Автор: Вавилина Наталья Таймоскановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 68"
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности восприятия стихотворений детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Особенности восприятия стихотворений детьми дошкольного
возраста
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на
воспитание
у
детей
любви
к
поэзии,
ознакомление
с
поэтическими
произведениями,
развитие
умений
воспринимать
и
выразительно
воспроизводить стихи .
Детская поэзия – это стихотворная, ритмически организованная речь,
включающая в себя произведения эпического, лирического, лироэпического,
драматического характера, обращенная не только к разуму маленького читателя,
но и к его чувствам.
Стремление к поэзии возникает у детей очень рано. Не случайно первые
детские книжки – это сборники потешек, стихов, песенок. Свобода детских
ассоциаций и отношения тянет детей к поэзии подсознательно.
Пусть это и незаметно на первый взгляд, роль поэзии в жизни ребенка
очень важна, ведь именно с созвучных строк начинается наше общение с ним.
Рифмы
создают
ощущение
упорядоченности,
стройности
речи,
умиротворенности.
Музыкальность
детских
стихов
-
их
несомненное
достоинство. Поэзия для малышей помогает «настроить душу» на восприятие
высоких чувств.
О.И.
Никифорова
выделяет
три
стадии
восприятия
поэтического
произведения:
Первая
стадия
-
непосредственное
восприятие
произведения,
то
есть
воспроизведения
и
переживания
образов
произведения.
На
этой
стадии
ведущую роль играет воображение, произведение воспринимается "сердцем", а
потом уже умом.
Вторая
стадия
-
понимание
содержания
произведения.
Ведущим
становится мышление, и поскольку оно оперирует тем, что было эмоционально
пережито,
оно
не
отражает
эмоциональности
восприятия
произведения,
а
углубляет его.
Третья - влияние художественной литературы на личность ребенка как
конечный результат восприятия художественных произведений .
Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно
перелистывать
странички,
слушать
чтение
взрослого,
рассматривать
иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к
тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на
третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя
повествования, заставить малыша
следить за ходом
события и
переживать
новые для него чувства.
Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми
является
сопереживание
героям.
Восприятие
носит
чрезвычайно
активный
характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с
его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в
события,
пытаются
помочь
герою,
хором
подсказывают
персонажам,
чего
делать не надо. Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность
детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив
(малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка) .
Художественное
восприятие
ребенка
на
протяжении
дошкольного
возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения
научных
данных
и
собственного
исследования
рассматривает
возрастные
особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя
два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш
недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда
искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным .
Основы творческого чтения закладываются уже в дошкольном возрасте.
Необходимой
предпосылкой
для
этого
является
высокий
уровень
речевого
развития, необычайная восприимчивость детей к слову, которую отмечал К. И.
Чуковский.
Дети
слушают
с
интересом
доступные
им
художественные
произведения, легко запоминают их. В своей речи они часто используют слова и
выражения из полюбившихся книг: «Маша-растеряша», «Ревушка-коровушка»,
«Вот какой глупый мышонок», Многие – в возрасте «от двух до пяти» – сами
сочиняют стихи, считалки, придумывают «истории» и сказки.
Активное
развитие
воссоздающего
воображения
дошкольника
способствует возникновению словесного образа, пониманию поступков героев.
Известный советский психолог А. В. Запорожец экспериментально доказал, что
восприятие художественного произведения дошкольником имеет творческий
характер.
Оно
проходит
несколько
стадий
в
своем
развитии.
Маленький
ребенок,
слушая
стихотворение
и
ощущая
реальное
существование
героя,
«содействует»
с
ним:
топает
ногами,
машет
руками.
Ребенок
постарше
«соучаствует» с героем, что также может проявляться внешне. Через содействие
и соучастие у ребенка возникает сопереживание – основа основ эстетического
восприятия .
Дети
трех-четырех
лет
способны
понимать
основные
события
произведения,
улавливать
их
динамику.
В
центре
внимания
–
герой
литературного произведения, его внешность, действия, поступки. Пониманию
детей
доступны
простые,
открытые
мотивы
поступков.
Скрытые
же
мотивировки поступков зачастую остаются непонятными. Так как полностью
представить себе героя детям еще затруднительно, большое значение имеет
иллюстрация к тексту произведения. Отношение к героям эмоционально. Дети
пытаются вмешаться в события: прерывают чтение, «избивают» изображения
героя, переворачивают «неприятные» страницы.
В
младшей
группе
ознакомление
с
художественной
литературой
осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом
возрасте детей необходимо учить слушать сказки, рассказы, стихи, а также
следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.
Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов,
стихотворений,
привлекая
дошкольников
к
повторению
запомнившихся
им
отдельных
слов,
выражений,
песенок
персонажей.
Например,
после
прослушивания
сказок
«Козлята
и
волк»,
«Кот,
петух
и
лиса»
можно
предложить детям повторить песенки действующих лиц. Усваивая содержание
сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют
интонации взрослых, воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего
самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем
возрасте .
Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической
речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок
хорошо
запоминает
такие
образы,
как
«петушок
–
золотой
гребешок»,
«козлятушки – ребятушки», «коза – дереза» и др. Для чтения детям младшего
дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения
такие как А.Барто, «Игрушки», З.Александрова «Мой Мишка» и т. п. Младших
дошкольников
особенно
привлекают
произведения,
отличающие
четкой
формой,
ритмичностью,
мелодичностью.
При
повторном
чтении
дети
запоминают, усваивают смысл, речь обогащается запомнившимися ему словами
и выражениями.
Четырехлетние дети уже словесно выражают свое отношение к герою.
Они объективно оценивают поступки персонажей литературного произведения,
соотнося их с этическими нормами. Дети чутко реагируют на яркую, образную
речь,
способны
замечать
поэтичность
стихотворений.
Они
различают
прозаическую и поэтическую речь. Необходимо обращать внимание детей на
разнообразные
поступки
героев,
учить
обосновывать
свое
эмоциональное
отношение к героям, отмечать особенности языка, своеобразие прозаических и
поэтических произведений.
В
этом возрасте
продолжается ознакомление
детей с художественной
литературой. Дети в этом возрасте уже воспринимают не только содержание
литературного произведения, но и некоторые особенности литературного языка
(образные
слова
и
выражения,
некоторые
эпитеты
и
сравнения).
После
прочтения дети могут отвечать на поставленные вопросы, думать, размышлять,
анализировать, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и
чувствовать
художественную
форму
произведения.
В
этом
возрасте
дети
способны
замечать
красоту
и
богатство
русского
языка.
У
них
активно
развивается и обогащается словарь .
В пятилетнем возрасте ребенок проявляет более пристальный, глубокий
интерес к содержанию произведения, к поступкам и переживаниям героя. Дети
приобретают навык сосредоточенного, внимательного слушания произведений,
умение высказать свое отношение к произведениям. Ребенок уже сам оказывает
предпочтение отдельным произведениям и жанрам. Появляется определенный
«литературный опыт». Он выражается в осознанном отношении к авторскому
слову, в стремлении сравнить новое произведение с уже известным ранее. У
детей этого возраста появляются любимые произведения. На новую ступень
развития
поднимается
словесное
творчество
детей.
Оно
становится
самостоятельной
деятельностью,
не
связанной
с
пением,
танцами.
Дети
придумывают загадки, сочиняют короткие стихотворения, сказки. Читателей
этого возраста целесообразно знакомить с произведениями разных жанров,
показывать отличия рассказа от сказки, обращая внимание на изобразительно-
выразительные средства.
В среднем дошкольном возрасте детей учат при восприятии содержания
литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего
возраста
способны
более
глубоко
осмысливать
содержание
литературного
произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы,
выражающей
содержание.
Они
могут
различать
жанры
литературных
произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Анализ
сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее
глубокое
идейное
содержание
и
художественные
достоинства,
чтобы
им
надолго запомнились и полюбились поэтические образы .
При
ознакомлении
со
стихотворными
произведениями
нужно
помочь
ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать
содержание.
К шести годам ребенок достигает более высокого уровня умственной и
эмоциональной
активности
в
восприятии
художественных
произведений.
Маленький читатель начинает осмысливать не только внешние связи между
событиями,
фактами,
но
и
пытается
проникнуть
в
их
внутренний
смысл.
Значительно
усложняется
отношение
к
героям:
оно
уже
не
зависит
от
отдельного
поступка,
а
вытекает
из
содержания
всего
произведения.
Высказываясь о герое, дети оценивают не только внешние поступки, но и
внутренние качества, основываясь на высоких социально значимых мотивах.
Старшие дошкольники хорошо воспринимают юмор, реагируя не только на
комизм отдельных ситуаций,
но и
более
тонкий
юмор. Шестилетние дети
эмоционально
воспринимают
яркие
образы,
художественные
детали
произведений .
В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у
детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать
художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать
звучность, музыкальность, ритмичность поэтической
речи),
интонационную
выразительность
речи:
воспитывать
способность
чувствовать
и
понимать
образный
язык
сказок,
рассказов,
стихотворений.
Старшие
дошкольники,
воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку
персонажам,
используя в
собственных
суждениях
сложившиеся
у
них
под
влиянием
воспитания
критерии
поведения
человека
в
обществе.
Прямое
сопереживание героям, умение смотреть за развитием сюжета, сопоставление
событий, обрисованных в произведении, с теми, что ему приходилось следить в
жизни, помогают ребенку сравнимо скоро и верно понимать реалистические
рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы.
Недостаточный
уровень
развития
отвлеченного
мышления
затрудняет
восприятие
детьми
таковых
жанров,
как
басни,
пословицы,
загадки,
обусловливает
необходимость
помощи
взрослого.
Исследователями
установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и
могут
понимать
главные
различия
меж
прозой
и
поэзией.
Дети
старшего
дошкольного
возраста
под
действием
целенаправленного
управления
воспитателей
способны
узреть
единство
содержания
произведения
и
его
художественной формы, отыскать в нем образные слова и выражения, ощутить
ритм
и
рифму
стихотворения,
даже
вспомнить
образные
средства,
использованные другими поэтами .
Изучение
особенностей
восприятия
литературных
произведений
дошкольниками необходимо для отбора литературы, восприятия читательских
умений и навыков.
В
силу
возрастных
особенностей
дошкольники
обладают
особой
чуткостью к поэтическому образному слову, рифме, ритму. К. И. Чуковский в
книге «От 2 до 5» убедительно показал, что дети этого возраста «пламенно
любят стихи, не могут без них обойтись», с упоением слушают стихотворные
сказки,
часто
запоминают
полностью.
Стихи
С.
Маршака,
А.
Барто,
С.
Михалкова становятся постоянными спутниками детства.
Из поколения в поколение неизменным интересом у детей пользуются
произведения народного творчества и классической детской литературы. Но
ребенок жаждет познания окружающего его мира, поэтому наряду с классикой
необходимо приобщить начинающего читателя и к произведениям современных
авторов .
Повышенная
любознательность,
познавательная
активность
детей
дошкольного
возраста
обусловливает
их
интерес
к
научно-познавательным
книгам: по истории, о природе, о достижениях науки и техники. Наиболее
активен интерес малышей к природоведческой литературе, которая обычно
хорошо
представлена
в
библиотечном
фонде
книгами
В.
Бианки,
И.
Акимушкина,
Г.
Скребицкого,
Н.
Сладкова.
Велики
познавательные
и
эстетические возможности книг писателя и художника Е. Чарушина.
На запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние
психологические,
возрастные
и
индивидуальные
особенности
усвоения
материала, а также содержание и форма поэтического текста. С другой стороны,
существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов и качество
художественного исполнения их взрослыми.
Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса:
слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение
стихотворения наизусть. Воспроизведение поэтического текста зависит от того,
насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. В
то же время выразительное чтение – самостоятельная, сложная художественная
деятельность, в процессе которой развиваются способности ребенка. Задача
подготовить ребенка к восприятию стихотворения, прочитать стихи так, чтобы
дети
их
почувствовали
и
поняли,
представляет
для
педагога
известную
сложность.
Таким образом, на запоминание и воспроизведение стихов оказывают
влияние такие факторы: психологические возрастные особенности усвоения и
запоминания
материала;
содержание
и
форма
стихотворения;
качество
выразительного
чтения
взрослых;
приемы,
используемые
на
занятиях;
индивидуальные особенности детей. Основная задача воспитателя – привить
детям
любовь
к
художественному
слову,
уважение
к
книге.
А
для
этого
необходимо
обратить
внимание
детей
не
только
на
содержание,
но
и
на
выразительные
средства
языка
стихотворения
и
других
произведений
художественной
литературы.
Постепенно
у
детей
вырабатывается
избирательное
отношение
к
литературным
произведениям,
формируется
художественный
вкус
и
все
последующие
знакомства
с
огромным
литературным
наследием
будет
опираться
на
фундамент,
который
мы
закладываем в дошкольном детстве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Алексеева, М.М. Методика работы с художественной литературой в
детском саду : Учеб. пособие для сред. и высш. пед. учеб. заведений / М.М.
Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 199-98. – 400 с.
2.
Алябьева, Е.
А.
Как
научить ребенка
запоминать стихи:
метод.
пособие/ Е. А. Алябьева. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 96 с.
3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие / А.М.
Бородич. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 255 с.