Автор: Иванова Лариса Борисовна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: БУ "Нижневартовский политехнический колледж"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Ханты– Мансийский автономный округ– Югра
Наименование материала: статья
Тема: Роль учебника истории в образовательном процессе
Раздел: среднее профессиональное
Роль учебника истории в образовательном процессе
Авторы Иванова Л.Б. И Карагичева И.В. на основе опыта работы в коллеже
показывают формы и методы использования учебника при подготовке и на
уроках истории. Рекомендации окажут помощь преподавателям в их работе
по обучению студентов политехнического колледжа.
В
учебном
процессе
при
изучении
истории
нами
используется
учебник,
входящий в перечень рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
программ
начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования
при
реализации
обязательной
части
основной
образовательной
программы
История
для
профессий
и
специальностей
технического,
естественно-научного,
социально-экономического
профилей: учебник для сред. проф. образования:
в 2 ч./ В.В. Артемов, Ю.Н.
Лубченков. – М. «Академия», 2018
В процессе обучения истории учебнику отводится чрезвычайно важное место.
Определяя функции учебника на уроке истории, следует исходить из двух основных
положений.
Во-первых, учебник является для студентов одним из главных источником
исторических знаний, подаваемых в определенной системе. В связи с этим перед
преподавателем
стоит
задача
научить
студентов
пользоваться
этим
источником
знаний
и
его
отдельными
элементами
(текстом,
фрагментами
исторических
документов,
которые
приводятся
в
учебнике,
иллюстрациями,
аппаратом
организации усвоения, т.е. различными вопросами, заданиями, памятками и др.).
Во-вторых, учебник является частью системы средств обучения по предмету. В этой
системе
именно
учебнику
отводится
роль
стержня,
объединяющего
остальные
элементы.
В
комплексе пособий и средств обучения учебник выступает и как
средство
передачи
студентам
информации,
и
как
средство,
организующее
использование
аудивизуальных
средств,
словарей
и
справочников
в
процессе
обучения в колледже и дома. В связи с этим возникает вопрос о приемах сочетания
учебника с другими средствами обучения и источниками информации, позволяющих
студенту в качестве стрежня системы средств обучения по истории выполнять и
координирующие функции.
Учебник по истории содержат систему знаний по учебному предмету в целом.
В настоящее время с учетом требований ФГОС дорабатываются действующие
и
создаются
новые
учебники.
Совершенствуется
их
методический
аппарат,
оформление, вводятся цветные изображения, в них появляются новые иллюстрации,
тексты
документов,
вопросы
и
задания.
Все
это
требует
от
преподавателя
тщательного
изучения
структуры
и
содержания
новых
учебников,
внесения
изменений в планы уроков.
Работа студентов с новым учебником начинается со знакомства с книгой на
вводном
занятии
в
начале
нового
курса.
Поскольку
структура
книг
отражает
периодизацию и определенную логику изложения учебного материала, знакомство
студентов с этой структурой позволяет в самой общей форме представить характер и
объем
изучаемого
материала.
Кроме
того,
это
позволяет
указать
студентам
рациональные приемы ориентировки в книге. Но, опыт показывает, что овладение
применяемой
в
учебниках
системой
обозначений
возможно
лишь
в
ходе
практической работы с учебником. Таким образом, умение студентов работать с
учебником должно совершенствоваться непрерывно.
Основным источником исторических знаний в учебнике является его текст.
При работе с текстом учебника преподаватель должен прежде всего тщательно
изучить структуру и содержание каждого параграфа. Речь идет не только о вполне
очевидной
необходимости
соотнести
объяснения
преподавателя
с
содержанием
учебника, но, если нужно, дополнить его материал, привлекая другие источники
информации. Важно также в каждом отдельном случае отобрать фрагменты текста,
которые
могут
быть
использованы
непосредственно
на
уроке
для
организации
самостоятельной
работы
учащихся.
При
этом
следует
учитывать
реальные
возможности каждой группы, её подготовленности к самостоятельному усвоению
учебного материала и отбирать фрагменты, доступные большинству студентов.
Самостоятельная
работа
студентов
с
текстом
учебника
не
должна
рассматриваться
изолировано
от
остальных
этапов
их
работы
на
уроке.
Самостоятельная работа будет по-настоящему эффективна лишь в том случае, если
явится
элементом
общей
структуры
урока,
тесно
связанным
с
предыдущей
и
последующей деятельностью студентов.
Чтобы текст, изученный на уроке, достаточно усваивался, необходимо четко
сформулировать и определить задачи студентов.
Задание
по
тексту,
который
избран
преподавателем
для
самостоятельной
работы
студентов
(как
правило,
небольшой
части
параграфа),
может
быть
поставлено и в ходе объяснения нового материала и при повторении пройденного, и
при закреплении только что объясненного преподавателем. Например, при изучении
темы «Зарождение централизованных государств в Европе» студенты получают
задание прочитать текст учебника и ответить на вопрос о причинах Столетней
войны. На наш взгляд, следует различать два типа заданий по тексту учебника: с
одной стороны вопросы, требующие
конкретного, довольно лаконичного ответа
(например,
при
изучении
темы
«Начало
возвышения
Москвы»
найти
в
тексте
учебника
причины
объединения
русских
земель;
при
изучении
темы
«Экономическое
развитие
и
перемены
в
западноевропейском
обществе»
дать
определение
терминов
и
понятий
«мануфактура»,
«акционерное
общество»,
«революция цен», изучая тему «Послевоенное устройство мира. Начало «холодной
войны»,
студенты делают вывод, подводящий итог рассказу преподавателя, об
итогах Корейской войны и т.п.), с другой – задания, направленные на тщательное
изучение
определенного
отрывка,
т.е.
самостоятельное
знакомство
с
одним
из
аспектов изучаемой проблемы. Например, при изучении темы «Страны Латинской
Америки в ХХ в.» студенты выявляют основные тенденции развития этих стран. В
первом случае обращение к учебнику осуществляется в ходе самого опроса или
объяснения и служит прежде всего для активизации работы студентов. Студенты не
только слушают преподавателя или своих товарищей, но и раскрывают учебник на
заданной странице, ищут в тексте ответ на поставленный вопрос.
Такой прием
проще
применять
при
повторении
пройденного
материала,
поскольку
подобная
работа с незнакомым текстом потребует у студентов больше времени. Но и в ходе
объяснения
нового
материала
преподаватель
может
адресовать
студентов
к
определенной формулировке в учебнике, обратить их внимание на приведенную в
тексте цитату и т.п. Наиболее пригодны для этого части текста, так или иначе
выделенные на указанной странице. Такой прием повышает внимание студентов к
объяснению, он несколько разнообразит рассказ учителя и, главное, нацеливает
студентов на самостоятельное приобретение знаний. Это достигается в том случае,
когда студенты сами знакомятся с отрывком текста учебника. И в этой ситуации
преподаватель играет очень активную роль. Он должен нацелить студентов на
решение
конкретных
задач,
в
ходе
своего
объяснения
с
помощью
вопросов
и
заданий, поставленных до и после прочтения текста, связать его с уже объясненным
материалом, использовать и при объяснении последующих вопросов. Только в этом
случае
возникнут
благоприятные
условия
для
усвоения
(на
основе
рассказа
преподавателя,
прочитанного
текста
учебника,
других
источников
информации)
определенной системы знаний и представлений, связанных с изучаемым вопросом
программы.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что работа с текстом учебника на уроке
сохраняет свою важность на протяжении всего изучения курса истории.