Автор: Сыровенко Анна Александровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ НАО "Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В.Г.Волкова"
Населённый пункт: город Нарьян-Мар, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование базовых умений и навыков учебно-познавательной деятельности у студентов на занятиях русского языка и литературы"
Раздел: среднее профессиональное
Формирование
базовых
умений
и
навыков
учебно-познавательной
деятельности у студентов на занятиях русского языка и литературы.
Я.А. Коменский в книге «Великая дидактика» призывал педагогов к
изысканию такого способа обучения, при котором педагоги меньше бы учили,
а учащиеся больше учились. В результате воспитания человек должен стать
способным управлять собой и делать всякое дело сам.
Реформы в российском обществе сегодня требуют подготовки людей,
способных обеспечить его развитие и процветание в XXI веке. Подготовка
таких
специалистов
возложена
на
систему
образования.
Именно
с
этим
связано
появление
многих
идей
компетентностного
подхода
в
обучении.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность
учащегося, а умение им решать проблемы, возникающие в познании, во
взаимоотношениях
людей,
в
профессиональной
жизни,
в
личностном
самоопределении.
Ключевые компетенции - это способности личности справляться с
самыми различными задачами. Их формирование осуществляется в рамках
каждого учебного предмета. Одна из
ключевых компетенций –
учебно-
познавательная.
Учебно-познавательная
компетенция - это совокупность
умений и
навыков
самостоятельной
познавательной
деятельности
(владение
механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки
успешности собственной деятельности; приемами действий в нестандартных
ситуациях, эвристическими методами решения проблем и др.).
Становление
познавательных
интересов
учащихся,
прежде
всего,
происходит на уроке. Активизируется познавательная деятельность студентов
и
повышается
интерес
к
учению
при
помощи
использования
различных
методов, форм и видов работы. Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки,
раздаточный
материал,
занимательные
упражнения
вызывают
чувство
новизны,
необычности,
неожиданности,
развивают
сообразительность,
инициативу,
создают
атмосферу
доброжелательности,
зажигают
огонёк
пытливости.
Для
того
чтобы
вызвать
у
обучающихся
любопытство
-
причину
познавательного интереса -
используются следующие приемы: создание
ситуации
успеха (выполнение
заданий
посильных
для
всех
студентов,
изучение нового материала с опорой на старые знания); положительный
эмоциональный настрой ( создание доброжелательной атмосферы доверия и
сотрудничества,
яркая
и
эмоциональная
речь
преподавателя
); рефлексия
(оценка
собственной
деятельно сти
и
деятельно сти
д р у г и х ) ;
занимательность, необычное начало занятия ( использование музыкальных
фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки).
Для обучения студентов целеполаганию в учении, осознанию целей
обучения и их реализации (мотивационно – целевой блок) применяются:
прерывание и незавершённость учебной деятельности (создание дефицита
знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности);
предоставление
права
выбора
(
разноуровневые
задания,
варьирование
заданий по степени значимости и др.);реакция на ошибку ( приём "лови
ошибку",
выяснение
причин
ошибок
и
определение
последующих
действий);практическая направленность(соотнесение учебного материала с
конкретной
жизненной
ситуацией,
определение
значимости
изучаемого
материала).
Формирование
учебной
деятельности,
которая
характеризуется
умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать
новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки
своей учебной деятельности реализуется посредством следующих приёмов
(познавательный блок): включение учащихся в коллективную деятельность,
необычная форма преподнесения материала; создание проблемной ситуации,
сотрудничество на уроке, привлечение учащихся к оценочной деятельности,
стимулирование деятельности.
На занятиях русского языка и литературы наряду с традиционными
приёмами
формирования
умений
и
навыков
учебно-познавательной
деятельности
(составление
и
обсуждение
хронологических
таблиц
по
биографии и творчеству писателей, составление конспектов, планов, чтение
наизусть
стихотворений,
анализ
произведений
и
текстов
и
др.)успешно
применяются
следующие
инновационные
приемы:
ассоциативный
ряд;
опорный
конспект;
ИНСЕРТ,
мозговая
атака;
синквейн;
эссе;
ключевые
термины; медиапроекты; дидактическая игра; анализ текста; работа с тестом;
нетрадиционные формы домашнего задания.
Сформированность
умений
и
навыков
учебно-познавательной
деятельности
на
практике
проверяется
в
результате
выполнения
самостоятельных
заданий.
На
занятиях
русского
языка
и
литературы
используются различные виды самостоятельной работы, которые требуют от
студента
знаний
по
дисциплине,
проявления
элементов
творчества,
новаторства,
способствуют
развитию
у
обучающихся
внимания,
воображения. Приведу примеры некоторых самостоятельных заданий.
1.
Используя
материалы
предыдущих
уроков,
свои
впечатления,
дополнительные
знания,
музыкальные
композиции
и
т.п.,
создать
медиапроект или стенгазету-коллаж
на темы «Благодарим Вас…», «Ваши
уроки в нашем сердце» и т.п., посвящённые жизни и творчеству
М.Ю.
Лермонтова (в течение одной пары проходила совместная работа студентов
по созданию проекта и стенгазеты).
2.
Найти
и
выписать
пословицы,
в
которых
говорится
о
любви
к
Родине. В первый столбик выписать пословицы с именами прилагательными
сравнительной степени, а во второй – с наречиями сравнительной степени .
Выделить в прилагательных и наречиях суффиксы сравнительной степени.
3. Подобрать такие рисунки по своему выбору, чтобы по ним составить
10 предложений, добавить в каждое предложение деепричастный оборот,
который более точно поможет описать основное действие.
4.
Прочитать
сведения
о
причастиях.
Составить
сложный
план
и
подготовить сообщение о причастии как об особой форме глагола, приводя
примеры
из
художественных
произведений
(можно
выполнить
задание
о
любой изучаемой части речи).
5.
В
журналах,
газетах
найти
примеры
статей,
написанных
в
публицистическом
стиле.
По
образцу
написать
мини-сочинение
(тема
свободная).
6.
Послушать
любимое
музыкальное
произведение
(желательно
классическое).
Определить,
какие
чувства,
мысли,
настроение
оно
пробуждает? Слушая музыку, представить какие-либо картины? Написать
вариант сочинения на тему: «Слушая…». Желательно использовать словари:
«Словарь эпитетов», «Словарь синонимов».
7. В русском языке более 140 фразеологических сравнений. Составить
небольшой текст в публицистическом стиле, используя фразеологические
обороты.
Обратиться
за
помощью
к
«Школьному
фразеологическому
словарю», узнать этимологию сравнений и рассказать об этом группе и дома.
8. Найти в 4 и 5 главах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» такие
сложные бессоюзные предложения, сравнительная часть которых начинается
словом «так». Записать их.
Таким образом, занятия по дисциплине «Русский язык и литература»
н а I курсе обучения (на базе 9 классов) в
средних профессиональных
образовательных учреждениях помогают сформировать базовые умения и
навыки
учебно-познавательной
деятельности,
которые
оказываются
необходимыми для самостоятельной работы студентов по всем остальным
дисциплинам.
Связано
это
с
тем,
что
основная
–
коммуникативная
-
деятельность человека показывает, как он умеет логически и самостоятельно
мыслить, чтобы быстро и на высоком уровне решать поставленные жизнью
задачи. Как раз занятия по русскому языку и литературе являются именно той
средой,
которая
представляет
собой
синтез
исторических,
социально-
экономических,
политических,
идеологических,
личностных
фактов
общечеловеческого бытия, изучая и анализируя которые, ребята приобретают
навыки самостоятельного познания, учатся мыслить самостоятельно, чтобы
конструировать в дальнейшем свою жизнь в профессии, в семье, в обществе.