
- подскоки, галоп, «пружинка», выставление ноги на носок и пятку;
-
«пляска
с
притопами»
(работать
над
улучшением
качества
легкого
бега,
кружения и притопов);
- «Дружные тройки» (различать вступление и двухчастную форму музыкального
произведения, согласовывать свои движения с движениями других детей);
- «Пляска петрушек» (передавать в движениях характерные особенности образа
петрушек);
- сюжетные игры: «Веселая бабочка» (свободная ходьба и бег с размахиванием
руками), «Веселые воробышки» (подскоки на двух ногах) и т. д.;
4.
Танцевальная импровизация:
- импровизация на тему «Осень» (ветер, листья), «Зима» (снежинки);
- образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение
(веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка, бравый солдат
и т. д.);
- свободная пляска.
II полугодие
1.
Музыкально-ритмическая подготовка:
- передавать через движение динамику и характер музыки;
- передавать в движении ритмический рисунок музыки;
- понятие о трех жанрах музыки: марш, танец, песня.
2.
Физическая подготовка:
-
комплекс
упражнений
для
развития
гибкости
и
улучшения
осанки;
пружинящие
подскоки
должны
выполняться
с
постепенным
увеличением
амплитуды без посторонней помощи;
-
научиться
оценивать
болевые
ощущения
при
растягивании
в
крайнем
положении и понять необходимость предельного растягивания, но до терпимой
границы болевого ощущения.
3.
Танцевальная подготовка:
- хороводный шаг, приставной шаг, прыжок на одной и двух ногах;
-
«плавный
хоровод»;
двигаться
в
соответствии
со
спокойным
характером
музыки, учиться держать круг;
- «Веселые лягушата» – танец-игра;
танцевальная игра «Заводные игрушки» (начинать движения после вступления,
заканчивать
четко
с
окончанием
звучания
музыки;
движения
исполнять
в
характере музыки (зайчики, медвежата, машины, лошадки и т. д.));
- «Танец утят»;
4. Танцевальная импровизация:
- прослушивание музыки: П. И. Чайковский, «Времена года»;
-
используя
минимум
тестов-движений,
выразить
свое
настроение:
«мне
взгрустнулось», «я бодр и жизнерадостен», «мне в рот залетела смешинка»;
- загадка:
А. Рождественская.
«Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился ввысь и улетел»
- изобразить движениями.
- импровизации-упражнения: «Ванька-встанька», «Котик», «Петушок».
Перечень знаний, умений, навыков, полученных
обучающимися первого года обучения.
По окончании первого года обучения обучающиеся должны знать:
- жанры музыки (марш, танец, песня);
- названия изученных движений.
По окончании первого года обучения обучающиеся должны уметь:
- правильно исполнить изученные движения и упражнения;
- передавать хлопками простой ритмический рисунок;
- ориентироваться в пространстве танцевального зала.
ОСНОВНОЙ КУРС
Содержание занятий 1 года обучения.
Классический танец.
Основная задача – постановка корпуса, рук, ног, головы на простейших
упражнениях; развитие элементарных навыков координации.
1 полугодие.
1.
Познакомить
учеников
с
планом
зала,
где
проводятся
занятия,
научить
быстро находить точки зала.
2.
Постановкой корпуса начать заниматься на середине зала и со свободной
позиции ног с собиранием мышц последовательно снизу доверху на 16 т. 4/4
и освобождением их в обратной последовательности.
Затем
постановкой
корпуса
занимаются
лицом
к
станку.
Одновременно
проучиваются:
3.
I позиция ног, не требуя идеальной выворотности. Затем I, II, III, IV позиции
ног.
4.
Позиции
рук
(на
середине
зала,
ноги
в
нормальной
позиции),
подготовительное положение I, II, III позиции.
5.
Познакомить
с
поворотами,
наклонами
головы,
с
понятием
опорная,
работающая нога.
6.
Demi-plie по выворотным позициям лицом к станку на 2 т. по 4/4.
7.
Batlement tendu из I позиции в сторону на 2 т. по 4/4.
8.
Beleve на полупальцы I, II поз. на 2 т. 4/4.
1 полугодие.
Экзерсис у станка.
1.
Batlement tendu из
I позиции вперед, назад и в сторону (к концу года – из
V поз.) 2 т. 4/4, 1 т. 4/4.
2.
Beleve на полупальцы из V поз.
3.
Passe par terre на 2/4.
4.
Подготовительное упражнение к batlements tendus jetes с I позиции.
5.
Подготовительное упражнение к batlements frappes.
Движения на середине зала.
1.
Марш с вытянутой ноги.
2.
Марш с высоким подниманием колена.
3.
Подскоки попеременные.
4.
Подскоки с одновременным приходом ног по VI поз.
5.
Высокий бег с подниманием коленей перед собой.
6.
Шаги на полупальцах и на пятках.
7.
Галоп.
Во
втором
полугодии
–
ритмическое
и
комбинационное
сочетание
этих
движений.
Народный танец.
Этот предмет несет двойную нагрузку: с одной стороны он является
учебно-тренировочным, с другой – знакомит обучающихся с танцами народов
мира,
с
особенностями
их
пластики,
манер
и
композиций.
На
нем
можно
добиться
постановки
корпуса,
постановки
спины,
техничного,
сильного
развития мышц ног, активности суставов и связок. Кроме того, приобщение к
танцевальной
культуре
разных
народностей
расширяет
хореографические
знания, развивает эмоциональность и выразительность танцоров.
Немаловажное значение имеет и музыка, звучащая на уроке. Огромное
богатство
национальных
мелодий
воспитывает
вкус,
слуховое
восприятие,
эмоциональную природу исполнителя.
Одной
из
особенностей
пластики
каждого
народного
танца
является
неповторимость
координации
движений.
Восприимчивость
к
многообразию
координации воспитывается на уроках народного танца.
1.
Элементы русского танца:
- хороводный шаг (с использованием рисунков «круг», «змейка», «воротца»,
«звездочка», перемены ритма – медленно, быстро);
- переменный шаг;
- ковырялочка;
- веревочка;
- гармошка;
- простейшие выстукивания.
2.
Элементы
народного
танца,
в
основе
которого
используется
полька
(литовский, эстонский, латышский
, чешский и т. д.).
3. Вращение на подскоках и прыжках на ¼ поворота.
Ритмика и современная пластика.
Балетная гимнастика – партерный экзерсис.
Упражнения на полу или партерный экзерсис позволяют с наименьшими
затратами
энергии
достичь
сразу
трех
целей:
повысить
гибкость
суставов,
улучшить
эластичность
мышц
и
связок,
нарастить
силу
мышц.
Мышцы
и
суставы
подготавливаются
к
традиционным
классическому
и
народному
экзерсисам
у
станка,
требующим
высокого
физического
напряжения.
Эти
упражнения
также
способствуют
исправлению
некоторых
недостатков
в
корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость,
эластичность стоп.
1.
Упражнения на напряжение и расслабление мышц.
2.
Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья,
развития подвижности локтевого сустава.
3.
Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов.
4.
Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса.
5.
Упражнения не улучшение гибкости позвоночника.
6.
Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и
эластичности мышц бедра.
7.
Упражнения на улучшение гибкости коленных суставов.
8.
Упражнения
для
развития
подвижности
голеностопного
сустава,
эластичности мышц голени и стопы
9.
Упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага.
10. Упражнения на исправление осанки.
Элементы акробатики.
1.
Стойка на лопатках.
2.
Равновесие.
3.
«Мост» из положения лежа на
спине.
4.
«Мост» стоя на коленях.
5.
Полушпагат, шпагат.
6.
«Колесо».
Танцевально-художественная работа (ансамбль).
Включает
в
себя
постановку
и
отработку
сценических
номеров,
формирование
сценической
культуры,
ответственности
за
исполнение
перед
товарищами, сценическую практику.
1.
Поставить 1 – 2 сценических номера.
2.
Обязательны 2 –3 выступления в год.
Мероприятия воспитательно-познавательного характера.
В
мероприятиях
воспитательного
характера
входят
подготовка
и
проведение отчетных концертов, выступление ребят в школах, клубах, помощь
своим
товарищам
по
коллективу
при
разучивании
танцев,
самостоятельная
работа по созданию танцев, исполняемых в своих школах.
Организационная работа заключается в составлении расписаний занятий
в группах, ведении журнала посещаемости, составлении тематических планов,
заботе о художественном оформлении танцевального зала, о чистоте и порядке в
зале, сохранности станков, зеркал, музыкального инструмента и т. д., а также
проверке
внешнего
вида
обучающихся
(обувь,
прическа).
Кроме
того,
она
включает
в
себя
беседы
с
родителями
о
целях
и
задачах
объединения,
перспективном
плане
ансамбля,
а
также
о
предстоящих
выступлениях
и
поездках.
Беседы:
1.
Сведения
о
балетах
П.
И.
Чайковского
«Лебединое
озеро»,
«Щелкунчик». Прослушивание музыки из этих балетов.
2.
Представление о содержании и сюжете балетов П. И. Чайковского
«Лебединое озеро» и «Щелкунчик».
Перечень знаний, умений, навыков, полученных
обучающимися первого года обучения.
Обучающиеся должны знать:
-
основные
понятия
хореографического
искусства
(жанр
и
стиль,
танцевальная лексика, работающая и опорная нога, выворотное положение ног);
- названия изученных движений, основные принципы их исполнения;
- правила постановки ног и рук.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно и музыкально исполнить движения;
- исполнять движения эмоционально выразительно;
- исполнить импровизацию из выученных движений;
- различать особенности медленных хороводных и быстрых плясовых
ритмов русского танца.
Содержание занятий 2 года обучения.
Классический танец.
Закрепление правильной постановки корпуса, рук, ног и головы.
1 полугодие.
Экзерсис у станка.
1.
Preparation для руки боком к станку 1 т. 4/4.
2.
Grand plie (2 т. по 4/4) лицом к станку.
3.
Batlement tendu боком к станку из I, затем из V поз. 2 т. 4/4, 1 т. 4/4.
4.
Batlement tendu jete «крестом» на 1 т. 4/4 (с фиксацией всех точек).
5.
Batlement beleve lent на 45 , затем на 90
°
4 т. 4/4.
6.
Demi-rond de jambe parterre en dehor и en dedan (лицом к станку).
7.
Ponds de jambe parterre en dehors и en dedans на 2 т. 4/4 с остановкой на
точках, лицом к станку.
8.
IV позиция ног.
9.
Перегибы корпуса назад и в сторону, лицом к станку.
Экзерсис на середине зала.
1.
Изучение epaultment craisse и efface в V позиции.
2.
Упражнения для рук (I nort de bras).
3.
Pas польски.
11 полугодие.
Экзерсис у станка.
1.
Grand plie в сопровождении руки по I, II, и V позициям.
2.
Batlement tendu в сочетании с demi-plie в позиции (раздельное исполнение)
– каждое движение на 2 т. 4/4.
3.
Batlement tendu jete боком к станку на 2 т. 4/4. Сначала с фиксацией всех
точек, а затем – двух точек (на воздух и в позицию).
4.
Rond de jambe parterre боком к станку. С фиксацией точек и слитно.
5.
Batlement soutenu в V поз. (1 т. по 4/4).
6.
Batlement frappe лицом к станку носком в пол в сторону 2 т. 4/4.
Экзерсис на середине зала.
1.
Прыжки по невыворотным позициям.
2.
Позы craisse и efface носком в пол, вперед и назад.
3.
II port de bras.
Народный танец.
1.
Русский танец:
-
положение
рук
(открывание
и
закрывание рук в сторону);
- положение рук в массовых танцах;
- простой поклон на месте;
- переменный шаг с каблука;
- быстрый бег вперед и назад;
- «моталочка»;
- присядка вперед на каблук;
- хлопушки простые.
2.
Белорусский танец:
- положение рук в белорусском танце;
- основное движение танца «Бульба»;
- подскок и переступание из танца «Бульба»;
- подскоки с тройным переступанием на месте («Бульба»).
Ритмика и современная пластика.
1.
Балетная гимнастика – партерный экзерсис:
- повторение и усложнение упражнений первого года;
2.
Элементы акробатики:
- равновесие высоко подняв ногу;
- стойка на руках (со страховкой);
-
«мост»
наклоном
назад
(с о
страховкой);
- шпагат правой и левой ногой;
- прямой шпагат;
- перекаты, кувырки.
3.
Спортивно-танцевальные композиции:
- использование проученных элементов в танцевальных композициях.
Танцевально-художественная работа (ансамбль).
1.
Постановка 1 – 2 номеров.
2.
Работа с готовыми номерами.
3.
2- 3 выступления в год (обязательно).
Мероприятия воспитательно-познавательного характера.
1.
Беседа «Как создается балетный спектакль».
2.
Прослушивание музыки композиторов-классиков.
Перечень знаний, умений, навыков, полученных
обучающимися второго года обучения.
Обучающиеся должны знать:
- характерные движения рук в русском танце;
- слышать, понимать значение вступительных и заключительных аккордов в
упражнениях классического танца;
- понятие «эпольман»;
Обучающиеся должны уметь:
- правильно выполнять проученные движения;
- видеть ошибки в исполнении и уметь их исправить;
- координировать работу рук, ног, головы, корпуса;
- исполнить I – II port de bras.
Содержание занятий 3 года обучения.
Классический танец.
Учащиеся
исполняют
упражнения,
держась
за
палку
одной
рукой.
Развитие координации и танцевальности.
1 полугодие.
Экзерсис у станка.
1.
Demi-plie и grand-plie в координации с рукой – 1 т. 4/4.
2.
Demi-plie по IV позиции.
3.
Batlement tendu в сочетании с demi-plie в позиции ( в tendu заканчивать demi-
plie по V позиции).
4.
Batlement tendu jete pigue с V поз.
5.
Подготовка к rond de jambe en l`air.
6.
Preparation для ronds de jambe par terre.
7.
Batlement doubles frappes носком в пол (1 т. по 4/4).
8.
Petit batlement sur le cou-de-pied 4 т. по 2/4, затем 2 т. по 2/4.
Экзерсис на середине зала.
1.
Позы craisse и efface, исполняемые слитно.
2.
I и II arabesques.
3.
Pa de bouree suinti.
Allegro.
1.
Temps live в I и II поз., позднее в V (сначала лицом к палке).
2.
Cangements de pieds (сначала лицом к палке).
II полугодие.
Экзерсис у станка.
1.
Batlement fondus (сначала проучивается лицом к палке).
2.
Rond de jambe en l`air en dehorr и en dedans (исполняется лицом к палке).
3.
Grand batlement jete (сначала лицом к палке).
4.
Pas de bouree с переменой ног en dehors и en dedans.
5.
Batlement soutenus с подъемом на полупальцы.
6.
Batlement frappe в сторону на 45
°
.
7.
Batlement doubles frappes в сторону на 45
°
.
8.
Batlement developpe с V поз. в сторону и назад (лицом к палке).
9.
Grands batlements jetes pointes.
Экзерсис на середине зала.
1.
Изучение позы ecartee назад и вперед.
2.
III arabesque.
3.
Pas de bouree с переменой ног en dehors и en dedans.
4.
III port de bras.
Allegro.
1.
Changements de pieds.
2.
La echappe (сначала лицом к палке).
3.
Pa assemble.
Народный танец.
1.
Комбинации из движений русского танца.
2.
Украинский танец:
- положение рук;
- бигунец;
- тынок;
- припадание;
- веревочка;
- притопы;
- выхилястник;
- голубцы;
-
присядка
с
подниманием
ноги
вперед;
- метелочка.
3. Вращение на подскоках.
Ритмика и современная пластика.
1.
Балетная гимнастика – партерный экзерсис:
-
усложнение
движений,
увеличение
амплитуды
и
улучшение
техники
исполнения упражнений;
2.
Элементы акробатики:
- усовершенствование исполнения проученных упражнений;
3.
Элементы современного танца:
- сочетание общеразвивающих упражнений с элементами народных и диско-
танцев;
- введение асимметричных и гротесковых движений (особенно у сказочных
персонажей).
Танцевально-художественная работа (ансамбль).
1.
Постановка 1 – 2 номеров.
2.
Работа со старыми номерами.
3.
Ввод новых исполнителей в номера.
4.
3 – 4 выступления в год.
Мероприятия воспитательно-познавательного характера – беседы:
«Балет П. И. Чайковского «Спящая красавица». Прослушивание музыки
из этого балета».
Перечень знаний, умений, навыков, полученных
обучающимися третьего года обучения.
По окончании третьего года обучения обучающиеся должны знать:
- правила выполнения основных движений классического танца;
- динамические оттенки музыки – крещендо, диминуэндо, пиано, форте;
- правила исполнения движений народно-сценического танца.
По окончании третьего года обучения обучающиеся должны уметь:
- правильно исполнять проученные движения;
- уметь исполнить простейшие «дроби» русского танца, сочетающие ударные и
безударные движения (синкопы);
- исполнить русский и украинский танец;
- исполнить «колесо», «мост», шпагат.
Содержание занятий 4 года обучения.
Классический танец. Экзерсис у станка.
1.
Batlement fondu на 45
°
.
2.
Batlement developpe во всех направлениях.
3.
Выполнение
упражнений
экзерсиса
в
более
быстром
темпе.
Вводится
затактовое исполнение упражнений.
Экзерсис на середине зала.
1.
Temps lie parterre вперед и назад.
Allegro.
1.
Pa balance.
2.
Pa jete (исполняется сначала лицом к палке).
3.
Sissone simple.
Народный танец.
1.
Комбинации движений из русского танца.
2.
Итальянский сценический танец «Тарантелла»:
- положение ног;
- положение рук;
- движение рук с тамбурином;
- положение корпуса и головы;
-
скольжение
на
носок
вперед
с
одновременным
проскальзыванием
другой ноги назад;
- маленькие броски вперед;
- бег;
-
ш а г
в
с т о р о н у
с
д в у м я
последующими переступаниями (pas
ballance);
-
соскок
во II
открытую
позицию
(pas escappe);
- подскоки по III или V поз;
- бег с подскоком и броском ноги от
себя, к себе и от себя (pas ballonne) ;
- тройные перескоки с ноги на ногу
(pas de basque);
-
подскоки
на
одной
ноге
в
полуприседании;
- повороты внутрь и наружу.
3.
Вращения по диагонали:
- на подскоках;
- на бегу;
- на мелком переступании;
Ритмика и современная пластика.
1.
Тренаж современной пластики.
В
репертуаре
коллектива
имеются
танцы
с
оригинальной
пластикой.
Изучение
таких
танцев
требует
предварительной
подготовки,
освоения
определенного
комплекса
упражнений.
Посредством
тренажа
в
уроке
хореографии решаются следующие задачи:
-
подготовка
опорно-двигательного
аппарата,
систем
дыхания
и
кровообращения к предстоящей физической нагрузке;
- развитие необходимых физических качеств: ловкости, координации,
выносливости, гибкости, силы мышц;
-
подготовка
обучающихся
к
освоению
нового
хореографического
материала: разучивание отдельных элементов танцев, исполнение освоенных
движений в новых сочетаниях с постепенным усложнением;
- «пружинка», «пружинка» с хлопками, взмахи рук; поочередные взмахи
рук, взмахи и перекрещивания, «восьмерки» руками, «каблучки», «каблучки» с
«восьмеркой» руками, диагональная дорожка с «восьмеркой» руками, «уголки»,
«уголки с переходом» и другие движения в современных ритмах.
2.
Сочетание гимнастических упражнений с элементами диско-танцев, танцев
в стиле «ретро».
3.
Проучивание отдельных элементов и танцевальных комбинаций из танцев.
Танцевально-художественная работа (ансамбль).
1.
Постановка 2 – 3 новых номеров.
2.
Отработка готовых номеров.
3.
Ввод новых исполнителей в номера.
4.
Индивидуальная работа (работа с солистами, отработка наиболее сложных и
трюковых движений.
5.
Концерты.
Мероприятия воспитательно-познавательного характера.
1.
Беседа «Образцы русской народной хореографии» ( К. Я. Голейзовский).
2.
Прослушивание музыки из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»
(«Пляска скоморохов»).
3.
Массовые мероприятия.
Перечень знаний, умений, навыков, полученных
обучающимися четвертого года обучения.
По окончании четвертого года обучения обучающиеся должны знать:
-
основные
требования
школы
классического
танца,
исполнять
движения,
сохраняя танцевальную осанку, выворотность, владеть движениями стопы;
- темповые обозначения и слышать темпы: адажио – медленно; виво – живо;
ленто – протяжно; лярго – широко; анданте – не спеша; аллегро – скоро, бодро,
применительно с движением;
- критерий хорошего исполнения танца и упражнений;
- понимать и интересоваться фольклором, народными танцами и костюмами.
По окончании четвертого года обучения обучающиеся должны уметь:
- исполнять движения на мелодию с затактом;
- правильно исполнить экзерсис у станка;
- исполнять движения в характере музыки – четко, сильно, медленно, плавно.
Содержание занятий 5 года обучения.
Классический танец.
Повторение
пройденных
упражнений
в
увеличенном
количестве.
Развитие силы ног и стопы. Развитие координации движений.
Экзерсис у станка.
1.
Изучение маленьких поз craisee, efface и ecartee вперед и назад носком в пол,
на вытянутой опорной ноге и на plie.
2.
Batlements frappes на 45
°
с подъемом на полупальцы.
3.
Batlements doubles frappes на 45
°
с подъемом на полупальцы.
4.
Jombe и coupe на полупальцы.
5.
Batlements fondus с подъемом на полупальцы.
6.
Petit batlements sur le cou-de-pied с подъемом на полупальцы.
7.
Batlement developpe paasse.
8.
Atlitude effacee, atlitude craisee (изучаются сначала посредством releve на 90
°
,
позднее developpe).
Экзерсис на середине зала.
1.
Temps lie с перегибом корпуса.
2.
V port de bra.
Allegro.
1.
Pa assemble вперед и назад.
2.
Petit echappe в IV позицию.
3.
Pas jete с окончанием в маленькие позы craisee.
4.
Double assemble.
5.
Sissonne ouverte в сторону носком в пол.
6.
Сценическая
форма sissones в
позах I
и II
arabesque.
Исполняется
по
диагонали.
Народный танец.
1.
Комбинации движений из русского танца.
2.
Молдавский танец:
- положение рук;
- покачивание на полупальцах;
- шаг с выносом ноги крест-накрест;
- дорожка;
- боковой ход на одну ногу;
- боковой бег на одну ногу;
- основной ход из танца «Молдавеняска»;
- соскок во II позицию с последующим сгибанием одной ноги под колено;
- перескок с каблуком и прыжком «ключ».
3.
Грузинский танец:
- положения рук;
- движения рук;
- свна;
- гасма;
- часвра;
- бруни.
4.
Прыжки с поджатыми ногами.
5.
Прыжки в разножку.
6.
Вращения.
Ритмика и современная пластика.
1.
Тренаж современной пластики:
-
п о н я т и е
о
р е л а к с а ц и и
и
контрактации;
- упражнения для плечевого пояса;
- приседание с работой стоп;
- движения бедрами;
- волны;
- ступенчатое расслабление.
2.
Танцевальные движения и комбинации:
- скручивание;
- краб;
- автостоп;
- неваляшки;
- равновесие;
- кик с переходом и др.
3.
Отработка танцевальных номеров.
Танцевально-художественная работа (ансамбль).
1.
Постановка новых номеров.
2.
Работа с готовыми номерами.
3.
Ввод новых исполнителей в номера.
4.
Индивидуальная работа.
5.
Концерты.
Мероприятия воспитательно-познавательного характера.
1.
Беседы:
- «Танцевальные формы на основе симфонической музыки в классических балетах.
Па-де-де, па-де-труа, падекатр. Адажио, вариация, кода».
- «Балеты начала ХХ века. «Петрушка» И. Стравинского в постановке М. Фокина».
- «Правила поведения в танце и обществе. Этикет»,
2.
Прослушивание музыки (прослушивание и выбор музыки для исполнения танцев).
3.
Массовые мероприятия.
Перечень знаний, умений, навыков, полученных обучающимися пятого
года обучения.
По окончании пятого года обучения обучающиеся должны знать:
- выразительные средства музыки и танца. Легато, стаккато, асчелерандо – ускорение,
диминуэндо – замедление;
- танцевальные формы на основе симфонической музыки в классических балетах;
- содержание балета И. Стравинского «Петрушка» в исполнении М. Фокина.
По окончании пятого года обучения обучающиеся должны уметь:
- в классическом танце исполнять грамотно и музыкально основные движения у станка и
на середине; быстро принять классические позы craisee и effacee (вперед и назад);
- в народном танце – исполнять молдавский танец, передать в движениях образность
грузинского танца;
- исполнить импровизацию в стиле «диско».
Содержание занятий 6 года обучения.
Классический танец. Экзерсис у палки.
1.
Batlement fondu c plie-releve и demi-rond.
2.
Batlement developpe c demi-rond.
3.
Grand rond de jambe developpe.
Экзерсис на середине зала.
1.
IV port de bra.
2.
IV arabesque.
Allegro.
1.
Sissone ouverte носком в пол и маленькие позы craisse и effacee.
2.
Glissade в сторону.
3.
Pa echappe во II поз. с окончанием на одну ногу.
4.
Balance en tournant на ¼ поворота.
5.
Sissone ouverte на 45
°
.
6.
Sissone ferme.
Народный танец.
1.
Комбинации движений из русского танца.
2.
Таджикский танец:
- положения рук;
- движения рук;
- корпус, плечи, голова;
- основной таджикский ход – с одной ноги на всю ступню;
- основной таджикский ход с продвижением в сторону;
- ход с одной ноги на полупальцы;
- ход с остановкой по VI позиции;
- медленный «чарк» с остановкой;
- «чарк-миок» – вращение на месте с прогибанием в пояснице.
3.
Татарский народный танец (башкирский, чувашский или другого народа Поволжья).
Ритмика и современная пластика.
1.
Тренаж современной пластики:
-
усложняются
задания
по
исполнению
упражнений;
оттачивается
техника
каждого
упражнения;
- стреч-разминка;
- прыжки и вращения.
2.
Танцевальные движения и комбинации:
- молодежный стиль;
- движения и комбинации в стиле «хип-хоп»;
- рок-р-ролл (манера и техника исполнения движений и комбинация в этом стиле).
Танцевально-художественная работа (ансамбль).
1.
Постановка новых номеров.
2.
Работа над техникой исполнения движений в танцевальных номерах.
3.
Индивидуальная работа.
Мероприятия воспитательно-познавательного характера – беседы:
1.
Героическая
тема
в
балетах:
«Пламя Парижа» Б. Асафьева, балетмейстер В.
Вайконен; «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Ю. Григорович. Идея спектакля,
тема, сюжет. Средства выражения. Прослушивание фрагментов из балетов.
2.
Мастера балета, их творческие портреты (Г. Уланова, В. Васильев).
3.
Массовые мероприятия.
Перечень знаний, умений, навыков, полученных обучающимися
шестого года обучения.
По окончании шестого года обучения обучающиеся должны знать:
- названия героических балетов, авторов, композиторов, балетмейстеров, создававших
балет;
- различать характерные черты танцев среднеазиатских республик.
По окончании шестого года обучения обучающиеся должны уметь:
- грамотно и музыкально исполнять движения у станка и на середине;
- передавать национальную выразительность движений и ритмов;
- составлять несложные композиции из проученных движений.
Методическое обеспечение образовательной программы
Образовательные технологии.
Для эффективности занятий хореографией следует постоянно ориентироваться на
основные
принципы
дидактики
(сочетание
сознательного
и
эмоционального,
теоретического и практического, последовательности, наглядности, творческого подхода к
изучаемому материалу).
Хореография дает широкий простор для использования в процессе занятий всех
названных
принципов
обучения
и
воспитания,
и
чем
гармоничнее
они
увязаны
в
материале и разнообразной деятельности обучающихся, тем эффективнее будет результат.
Сочетание эмоционального и логического является непременным условием ведения
урока, репетиций, постановочной работы. Например, разученные движения закрепляются
в том случае, когда они от непроизвольного рефлекса, подражания, проходят стадии
прочувствования и осознания. Выученные таким образом движения надолго остаются в
памяти и значительно легче поддаются интерпретации в различных танцевальных образах.
Наглядность
–
это
основа
обучения
и
совершенствования
хореографических
движений.
Показ
движения
педагогом,
учениками,
анализ
исполнения
стимулирует
восприятие, вносит разнообразие в занятие.
Большое
значение
имеет образное
слово
–
метафора, логические
объяснения.
Показ,
аннотацию,
повторный
показ
с
объяснением
можно
считать
основным
педагогическим приемом в занятиях хореографией.
Системность
преподавания
при
использовании
разных
форм
работы
с
детьми
является важным компонентом педагогического процесса. Руководителю следует исходить
из необходимости:
- танцевально-художественного и нравственного воспитания и развития учеников с
учетом их возрастных особенностей и интересов;
- понимания целей и задач коллективной работы, связи урока с репертуарной
линией.
Принцип системности реализуется на основных этапах развития знаний, умений,
навыков. На первом этапе стоит задача формирования в учениках основ грамотности,
конкретно
выражающейся
в
правильной
постановке
корпуса,
ног,
рук,
головы,
в
соблюдении танцевальной осанки в движениях.
На последующих этапах занятия сосредотачиваются на осознании уже полученных
навыков и ознакомлении обучающихся с элементами классического и народного танца,
основными
правилами
и
закономерностями
хореографии.
Далее
происходит
последовательное
накопление
танцевального
опыта,
приобретение
автоматических
навыков в танцевальных движениях.
Системность проявляется также в методике развития движений. Для более старшей
возрастной
группы
интерес
представляет
работа
над
техникой
движений,
над
определенной
сложностью
танцевального
номера.
Примитив
же
действует
расхолаживающе.
Принцип доступности следует понимать в физиологическом и психологическом
плане – руководитель выбирает и сочиняет темы и сюжеты танцевальных номеров в
соответствии с интересами детей и подростков, не овзросляя детский репертуар и не давая
подросткам чисто детские темы.
Доступность
предусматривает
разучивание
упражнений
и
движений
методом
фиксации
отдельных
положений,
этапов
движения,
фаз,
которые
отрабатываются
отдельно.
Доступность
предусматривает
применение
метода
сравнения
и
контраста
движений,
каждое
из
которых
еще
яснее
подчеркивает
характер
другого
движения,
используется также метод утрированно-отрицательного показа в контрасте с идеальной
формой. Помогает восприятию движений и метод физической помощи.
Принцип последовательности является одним из основных в хореографической
работе.
Только
те
обучающиеся,
которые
прошли
с
самого
первого
шага
основы
хореографического
обучения,
воспитания,
образования,
развиваются
правильно,
становятся людьми, любящими и понимающими хореографическое искусство. Всякий
наскок,
перепрыгивание
через
этапы
наносит
ущерб
развитию
детей.
Однако
в
самодеятельности включение новых исполнителей в коллектив – обычное явление. В этом
случае детей следует вести по пути от постановки корпуса, ног, рук, головы через все
основные правила движений классического танца в индивидуальном порядке.
При
освоении
нового
материала
необходимо
опираться
на
уже
закрепленные
танцевальные
навыки. Предыдущий
двигательный
опыт
следует
считать
отправным
моментом для изучения новых движений.
Навык следует считать закрепленным, если он не разрушается при изменении
движений
в
темпе
и
ритме,
в
перемене
направления
и
интерпретации
движения
в
соответствии с новым содержанием и музыкой.
Знания, умения, навыки закрепляются:
- путем повторения одних и тех же элементов, движений в одном направлении;
- путем их исполнения в комбинациях (с переменой направления, в разном ритме, в
сочетании с другими движениями);
путем
использования
их
как
средства
выражения
в
различных
танцевально-
музыкальных ситуациях;
- разъяснением правил исполнения.
Способы отслеживания и фиксации результатов образовательного и
воспитательного процесса.
Для управления образовательным процессом необходимо иметь систему получения
информации о его результативности – чтобы видеть отклонения или положительную
динамику в этом процессе. Важным источником такой информации является контроль.
Основной
целью
контроля
является
определение
эффективности
образовательного
процесса.
Формы контроля:
1.
Открытый урок.
Хорошо организованный открытый урок имеет большое воспитательное значение.
Он
является
своеобразным
отчетом
о
проделанной
учащимися
работе,
наглядно
демонстрирует их успехи. Открытый урок – это показ работы всего коллектива.
2.
Концерт – отчет.
В конце учебного года все группы принимают участие в традиционном отчетном
концерте. По его итогам обучающихся переводят в учебные группы следующего уровня.
3.
Фестивали, конкурсы, концерты.
В течение учебного года обучающиеся принимают активное участие в различных
фестивалях, конкурсах, концертах как районного, так и областного уровня, на которых
наглядно
демонстрируются
успехи
участников
хореографического
коллектива
и
подтверждается его высокое звание.
4.
Педагогическое наблюдение.
Дети приходят в коллектив очень разные, со своим характером, со сложившимся
стереотипом поведения, со своими взглядами и убеждениями. Чаще всего они приходят, не
имея
навыков
общения,
неорганизованными,
скованными,
а
иногда
и
недостаточно
ответственными.
В
конце
уже
первого
года
обучения
можно
отметить,
что
у
обучающихся
происходят положительные изменения в их развитии и воспитанности. Дети внутренне
раскрепощаются,
раскрываются
их
возможности,
развивается
эмоциональная
сфера,
пластика движений. Обучающиеся также приобретают навыки межличностного общения
и становятся более ответственными.
5. Опрос – беседы, анкетирование.
Через
анкетирование
и
беседы
выявляются
интересы
и
потребности
детей,
определяется степень комфортности ребенка в коллективе
Организация образовательного процесса.
Образовательный
процесс
начинается
с
изучения
детских
интересов
и
потребностей,
с
использования
диагностических
методик.
Кроме
того,
обучающиеся
знакомятся с задачами и планом работы коллектива, с правилами поведения и традициями,
сложившимися в коллективе.
Посещаемость занятий, дисциплина, результат деятельности зависят от четкой
организации и планирования занятий и требовательности к членам коллектива.
В процессе приема детей в коллектив выявляются их способности и возможности
обучения хореографии. Организационное собрание проводится совместно с родителями.
Родители и дети знакомятся с целями и задачами коллектива, планом предстоящей работы,
с требованиями к организации учебно-воспитательного процесса.
Программа содержит теоретическую и практическую часть. В нее включены также
познавательные
беседы,
творческие
встречи.
Принцип
всякой
программы,
предполагающей обучение и художественное развитие детей - это принцип постепенного
перехода от простого к изучению сложного материала. На занятиях, помимо поддержания
творческой
дисциплины,
педагог
старается
создать
оптимальные
условия
для
самореализации каждого обучающегося. Созданию радостного творческого настроения
способствуют
деловые,
доброжелательные
отношения
педагога
с
обучающимися.
Учебный процесс даже для обучающихся первого года обучения должен завершаться
концертным
выступлением,
что
поддерживает
интерес
детей
и
родителей
к
работе
коллектива.
Условия эффективности реализации программы.
Для эффективной реализации программы необходимо:
-
совершенствование
учебно-воспитательного
процесса
на
основе
применения
нетрадиционных форм и методов;
-
использование
индивидуальных
и
дифференцированных
форм
обучения
и
воспитания обучающихся;
- учебный кабинет должен обеспечивать педагогу и обучающимся оптимальные
условия для повышения качества учебно-воспитательного процесса, позволять педагогу
применять
наиболее
эффективные
методы
и
приемы
работы
(кабинет
должен
быть
оснащен необходимыми техническими средствами и реквизитом);
- регулярное обновление и пополнение методического материала.
Литература.
1.
Базарова Н. Классический танец.
2.
Барышникова Т. Азбука хореографии.
3.
Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение.
4.
Боброва Г. Искусство грации.
5.
Боголюбская М. С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического
и нравственного воспитания.
6.
Бондаренко
Л.
Методика
хореографической
работы
в
школе
и
внешкольных
заведениях.
7.
Борзов А. А. Народный танец на самодеятельной сцене.
8.
Буренина А. И. Ритмическая мозаика.
9.
Кечетжиева
Л.,
Ванкова
М.
Чиприянова
М.
Обучение
детей
художественной
гимнастике.
10. Коркин В. П. Акробатика.
11. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца.
12. Ткаченко Т. Народный танец.
13. Уральская В. Поиски и решения.
14. Фомичева Н. Музыка, движение, ритм.