Напоминание

"Формирование базовых умений и навыков учебно-познавательной деятельности у студентов на занятиях русского языка и литературы"


Автор: Сыровенко Анна Александровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ НАО "Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В.Г.Волкова"
Населённый пункт: город Нарьян-Мар, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование базовых умений и навыков учебно-познавательной деятельности у студентов на занятиях русского языка и литературы"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирование

базовых

умений

и

навыков

учебно-познавательной

деятельности у студентов на занятиях русского языка и литературы.

Я.А. Коменский в книге «Великая дидактика» призывал педагогов к

изысканию такого способа обучения, при котором педагоги меньше бы учили,

а учащиеся больше учились. В результате воспитания человек должен стать

способным управлять собой и делать всякое дело сам.

Реформы в российском обществе сегодня требуют подготовки людей,

способных обеспечить его развитие и процветание в XXI веке. Подготовка

таких

специалистов

возложена

на

систему

образования.

Именно

с

этим

связано

появление

многих

идей

компетентностного

подхода

в

обучении.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность

учащегося, а умение им решать проблемы, возникающие в познании, во

взаимоотношениях

людей,

в

профессиональной

жизни,

в

личностном

самоопределении.

Ключевые компетенции - это способности личности справляться с

самыми различными задачами. Их формирование осуществляется в рамках

каждого учебного предмета. Одна из

ключевых компетенций –

учебно-

познавательная.

Учебно-познавательная

компетенция - это совокупность

умений и

навыков

самостоятельной

познавательной

деятельности

(владение

механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки

успешности собственной деятельности; приемами действий в нестандартных

ситуациях, эвристическими методами решения проблем и др.).

Становление

познавательных

интересов

учащихся,

прежде

всего,

происходит на уроке. Активизируется познавательная деятельность студентов

и

повышается

интерес

к

учению

при

помощи

использования

различных

методов, форм и видов работы. Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки,

раздаточный

материал,

занимательные

упражнения

вызывают

чувство

новизны,

необычности,

неожиданности,

развивают

сообразительность,

инициативу,

создают

атмосферу

доброжелательности,

зажигают

огонёк

пытливости.

Для

того

чтобы

вызвать

у

обучающихся

любопытство

-

причину

познавательного интереса -

используются следующие приемы: создание

ситуации

успеха (выполнение

заданий

посильных

для

всех

студентов,

изучение нового материала с опорой на старые знания); положительный

эмоциональный настрой ( создание доброжелательной атмосферы доверия и

сотрудничества,

яркая

и

эмоциональная

речь

преподавателя

); рефлексия

(оценка

собственной

деятельно сти

и

деятельно сти

д р у г и х ) ;

занимательность, необычное начало занятия ( использование музыкальных

фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки).

Для обучения студентов целеполаганию в учении, осознанию целей

обучения и их реализации (мотивационно – целевой блок) применяются:

прерывание и незавершённость учебной деятельности (создание дефицита

знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности);

предоставление

права

выбора

(

разноуровневые

задания,

варьирование

заданий по степени значимости и др.);реакция на ошибку ( приём "лови

ошибку",

выяснение

причин

ошибок

и

определение

последующих

действий);практическая направленность(соотнесение учебного материала с

конкретной

жизненной

ситуацией,

определение

значимости

изучаемого

материала).

Формирование

учебной

деятельности,

которая

характеризуется

умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать

новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки

своей учебной деятельности реализуется посредством следующих приёмов

(познавательный блок): включение учащихся в коллективную деятельность,

необычная форма преподнесения материала; создание проблемной ситуации,

сотрудничество на уроке, привлечение учащихся к оценочной деятельности,

стимулирование деятельности.

На занятиях русского языка и литературы наряду с традиционными

приёмами

формирования

умений

и

навыков

учебно-познавательной

деятельности

(составление

и

обсуждение

хронологических

таблиц

по

биографии и творчеству писателей, составление конспектов, планов, чтение

наизусть

стихотворений,

анализ

произведений

и

текстов

и

др.)успешно

применяются

следующие

инновационные

приемы:

ассоциативный

ряд;

опорный

конспект;

ИНСЕРТ,

мозговая

атака;

синквейн;

эссе;

ключевые

термины; медиапроекты; дидактическая игра; анализ текста; работа с тестом;

нетрадиционные формы домашнего задания.

Сформированность

умений

и

навыков

учебно-познавательной

деятельности

на

практике

проверяется

в

результате

выполнения

самостоятельных

заданий.

На

занятиях

русского

языка

и

литературы

используются различные виды самостоятельной работы, которые требуют от

студента

знаний

по

дисциплине,

проявления

элементов

творчества,

новаторства,

способствуют

развитию

у

обучающихся

внимания,

воображения. Приведу примеры некоторых самостоятельных заданий.

1.

Используя

материалы

предыдущих

уроков,

свои

впечатления,

дополнительные

знания,

музыкальные

композиции

и

т.п.,

создать

медиапроект или стенгазету-коллаж

на темы «Благодарим Вас…», «Ваши

уроки в нашем сердце» и т.п., посвящённые жизни и творчеству

М.Ю.

Лермонтова (в течение одной пары проходила совместная работа студентов

по созданию проекта и стенгазеты).

2.

Найти

и

выписать

пословицы,

в

которых

говорится

о

любви

к

Родине. В первый столбик выписать пословицы с именами прилагательными

сравнительной степени, а во второй – с наречиями сравнительной степени .

Выделить в прилагательных и наречиях суффиксы сравнительной степени.

3. Подобрать такие рисунки по своему выбору, чтобы по ним составить

10 предложений, добавить в каждое предложение деепричастный оборот,

который более точно поможет описать основное действие.

4.

Прочитать

сведения

о

причастиях.

Составить

сложный

план

и

подготовить сообщение о причастии как об особой форме глагола, приводя

примеры

из

художественных

произведений

(можно

выполнить

задание

о

любой изучаемой части речи).

5.

В

журналах,

газетах

найти

примеры

статей,

написанных

в

публицистическом

стиле.

По

образцу

написать

мини-сочинение

(тема

свободная).

6.

Послушать

любимое

музыкальное

произведение

(желательно

классическое).

Определить,

какие

чувства,

мысли,

настроение

оно

пробуждает? Слушая музыку, представить какие-либо картины? Написать

вариант сочинения на тему: «Слушая…». Желательно использовать словари:

«Словарь эпитетов», «Словарь синонимов».

7. В русском языке более 140 фразеологических сравнений. Составить

небольшой текст в публицистическом стиле, используя фразеологические

обороты.

Обратиться

за

помощью

к

«Школьному

фразеологическому

словарю», узнать этимологию сравнений и рассказать об этом группе и дома.

8. Найти в 4 и 5 главах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» такие

сложные бессоюзные предложения, сравнительная часть которых начинается

словом «так». Записать их.

Таким образом, занятия по дисциплине «Русский язык и литература»

н а I курсе обучения (на базе 9 классов) в

средних профессиональных

образовательных учреждениях помогают сформировать базовые умения и

навыки

учебно-познавательной

деятельности,

которые

оказываются

необходимыми для самостоятельной работы студентов по всем остальным

дисциплинам.

Связано

это

с

тем,

что

основная

коммуникативная

-

деятельность человека показывает, как он умеет логически и самостоятельно

мыслить, чтобы быстро и на высоком уровне решать поставленные жизнью

задачи. Как раз занятия по русскому языку и литературе являются именно той

средой,

которая

представляет

собой

синтез

исторических,

социально-

экономических,

политических,

идеологических,

личностных

фактов

общечеловеческого бытия, изучая и анализируя которые, ребята приобретают

навыки самостоятельного познания, учатся мыслить самостоятельно, чтобы

конструировать в дальнейшем свою жизнь в профессии, в семье, в обществе.



В раздел образования