Напоминание

Роль учебника истории в образовательном процессе


Автор: Иванова Лариса Борисовна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: БУ "Нижневартовский политехнический колледж"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Ханты– Мансийский автономный округ– Югра
Наименование материала: статья
Тема: Роль учебника истории в образовательном процессе
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Роль учебника истории в образовательном процессе

Авторы Иванова Л.Б. И Карагичева И.В. на основе опыта работы в коллеже

показывают формы и методы использования учебника при подготовке и на

уроках истории. Рекомендации окажут помощь преподавателям в их работе

по обучению студентов политехнического колледжа.

В

учебном

процессе

при

изучении

истории

нами

используется

учебник,

входящий в перечень рекомендуемых к использованию при реализации имеющих

государственную

аккредитацию

образовательных

программ

начального

общего,

основного

общего,

среднего

общего

образования

при

реализации

обязательной

части

основной

образовательной

программы

История

для

профессий

и

специальностей

технического,

естественно-научного,

социально-экономического

профилей: учебник для сред. проф. образования:

в 2 ч./ В.В. Артемов, Ю.Н.

Лубченков. – М. «Академия», 2018

В процессе обучения истории учебнику отводится чрезвычайно важное место.

Определяя функции учебника на уроке истории, следует исходить из двух основных

положений.

Во-первых, учебник является для студентов одним из главных источником

исторических знаний, подаваемых в определенной системе. В связи с этим перед

преподавателем

стоит

задача

научить

студентов

пользоваться

этим

источником

знаний

и

его

отдельными

элементами

(текстом,

фрагментами

исторических

документов,

которые

приводятся

в

учебнике,

иллюстрациями,

аппаратом

организации усвоения, т.е. различными вопросами, заданиями, памятками и др.).

Во-вторых, учебник является частью системы средств обучения по предмету. В этой

системе

именно

учебнику

отводится

роль

стержня,

объединяющего

остальные

элементы.

В

комплексе пособий и средств обучения учебник выступает и как

средство

передачи

студентам

информации,

и

как

средство,

организующее

использование

аудивизуальных

средств,

словарей

и

справочников

в

процессе

обучения в колледже и дома. В связи с этим возникает вопрос о приемах сочетания

учебника с другими средствами обучения и источниками информации, позволяющих

студенту в качестве стрежня системы средств обучения по истории выполнять и

координирующие функции.

Учебник по истории содержат систему знаний по учебному предмету в целом.

В настоящее время с учетом требований ФГОС дорабатываются действующие

и

создаются

новые

учебники.

Совершенствуется

их

методический

аппарат,

оформление, вводятся цветные изображения, в них появляются новые иллюстрации,

тексты

документов,

вопросы

и

задания.

Все

это

требует

от

преподавателя

тщательного

изучения

структуры

и

содержания

новых

учебников,

внесения

изменений в планы уроков.

Работа студентов с новым учебником начинается со знакомства с книгой на

вводном

занятии

в

начале

нового

курса.

Поскольку

структура

книг

отражает

периодизацию и определенную логику изложения учебного материала, знакомство

студентов с этой структурой позволяет в самой общей форме представить характер и

объем

изучаемого

материала.

Кроме

того,

это

позволяет

указать

студентам

рациональные приемы ориентировки в книге. Но, опыт показывает, что овладение

применяемой

в

учебниках

системой

обозначений

возможно

лишь

в

ходе

практической работы с учебником. Таким образом, умение студентов работать с

учебником должно совершенствоваться непрерывно.

Основным источником исторических знаний в учебнике является его текст.

При работе с текстом учебника преподаватель должен прежде всего тщательно

изучить структуру и содержание каждого параграфа. Речь идет не только о вполне

очевидной

необходимости

соотнести

объяснения

преподавателя

с

содержанием

учебника, но, если нужно, дополнить его материал, привлекая другие источники

информации. Важно также в каждом отдельном случае отобрать фрагменты текста,

которые

могут

быть

использованы

непосредственно

на

уроке

для

организации

самостоятельной

работы

учащихся.

При

этом

следует

учитывать

реальные

возможности каждой группы, её подготовленности к самостоятельному усвоению

учебного материала и отбирать фрагменты, доступные большинству студентов.

Самостоятельная

работа

студентов

с

текстом

учебника

не

должна

рассматриваться

изолировано

от

остальных

этапов

их

работы

на

уроке.

Самостоятельная работа будет по-настоящему эффективна лишь в том случае, если

явится

элементом

общей

структуры

урока,

тесно

связанным

с

предыдущей

и

последующей деятельностью студентов.

Чтобы текст, изученный на уроке, достаточно усваивался, необходимо четко

сформулировать и определить задачи студентов.

Задание

по

тексту,

который

избран

преподавателем

для

самостоятельной

работы

студентов

(как

правило,

небольшой

части

параграфа),

может

быть

поставлено и в ходе объяснения нового материала и при повторении пройденного, и

при закреплении только что объясненного преподавателем. Например, при изучении

темы «Зарождение централизованных государств в Европе» студенты получают

задание прочитать текст учебника и ответить на вопрос о причинах Столетней

войны. На наш взгляд, следует различать два типа заданий по тексту учебника: с

одной стороны вопросы, требующие

конкретного, довольно лаконичного ответа

(например,

при

изучении

темы

«Начало

возвышения

Москвы»

найти

в

тексте

учебника

причины

объединения

русских

земель;

при

изучении

темы

«Экономическое

развитие

и

перемены

в

западноевропейском

обществе»

дать

определение

терминов

и

понятий

«мануфактура»,

«акционерное

общество»,

«революция цен», изучая тему «Послевоенное устройство мира. Начало «холодной

войны»,

студенты делают вывод, подводящий итог рассказу преподавателя, об

итогах Корейской войны и т.п.), с другой – задания, направленные на тщательное

изучение

определенного

отрывка,

т.е.

самостоятельное

знакомство

с

одним

из

аспектов изучаемой проблемы. Например, при изучении темы «Страны Латинской

Америки в ХХ в.» студенты выявляют основные тенденции развития этих стран. В

первом случае обращение к учебнику осуществляется в ходе самого опроса или

объяснения и служит прежде всего для активизации работы студентов. Студенты не

только слушают преподавателя или своих товарищей, но и раскрывают учебник на

заданной странице, ищут в тексте ответ на поставленный вопрос.

Такой прием

проще

применять

при

повторении

пройденного

материала,

поскольку

подобная

работа с незнакомым текстом потребует у студентов больше времени. Но и в ходе

объяснения

нового

материала

преподаватель

может

адресовать

студентов

к

определенной формулировке в учебнике, обратить их внимание на приведенную в

тексте цитату и т.п. Наиболее пригодны для этого части текста, так или иначе

выделенные на указанной странице. Такой прием повышает внимание студентов к

объяснению, он несколько разнообразит рассказ учителя и, главное, нацеливает

студентов на самостоятельное приобретение знаний. Это достигается в том случае,

когда студенты сами знакомятся с отрывком текста учебника. И в этой ситуации

преподаватель играет очень активную роль. Он должен нацелить студентов на

решение

конкретных

задач,

в

ходе

своего

объяснения

с

помощью

вопросов

и

заданий, поставленных до и после прочтения текста, связать его с уже объясненным

материалом, использовать и при объяснении последующих вопросов. Только в этом

случае

возникнут

благоприятные

условия

для

усвоения

(на

основе

рассказа

преподавателя,

прочитанного

текста

учебника,

других

источников

информации)

определенной системы знаний и представлений, связанных с изучаемым вопросом

программы.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что работа с текстом учебника на уроке

сохраняет свою важность на протяжении всего изучения курса истории.



В раздел образования