Автор: Шакурова Нафися Усмановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д/с 132"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Доклад
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края"
Раздел: дошкольное образование
Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников через экологию родного края.
В
настоящее
время
нравственно-патриотическое
воспитание
является
серьезной
и
актуальной
проблемой.
Воспитание
патриота
–
сложный
процесс.
Он
начинается с дошкольного возраста. И кто, если не
мы, воспитатели, можем вырастить патриотов страны.
Мы не можем быть безразличными к тому, какими
станут наши воспитанники в будущем.
Одним из проявлений патриотизма является любовь к
родной
природе,
так
как
природа
–
мощнейшее
средство эмоционального воздействия на чувства и
эмоции человека. И если мы научим воспитанников
видеть
прекрасное
вокруг
себя,
дорожить
им,
приумножать
природные
богатства,
то
несомненно,
м ы
в ы р а с т и м
п ат р и от а
с т р а н ы .
П о э т о м у,
патриотическое воспитание необходимо осуществлять
через экологическое образование, сущность которого
заключается
в
формировании
человека
с
новым
экологическим
мышлением,
способным
осознавать
последствия
своих
действий
по
отношению
к
окружающей
среде,
умеющего
жить
в
гармонии
с
природой.
Именно
природа
прививает
любовь
к
родной земле, к Родине.
При
организации
работы
по
патриотическому
воспитанию
на
основе
позитивного
отношения
к
природе
необходимо
прежде
всего
учитывать
региональный
компонент
(ближайшее
природное
окружение
и
экологическую
ситуацию
в
регионе).
Педагогически
осмысленное
приобщение
детей
дошкольного
возраста
к
знаниям
о
родном
крае,
природе
способствует
расширению
национального
самосознания,
формированию
чувства
гордости
за
свою Родину и привязанности к ней.
Нравственно-патриотическое
воспитание
через
экологическое
образование
позволяет
решать
следующие задачи:
-
в о с п и т ы ват ь
ч у в с т в о
го рд о с т и ,
л ю б в и ,
привязанности к Родине;
- обогащать знания детей о природе;
-
формировать
духовную
личность,
способную
поступать нравственно по отношению к природе в
различных ситуациях;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Целесообразно
проводить
«уроки
доброты»,
целью
которых
является
развитие
интереса
к
природе,
формируется
положительное
эмоциона льно е
отношение к ней, желание беречь и заботиться о ней,
воспитание чуткости, чувства сопереживания живым
существам. Предлагаются следующие темы «уроков
доброты»: «Что значит быть добрым», «Когда я был
добрым
по
отношению
к
природе»,
«Кого
можно
считать
заботливым»,
«Любить
природу-
что
это
значит».
Игра
является
ведущей
детской
деятельностью
дошкольников
и
вместе
с
тем
источником
их
положительных эмоций. Дети получают новые знания
о природе, и происходит формирование осознанно-
правильного
положительного
отношения
к
ней.
В
целях
воспитания
позитивного
отношения
детей
к
природе
родного
края
проводятся
экологические
развлечения.
Предлагаются
следующие
темы
экологических развлечений: «В гости к Лесовичку»,
«У
природы
нет
плохой
погоды»,
«Природа-
волшебница».
Опытническо-экспериментальная
деятельность
является
одним
из
главных
способов
познания
окружающей действительности, в ходе которой дети
учатся
не
только
наблюдать,
но
и
размышлять,
творить,
экспериментировать.
Осуществляется
экспериментальная деятельность дошкольников. Темы
«Мой
цветущий
детский
сад»,
«Деревья
нашего
двора».
Знакомство
с
родным
городом
и
родной
страной
вызывает у детей положительные эмоции, а также
стремление
рисовать,
мастерить
поделки
из
природного материала. Поэтому дальнейшая работа
по
формированию
патриотических
чувств
также
проводится на занятиях по художественно-творческой
деятельности.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем и
воспитанием
патриотических
чувств
ведется
и
в
книжных
уголках,
где
выставляются
книги
позна ват е ль ного
ха ра кт е ра ,
и л л ю с т р а ц и и ,
фотоальбомы
о
родном
крае,
городе,
предметы
народного прикладного искусства.
Обязательным
компонентом
работы
в
течение
года
должна быть природоохранная детская деятельность.
Ведь охранять природу-это значит охранять Родину.
Целесообразно всем воспитателям, детям и родителям
выходит с «экологическим патрулем» для наведения
порядка
на
территории
детского
сада,
площадки,
близлежащего
окружения
(парк
и
т.п.),
проводить
акции «Чистый город», «Береги птиц». Тем самым,
дети
участвуют
в
общем
деле,
с т а н о в и т с я
сопричастным к жизни города, социума. Желательно
наладить связь с природоохранными организациями.
Понимая важность предметно-развивающей среды в
формировании личности ребенка необходимо большее
внимание уделять «краеведческим центрам, которые
спо собствуют
формированию
н р а в с т в е н н о -
патриотических чувств дошкольников.
Предлагаемая
система
работы
по
формированию
патриотического
сознания
через
экологическое
образование способствует развитию у дошкольников
чувства гордости за свою малую Родину, за Родину, за
с в о й
н а р од ,
с п о с о б с т вуе т
ф о р м и р о в а н и ю
патриотических чувств у дошкольников.